Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Оценка 4.8

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
26.03.2018
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе) 1. “Конец августа 1955года был дождливым. Днём моросило, с Ангары дул по-осеннему резкий, холодный ветер. Аудитория Иркутского университета, где собрались первокурсники, встретила нас разноголосицей. На лицах многих было видно ощущение потерянности, одиночества и печали, так как многие приехали издалека и не могли представить себе: что же такое студенческая жизнь? На первом собрании нам сказали, что с первого сентября мы едем в колхоз, в Аларский район” (музыка, отрывок из студенческой песни; фотография “Студенческая группа”). 2. “Лишь вечером на станционной площадке, у столба с тусклой лампочкой, слабо освещавшей кружок земли, увидел я свою группу, человек 20 девчат и ребят. Парней было немного, в два раза меньше, чем девчонок, а среди ребячьих лиц одно мне показалось хорошо знакомым. Тёмные жёсткие волосы, смуглое лицо, карие, чуть удлинённые глаза, полные губы выдавали в нём человека того типа , который нередок в наших краях. Я решил, что видел этого парня в Байкало-Кударе – большом селе, где закончил десятилетку. Сюда, в районный центр, съезжались ребята из соседних деревень на соревнования, слёты, олимпиады. Так оно и было. Это выяснилось позже, у Вампилова там жил дядя”.
Александр Вампилов.doc
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе) 1. “Конец августа 1955года был дождливым. Днём моросило, с Ангары дул по­осеннему резкий, холодный ветер.  Аудитория Иркутского университета, где собрались первокурсники, встретила нас разноголосицей. На лицах  многих было видно ощущение потерянности, одиночества и печали, так как многие приехали издалека и не могли представить себе: что же такое студенческая жизнь? На первом собрании нам сказали, что с первого сентября  мы едем в колхоз, в Аларский район”  (музыка, отрывок из студенческой песни; фотография “Студенческая группа”). 2. “Лишь вечером на станционной площадке, у столба с тусклой лампочкой, слабо освещавшей кружок земли,  увидел я свою группу, человек 20 девчат и ребят. Парней было немного, в два раза меньше, чем девчонок, а  среди ребячьих лиц одно мне показалось хорошо знакомым. Тёмные жёсткие волосы, смуглое лицо, карие, чуть  удлинённые глаза, полные губы выдавали в нём человека того типа , который нередок в наших краях. Я решил,  что видел этого парня в Байкало­Кударе – большом селе, где закончил десятилетку. Сюда, в районный центр,  съезжались ребята из соседних деревень на соревнования, слёты, олимпиады. Так оно и было. Это выяснилось  позже, у Вампилова там жил дядя”. 3. “Дни наши в колхозе проходили однообразно, мы копали картошку. А вот вечера ждали с нетерпением. Как­то  мы уже легли спать, (а надо сказать, что никаких перегородок в доме не было, у одной стены на нарах спали  девчата, а у другой – парни) и Саня спросил, знает ли кто­нибудь поэта Сергея Есенина. Все слышали его имя, а  стихов не читали. По тем временам это было не удивительно. Книг Есенина в библиотеках не было, его  творчество не изучалось в школе. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти: Не бродить, не мять в кустах багряных  Лебеды и не искать следа… Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что­то важное. Он открыл нам что­то хрупкое,  нежное, доверчивое. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта. Слушали мы Вампилова и во  второй вечер, и в третий…” (звучит песня “ Не жалею, не зову, не плачу…”). (фотография “Мужская часть группы”). 4. А мне хотелось бы рассказать, с какими ровесниками свёл А. Вампилова университет. “Все парни в нашей группе выбрали филологическое отделение не по воле обстоятельств, а по душевному  влечению. Самый старший из ребят, Борис Леонтьев, был особенным книгочеем. Он читал всё: от Катулла до Ахматовой и  Пастернака, обожал Лермонтова. Чувствительной натурой был Вадим Гребенцов. Тогда он ещё не мог определиться, чему отдать предпочтение:  музыке или литературе? Дело в том ,что одновременно с учёбой в университете он заканчивал музыкальное  училище и был второй скрипкой в симфоническом оркестре Иркутской филармонии. Получив диплом, Вадим  закончил консерваторию и посвятил себя воспитанию музыкантов. Виталий Зоркин мечтал стать фотожурналистом, и стал им. Те, кто сегодня издаёт книги о Вампилове, должны  быть благодарны В. Зоркину: почти все фотографии сделаны им. Словом, всех нас свело неравнодушие к литературе”. 5. “Но у А.Вампилова это неравнодушие было иным, чем у других, особенным. Его чтение книг уже тогда можно  было назвать “писательским”. Например, в наших разговорах он обращался к нам: ­ А помните, как Нюнин в чеховской “Свадьбе” представляет Харлампия Спиридоновича Дымбу? ­ Кажется, греком… ­ отвечали мы. ­ “Иностранец греческого звания по кондитерской части!”­ сочно произносил он. Если он вспоминал сцену из романа, повести, а пуще того – из пьесы, то он говорил не только, что сказал автор,  а запоминал мимику, жесты, фразу героя”. 6. “Позже я думал иногда над вопросом: почему Саня с самого начала студенческой жизни стал лидером среди  нас? Ведь сам он ничего не делал для того, чтобы выделиться, утвердить своё главенство, да и мы ни шутя, ни  всерьёз. Ни явно , ни тайно не выбирали себе вожака, а между тем его лидерство было несомненным.  Выражалось оно прежде всего в том, что к мнению Саши прислушивались, его дружбой дорожили. Я не помню  ни одного спора с его участием, который бы сопровождался криком, ни одного расхождения во мнениях, которое бы закончилось стычкой. Он не любил высоких тонов, говорил мягко, спокойно, стараясь, даже в споре, не  обидеть собеседника. 7. Какие же качества выделяли А.Вампилова? В нём было необыкновенно развито чувство товарищества. Он не  жалел для друзей ничего: ни душевных сил, ни времени, ни средств. “Сам погибай, а товарища выручай”,­ по этой русской пословице он поступил и в последние минуты своей жизни. У Вампилова, например, было правило: всюду, где приходилось платить деньги – в столовой, в кинотеатре, у  входа на танцплощадку,­ он рассчитывался только сам. “Ты мог сделать это только тогда, когда в кармане  Вампилова, как и у тебя, не оставалось ни гроша”. Но это о материальном. Тут, вероятно, законы дружбы для многих одинаковы. Важней было другое – тонкость и  деликатность, которые Вампилов вносил в отношения товарищества. Чтец: Памяти А.Вампилова Ах, Саня, дружище славный! Как сердце моё щемит. Казалось совсем недавно Приехал я в твой Кутулик. Тогда нам по двадцать было. Мы пили сухое вино, И столько весёлой силы Давало тогда нам оно! О многом мы говорили: О Блоке, планиде его, Стихи Беранже хвалили… Сейчас и не вспомнишь всего. “Чтоб жизнь веселей казалась,  Надо глядеть на восток. Где солнце б нам улыбалось­ Солнца боится РОК” ­ Так говорил ты в тот вечер. Вечер второй я был в шоке. Сижу, не смыкая глаз Грустные мысли о РОКе В душу вошли сейчас. …Ты помнишь, друзей ватага Всегда тебя окружала. До славы осталось полшага… Ах, Саня, ты прожил так мало! А жизнь так зовёт и манит Своим ласкающим взглядом. Ах, Саня, дружище Саня! Не сядешь ты больше рядом… (В. Зоркин). (фото “На байкальском берегу”). 8. До третьего курса Саня писал стихи. Некоторые из них сохранились и теперь опубликованы. Шаткая калитка В стареньком плетне, Всем она открыта, Но уже не мне. Прохожу я мимо, Загляжусь слегка Под окном черёмух Белых облака. Не пойду я ближе; Постою я тут Там меня забыли, Там меня не ждут. Разнята калитка Не моей рукой, И уходит в полночь Уж не я ­ другой. Помню я калитку Тихо затворял Ласковое имя Тихо повторял. Не пойду я мимо, Загляжусь слегка, Под окном черёмух Белых облака. Не зайду я больше В их густой приют Там меня забыли, Там меня не ждут. А. Вампилов писал стихи ещё в школе, но никому их не показывал, скрывал. 9. Едва ли кто из нас раньше пытался “оживлять сцены, изображённые на живописных полотнах известных  художников. В деревне, где мы проводили “трудовой сентябрь” на втором курсе, пришло в голову воспроизвести  картину В.Перова “Охотники на привале”. Репродукции под рукой не было, но в том­то и соль затеи­вспомнить в  подробностях фон, позы охотников, их мимику. Володя Мутин изображал рассказчика. Саня­одного из  слушателей, барина, особенно увлечённого очередной историей. Фотоаппарат, как всегда, был при Зоркине,  снимок получился. (фото “Охотники на привале”). Затем появились васнецовские “Три богатыря”, на 4 курсе, на военных сборах, “Запорожцы”. (фотография “Три богатыря”). 10. Едва ли найдётся в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Приобщение к ней началось ещё в школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная. Одна учительница рассказала такую историю. Девочкой она жила в Кутулике, в том же школьном бараке, что и  Вампиловы. ­ Гитару мучил ­ каждый день! Однажды говорю ему: “Мешаешь мне уроки готовить”. А он так дружелюбно: “Да?  Ну, потерпи. Вот освою инструмент­ научу тебя” В первые студенческие дни, в колхозе, когда мы постоянно были на глазах друг у друга, Сашина гитара сводила  нас в кружок всякую свободную минуту. Есенинские стихи, прочитанные Вампиловым, дополнялись песнями на  слова поэта. (фотография “Вампилов с гитарой”). 11. Главным же в Санином репертуаре были старинные романсы. Он пел их неторопливо, сосредоточенно. К  музыке его подводила какая­то значительная, раздумчивая минута, серьёзная беседа. В записной книжке Вампилова есть признание: “Не искушай” ­ неотразимый романс Глинки”. Любил он также “Я встретил Вас...”, “На заре ты её не буди...”, “Мне грустно потому, что я тебя люблю…”, “Утро  туманное…”. В минуты пения тёмно­карие глаза его обретали сосредоточенность и глубину. (звучит один из романсов). 12. У Вампилова была фонотека симфонической, камерной и оперной музыки. С первого курса безоглядно он  начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее. Мы очень часто собирались у Миши, Сашиного брата. Включали проигрыватель. Звучали Бах , Бетховен,  Моцарт, Шопен, Лист. Из бетховенских сонат Вампилов любил “Патетическую”, “Апассионату”, “Крейцерову” и “Лунную”, из симфоний  3,5,6, особенно 9. (звучит отрывок). 13. Как родился прозаик Вампилов? Мы уже говорили, что А.Вампилов, когда пришёл в университет, то писал стихи. Но однажды он сказал: ­ Всё! Стихов больше не будет. Пишу прозу. Осенью 1957 года, когда мы пришли на 3 курс, появилось объявление: создаётся литературное объединение.  Руководить им взялся зав. кафедрой В. П. Трушкин. Первая из вампиловских юморесок “Стечение  обстоятельств” появилась в газете “Иркутский университет” 4 апреля 1958 года. А.Вампилов печатался под  псевдонимом Санин. 14. А в начале лета юморески А.Вампилова появляются и в “Советской молодёжи”,и в газете “ Ленинские  заветы”. А.Вампилов пишет о том, что видит в жизни своим особенным взглядом. А видел он горькую правду о нашей  жизни, которую многие не хотели или не умели видеть, Вампилов это замечал с редкой зоркостью. 15. Например, записные книжки А.Вампилова. Хорошо помню эти крохотные тетрадочки в четверть обычного машинописного листа. Часто в общежитии, в  аудитории, на улице под шумок чужих разговоров он вынимал тетрадочку и торопливо, коротко записывал, как  правило, не услышанное от людей, а собственное, пришедшее на ум в эту минуту. 16. 1. Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные. 2. Осторожно, злая хозяйка. 3. Стройна как знак вопроса. 4. Блондинки раньше отцветают. 5. Занимать деньги легче, чем отказывать, когда занимают у тебя. 6. Он скромен, потому что не уверен в себе. 7. Сказала, будто поцеловала в самую душу. 8. Воровство ­ самая ответственная профессия. 9. Виноватыми всегда бывают нелюбимые. 10. У дураков всегда больше принципов. 11. Тот ,кто не имеет таланта, должен быть тружеником. 17. Есть у Вампилова рассказы “Стоматологический роман”, “На скамейке”, “Девичья память”, “Свиданье”,  “Глупость”­ это смешные истории, приключившиеся с молодыми влюбчивыми людьми. Знакомства, встречи,  объяснения­ и всё это под весёлым понимающим взглядом автора, ровесника своих героев. Студенческая жизнь  давала достаточно сюжетов такого рода. 18. Рассказ “Девичья память”. 19. После 4 курса летом 1959 года, мы ездили на военные сборы. (фотография “На военных сборах”). 20. А. Вампилова зачислили в штат газеты “Советская молодёжь” 30 октября 1959 года, когда он ещё учился на 5 курсе. Сразу же стали чаще публиковать его рассказы. А до этого из 18 рассказов было напечатано всего 6. Но  дело не в этом. Так как в это время печатались очерки, статьи, репортажи о великих стройках Сибири. А  А.Вампилов писал о другом. 21. Сценка из нерыцарских времён ­ “Свидание”, написана в конце 50­х годов ­ это проба пера, поиск своего “я”,  “индивидуальности”. 22. Сценка “Свидание” (инсценировка). 23. Всё больней, всё острей, ощутимей Оживает твой след на земле… Да светится в веках твоё имя Как высокие звёзды во мгле. Этой истины нету дороже, Этой памяти нету сильней. Заметает твой холмик порошей, Оттого и потеря острей. В горьком, едком­ Отеческом дыме Пронеслась твоих лет череда. Оттого и печаль ощутимей, Что тебя не вернуть никогда. Оттого и вина ощутимей Что пророков в Отечестве нет. Да светится в веках твоё имя. И кометою длится твой след! Итог урока: Сегодня мы познакомились со студенческими годами А.Вампилова. Узнали, что он как и все  студенты ездил на картошку, участвовал в походах по Байкалу, был на военных сборах. Как и все ,дежурил по  кухне. Однажды внёс рацпредложение: нагар каши в котлах чистить не ножом, а сапёрной лопатой. Писал  рассказы, сценки, копил в записных книжках слова, фразы, афоризмы, образы, вёл наблюдения. Он ещё так молод… ему всего 22года… у него ещё всё впереди… “Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания”,­ писал А. Вампилов.

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)

Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018