А.П. Чехов. Новелла "Ионыч". От доктора Старцева – к Ионычу. 10-й класс
Задачи урока:
• в ходе урока показать старшеклассникам непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно-будничного существования человека;
• развивать навыки идейно-художественного анализа прозаического произведения, совершенствовать навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор; развивать мышление и воображение;
• способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
Структура и содержание урока
Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”
А.П. Чехов. Новелла Ионыч.doc
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч". От доктора Старцева – к
Ионычу. 10-й класс
Задачи урока:
в ходе урока показать старшеклассникам непримиримое отношение Чехова ко всем проявлениям
пошлости, фальши, бездуховности, показать мастерство писателя в раскрытии трагизма повседневно
будничного существования человека;
развивать навыки идейнохудожественного анализа прозаического произведения, совершенствовать
навыки устной монологической речи, развивать творческие способности учащихся, расширять их
кругозор; развивать мышление и воображение;
способствовать их нравственному и эстетическому воспитанию.
Структура и содержание урока
Эпиграф к уроку: “Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодец или чтонибудь вроде,
чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”
Из записных книжек А.П.Чехова
Словарь:
Новелла – небольшая повесть, рассказ.
Пошлость – низость в нравственном отношении, безвкусица, грубость.
Фальшь – отсутствие естественности, неискренность, лицемерие.
1. Мотивация учебной деятельности.
– Изучая творчество А.П.Чехова, мы познакомились уже с его “маленькой трилогией” о футлярной жизни
человека (“Крыжовник”, “О любви”, “Человек в футляре”). По своему идейному содержанию новелла “Ионыч”
примыкает к этим рассказам, изображающим духовное оскудение личности, порабощение её повседневной
суетой.
Задача нашего урока – проанализировать идейнохудожественное содержание новеллы и выяснить, как
главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в “просто Ионыча”, какими художественными средствами
это изображает писатель, выяснить его отношение к духовному застою.
2. Экспресс-викторина по содержанию новеллы (фронтальная работа)
Вопросы:
1. Фамилия семьи, самой образованной и талантливой в С.?
2. Какие таланты были у членов этой семьи?
3. Каким приветствием встречал всегда гостей хозяин семьи?
4. О чем мечтала Екатерина Ивановна?
5. Как звали её родители?
6. Сколько лошадей было у Старцева, когда Котик назначила ему свидание на кладбище?
7. Какое прозвище дали Старцеву в городе и за что?
8. Какое развлечение было у доктора Старцева, “в которое он втянулся малопомалу”?
9. О чем подумал герой при встрече с Екатериной Ивановной через 4 года? 10. кончите фразу: “Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками…, то кажется, что едет не
человек, а…”?
�/li>
(Итоги экспрессвикторины, оценки)
3. Идейно-художественный анализ новеллы. Работа учащихся в группах.
Вступительное слово учителя:
– Новелла состоит из пяти 5 глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий
Ионыч Старцев (в первых главах) и “просто Ионыч” (в последней). Почему и как это происходит – вам и
предстоит выяснить.
События излагаются в хронологической последовательности, их разделяют незначительные сроки, но за эти
маленькие промежутки времени (год, больше года, четыре года, несколько лет) происходят большие перемены в
облике героя. Он проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы.
Давайте составим эту символическую лестницу и выясним, куда она привела нашего героя.
Задание группам (их создаётся 5 – по числу глав произведения):
– Дайте название главам, выделите в них главную мысль и подберите к каждой главе эпиграф из текста главы
новеллы. Покажите, какими средствами автор изображает главного героя и его путь. В качестве вывода каждая
группа рисует соответствующую ступеньку воображаемой лестницы, наверху которой пишут название главы, а
под ступенькой материальное положение героя.
Система индивидуальных заданий
– предварительное домашнее задание:
1)найти полный текст романса, который напевал Дмитрий Ионыч. Объяснить, почему писатель именно этот
романс вложил в уста героя произведения;
2)подготовить сообщение о “Притче о талантах” ( Мф., гл.25, ст.1430);
3)выучить наизусть (повторить) стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!”
– на уроке:
– написать сочинениеминиатюру на тему: “Берегите в себе человека!”
“Современный Ионыч: каков он?”
4. Сообщения учащихся по группам.
(Так как я уже не один раз проводила этот урок, то помещаю примерные ответы учеников.)
(Сначала слушаем сообщение по индивидуальному заданию “Полный текст романса, который напевает в начале
истории герой новеллы”)
Стихи А.Дельвига “Элегия” были написаны в 1821 или 1822 г. На музыку они положены Яковлевым. Полный текст
романса следующий:
Когда, душа, просилась ты
Погибнуть иль любить,
Когда желанья и мечты
К тебе теснились жить,
Когда еще я не пил слёз из чаши бытия, –
Зачем тогда в венке из роз,
К теням не отбыл я!
Зачем вы начертались так
На памяти моей,
Единый молодости знак, Вы, песни прошлых дней!
Я горько долы и леса
И милый взгляд забыл –
Зачем же ваши голоса
Мне слух мой сохранил!
Не возвратите счастья мне,
Хоть дышит в вас оно!
С ним в промелькнувшей старине
Простился я давно
Не нарушайте ж, я молю,
Вы сна души моей
И слова страшного: люблю
Не повторяйте ей!
Ключевыми словами для понимания образа Старцева, повидимому, следует считать слова:
“Не нарушайте ж, я молю, вы сна души моей…”. Именно “сон души” осуждает Чехов в своем герое и показывает,
как этот сон одолевает Старцева – Ионыча по мере улучшения его материального положения. Не то плохо, что
Старцев стал состоятельным, даже богатым человеком, а то, что он не видел смысла в своей жизни…
(Затем каждая группа делает сообщение по своему заданию)
I группа
Первую главу новеллы можно озаглавить “Весна жизни”. Молодой доктор Д.И.Старцев, полный энергии и
высоких стремлений, приезжает в Дялиж, в земскую больницу. Перед ним заманчивое будущее: “…помогать
страдальцам, служить народу…” Возможно, как и каждого молодого человека, его ожидает впереди любовь…
Доктор безотчетливо счастлив, полон надежд, желаний, хотя он беден, вынужден ходить пешком к больным по
многу километров. Эпиграфом можно взять слова: “Какое это счастье быть земским врачом!” Эти слова
выражают мироощущение нашего героя.
Герой напевает романс “Когда еще я не пил слёз из чаши бытия…” Чехов использует прием умолчания или
недосказанности.
Читателей того времени, у которых романс был на слуху, настораживали следующие слова романса, которые
были “за кадром”…
Длинный и скучный роман Веры Иосифовны будит какието смутные, но “хорошие мысли”. Шумная и
однообразная игра Котика не нравится, но увлекает сама Котик. Старцеву очень хорошо, и даже пошлые,
приевшиеся остроты хозяина дома ему нравятся, потому что слышит Старцев их впервые. Герой чувствует себя
счастливым и желает счастья, любви, добра всем и себе. У него всё впереди – это поистине весна жизни
человека.
(Ребята рисуют на доске ступеньку лестницы, на которой пишут название главы “Весна жизни”, а под ступенькой
материальное положение героя.) II группа
“Любовь” – так можно озаглавить следующую главу, потому что в ней рассказывается о том, как завязываются
отношения у Дмитрия Ионыча с Котиком. А эпиграф: “…ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет
любви во что бы то ни стало…”
Прямо Чехов не изображает роман героя с Екатериной Ивановной, а использует излюбленный прием –
художественную деталь. Это любимая скамейка в саду.
“Прошло больше года… в трудах и одиночестве…” Старцев трудится и все это время не мог побывать у
Туркиных, но одиночество заставило его принять приглашение Веры Иосифовны. Старцев стал часто бывать в
доме “самого талантливого семейства” города С., но уже не ради мигрени хозяйки, а ради Котика. Перед
читателем предстает и среда, в которую попал герой: фальшивая, неискренняя, однообразная, пошлая. Кратко,
пунктирно, Чехов намечает путь Старцева, надеясь на сотворчество читателей, использует подтекст. Свидание
на кладбище – самая поэтическая страница в новелле и самый поэтический момент в жизни Старцева, после
которого “…и точно опустился занавес…”. Здесь Старцев “сгорел”. После этого фраза: “Я устал… Ох, не надо
бы полнеть!”). Доктор располнел, и к тому же у него уже появилась пара лошадей – красноречивые детали,
свидетельствующие об улучшении его материального положения.
Старцев поднялся на ступеньку материального благополучия, но опустился в духовном развитии, потускнел его
духовный облик. И снова чеховская деталь: пейзаж. Если в I главе – весна, то во II – осень. Поэтому ступени
жизненной лестницы Старцева ведут не вверх, а вниз.
Постепенно в ходе рассуждений учащихся рисуется воображаемая жизненная лестница доктора Старцева,
которая ведет не вверх, а вниз. Полное объяснение этому ученики дают в конце урока.
III группа
Третью главу можно озаглавить “Крах”, а эпиграфом могут быть слова: “И жаль было своего чувства, этой
своей любви…”
Всего сутки отделяют события III главы от II . Но эта новая глава в новелле – новый и переломный момент в
жизни Старцева: начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, а от этого и охлаждение к своему
делу, первые признаки духовной лени. Чехов немногословен, но читателям уже ясно, что недалеко то время,
когда серая повседневность потушит огонь души, усыпит его совесть, опустошит душу. Старцев хочет сделать
предложение, но какието ничтожные причины мешают ему. “А любит ли Старцев? Хочет ли на самом деле
объяснения?” – сомневаемся мы. И вот он объясняется. И где же? Верный своему ироническому таланту, Чехов
показывает объяснение Старцева в клубе, где в шуме и суете трудно быть услышанным. А поэтому Старцев
кажется смешным. Чехов иронизирует над героем. Он его уже не любит! Читатели видят, что герой ни на что не
способен в отличие от Екатерины Ивановны, которая действительно совершает поступок, уезжая из дома с
желанием посвятить себя искусству. К тому же Старцев недолго и переживает, так спокойней. Отсюда и
ленивый, почти старческий вздох “Сколько хлопот, однако!”
Старцев вступил в новую фазу своей жизни.
IV группа
“Последняя вспышка” можно назвать четвертую главу, а эпиграфом к ней будут слова: “И огонек в душе
погас…”
Прошло четыре года. У Старцева большая практика в городе, тройка лошадей с бубенчиками и одышка. Сам
“пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком…”
Он одинок, ни с кем не сходится близко. У него появляется одно развлечение (кроме игры в карты), в которое он
втянулся малопомалу…
Старцев потерял вкус к жизни, одна работа еще держит его “на плаву”, “чтото мешало ему чувствовать, как
прежде…”
“Последней вспышкой” жизни можно считать посещение Старцевым семьи Туркиных, в которой ничего не
изменилось. Какой застой лучше: у Туркиных или у Старцева? Ни то, ни другое. Старцеву неприятно вспоминать
о своей любви и вообще производить какую бы то ни было душевную работу. На живое движение чувств
Екатерины Ивановны он беспокойно подумал: “А хорошо, что я тогда не женился”. Огонек в его душе
окончательно погас. Что дальше? “Сон души”. V группа
“Финал” – название пятой главы, эпиграфом к которой могут служить слова: “Куда это Ионыч едет?”
Что произошло со Старцевым? Почему он стал таким безразличным, тяжелым и раздражительным? Об этом
пятая глава.
В четвертой главе писатель судит общество города С. устами Старцева, а в пятой произносит приговор самому
Старцеву. Неприязнь автора к своему герою переходит в горечь и боль за человека, которого Старцев погубил в
самом себе. Здесь Чехов использует прием, которым пользовался Гоголь в “Мертвых душах”: отнесение людей в
неодушевленный ряд через сопоставление с неживым предметом. А.П.Чехов сравнивает Старцева с истуканом,
“языческим богом”. Из молодого, подающего надежды доктора, который был счастлив тем, что мог служить
страдальцам, который желал счастья, любви и добра всем и себе самому, Дмитрий Ионыч Старцев
превращается в “просто Ионыча”, в заплывшего жиром мизантропа, в “языческого бога”. Прием градации,
используемый Чеховым, особенно подчеркивает трагизм повседневнобудничного существования, приводящий к
духовному оскудению личности, к духовной деградации.
Вывод.
– Посмотрите на лестницу, которая у вас получилась. Какую закономерность она отражает?
Чем выше становится материальное благополучие Старцева, тем ниже опускается он по лестнице жизни.
5. Индивидуальное задание “Притча о талантах”.
Ученик, прочитавший дома притчу о талантах, делает вывод о том, что Ионыч – это “раб ленивый и лукавый”,
который безответственно распорядился теми дарами, которые имел. Поэтому у него “отнято и то, что имел”, т.е. он
переживает то, что мы называем духовной смертью. Жизнь прожита впустую: “…ни школы, ни колодца, ни чего
нибудь вроде…”
Старцев позволил повседневной суете взять верх над своей духовной жизнью, позволил растоптать мечту,
любовь, высокие идеалы.
6. Индивидуальное задание
Стихотворение Н.Заболоцкого “Не позволяй душе лениться!” ученик читает наизусть.
Вывод о том, с чем не может примириться А.П.Чехов.
7. Проверка творческих работ, сочинений-миниатюр по индивидуальному заданию.
8. Итоги урока.
"h3 ALIGN="JUSTIFY">9. Домашнее задание:
1) написать сочинение по новелле “Ионыч”:
“Вверх по лестнице, ведущей вниз” или “Новелла “Ионыч” – роман о неслучившейся жизни” (тема на выбор уч
ся);
2) составить тезисы к теме: “От доктора Старцева – к Ионычу”. Прочитать пьесу “Вишневый сад”.
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.