Разработка урока химии по теме: Типы химических связей. Металлическая химическая связь.

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Подготовка учителя к уроку является кропотливой и непростой работой. Значительно облегчает этот процесс, если в арсенале педагога есть план или логико-структурная схема, отражающая ход занятия или это может быть небольшой кейс – помощник. В своей практике я достаточно часто использую краткие планы занятий. В данной методической разработке предлагаю план конкретного урока химии. План может быть интерпретирован любым педагогом под свои потребности. План опирается на учебник химии по УМК О.С. Габриеляна.
Иконка файла материала Металлическая химическая связь.docx
Тема урока: Металлическая химическая связь.  Задачи: 1. сформировать   представления   о   металлической   связи,   атом­ионах,   механизме образования металлической связи; 2. повторить и закрепить знания о ковалентной связи; 3. продолжить   развитие   основных   мыслительных   операций:   сравнения,   анализа, синтеза; 4. воспитывать культуру общения. Мотивация и целеполагание: Сегодня мы с вами должны разобраться, как образуется металлическая связь, ведь металлы не существуют в виде изолированных атомов, а мы их видим в виде слитка или металлического изделия. Какие же силы связывают эти атомы в единое целое? Изучение нового материала: Атомы металлов имеют небольшое число электронов на внешнем уровне (от 1 до 3), поэтому   эти   электроны   могут   легко   отрываться.   А   нейтральные   атомы   при   этом становятся ионами. Электроны могут свободно перемещаться   то к одному иону, то к другому,   связывая   их   в   единое   целое.   Причем   электроны,     соединяясь   с   ионами, превращают их  в атомы, затем опять отрываются и атомы опять становятся ионами и так постоянно. Их так и называют атом­ионами. Me0 – nē   ↔ Men+ Эти   свободные   электроны   еще   называют   «электронным   газом»,   они   постоянно перемещаются   по   всему   объему   металла.   Поэтому   металлическая   связь   основана   на обобществлении электронов и свободном перемещении их в поле ядер атомов. Если рассмотрим строение фрагмента металла натрия, то увидим, что каждый атом натрия   окружен   восьмью   другими   атомами   (см.   рис.   41).   Оторвавшиеся   электроны двигаются то к одному, то к другому иону, удерживая при этом весь  кристалл (см. рис. 42). Однако металлическая связь имеет сходство и с ковалентной связью. Это сходство основано   на   обобществлении   электронов,   но   при   образовании   ковалентной   связи обобществляются   внешние   неспаренные   электроны   двух   соседних   атомов,   а   при образовании металлической в обобществлении участвуют все атомы. Это отличие стало причиной   разных   физических   свойств:   вещества   с   ковалентной   связью   хрупки,   а   с металлической – пластичны. Металлическая   связь   в   металлах   и   сплавах   определяет   такие   свойства   этих   тепло­и   как   металлический   блеск,   ковкость   и   пластичность, соединений, электропроводность. Например, золотая статуэтка оленя, которой уже более 3,5 тыс. лет не потеряла до сих пор своего характерного блеска (см. рис. 43). Металлическая связь характерная для металлов и сплавов,  находящихся в твердом и жидком агрегатном состоянии, а вот в парообразном,  атомы  металлов связаны между собой ковалентной связью. Обобщение и систематизация знаний: 1. Фронтальный опрос по теме.2. §13, упр. 1, 2, 3. Закрепление и контроль знаний:  1. Распределите вещества согласно известным вам видам связи:    F2, H2O, FeCl3, O2, Ca, NaCl, K2O, CO2, N2, Fe, NaOH. Ответ: ковалентная неполярная: F2, O2, N2; ковалентная полярная: H2O, CO2; ионная: FeCl3, NaCl, K2O, NaOH; металлическая: Ca, Fe. 2. Приведите три примера веществ с металлическим типом связи. Ответ: все металлы и сплавы, например: Cu, Ag, Na, латунь, бронза и т.д. Рефлексия и подведение итогов: 1. Ваша самооценка усвоения нового материала? 2. Узнали ли вы что­то новое и чему научились на уроке? Домашнее задание:    I уровень: §13, упр. 4;    II уровень: тоже + доклад «Типы химической связи».