Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
07.05.2018
Первый урок в изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Исследование текста ведется в группах. Анализируется материал "Пролога". Ведется работа с теоретическими понятиями "поэма", "эпопея", "пролог", "народный". Исследование направлено на выявление средств выразительности, которые использует автор, определение их видов и характера.
Урок-исследование. Литература. 10 класс.doc
МБОУ «Пудовская СОШ»
Учитель Половинкина Татьяна Александровна
Урок литературы в 10 классе
«Кому на Руси жить хорошо…» народная поэмаэпопея (1й урок в теме)
Цель урока: выявить черты народности и признаки эпопеи в произведении Н.А.Некрасова.
Задачи: работая в группах, на материале «Пролога» поэмы исследовать
1.сюжет
2. фольклорные мотивы
3. средства выразительности
Ход урока
Слово учителя: В 1866 году подписчики журнала «Современник» прочитали в очередной
книжке такие строки:
В каком году рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Так начинался пролог к новой поэме Некрасова. Работу над ней он начал в 1863
году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году, осознавая незавершенность
задуманного. А замысел был грандиозен: «народная поэма», в которую должен был войти
весь опыт Некрасова в изучении народной жизни, все, «накопленное по словечку» в течение
20 лет. Кроме того, «Кому на Руси жить хорошо…» задумывалась как эпопея.
Эпопея – художественное произведение, изображающее с максимальной полнотой
целую эпоху в жизни народа.
Оформим запись в тетради:
Народная
поэма
«Кому на Руси жить хорошо…»
Пролог
Крестьянка
Последыш
Пир на весь мир
эпопея
Из этой записи в ходе урока должен родиться опорный конспект, который поможет
вам восстановить информацию, собранную на уроке. В конспекте мы будем фиксировать
выводы исследования, которое нам предстоит , ведь художественное произведение для
глубокого понимания требует неоднократного внимательного и вдумчивого чтения и
анализа. Темой нашего исследования будет то, что заявлено в теме урока: «Кому на Руси
жить хорошо…» народная поэмаэпопея. Наша задача – понять, действительно ли
поэма народная и почему она – эпопея. Чтобы сделать это, для начала выдвинем
гипотезы.
Как вы понимаете слово «народная»?
(О народе
Для народа) Отметим это в нашей записи
Народная
поэма
(О народе
Для народа)
«Кому на Руси жить хорошо…»
Пролог
Крестьянка
Последыш
Пир на весь мир
эпопея
Итак, первая наша рабочая гипотеза заключается в том, что народное
произведение это произведение о народе и для народа, и это мы должны подтвердить
или опровергнуть в результате исследования текста поэмы.
Далее вопрос касается эпопеи. Здесь возможно выдвинуть гипотезу, лишь
отталкиваясь от определения. Воспользуемся материалами литературоведческих словарей.
Если для нас эпопея – художественное произведение, изображающее с максимальной
полнотой целую эпоху в жизни народа, следовательно ей должны быть присущи следующие
черты:
1. всенародная значимость затронутой темы
2. изображение безграничности и неисчерпаемости жизни, а потому
незавершенность произведения (ведь жизнь всегда продолжается)
3. относительная автономность частей, глав ( чтобы показать одновременное
существование разных людей, многообразие проявлений жизни)
Следовательно, вторая рабочая гипотеза будет о том, что эпопея затрагивает
темы, важные для всего народа; охватывает содержанием большие пространства и
множество героев; имеет части, самостоятельные по содержанию; не имеет сюжетной
завершенности.
Народная
поэма
«Кому на Руси жить хорошо…»
Пролог
Крестьянка
Последыш
Пир на весь мир
эпопея
(О народе
Для народа) Тема касается всех людей
В сюжете охвачены большие
пространства и много героев
Автономность частей
Незавершенность сюжета
Поскольку мы ограничены рамками урока, работать с гипотезами мы будем в
группах и на материале небольшого объема
Вы знаете, что любое художественное произведение имеет два плана – план
содержания (о чем?) и план выражения (как?), поэтому я предлагаю двум группам работать над содержанием и одной группе над средствами выразительности в первом фрагменте
поэмы, который называется «Пролог».
Итак, 1 группа будет работать над сюжетом «Пролога», ища ответы на вопросы
таблицы:
Кто
действует?
Что и каким
образом делает?
С какой
целью?
Какое
отношение эти
действия имеют к
народу?
Насколько
они значимы для
народа?
Можно ли на
основе анализа
сюжета «Пролога»
сказать, что он –
часть народной
поэмыэпопеи?
Выражается
ли в сюжете
безграничность и
неисчерпаемость
жизни и если да, то
каким образом?
Имеет ли
сюжет
относительную
автономность?
В работе вам поможет не только текст, но и учебник, а также «Словарьсправочник
устаревших слов». Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада.
Вторая группа будет исследовать фольклорные мотивы «Пролога», пользуясь
текстом, сборником фольклорных произведений и учебником и постарается ответить на
такие вопросы:
Что такое
фольклор?
Какие жанры
характерны для
фольклора?
Фрагменты каких
фольклорных жанров
встречаются в
«Прологе»?
Имеют ли
отношение темы
этих фрагментов к
народу?
Выражается ли в них
безграничность и
неисчерпаемость
жизни?
Имеют ли
фольклорные
мотивы значение
всеохватности?
Можно ли на
основании анализа
фольклорных
мотивов сказать, что
перед нами –
народная поэма
эпопея?
Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада.
Третья группа поработает над средствами художественной выразительности. В работе
можете пользоваться не только текстом «Пролога», но и учебником, а также
«Справочником литературоведческих терминов». Ваша задача:
обнаружить известные вам средства выразительности;
проанализировать предметы, которые они изображают;
определить темы, которые затронуты фрагментами с использованием средств
выразительности;
определить значимость этих тем для всего народа;
Результаты работы занесите в таблицу
Название
обнаруженных
Предметы, которые
они изображают
Из какой сферы
жизни эти предметы
Отображают ли
найденные средства средств
выразительности
и какое отношение
имеют к народу?
Являются ли они
важными для всего
народа?
выразительности
черты эпопеи в
«Прологе», и если
да, то каким
образом?
Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада.
На работу вам отводится всего 15 минут.
(Результатом работы в группах стали такие наблюдения:
1 группа:
Кто
действует?
Что и каким
образом делает?
С какой
целью?
Какое
отношение эти
действия имеют к
народу?
Насколько
они значимы для
народа?
Выражается
ли в сюжете
безграничность и
неисчерпаемость
жизни и если да, то
каким образом?
Имеет ли
сюжет
относительную
автономность?
Можно ли на
основе анализа
сюжета «Пролога»
сказать, что он –
часть народной
поэмыэпопеи?
крестьяне идут по
Руси, чтобы найти
ответ на вопрос:
кому на Руси жить
хорошо?
Этот вопрос
интересен всему
народу
Вопросы счастья
волнуют всех людей
Путь крестьян лежит
через всю Русь,
бескрайнюю, с
широкими простора
ми, многолюдную.
Именно так
проявляется безгра
ничность и неисчер
паемость жизни.
«Пролог» описывает
только вступление
героев на путь.
Так как вопрос,
которым задаются
герои, касается всего
народа и ответ на
него герои ищут у
множества людей на
просторах бескрай
ней России, можно
сказать, что «Пролог
часть народной
поэмыэпопеи
2 группа:
Что такое
фольклор?
Какие жанры
характерны для
фольклора?
Фрагменты каких
фольклорных жанров
встречаются в
«Прологе»?
Имеют ли
отношение темы
этих фрагментов к
народу?
Выражается ли в них
безграничность и
неисчерпаемость
жизни?
Имеют ли
фольклорные
мотивы значение
всеохватности?
Можно ли на
основании анализа
фольклорных
мотивов сказать, что
перед нами –
народная поэма
эпопея? Песня, примета, за
гадка, сказка
Фольклор – произве
дения устного на
родного творчества:
сказки, загадки, по
словицы. поговорки,
былины, песни и т.д.
На основании
анализа
фольклорных
мотивов можно
сказать, что перед
нами – народная
поэма .
В найденных жанрах
охватывается круг
жизненных явлений
человека, мир расте
ний и животных,
то есть жизнь во
всем ее многообра
зии, а ф.м. имеют
значение всеохват
ности.
3 группа:
Название и примеры
обнаруженных
средств
выразительности
Предметы, которые
они изображают
Из какой сферы
жизни эти предметы
и какое отношение
имеют к народу?
Являются ли они
важными для всего
народа?
Отображают ли
найденные средства
выразительности
черты эпопеи в
«Прологе», и если
да, то каким
образом?
Сравнение: мужик
что бык
Человек – с\х
животное
Сфера труда
Весь народ трудится
Весь народ трудится
Сравнение: смеется
солнце красное, как
девка из снопов
Сравнение:
Весной что внуки
малые с румяным
солнцемдедушкой
играют облака
Олицетворение:
Как село солнце
Красное
Природн. объект –
работающий человек
Сфера труда
Весь народ трудится
Труд – основа жизни
Он радостен
природные объекты
– семья
Сфера семейной
жизни
Все люди имеют
Семью
природный объект
как человек
Природа
одухотворена
Все в мире живое
Все средства выра
зительности изобра
жают основопола
гающие процессы
в жизни каждого
человека и всего
народа вцелом: труд,
семейная
жизнь, жизнь
природы. Всеобщность этих
процессов можно
считать признаком
эпопеи в произв.
Итак, в результате групповой работы мы выяснили, что, вопервых, в «Прологе»
проявляются черты произведения о народе и для народа, а значит подтверждается наша
гипотеза о народном произведении; и, вовторых, в исследуемом отрывке проявляются
черты эпопеи – значимость затронутых тем для всего народа, охват больших пространств и
множества героев и др.
Отразим результаты групповой работы в конспекте
Народная
поэма
«Кому на Руси жить хорошо…»
Пролог
Крестьянка
Последыш
Пир на весь мир
эпопея
(О народе
Для народа) Тема касается всех людей (счастье)
В сюжете охвачены большие
пространства и много героев (Русь)
Автономность частей(части не раз
переставлялись при издании)
Незавершенность сюжета
Герои – крестьяне
Фольклорные мотивы
В средствах выразительности –
Отражение мира в образах,
близких и понятных народу
Значит, можно сделать вывод о том, что «Кому на Руси жить хорошо…»
действительно народная поэмаэпопея.
Домашнее задание: 1. на основе опорного конспекта подготовить рассказ о
произведении Некрасова как народной поэмеэпопее;
2. прочитав формулировку представлений героев о счастье в
главе «Поп», согласиться с ним или не согласиться и описать свое понимание счастья.
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.