Разработка урока химии по теме: Характеристика простых веществ - металлов.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Простые вещества - металлы.docx
Тема урока: Простые вещества – металлы. Задачи: 1. повторить и закрепить представления об особенностях металлической связи; 2. сформировать представления о физических свойствах металлов; 3. продолжить развитие логического мышления; 4. воспитывать культуру общения. Мотивация и целеполагание: Предлагаем учащимся определить, о каком металле идет речь.  Это один из главных металлов электротехники. Вместе золотой, серебром, железом, оловом,   свинцом   и   ртутью   этот   металл   входит   в   «великолепную   семерку»   металлов, известных   людям   с   незапамятных   времен.   Из   этих   семи   древнейших   металлов   только четыре  – золото, серебро,  ртуть  и  этот металл  – встречаются   на Земле  в самородном состоянии. Из сплава на основе этого металла с древних времен изготавливали статуи и колокола.   Из   этого   же   сплава   отлиты   царь­пушка   и   царь­колокол,   находящиеся   в Московском кремле. Соли этого металла ядовиты, и их растворами в сельском хозяйстве протравливают семена перед посевом для уничтожения спор плесневых грибов на них. Большие залежи руд этого металла находятся на Урале и Алтае. (Медь) Изучение нового материала:     Ребята, вы, конечно же, помните, что всего известно 114 химических элементов. Из них 92 относится к металлам. С металлами люди знакомы очень давно. Из истории вы помните, что на смену каменному веку, пришел медный век, затем бронзовый, который сменился железным веком. Люди постоянно использовали металлы: для изготовления наконечников стрел и копий, из металлов делали мечи и щиты, посуду, плуги и многое другое. В древности для письма и рисования использовали свинцовые или серебряные палочки. До наших дней сохранились серебряные рисунки Л. Да Винчи и других художников эпохи Возрождения. Кроме того, металлам приписывалось множество чудодейственных свойств. Еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле. Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро – с Луной, медь с Венерой, железо   ­   с   Марсом,   олово   –   с   Юпитером,   свинец   с   Сатурном,   ртуть   ­   с   Меркурием. Поэтому   алхимики,   обозначения   химических   элементов   металлов   связывали   с обозначениями планет (см. рис. 44). В 1789 г. Лавуазье в своем «Начальном курсе химии» упоминал уже о  17 металлах. В начале 19 в. началось открытие платиновых металлов. В   настоящее   время   металлы   и   их   сплавы   широко   используются   человеком   при изготовлении монет, памятников, титан  используют как заменитель костной ткани; тантал –  для   сшивания   нервов,  ниобий   используется   для   сшивания   сухожилия   и   кровеносных сосудов. Из   предыдущих   тем   вы   помните,   что   для   металлов   характерна   металлическая химическая   связь.   Эта   связь   обуславливает   ряд   свойств,   характерных   для   металлов. Прежде всего, все металлы – твердые вещества, за исключением ртути. Это единственный металл,   который   находится   в   жидком   состоянии.   Немаловажным   свойством   металлов является их пластичность. Это изменение формы под действием приложенной силы. Или ковкость,   когда   тоже   меняется   форма   металла   из­за   механического   воздействия.   Этисвойства позволяют выкатывать металлы в листы, вытягивать их в проволоку. При этом слои смещаются относительно друг друга, но связь сохраняется благодаря «свободным» электронам.  Самым  пластичным  металлом  является  золото.  Один  грамм  золота  можно вытянуть в проволоку длиной два километра. Металлы   обладают   металлическим   блеском.   Свет   поглощается   поверхностью металла, и электроны начинают испускать свое излучение, которое мы воспринимаем как металлический блеск. Палладий, ртуть, серебро и медь лучше других отражают свет. Наличие свободных электронов в металлах объясняет и такое их свойство, как электро­ и теплопроводность. Лучшими проводниками электрического тока являются: серебро, медь, золото, алюминий. Подумайте, почему же серебро широко не используют для изготовления проводов, а в основном медь или алюминий? Металлы   различают   и   по   твердости:   самые   мягкие   это   щелочные   металлы   (IА группа), самые твердые: хром, титан, молибден. По плотности различают легкие металлы, у которых плотность меньше 5 г/см3. К таким относятся щелочные металлы. Тяжелыми считаются металлы, у которых плотность больше 5 г/см3. Самым тяжелым является осмий. По   температуре   плавления   металлы   делятся   на   легкоплавкие,   у   которых   эта температура   меньше   1000  0С,   и   тугоплавкие,   у   которых   она   больше   1000  0С.   Самым легкоплавким металлом является ртуть, а самым тугоплавким – вольфрам, из которого изготавливают нити накаливания для лампочек (см. рис. 45).  Это основные свойства металлов. Все их свойства зависят от строения, о котором вы узнаете в дальнейшем при изучении химии. Обобщение и систематизация знаний: 1. §14, упр. 1­4 2. Фронтальная беседа по теме. Закрепление и контроль знаний: 1. Расположите элементы в порядке возрастания металлических свойств: Na, Rb, Li, K Ответ: Li, Na, K, Rb. 2. Выберите из перечня физические свойства меди. 3. а) жидкость; б) плотность выше 5 г/см3; в) красный цвет; г) электропроводность. 4. Ответ: б), в), г). 5.         Рефлексия и подведение итогов:    ­ Что нового вы узнали о металлах?  ­ Заинтересовала ли вас эта тема? Почему? 6.         Домашнее задание:    I уровень: §14;   II уровень: тоже + упр. 5.