Цели урока:
познакомить учащихся со свойствами снега и льда;
развивать творческие способности ребят.
Оборудование:
снеговик- рисунок;
карточки со словами: снег, лёд, белый, рыхлый,
непрозрачный, хрупкий, бесцветный, прозрачный,
тает, вода;
формочки для льда;
стаканы со снегом и льдом, водой ( по одному на
парте);
цветные открытки,
молоток;
фотографии;
ИКТ «Презентация. Лёд и снег»
Учитель. Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам в
гости придут настоящие
волшебники. Кстати, кто такие волшебники?
Ученики. Люди, которые совершают чудеса, всякие
превращения.
Учитель. Сейчас идет настоящая красавица-зима. И в
гостях у нас будут зимние волшебники.
Учитель. Отгадайте загадку и вы узнаете, ребята, как
зовут первого волшебника.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост- как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
Ученики. Лёд.
Учитель. Сейчас мы с вами попробуем открыть тайны
льда. Давайте выясним, какой лёд?
В целях безопасности учитель сам проверяет
лёд на хрупкость, разбив его
молотком. Каким бывает лёд? Какой можно
сделать вывод?
Далее, на компьютерах показывается план
проведения практической работы.
Рассмотрите лёд. Какого он цвета?
1 Положите лёд на открытку. Виден ли
рисунок? Какой можно сделать вывод?
Положите лёд в стакан с водой. Что заметили?
-Теперь возьмите карточки-выбиралки и
попробуйте определить, какими же
чудесными свойствами обладает лёд.
- как вы, ребята, думаете, откуда берётся
лёд?
Ученики. Вода замерзает и превращается в лёд.
Учитель. Где вы видели лёд?
Ученики. На реке, на лужах.
Учитель. А дома можно увидеть лёд?
Ученики. Дома можно получить лёд тоже. Надо
формочки для льда заполнить водой и поставить в
морозильную камеру холодильника.
Учитель. У льда есть брат и сестра. Как их зовут
узнаете, отгадав загадки.
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.
Ученики. Сосулька.
Учитель. Что такое сосулька? А где вы видели
сосульки? Когда они появляются?
Ответы учеников.
Учитель. Этого братика можно увидеть летом.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Ученики. Град. Замершие капельки воды.
Учитель. Почему заболела Нина?
Ученики. Съела градинки, а они холодные. Нина
простыла и заболела.
Учитель. Ребята, льдом покрываются реки, озера,
пруды, моря. А в них же живут
рыбы. Как же они подо льдом зимой –то?
Ученики. Люди и рыбаки специально делают лунки,
чтобы поступал воздух. И рыбы
не задыхаются и дышат.
Учитель. Да, рыбакам в удовольствие на такую
рыбалку сходить! А кому из вас нравиться
кататься на коньках.
Ребята поднимают руки.
2 Физминутка. Представьте, что вы на коньках и
«поскользите» по нему под музыку.
Ребята, помните, не все участки водоемов
покрываются одинаковым
толстым слоем льда, некоторые места совсем
не замерзают. Провалившись под
лёд, можно погибнуть. Будьте осторожны!
Учитель. Сейчас отгадайте загадку другую:
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша- толстое стекло.
Ученики. Лёд.
Учитель. Я буду показывать фотографии, а вы
догадайтесь, о каком свойстве льда она
Говорит.
Ученики. Лёд бесцветный и прозрачный.
Ученики. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий.
Учитель. Как зовут следующего волшебника- ну-ка,
отгадайте!
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось-
С неба на землю свалилось.
Ученики. Снег.
3 Учитель. Давайте вспомним, какие родственники есть у
снега.
Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке.
Мы полетели на поля,
И стала белою земля.
Ученики. Снежинки.
Учитель. Появляется на экране слово СНЕЖИНКИ.
Учитель. Давайте посмотрим, какие снежинки вы
увидели. (Проверка домашнего задания.
Памятка по его выполнению выдавалась
каждому ученику за неделю до урока:
Поймай на улице падающую снежинку на
Ученик. ( материал был подготовлен заранее)
рукав пальто.
Рассмотри внимательно её.
Посчитай, сколько у неё лучиков.
Поймай несколько снежинок на ладонь.
Рассмотри их.
Во что превращаются снежинки на ладони.
Дома зарисуй снежинки.)
Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с
шестью лучами, вот тончайшая пластина с шестью
гранями! При сильном ветре у них обламываются лучи и
грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную
пыль.
А если наступить на эти звёздочки, то очень много
лучиков и граней ломается- и мы слышим скрип снега
под ногами.
Учитель. Следующая загадка.
Меня не растили,
Из снега слепили.
4 Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза- угольки,
Руки- сучки.
Холодный, большой-
Кто я такой?
Ученики. Снеговик.
Учитель. Появляется на экране слово СНЕГОВИК.
Следующая загадка:
Пусть я птичка- невеличка,
У меня, друзья, привычка-
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
Ученики. Снегири.
Ученик. Снегири прилетают к нам только зимой. И
называются они снегирями. Потому. Что появляются у
нас вместе со снегом. Наши леса для снегирей уже
«тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, где
зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям
наша зима тёплой.
Снегири- птицы солидные. Не торопясь, перелетают они
стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам
лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере- на родине.
Совьют там гнёзда, выведет и вскормят птенцов. И
лишь поздней осенью или в начале зимы снова
раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю…жю…жю…-
мы прибыли»
Учитель. А теперь отгадайте, как зовут эту девочку.
Учитель. Какие это слова?
Ученики. Родственные. У них одинаковый корень – снег.
Учитель. Сейчас мы с вами попробуем открыть тайны
снега. Давайте выясним, какой снег?
На компьютере показывается план
проведения практической работы.
Рассмотрите снег. Какого он цвета?
Попробуйте из снега сделать горку, потом
ямку.
5 Положите снег на открытку. Виден ли
рисунок? Какой можно сделать вывод?
Положите снег в стакан с водой. Что
заметили?
-Теперь возьмите карточки-выбиралки и
попробуйте определить, какими же
чудесными свойствами обладает снег.
- Как вы, ребята, думаете, откуда берётся
снег?
Ученик. (материал заранее был подготовлен)
Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки
воды могут стать градинками, ледяными комочками. Но
капельки воды никогда не превращаются в красивые
снежинки.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй,
где царит сильный холод. Здесь из водяных паров
образуются крохотные льдинки- кристаллики.
Кристаллик всё время растёт и наконец становится
красивой звёздочкой. Когда их скапливается в облаке
очень много , они не могут удержаться высоко в небе и
тогда падают на землю. Снежинки медленно
опускаются, они собираются хлопьями и одевают
пуховым одеялом всё вокруг.
( На экране показ нескольких «снежных» фотографий)
Учитель. Ребята, мы познакомились со свойствами
льда и снега и теперь давайте поиграем. Я буду читать
предложения и если вы с ним будете согласны, то
поднимите руки вверх, а если нет- сделаете наклона
право- влево.
Снег при таянии превращается в воду.
Снег бесцветный.
Снег белый.
6 Все снежинки одинаковые.
У снежинок 6 лучей.
Лёд рыхлый.
Лёд хрупкий.
Учитель. Ребята, у вас на парте лежат конвертики с
карточками. Ребята 1 варианта отложат карточки со
свойствами льда, а ребята 2 варианта- со свойствами
снега.
Затем , один из учеников от каждого варианта читает
выбранные слова, а ребята проверяют правильность
выполнения задания.
Учитель. На следующем уроке мы с вами поговорим и
попытаемся выяснить, а снег для нас – друг, или он для
нас опасен и почему снежки грязные.
Приложение.
Поймай на улице падающую снежинку на
рукав пальто.
Рассмотри внимательно её.
Посчитай, сколько у неё лучиков.
Поймай несколько снежинок на ладонь.
Рассмотри их.
Во что превращаются снежинки на ладони.
Дома зарисуй снежинки.)
Вот цветок с шестью лепестками, вот звёздочка с
шестью лучами, вот тончайшая пластина с шестью
гранями! При сильном ветре у них обламываются лучи и
грани и белые цветы и звёзды обращаются в снежную
пыль.
А если наступить на эти звёздочки, то очень много
лучиков и граней ломается- и мы слышим скрип снега
под ногами.
Ученик. Снегири прилетают к нам только зимой. И
называются они снегирями. Потому. Что появляются у
7 нас вместе со снегом. Наши леса для снегирей уже
«тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, где
зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям
наша зима тёплой.
Снегири- птицы солидные. Не торопясь, перелетают они
стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам
лучшие гроздья рябины.
Весной снегири будут уже далеко на севере- на родине.
Совьют там гнёзда, выведет и вскормят птенцов. И
лишь поздней осенью или в начале зимы снова
раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю…жю…жю…-
мы прибыли»
Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки
воды могут стать градинками, ледяными комочками. Но
капельки воды никогда не превращаются в красивые
снежинки.
Водяные пары поднимаются очень высоко над землёй,
где царит сильный холод. Здесь из водяных паров
образуются крохотные льдинки- кристаллики.
Кристаллик всё время растёт и наконец становится
красивой звёздочкой. Когда их скапливается в облаке
очень много , они не могут удержаться высоко в небе и
тогда падают на землю. Снежинки медленно
опускаются, они собираются хлопьями и одевают
пуховым одеялом всё вокруг.
8
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Разработка урока и презентация к нему по окружающему миру "Зимние волшебники". ( 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.