Разработка урока химии по теме: Типы химических реакций. Реакции разложения.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Реакции разложения.docx
Тема урока: Реакции разложения. Задачи: 1. сформировать   знания   о   способности   некоторых   веществ   разлагаться   при 2. определенных условиях, на примерах раскрыть сущность реакций разложения; закрепить   умения   классифицировать   различные   объекты,   умение   составлять химические уравнения; 3. воспитывать у учащихся умение самостоятельно работать. Мотивация и целеполагание:     Еще   в   1774   г.   английский   химик   Дж.   Пристли,   используя   стеклянную двояковыпуклую линзу (большое увеличительное стекло), направил     сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил кислород (см. рис. 100). Запишем уравнение   этой   реакции:   2HgO  .   Обратите   внимание,   что   в   реакцию вступило одно вещество, а образовалось два вещества. Эта реакция требует нагревания, поэтому температуру ставят в уравнении над знаком равенства. Стрелка, направленная вверх у кислорода, показывает, что это газ. Поэтому сегодня, мы должны разобраться с реакциями, в результате которых из одного вещества получается несколько.     Изучение нового материала: ¿   2Hg  +  O2 ↑     В   настоящее   время   реакции   разложения   широко   распространены.   Например, разложение воды происходят  в специальном устройстве – электролизёре. При электролизе воды получают чистый кислород (см. рис. 101). эл.ток 2Н2О  →  2Н2  + О↑ 2↑     Однако, для получения кислорода в лаборатории, используют пероксид водорода (Н2О2).   Если   подогреть   небольшое   количество   пероксида   водорода,   не   доводя   его   до кипения, кислород выделяется очень медленно. Об этом можно судить, если поднести к пробирке, где собирался кислород, тлеющую лучинку (см. рис. 102).  2Н2О2 = 2Н2О + О2 .↑     Для   того   чтобы   она   вспыхнула,   кислорода   в   данном   случае   недостаточно,   т.е. реакция идет с небольшой скоростью. Но если, в пероксид водорода добавить порошка оксида марганца (IV), то реакция пойдет очень быстро, кислород интенсивно выделяется в виде газа, и если поднести тлеющую лучинку, то она вспыхнет из­за большого количества кислорода. В данном случае, можно говорить о большой скорости реакции. Т.е. скорость реакции – это быстрота ее протекания или быстрота превращения одних веществ в другие. Подумайте, почему вторая реакция пошла гораздо быстрее первой? В первом случае мы нагревали пероксид водорода, а во втором – использовали вещество – оксид марганца (IV), именно оно ускорило химическую реакцию. Его называют катализатором.     остается неизмененным.    В нашем случае доказать, что оксид марганца (IV) не расходуется в реакции очень просто. В результате разложения пероксида водорода образуется вода, если к ней долить еще некоторую порцию пероксида водорода, то реакция опять протекает так же бурно, т.е. оксид марганца (IV) остался в результате реакции неизменным.     В   жизни   мы   тоже   используем   перекись   водорода,   обрабатывая   раны.   При   этом происходит   тоже   бурное   выделение   кислорода.   А   сам   процесс   идет   с   помощью биологического   катализатора   –   фермента   каталазы.   Т.е.   ферменты   –   биологические Катализатор – это вещество, ускоряющее химическую реакцию, но само при этомкатализаторы белковой природы. Большинство процессов в живых организмах протекает благодаря   ферментам.   Ферменты   используются   в   стиральных   порошках   для   удаления крови, белков, чая; с помощью ферментов варят пиво, изготавливают сыры, лекарственные средства.   Рассмотрим  еще  несколько   примеров   реакций   разложения.   Если   в  пробирке   на    пламени спиртовки подогреть студенистый осадок гидроксида меди (II), то он начинает чернеть из­за образовавшегося оксида меди (II). Cu(OH)2 = CuO + H2O Это тоже реакция разложения: из одного сложного вещества – гидроксида меди (II)     образовалось два новых – оксид меди (II) и вода.      В промышленности для получения негашеной извести – СаО – и углекислого газа используют   реакцию   разложения   известняка,   основу   которого   составляет   карбонат кальция. СаСО3 = СаО + СО2↑   В   лаборатории   для   получения   кислорода   используют   реакцию   разложения    перманганата калия – KMnO4 – «марганцовки» (см. рис. 103). 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑      Посмотрите,   в   данной   реакции   из   одного   сложного   вещества   образовалось   два сложных и одно простое. Из этого можно сделать вывод, что реакции разложения – это реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется два и более новых веществ.      + Обобщение и систематизация знаний:    1. Фронтальный опрос.    2. § 30, упр. 3, 4.    3. Л.о. «Разложение перманганата калия», «Разложение пероксида водорода»,  «Электролиз воды», «Получение углекислого газа реакцией карбоната натрия с соляной  кислотой». Закрепление и контроль знаний:    1. Заполните пропуски: В реакциях разложения _____  исходное вещество. В результате реакций разложения образуется ____ и _____ простых или сложных веществ.  При электролизе воды образуются два простых вещества: ___ и ___. Ответы: одно; два и более; кислород и водород.     2. Расставьте коэффициенты только в реакциях разложения.  Cr→ 2O3 + O2 CrO3  NO + O2  N2O  SO2 + O2   NO→  N→ 2 + O2  SO→ 3 2→  MgO + CO MgCO3  → Cu(OH)2   CuO + H → BaO + SO2   BaSO 3  Na→ 2SO4 Na2SO3 + O2  2 2O Ответы: 4CrO3 = 2Cr2O3 + 3O2 2N2O = 2N2 + O2 MgCO3 = MgO + CO2 Cu(OH)2 = CuO + H2O  Рефлексия и подведение итогов:    1. Пополнилась ли сегодня ваша «копилка» знаний?    2. Если «да», то какие знания вы сегодня приобрели? Домашнее задание:    I уровень: § 30, упр. 1, 6;    II уровень: тоже + упр. 2, 5.