Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Оценка 4.6

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
07.05.2018
Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Первый урок в изучении поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Исследование текста ведется в группах. Анализируется материал "Пролога". Ведется работа с теоретическими понятиями "поэма", "эпопея", "пролог", "народный". Исследование направлено на выявление средств выразительности, которые использует автор, определение их видов и характера.
Урок-исследование. Литература. 10 класс.doc
МБОУ «Пудовская СОШ» Учитель Половинкина Татьяна Александровна Урок литературы в 10 классе «Кому на Руси жить хорошо…» ­ народная поэма­эпопея (1­й урок в теме) Цель урока: выявить черты народности и признаки эпопеи в произведении Н.А.Некрасова. Задачи: работая в группах, на материале «Пролога» поэмы исследовать  1.сюжет 2. фольклорные мотивы 3. средства выразительности Ход урока Слово учителя: В 1866 году подписчики журнала «Современник» прочитали в очередной  книжке такие строки: В каком году ­  рассчитывай,  В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Так начинался пролог к новой поэме Некрасова. Работу над ней он начал в 1863  году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году, осознавая незавершенность  задуманного. А замысел был грандиозен: «народная поэма», в которую должен был войти  весь опыт Некрасова в изучении народной жизни, все, «накопленное по словечку» в течение 20 лет. Кроме того, «Кому на Руси жить хорошо…» задумывалась как эпопея. Эпопея – художественное произведение, изображающее с максимальной полнотой  целую эпоху в жизни народа.  Оформим запись в тетради: Народная поэма «Кому на Руси жить хорошо…» Пролог Крестьянка Последыш Пир на весь мир эпопея Из  этой записи в ходе урока  должен родиться опорный конспект, который поможет вам восстановить информацию, собранную на уроке. В конспекте мы будем фиксировать  выводы исследования, которое нам предстоит , ведь художественное произведение для  глубокого понимания требует неоднократного внимательного и вдумчивого чтения и  анализа. Темой нашего исследования будет то, что заявлено в теме урока: «Кому на Руси жить хорошо…» ­ народная поэма­эпопея. Наша задача – понять, действительно ли  поэма народная и почему она – эпопея. Чтобы сделать это, для начала выдвинем  гипотезы. Как вы понимаете слово «народная»?  (О народе  Для народа) Отметим это в нашей записи Народная поэма (О народе  Для народа) «Кому на Руси жить хорошо…» Пролог Крестьянка Последыш Пир на весь мир эпопея Итак, первая наша рабочая гипотеза заключается в том, что народное  произведение  ­ это произведение о народе и для народа, и это мы должны подтвердить  или опровергнуть в результате исследования текста поэмы. Далее вопрос касается эпопеи. Здесь возможно выдвинуть гипотезу, лишь  отталкиваясь от определения. Воспользуемся материалами литературоведческих словарей. Если для нас эпопея – художественное произведение, изображающее с максимальной  полнотой целую эпоху в жизни народа, следовательно ей должны быть присущи следующие черты: 1. всенародная значимость затронутой темы 2. изображение безграничности и неисчерпаемости жизни, а потому  незавершенность произведения (ведь жизнь всегда продолжается) 3. относительная автономность частей, глав ( чтобы показать одновременное существование разных людей, многообразие проявлений жизни) Следовательно, вторая рабочая гипотеза будет о том, что эпопея затрагивает  темы, важные для всего народа; охватывает содержанием большие пространства и  множество героев; имеет части, самостоятельные по содержанию; не имеет сюжетной завершенности. Народная поэма «Кому на Руси жить хорошо…» Пролог Крестьянка Последыш Пир на весь мир эпопея (О народе  Для народа)                                                                                    Тема касается всех людей                                                                                                         В сюжете охвачены большие                                                                                                         пространства и много героев                                                                                                         Автономность частей                                                                                                         Незавершенность сюжета                                                                                                          Поскольку мы ограничены рамками урока, работать с гипотезами мы будем в  группах и на материале небольшого объема Вы знаете, что любое художественное произведение имеет два плана – план  содержания (о чем?) и план выражения (как?), поэтому я предлагаю двум группам работать над содержанием и одной группе над средствами выразительности в первом фрагменте  поэмы, который называется «Пролог».  Итак, 1 группа будет работать над сюжетом «Пролога», ища ответы на вопросы  таблицы: Кто  действует? Что и каким  образом делает? С какой  целью? Какое  отношение эти  действия имеют к  народу? Насколько  они значимы для  народа? Можно ли на  основе анализа  сюжета «Пролога»  сказать, что он –  часть народной  поэмы­эпопеи? Выражается  ли в сюжете  безграничность и  неисчерпаемость  жизни и если да, то    каким образом? Имеет ли  сюжет  относительную  автономность? В работе вам поможет не только текст, но и учебник, а также «Словарь­справочник  устаревших слов». Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада.  Вторая группа будет исследовать фольклорные мотивы «Пролога», пользуясь  текстом, сборником фольклорных произведений и учебником и постарается ответить на  такие вопросы: Что такое  фольклор?  Какие жанры  характерны для  фольклора? Фрагменты каких  фольклорных жанров встречаются в  «Прологе»? Имеют ли  отношение темы  этих фрагментов к  народу? Выражается ли в них безграничность и  неисчерпаемость  жизни? Имеют ли  фольклорные  мотивы значение  всеохватности? Можно ли на  основании анализа  фольклорных  мотивов сказать, что  перед нами –  народная поэма­ эпопея? Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада. Третья группа поработает над средствами художественной выразительности. В работе  можете пользоваться не только текстом «Пролога», но и  учебником, а также  «Справочником литературоведческих терминов». Ваша задача:  обнаружить известные вам средства выразительности;  проанализировать предметы, которые они изображают;  определить темы, которые затронуты фрагментами с использованием средств  выразительности; определить значимость этих тем для всего народа; Результаты работы занесите в таблицу Название  обнаруженных  Предметы, которые  они изображают  Из какой сферы  жизни эти предметы  Отображают ли  найденные средства средств  выразительности и какое отношение  имеют к народу? Являются ли они  важными для всего  народа? выразительности  черты эпопеи в  «Прологе», и если  да, то каким  образом? Отчет оформите на листах и подготовите для краткого доклада. На работу вам отводится всего 15 минут. (Результатом работы в группах стали такие наблюдения:  1 группа:  Кто  действует? Что и каким  образом делает? С какой  целью? Какое  отношение эти  действия имеют к  народу? Насколько  они значимы для  народа? Выражается  ли в сюжете  безграничность и  неисчерпаемость  жизни и если да, то    каким образом? Имеет ли  сюжет  относительную  автономность? Можно ли на  основе анализа  сюжета «Пролога»  сказать, что он –  часть народной  поэмы­эпопеи? крестьяне идут по  Руси, чтобы найти  ответ на вопрос:  кому на Руси жить  хорошо? Этот вопрос  интересен всему  народу Вопросы счастья  волнуют всех людей Путь крестьян лежит через всю Русь,  бескрайнюю, с  широкими простора­ ми, многолюдную.  Именно так  проявляется безгра­ ничность и неисчер­ паемость жизни. «Пролог» описывает  только вступление  героев на путь. Так как вопрос,  которым задаются  герои, касается всего народа и ответ на  него герои ищут у  множества людей на  просторах бескрай­ ней России, можно  сказать, что «Пролог ­ часть народной  поэмы­эпопеи  2 группа: Что такое  фольклор?  Какие жанры  характерны для  фольклора? Фрагменты каких  фольклорных жанров встречаются в  «Прологе»? Имеют ли  отношение темы  этих фрагментов к  народу? Выражается ли в них безграничность и  неисчерпаемость  жизни? Имеют ли  фольклорные  мотивы значение  всеохватности? Можно ли на  основании анализа  фольклорных  мотивов сказать, что  перед нами –  народная поэма­ эпопея? Песня, примета, за­ гадка, сказка Фольклор – произве­ дения устного на­ родного творчества: сказки, загадки, по­ словицы. поговорки,  былины, песни и т.д. На основании  анализа  фольклорных  мотивов можно  сказать, что перед  нами – народная  поэма . В найденных жанрах охватывается круг  жизненных явлений  человека, мир расте­ ний и животных,  то есть жизнь во  всем ее многообра­ зии, а ф.м. имеют значение всеохват­ ности. 3 группа: Название и примеры  обнаруженных  средств  выразительности Предметы, которые  они изображают  Из какой сферы  жизни эти предметы  и какое отношение  имеют к народу? Являются ли они  важными для всего  народа? Отображают ли  найденные средства  выразительности  черты эпопеи в  «Прологе», и если  да, то каким  образом? Сравнение: мужик  что бык  Человек – с\х  животное Сфера труда Весь народ трудится Весь народ трудится   Сравнение: смеется солнце красное, как  девка из снопов Сравнение: Весной что внуки  малые с румяным  солнцем­дедушкой  играют облака Олицетворение: Как село солнце  Красное Природн. объект –  работающий человек Сфера труда Весь народ трудится Труд – основа жизни Он радостен природные объекты  – семья Сфера семейной  жизни Все люди имеют  Семью природный объект  как человек Природа  одухотворена Все в мире живое Все средства выра­ зительности изобра­ жают основопола­ гающие процессы в жизни каждого человека и всего народа вцелом: труд, семейная жизнь, жизнь  природы. Всеобщность этих  процессов можно  считать признаком  эпопеи в произв. Итак, в результате групповой работы мы выяснили, что, во­первых, в «Прологе»  проявляются черты произведения о народе и для народа, а значит подтверждается наша  гипотеза о народном произведении; и, во­вторых, в исследуемом отрывке проявляются  черты эпопеи – значимость затронутых тем для всего народа, охват больших пространств и  множества героев и др.  Отразим результаты групповой работы в конспекте Народная поэма «Кому на Руси жить хорошо…» Пролог Крестьянка Последыш Пир на весь мир эпопея (О народе  Для народа)                                                                         Тема касается всех людей (счастье)                                                                                                В сюжете охвачены большие                                                                                                пространства и много героев (Русь)                                                                                                 Автономность частей(части не раз                                                                                                  переставлялись при издании)                                                                                                 Незавершенность сюжета  Герои – крестьяне Фольклорные мотивы В средствах выразительности –  Отражение мира в образах,  близких и понятных народу                                                                                                          Значит, можно сделать вывод о том, что «Кому на Руси жить хорошо…» ­  действительно народная поэма­эпопея. Домашнее задание: 1. на основе опорного конспекта подготовить рассказ о  произведении Некрасова как народной поэме­эпопее;                                      2.  прочитав формулировку представлений героев о счастье в  главе «Поп», согласиться с ним или не согласиться и описать свое понимание счастья.

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Разработка урока-исследования по литературе в 10 классе по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018