Разработка урока по теме: Традиции русского народа. Масленица.
Интегрированный урок учителя технологии и музыки
(музыка и технология) 5 класс
Цели:
- познакомить с фольклорным праздником «Встреча весны»;
- разучить песни-заклички;
- показать связь народной и классической музыки, научиться выполнять куклу из ткани – символ прихода весны.
Планируемые результаты:
-научить
выразительно исполнять веснянки, распознавать авторскую и народную музыку;
– расширить представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их
символическом значении;
– ознакомить с народным видом ремесла – изготовлением птицы-жаворонка из
лоскутка;
–– обучить приемам изготовления птицы-жаворонка из лоскутка в соответствии с
народными традициями.
Форма проведения: интегрированный урок.
Межпредметные связи: музыка, технология, окружающий мир.
Музыкальное сопровождение: ученики входят перед началом урока и выходят из кабинета по окончании урока под музыку песни «Весна».
Материалы, инструменты:
-для учителя: образец птицы-жаворонка из лоскутка, кусочки
хлопчатобумажной ткани для демонстрации приемов изготовления, ножницы,
технологическая карта выполнения птицы-жаворонка из лоскутка;
- для обучающихся: кусочки
хлопчатобумажной ткани; цветная нитка для перевязывания; ножницы.
Оформление доски: портрет П.И.Чайковского, технологическая карта изготовления птицы, образцы птицы-жаворонка из лоскутка.
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.
Оборудование: видеопроектор, компьютер.
Ход урока
1. Блок музыки
Организационный момент – звучит музыка П. И. Чайковского «Март – Песня жаворонка» (видео фрагмент)
(музыкальное
приветствие учителя )
(музыкальное приветствие детей).
– Сегодня на уроке вы будете петь, мастерить, слушать.
– Кто может сказать какое к нам идёт время года? (Весна)
– Правильно, а чему была посвящена неделя? (Масленица)
– Молодцы. А что означает этот праздник? (Масленица – «Проводы зимы».
– Только на улице холодно и снег лежит. Наверное, весна ещё не пришла, а мы
можем её поторопить? (звучат разные ответы, но этот вопрос является основой
урока – ответ, на который учитель должен получить в конце урока)
– Кто из вас знает, как Весну приглашают? (Если затрудняются сразу ответить,
педагог рассказывает сам).
(обращаемся к русскому фольклору)
С
давних времен, после провода зимы, у каждого народа был свой праздник «Встреча
весны». До сих пор эти праздники проводятся. В средней полосе – это «Праздник
тетёрки», «Праздник жаворонка», у северных народов и на Ямале – «Праздник
сороки».
Встречая весну на утренней заре, дети выходили на улицу, взбирались на пригорки
и кликовали как можно громче, чтобы их было слышно в окрестных селах. В этот
период петь было нельзя, поэтому не пели, а зазывали Весну-красну закличками.
Мы
сейчас с вами одну из русских народных песенок - закличек прослушаем.
Презентация «Музыка моего народа»
На Украине заклички называли «веснянками» и это название перешло ко всем
закличкам. (текст веснянки).
Выйди,
выйди, Иванку.
Спой Иванку веснянку.
Всю-то зиму лишь
метели
За окошком пели.
Давайте,
мы эту веснянку выучим.
(Педагог с учениками поет по строчкам с повторениями)
Исполнение и анализ.
Подготовка к прослушиванию музыки.
Ребята, в начальной школе вы познакомились с разными жанрами народных песен: колыбельные и плясовые, трудовые и игровые и др. Сегодня узнали еще об одном жанре – песни-заклички. А ведь народные мелодии композиторы часто использовали в своих произведениях. Композитор П.И.Чайковский , с музыкой которого вы хорошо знакомы, 3-ю часть концерта № 1 для фортепиано с оркестром написал на тему украинской народной песни «Веснянка».
Прослушивание музыки (как изменилась мелодия «Веснянки» в музыке Чайковского?)
Физминутка
2. Блок технологии
Ни один народный праздник не обходился без народной игрушки.
Кто в куклы не играл,
Тот счастья не видал. (Поговорка)
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в трудовой деятельности человека: и простой крестьянин, и признанный мастер учились у одного великого творца — природы.
Рассказ Мякишевой Ксении призёра научно - практической конференции «В стране мастеров», о куклах- оберегах: «На Руси народные игрушки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Куклы были в каждом крестьянском доме, а в некоторых семьях их насчитывалось и несколько десятков. Куклы никогда не валялись где попало, их хранили в ларчике, лубяных коробках, корзине. Некоторые куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления. Каждая куколка делалась с определённой целью, имела своё название, свою историю, свой обряд приготовления. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, способствовали получению богатого урожая, рождению детей, приходу весны. Традиционная русская кукла (впрочем, как и куклы некоторых других народов мира) всегда «безлика», то есть не имеет глаз, рта, носа. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться в себя злому духу; она не может быть двойником человека, и с её помощью нельзя навредить человеку.
Тряпичную куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения. Куклы «крутились» обязательно в светлое время суток с добрыми намерениями и в хорошем настроении, иногда вслух произносились добрые пожелания. Кусочки ткани для будущих кукол сворачивались, наматывались, связывались друг с другом без использования ножниц и иголки. Ткань и нитки не резали, а рвали; на некоторых куклах даже нельзя было завязывать нитки, только обматывать. Пришивание ткани иголкой допускалось лишь при изготовлении одежды куколки. Добротная и ладная кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Показ кукол, их названия и назначение. (Сопровождается презентацией)
Учитель технологии.
Много сказок, песен, легенд и преданий сложено в народе о птицах. Птица — это древний образ духа и души. Он связан с небесами, солнцем и ветрами. Недаром народный костюм по силуэту напоминает птицу: широкие рукава похожи на крылья, головной убор как птичий хохолок, яркие украшения и вышивки почти как оперение птицы. Украшения и обереги в виде птиц украшали наличники домов, коньки крыш. Известно много сказочных образов: сокол и аист, голубь и петух, орел и утица... Птицы стерегут границы родной земли, помогают человеку. В праздник Сороки, в марте, говорят: «На Сороки день с ночью меряются». Люди верили: в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок. Для этого праздника, для всевозможных игр можно сделать птицу из яркого лоскутка ткани. Обычно эти птички небольшого размера, в разных уголках дома можно развесить их целую «стаю».
На Руси всех птиц любили, ведь птицы, считали наши предки, приносят из теплых краев ключи, которыми можно замкнуть на замок зиму и отомкнуть, выпустить Весну.
Физминутка
Практическая работа. Изготовление птицы-жаворонка.
1-5. Квадратный лоскут ткани размером 7-9 см сложим треугольником. Положим его острым углом вниз, края загнем - получится ромб. Сделаем это еще раз.
Рис. 6. Согнем фигурку пополам - получился узкий треугольник, похожий на самолетик, который мы складываем из бумаги. Ниткой перематываем двумя витками острый конец треугольника - вот и клювик птички.
Рис. 7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь кусочек ветоши, с горошинку, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.
Рис. 8. Распрямляем уголки ткани наружу - получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши, вот и тело птички.
Рис. 9-10. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее - и назад к хвосту - получается крест на спине птички.
Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте.
Правда, птичка получилась на загляденье?
Итог урока
5. Блок музыки
–
Ребята, вы сегодня молодцы, успели и веснянки выучить, и жаворонка сделать.
– Можем мы теперь ускорить приход весны? (Спеть песню о весне).
– Так давайте позовем весну и споем песню «Весна» (Педагог с учениками поет песню)–
Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали. Наш
урок не прошел напрасно, вы узнали много нового и интересного о встрече
праздника весны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.