Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "
Оценка 4.8

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
24.02.2017
Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "
презентация к уроку "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги"
Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги.docx
Учитель, ОУ: Губанова Юлия Михайловна, МБОУ СОШ № 24 г. Липецка Класс: 9 А Автор УМК: Данилов А.А. История России. XX – нач. XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.­ 4­е изд.  М. Просвещение Тема урока: Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги  Тип урока: комбинированный Цель урока сформировать представление о положении в экономике СССР в 30­е годы, разносторонне оценить результаты индустриализации и  коллективизации. Задачи урока:   Обучающие: уяснить причины и сущность сталинской модернизации; Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить  долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма. Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать мышление,  речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами Воспитательные: расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению Этап урока. 1. 2. Деятельность учителя. Здравствуйте, ребята. История 20­30­х гг.XX века нашей страны полна  событиями, вокруг которых остаётся много  вопросов и неоднозначных оценок. Сегодня на уроке мы попробуем с вами воссоздать объективную  картину модернизации в России через исторические  документы и художественное изображения. Вводное слово учителя: Закончена Гражданская война, установлена власть  большевиков. Советская Россия постепенно  Деятельность учащихся. НЭП.  Учащиеся предлагают свои ответы.  Учащиеся называют известные им из ранее изученного материала выводы: (на превращается в СССР, переживает военный  коммунизм. А что же пришло ему на смену?  Давайте, охарактеризуем роль НЭПа и его влияние  на экономическую, политическую, социальную  ситуацию в СССР. 3. 4.1. Учитель: Решите историческую задачу.  Условия: 1. Материальных средств недостаточно. 2. Техника пока устаревшая. 3. Население в основном сельское. 4. Есть карательный аппарат – органы  государственной безопасности ­ НКВД 5. Есть общегосударственная идея – коммунизм.  Задание. Как построить крупнейшие промышленные объекты  и заставить население эффективно работать?  Как же звучит наша тема урока? Попробуйте  сформулировать цель нашего урока. Слово учителя Попробуем сегодня окунуться в эпоху 20­30 годов  20 века и изнутри поглядеть на жизнь села и города  данного периода.  доске + и ­ НЭПа) в виде кластеров  1 ученик НЭП принес положительные результаты:  ­ уровень с/х и животноводства достиг уровня 1913года ­ снята проблема беспризорности, восстановление системы образования и  здравоохранения ­ созданы предпосылки для индустриализации и развития промышленности.  2 ученик  Кризис хлебозаготовок (недостаток продовольственной продукции) ­     Противоречия в обществе – негативное отношение к новой буржуазии –  «нэпманам» ­    Безработица. ­     Кризис сбыта и торговли. Тема нашего урока: «Индустриализация и коллективизация в СССР.  Размышления. Итоги» Нам предстоит ответить сегодня на главный вопрос нашего урока:  «Индустриализация и коллективизация СССР: победа коммунизма или провал?» Ученик 1: СССР важно развивать промышленность, так как Советы оказались в  международной изоляции. Европа с опаской и раздражением поглядывала на  набирающий популярность коммунизм. Советский Союз оказался в кольце  вражеского капитализма. Тяжелая промышленность – это залог развития  экономики и наращивания военного потенциала.  Но в Советском союзе сложился экономический кризис, бюджет страны сильно  оскудел. Соседние страны отказывались давать займы, следовательно,  правительство поставлено перед необходимостью пополнять бюджет за счет  внутренних займов, откуда, конечно из села!  Коллективизация – обобществление средств производства и создание 5. коллективных хозяйств на селе (колхозов) с целью получения средств на  индустриализацию.  Индустриализация ­ процесс ускоренного социально­экономического перехода от  традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием  промышленного производства в экономике. Комбеды всех агитируют вступать в колхозы.  Сценка о кулаках, середняках и бедняках.  1 комбед: Товарищи, переход к колхозам будет идти, может быть, медленно, но неуклонно и массово. Опора наша ­ бедняки. Хватит гнуть спину на мироедов! Вступай   в   колхоз,   только   вместе   мы   построим   мировой   коммунизм   и   наше светлое будущее!  С средними крестьянами мы можем работать вместе и вместе с ними бороться против кулаков. Против середняков мы ничего не имеем. Они, может быть, не социалисты и социалистами не станут, но опыт им докажет пользу общественной обработки земли, и большинство из них сопротивляться не будет. Кулакам же мы говорим: мы и против вас ничего не имеем, но отдайте ваши излишки хлеба, не спекулируйте и не эксплуатируйте чужого труда. До тех же пор, пока этого не будет, мы будем с вами вести беспощадную борьбу. 2 комбед: Женщина пользуется в колхозе одинаковыми правами с мужчинами. Колхозный   строй   освободил   трудящуюся   крестьянку   от   того   неравенства   и угнетения внутри крестьянского двора, которые она испытывала при царе.  Товарищ Сталин нам так сказал: «Что касается самих колхозниц, то они должны помнить о силе и значении колхозов для женщин, должны помнить, что только в колхозе имеют они возможность стать на равную ногу с мужчиной. Без колхозов — неравенство, в колхозах — равенство прав. Пусть помнят об этом товарищи колхозницы и пусть они берегут колхозный строй, как зеницу ока». Кулак: Один Бог знает, что такое эти ваши колхозы! Кто такой кулак в  вашем понятии? ­ Наживший богатство на чужом труде. А на самом деле это тот,  кто своим горбом все заработал. А кто не работал, тот и беден был. Кто же ему  мешал землю разрабатывать, пахать, сеять? Работал бы как следует, и он был бы  богатым  Чтобы земля родила хлеб, а не только сорняки, на ней работать надо! Надо чтобы за лето на спине работника три рубахи от пота сгнивали! Лежать и  ждать, что кто­то приедет да за тебя сена накосит, вспашет землю и зерно в неё  бросит, так ничего, кроме конопли, не вырастишь. И кошары к зиме готовить надо с весны. Не в субтропиках живём, где под каждым листом готов и стол и дом! Середняки: У бати с матушкой нас было шестеро горемычных. Жили в  середняках, пока батя не умер. Самому старшему из нас было 14 лет. Постепенно  распродали коней, коров. Стали жить бедно. Сварит мать чугунок картошки,  высыплет на стол... Вот и радуйся, благодари Боженьку за обед. Репу ели  пареную, капусту квашенную, молоко кислое и свежее. Одевались очень и очень  просто: чуни ­ одни на двоих, холщовые домотканные рубахи. А о выходной  одежде и не слыхивали. Когда коллективизация началась, я ещё в девках была.  Много ли понимала?  Сидели мы с подружками как­то вечерком на лавочке. Подъехала машина с  работниками НКВД. Прогнали нас и стали одну семью «кулачить». Они богато  жили! Забрали всех: и стариков, и молодых, и даже ребёнка. Увезли их куда­то.  Потом приехали за добром. А вот, Авдоньиных раскулачили (они за речкой жили)  по­другому: забрали только добро, а самих оставили. Мы радовались, что нас не  тронули. Да, мы, слава Богу, и не кулаки были. Думали, что так и надо. А зачем  надо? Мы вообще ничего не знали. Главное, чтоб меня не тронули.  Бедняки: (Фрагмент фильма «Член правительства»  рассказ Александры  Соколовой о своей молодости).  Выборы председателя. Сценка председательница спорит с агрономом. Введение  трудодней. (Сценка из фильма «Член правительства») Агроном: Делить поровну – вот это и есть коммунизм! За что боролись? Всем  поровну и без всяких различий. Вольный труд по своей охоте. К этому  большевики и зовут. Если делить неровно, можно людей от колхоза отпихнуть.  Председательница: Лодыри, а не народ!  Агроном: Вот чудачка! А может они больные? Председательница: А я так считаю, товарищи: день проработал – получи по труду. Больше нормы проработал – больше получи. Ничего не проработал – ничего не  получи!  Агроном: разрешите, так сказать в порядке ведения собрания. Данная резолюция  не имеет силы жизни. Ибо, все что здесь говорилось ­ незаконно.  Председательница: А я так полагаю, Федотыч, раз народ решил, значит, так тому  и быть.  6.  —  Фильм «Член правительства» На доске определение трудодень. Трудод ньее мера оценки и форма учёта количества и качества  труда в колхозах. Заработная плата колхозникам не  начислялась. Весь доход после выполнения  обязательств перед государством  поступал в  распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал  за свою работу долю колхозного дохода  соответственно выработанным им трудодням. Агроном: законы писать у тебя ума не хватит! Председательница: ума не хватит? Сердцем дойду! Агроном: позвольте, в советском законодательстве такого закона нет!  Председательница: нету такого закона? Нету?! Так будет! Ученик 1: Сталин предлагал сконцентрировать все   силы на развитии тяжелой  индустрии (за счет напряжения всей хозяйственной   системы и перераспределения  средств из других отраслей), а затем, создав собственные энергетическую  и   металлургическую базы, отечественное станкостроение, перевести на  индустриальную основу все народное хозяйство. Ученик: Товарищи! К нам, в Москву приехал рабочий из Донбасса, шахтер,  ударник социалистического труда, Алексей Григорьевич Стаханов!  Сценка с интервью у Стаханова (группа учеников).  Журналист: расскажите о своем детстве, товарищ, Стаханов!  Стаханов: Я был сыном бедного крестьянина из деревни Луговая Ливенского  уезда Орловской губернии. Мы имели клочок земли в четыре десятины, а семья ­  пять ртов (отец с матерью да нас, ребят, трое). В детстве не помню ни одного  светлого дня..." Отца Стаханова в 1914 году забрали на фронт, и домой он  вернулся лишь в 1919­м. В одиннадцать лет Алексей уже вынужден был работать  подпаском, чтобы хоть как­то подсоблять матери и двум сестрам.  Журналист: мечтали ли вы быть шахтером?  Стаханов:  Знаете, честно говоря, я же на шахту приехал, чтобы... подзаработать  на коня. К этому все мысли сводились. Подзаработав, собирался вернуться  обратно в деревню. Да вот получилось иначе... Журналист: Расскажите о своем трудовом подвиге.  Стаханов: Товарищ Сталин верно сказал "Мы отстали от передовых стран на 50­ 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это,  либо нас сомнут". "Молоток играл в руках, глубоко врезаясь в пласт и отваливая глыбы угля.  Незаметно, в напряженном, но бодром и радостном труде прошли 5 часов 45  минут... В ту ночь я выработал со своими товарищами 102 тонны угля, 14 норм.  "Мой труд вливается в труд моей республики". Журналист: Товарищ Стаханов, ваш подвиг стал началом передовизма, по всей  стране быстрыми темпами развивается промышленность. Европе и не снились  такие рекорды.  Ученик:  Рассказ о газете «Правда». 3 ученик: Андрей, Андрей! 7. Учитель: В 1932­1933 годах  страну захватил голод.  Несмотря на ударный труд, хлеб из колхозов  изымали почти полностью. Это давало повод не  только искать колосья на убранных полях, но и  породило воровство и спекуляцию в куда больших  объемах.  Нет – нет, товарищи, вы не ослышались. Существует версия, что знаменитого  шахтера на самом деле звали Андрей Григорьевич Стаханов.  В газете «Правда»  вышла статья, озаглавленная «Рекорд забойщика Стаханова», где рассказывалось  о подвиге шахтера Алексея Стаханова. Вот только Алексеем Стаханов никогда не был. По одной из версий, когда в газете «Правда» второпях готовили статью, то  журналист решил расшифровать «А. Стаханов» как «Алексей». На следующий  день, когда ошибка вскрылась, о ней доложили вождю, на что Сталин ответил:  «Алексей... Красивое русское имя... Мне нравится... А в газета  «Правда»  ошибаться не может». В итоге Стаханову выдали паспорт с новым именем, а  заведующего шахтой Заплавского, который выступил против затеи Стаханова и  коллег установить рекорд, расстреляли.   Сценка «закон о 3 колосках» или «Семь восьмых».  2 ученика 1 ученик: стирает пыль с банки с зерном.  2 ученик: откуда такое богатство? Деревня голодает, государству сдали все, даже семена. Сколько у тебя здесь? 1:  да немного, все на семь восьмых заполнено. 2: Семь восьмых? Семь восьмых?!  Знавал я так, которые под «семь восьмых»   попали. Были у меня попутчики.  Малолетние преступники? Нет, пока еще дети.  Девочки в среднем лет 13­14. Они уже осуждены по закону «семь восьмых» или  «о 3 колосках», попались на краже кто горсти, а кто и пригоршни зерна. Все  сироты или почти сироты: отец на войне; матери нет ­ или угнаны на работу.  Самая маленькая — Маня Петрова. Ей 11 лет. Отец убит, мать умерла, брата  забрали в армию. Всем тяжело, кому нужна сирота? Она нарвала лука. Не самого  лука, а пера. Над нею «смилостивились»: за расхищение дали не десять, а один  год.» Так что смотри, парень. А то загремишь под фанфары.  1 ученик:  хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на  железнодорожном и водном транспорте закон предусматривал расстрел с  конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть  заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества.  В качестве «меры судебной репрессии» по делам об охране колхозов и  колхозников от насилий и угроз со стороны «кулацких элементов»  предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осуждённые по 8. 9 этому закону не подлежали амнистии. Всего, по некоторым сведениям, по закону  за 1932—1939 гг. было осуждено 183 тыс. человек. Учитель: Прежде чем мы сегодня ответим на  главный вопрос нашего урока «Индустриализация и  коллективизация СССР: триумф коммунизма или  провал?»; попробуйте составить в своих тетрадях  синквейн на темы «индустриализация» и  «коллективизация».  Учащиеся составляют синквейны в тетрадях и не доске.  Ученик 1.  коллективизация несправедливая, насильственная раскулачивали, заставляли, принуждали объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства колхоз Рефлексия, подведение итогов урока.  Домашнее задание:  привести в пример  литературные произведения, в которых поднимается тема коллективизации и индустриализации. Описать  позиции авторов, сравнить с собственным мнением. Ученик 2.  Индустриализация  Целенаправленный, технический (экономический)  Оснащать, внедрять, развиваться  Оснащение страны технически развитой промышленностью  Процесс Примерные выводы урока: 1.Принудительная коллективизация нанесла большой урон стране. Многие  погибли в тюрьмах, в процессе перенаселения. 2.Была уничтожена прослойка наиболее трудолюбивых и предприимчивых селян. 3.Исчезла заинтересованность крестьян в результате их труда. 4.После проведения коллективизации голод охвати обширные хлебородные  районы (1932­1933). Но в тоже время:  5.На вырученные средства закупались станки и оборудование для возводившихся  гигантов. 6.К 1931г безработных в стране не осталось. 7.Увеличилось число тракторов и комбайнов, повысилась урожайность. 8.В 1936г удалось отменить карточную систему. 9. Индустриализация привела к тому, что СССР стал выпускать всю   необходимую ему для существования промышленную продукцию, т.е. получила  политическую независимость  10. СССР из аграрной превратился в индустриально­аграрную страну, с его интересами стали считаться 11.  В стране была решена проблема безработицы. Но в тоже время: 12. уровень  жизни был очень низким 13. В ходе индустриализации пострадали многие люди, власти прибегли к   массовым репрессиям 14. Индустриализация произошла за счет разорения деревни, что привело к   голоду 1932­33г. Ученики приходят к выводу, что процесс индустриализации и коллективизации  был неоднозначным. Он был необходим СССР, но имел ряд недостатков и  тяжелых для страны последствий.

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "

Разработка урока  "Индустриализация и коллективизация в СССР. Размышления. Итоги "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017