Разработка урока химии по теме: Химические реакции. Признаки реакций. Закон сохранения массы веществ.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Химические явления. Закон сохранения массы веществ.docx
Тема урока: Химические явления.  Закон сохранения массы веществ. Задачи: 1. сформировать   представления   о   химических   явлениях,   признаках   и   условиях протекания химических реакций; 2. сформулировать закон сохранения массы веществ; 3. развитие   умений   объяснять   зависимость   протекания   химических   реакций   от внешних условий;  4. воспитывать экологическую культуру. Мотивация и целеполагание:      Жук­бомбардир защищается от нападающих на него муравьев с помощью струи жидкости.   Эта   жидкость   на   воздухе   образует   газ,   который   взрывается,   выделяя   много теплоты. – Как вы считаете, как это явление связано с темой урока? Изучение нового материала: Давайте   проследим   за   протеканием   химических   реакций   и   установим   признаки,     Химические явления, или химические реакции, отличаются от физических тем, что в   результате   химических   реакций   происходит   превращение   одних   веществ   в   другие. Причем,   образовавшиеся   вещества   отличаются   от   исходных   по   своим   свойствам. Например, железный гвоздь на воздухе ржавеет, ржавчина – это уже не железо, а совсем другое вещество, отличающееся по свойствам от железа. С химическими явлениями мы встречаемся и в повседневной жизни: скисание молока, гниение листьев, фотосинтез.       Запомните несколько признаков химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты,   появление света, изменение цвета.      которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств.      Например,  при растворении никеля  в соляной  кислоте,  образуется раствор соли изумрудно­зеленого   цвета.   Образование   новых   веществ   говорит   о   том,   что   прошла химическая реакция, признак ее – изменение цвета. Добавив в раствор сульфида натрия соляной кислоты, появляется запах тухлых яиц. Это запах сероводорода. Признак этой реакции   –   появление   запаха,   а   образование   сероводорода   говорит   о   том,   что   это химическое явление.     свинца (II), то образуется две новые соли и выпадает осадок желтого цвета.        Химическое   явление   можно   наблюдать,   если   кусочек   мела   бросить   в   раствор соляной кислоты. При этом наблюдается бурное выделение углекислого газа. А железный гвоздь, опущенный в раствор соляной кислоты, покрывается пузырьками, эти пузырьки – водород.      Если мы к раствору медного купороса добавим щелочь, то у нас образуется осадок голубого цвета. Прилив к этому осадку раствор кислоты, он раствориться. Эти признаки свидетельствуют о том, что прошла химическая реакция.     Смешаем порошки серы и железа, но новые вещества не образуются, а просто будет смесь веществ, которую можно разделить на компоненты с помощью магнита, или смешав с водой. Под действием магнита, железные опилки притягиваются  к нему, а сера нет. При растворении в воде сера всплывает вверх, а железные опилки опустятся вниз. Но если исходную   смесь   нагреть,   то   происходит   между   ними   химическая   реакция,   которая сопровождается выделением большого количества теплоты и образуется новое вещество – Если к бесцветному раствору йодида калия добавить бесцветный раствор нитратаFeS – сульфид железа (II). Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом (см. рис. 92). Поэтому это явление, горение железных опилок и серы, является химическим.      Если   же   в   ложечке   сжечь   серу,   но   она   загорится   синим   пламенем,   при   этом выделяется   теплота   и   свет,   появляется   запах   жженой   серы,   эти   признаки   тоже свидетельствуют о том, что процесс горения серы относится к химическим явлениям.     Реакция горения магния идет очень быстро, он горит ослепительным пламенем с образованием   нового   вещества   –   оксида   магния.   Фосфор   тоже   сгорает   в   кислороде   с образованием оксида фосфора (V).      Реакции, которые протекают с выделение теплоты и света, называются реакциями горения   (см.   рис.   93).   Кроме   того,   реакции,   протекающие   с   выделением   теплоты, называются экзотермическими (экзо – наружу), а реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими (эндо – внутрь) (см. рис. 95). К эндотермическим реакциям относится реакция разложения оксида ртути (II). Оксид ртути (II) представляет собой   вещество   красного   цвета.   При   нагревании   образуется   кислород,   который улетучивается и ртуть – металл серебристо­белого цвета (см. рис. 94).    Чтобы химическая реакция прошла, необходимы определенные условия: 1. Необходимо,   чтобы   реагирующие   вещества   соприкоснулись,   чем   больше   будет площадь   их   соприкосновения,   тем   быстрее   пойдет   реакция,   для   этого   твердые вещества   измельчают   и   перемешивают,   а   растворимые   –   растворяют   и   сливают растворы; 2. Нагревание – второе условие, которое в основном необходимо для эндотермических реакций, для экзотермических оно необходимо для начала реакции, а в некоторых случаях и вовсе не нужно; 3. Некоторые реакции не протекают без света, электрического тока. Например, для процесса фотосинтеза – свет – это необходимое условие. В 1748 г.  М.В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, который гласит: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее.  Как известно, носителями массы веществ являются атомы химических элементов, из которых состоят как вещества, которые вступают в химическую реакцию (реагенты), так и вещества,   образовавшиеся   в   результате   реакции   (продукты   реакции).   При   химических реакциях   атомы   не   разрушаются   и   не   образуются,   а   происходит   только   их перегруппировка. Для подтверждения своего закона Ломоносов провел следующий опыт: в специальный сосуд налил соляную кислоту и щелочь – гидроксид натрия. К раствору щелочи налил несколько капель фенолфталеина и раствор щелочи окрасился в малиновый цвет. Закрыл сосуд пробкой, взвесил, а затем слил растворы. При этом окраска малиновая исчезла, т.к. прошла   химическая   реакция,   а   масса   продуктов   реакции   оказалась   такой   же,   как   и исходная.  Мы можем сами доказать справедливость этого закона. Уравновесим на весах колбу с раствором   хлорида   железа   (III),   в   которую   опущена   пробирка   с   гидроксидом   натрия. Взвесим колбу. Смешаем растворы, у нас появляется осадок бурого цвета – гидроксид железа (III). Появление осадка говорит о том, что прошла химическая реакция. Взвесим колбу снова и видим, что масса не изменилась (см. рис. 97). Закон сохранения  массы  веществ  является  основным  законом  химии.  На основании этого   закона   составляют   уравнения   химических   реакций   и   проводят   расчеты   по уравнениям. Обобщение и систематизация знаний:1. Фронтальный опрос.    2. Л.о. «Горение магния и фосфора», «Взаимодействие мела с соляной кислотой», «Получение осадка гидроксида меди (II)», «Растворение осадка в кислоте». Закрепление и контроль знаний:    1. Графический диктант. На   основании   перечисленных   ниже   признаков   определите,   к   физическим   или   к химическим явлениям относятся указанные ниже превращения. а) при нагревании в колбе небольшого количества кристалликов йода серо­фиолетового цвета колба заполняется газом фиолетового цвета; б) при сливании двух бесцветных прозрачных растворов выпал осадок белого цвета; в) при горении дров образуется уголь; г) при нагревании минеральной воды выделяются пузырьки углекислого газа; д)   при   опускании   в   стакан   с   водой   голубых   кристалликов   медного   купороса   раствор постепенно окрашивается в голубой цвет; е) при внесении в колбу с кислородом раскаленной стальной проволоки она ярко светится и разбрызгивает в разные стороны раскаленные искры.     Ответы: Ф, Х, Х, Ф, Ф, Х.     2. Рассмотрите рисунок. Укажите для каждого случая признак химической реакции.    Ответы: изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, излучение света и теплоты.  3. Перечислите признаки реакций, происходящих при следующих явлениях:    а) гниение листьев;    б) действие раствора уксусной кислоты на мрамор;    в) прогоркание сливочного масла при долгом хранении на воздухе. 4. Объясните, какие явления (физические или химические) происходят:    а) при варке картофель, подвергшийся действию низких температур, приобретает сладкий вкус;    б) при действии ферментов глюкоза превращается в спирт;    в) при действии раствора йода на крахмал наблюдается синее окрашивание;      г) при открытии бутылки с минеральной водой происходит бурное выделение пузырьков газа.5. Вопросы из черного ящика.    а) Почему медная монета покрывается черным налетом по истечении длительного времени, а медная монета при нагревании – быстро?    б) При каких условиях в зеленых растениях из углекислого газа и воды образуется глюкоза и крахмал? Как называется этот процесс?      в) Почему могут находиться рядом открытые пробирки с растворами соды и уксусной кислоты, ведь вам известно, что эти вещества вступают в химическую реакцию? Рефлексия и подведение итогов:    ­ Что нового вы узнали о химических явлениях? – Уходя, задумайтесь, все ли мы теперь знаем об явлениях? Домашнее задание:    I уровень: § 27, упр. 1 – 4;    II уровень: тоже + упр. 5, 6.