Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
26.03.2018
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
1. “Конец августа 1955года был дождливым. Днём моросило, с Ангары дул по-осеннему резкий, холодный ветер. Аудитория Иркутского университета, где собрались первокурсники, встретила нас разноголосицей. На лицах многих было видно ощущение потерянности, одиночества и печали, так как многие приехали издалека и не могли представить себе: что же такое студенческая жизнь? На первом собрании нам сказали, что с первого сентября мы едем в колхоз, в Аларский район”
(музыка, отрывок из студенческой песни; фотография “Студенческая группа”).
2. “Лишь вечером на станционной площадке, у столба с тусклой лампочкой, слабо освещавшей кружок земли, увидел я свою группу, человек 20 девчат и ребят. Парней было немного, в два раза меньше, чем девчонок, а среди ребячьих лиц одно мне показалось хорошо знакомым. Тёмные жёсткие волосы, смуглое лицо, карие, чуть удлинённые глаза, полные губы выдавали в нём человека того типа , который нередок в наших краях. Я решил, что видел этого парня в Байкало-Кударе – большом селе, где закончил десятилетку. Сюда, в районный центр, съезжались ребята из соседних деревень на соревнования, слёты, олимпиады. Так оно и было. Это выяснилось позже, у Вампилова там жил дядя”.
Александр Вампилов.doc
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый
урок внеклассного чтения в 10-м классе)
1. “Конец августа 1955года был дождливым. Днём моросило, с Ангары дул поосеннему резкий, холодный ветер.
Аудитория Иркутского университета, где собрались первокурсники, встретила нас разноголосицей. На лицах
многих было видно ощущение потерянности, одиночества и печали, так как многие приехали издалека и не могли
представить себе: что же такое студенческая жизнь? На первом собрании нам сказали, что с первого сентября
мы едем в колхоз, в Аларский район”
(музыка, отрывок из студенческой песни; фотография “Студенческая группа”).
2. “Лишь вечером на станционной площадке, у столба с тусклой лампочкой, слабо освещавшей кружок земли,
увидел я свою группу, человек 20 девчат и ребят. Парней было немного, в два раза меньше, чем девчонок, а
среди ребячьих лиц одно мне показалось хорошо знакомым. Тёмные жёсткие волосы, смуглое лицо, карие, чуть
удлинённые глаза, полные губы выдавали в нём человека того типа , который нередок в наших краях. Я решил,
что видел этого парня в БайкалоКударе – большом селе, где закончил десятилетку. Сюда, в районный центр,
съезжались ребята из соседних деревень на соревнования, слёты, олимпиады. Так оно и было. Это выяснилось
позже, у Вампилова там жил дядя”.
3. “Дни наши в колхозе проходили однообразно, мы копали картошку. А вот вечера ждали с нетерпением. Както
мы уже легли спать, (а надо сказать, что никаких перегородок в доме не было, у одной стены на нарах спали
девчата, а у другой – парни) и Саня спросил, знает ли ктонибудь поэта Сергея Есенина. Все слышали его имя, а
стихов не читали. По тем временам это было не удивительно. Книг Есенина в библиотеках не было, его
творчество не изучалось в школе. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа…
Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку чтото важное. Он открыл нам чтото хрупкое,
нежное, доверчивое. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта. Слушали мы Вампилова и во
второй вечер, и в третий…”
(звучит песня “ Не жалею, не зову, не плачу…”).
(фотография “Мужская часть группы”).
4. А мне хотелось бы рассказать, с какими ровесниками свёл А. Вампилова университет.
“Все парни в нашей группе выбрали филологическое отделение не по воле обстоятельств, а по душевному
влечению.
Самый старший из ребят, Борис Леонтьев, был особенным книгочеем. Он читал всё: от Катулла до Ахматовой и
Пастернака, обожал Лермонтова.
Чувствительной натурой был Вадим Гребенцов. Тогда он ещё не мог определиться, чему отдать предпочтение:
музыке или литературе? Дело в том ,что одновременно с учёбой в университете он заканчивал музыкальное
училище и был второй скрипкой в симфоническом оркестре Иркутской филармонии. Получив диплом, Вадим
закончил консерваторию и посвятил себя воспитанию музыкантов.
Виталий Зоркин мечтал стать фотожурналистом, и стал им. Те, кто сегодня издаёт книги о Вампилове, должны
быть благодарны В. Зоркину: почти все фотографии сделаны им.
Словом, всех нас свело неравнодушие к литературе”.
5. “Но у А.Вампилова это неравнодушие было иным, чем у других, особенным. Его чтение книг уже тогда можно
было назвать “писательским”. Например, в наших разговорах он обращался к нам:
А помните, как Нюнин в чеховской “Свадьбе” представляет Харлампия Спиридоновича Дымбу?
Кажется, греком… отвечали мы. “Иностранец греческого звания по кондитерской части!” сочно произносил он.
Если он вспоминал сцену из романа, повести, а пуще того – из пьесы, то он говорил не только, что сказал автор,
а запоминал мимику, жесты, фразу героя”.
6. “Позже я думал иногда над вопросом: почему Саня с самого начала студенческой жизни стал лидером среди
нас? Ведь сам он ничего не делал для того, чтобы выделиться, утвердить своё главенство, да и мы ни шутя, ни
всерьёз. Ни явно , ни тайно не выбирали себе вожака, а между тем его лидерство было несомненным.
Выражалось оно прежде всего в том, что к мнению Саши прислушивались, его дружбой дорожили. Я не помню
ни одного спора с его участием, который бы сопровождался криком, ни одного расхождения во мнениях, которое
бы закончилось стычкой. Он не любил высоких тонов, говорил мягко, спокойно, стараясь, даже в споре, не
обидеть собеседника.
7. Какие же качества выделяли А.Вампилова? В нём было необыкновенно развито чувство товарищества. Он не
жалел для друзей ничего: ни душевных сил, ни времени, ни средств. “Сам погибай, а товарища выручай”, по этой
русской пословице он поступил и в последние минуты своей жизни.
У Вампилова, например, было правило: всюду, где приходилось платить деньги – в столовой, в кинотеатре, у
входа на танцплощадку, он рассчитывался только сам. “Ты мог сделать это только тогда, когда в кармане
Вампилова, как и у тебя, не оставалось ни гроша”.
Но это о материальном. Тут, вероятно, законы дружбы для многих одинаковы. Важней было другое – тонкость и
деликатность, которые Вампилов вносил в отношения товарищества.
Чтец: Памяти А.Вампилова
Ах, Саня, дружище славный!
Как сердце моё щемит.
Казалось совсем недавно
Приехал я в твой Кутулик.
Тогда нам по двадцать было.
Мы пили сухое вино,
И столько весёлой силы
Давало тогда нам оно!
О многом мы говорили:
О Блоке, планиде его,
Стихи Беранже хвалили…
Сейчас и не вспомнишь всего.
“Чтоб жизнь веселей казалась,
Надо глядеть на восток.
Где солнце б нам улыбалось
Солнца боится РОК”
Так говорил ты в тот вечер.
Вечер второй я был в шоке.
Сижу, не смыкая глаз
Грустные мысли о РОКе
В душу вошли сейчас.
…Ты помнишь, друзей ватага
Всегда тебя окружала.
До славы осталось полшага…
Ах, Саня, ты прожил так мало!
А жизнь так зовёт и манит
Своим ласкающим взглядом.
Ах, Саня, дружище Саня!
Не сядешь ты больше рядом…
(В. Зоркин).
(фото “На байкальском берегу”).
8. До третьего курса Саня писал стихи. Некоторые из них сохранились и теперь опубликованы.
Шаткая калитка
В стареньком плетне, Всем она открыта,
Но уже не мне.
Прохожу я мимо,
Загляжусь слегка
Под окном черёмух
Белых облака.
Не пойду я ближе;
Постою я тут
Там меня забыли,
Там меня не ждут.
Разнята калитка
Не моей рукой,
И уходит в полночь
Уж не я другой.
Помню я калитку
Тихо затворял
Ласковое имя
Тихо повторял.
Не пойду я мимо,
Загляжусь слегка,
Под окном черёмух
Белых облака.
Не зайду я больше
В их густой приют
Там меня забыли,
Там меня не ждут.
А. Вампилов писал стихи ещё в школе, но никому их не показывал, скрывал.
9. Едва ли кто из нас раньше пытался “оживлять сцены, изображённые на живописных полотнах известных
художников. В деревне, где мы проводили “трудовой сентябрь” на втором курсе, пришло в голову воспроизвести
картину В.Перова “Охотники на привале”. Репродукции под рукой не было, но в томто и соль затеивспомнить в
подробностях фон, позы охотников, их мимику. Володя Мутин изображал рассказчика. Саняодного из
слушателей, барина, особенно увлечённого очередной историей. Фотоаппарат, как всегда, был при Зоркине,
снимок получился.
(фото “Охотники на привале”).
Затем появились васнецовские “Три богатыря”, на 4 курсе, на военных сборах, “Запорожцы”.
(фотография “Три богатыря”).
10. Едва ли найдётся в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Приобщение к ней началось ещё в
школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная.
Одна учительница рассказала такую историю. Девочкой она жила в Кутулике, в том же школьном бараке, что и
Вампиловы.
Гитару мучил каждый день! Однажды говорю ему: “Мешаешь мне уроки готовить”. А он так дружелюбно: “Да?
Ну, потерпи. Вот освою инструмент научу тебя”
В первые студенческие дни, в колхозе, когда мы постоянно были на глазах друг у друга, Сашина гитара сводила
нас в кружок всякую свободную минуту. Есенинские стихи, прочитанные Вампиловым, дополнялись песнями на
слова поэта.
(фотография “Вампилов с гитарой”).
11. Главным же в Санином репертуаре были старинные романсы. Он пел их неторопливо, сосредоточенно. К
музыке его подводила какаято значительная, раздумчивая минута, серьёзная беседа.
В записной книжке Вампилова есть признание: “Не искушай” неотразимый романс Глинки”.
Любил он также “Я встретил Вас...”, “На заре ты её не буди...”, “Мне грустно потому, что я тебя люблю…”, “Утро
туманное…”. В минуты пения тёмнокарие глаза его обретали сосредоточенность и глубину. (звучит один из романсов).
12. У Вампилова была фонотека симфонической, камерной и оперной музыки. С первого курса безоглядно он
начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее.
Мы очень часто собирались у Миши, Сашиного брата. Включали проигрыватель. Звучали Бах , Бетховен,
Моцарт, Шопен, Лист.
Из бетховенских сонат Вампилов любил “Патетическую”, “Апассионату”, “Крейцерову” и “Лунную”, из симфоний
3,5,6, особенно 9.
(звучит отрывок).
13. Как родился прозаик Вампилов?
Мы уже говорили, что А.Вампилов, когда пришёл в университет, то писал стихи. Но однажды он сказал:
Всё! Стихов больше не будет. Пишу прозу.
Осенью 1957 года, когда мы пришли на 3 курс, появилось объявление: создаётся литературное объединение.
Руководить им взялся зав. кафедрой В. П. Трушкин. Первая из вампиловских юморесок “Стечение
обстоятельств” появилась в газете “Иркутский университет” 4 апреля 1958 года. А.Вампилов печатался под
псевдонимом Санин.
14. А в начале лета юморески А.Вампилова появляются и в “Советской молодёжи”,и в газете “ Ленинские
заветы”.
А.Вампилов пишет о том, что видит в жизни своим особенным взглядом. А видел он горькую правду о нашей
жизни, которую многие не хотели или не умели видеть, Вампилов это замечал с редкой зоркостью.
15. Например, записные книжки А.Вампилова.
Хорошо помню эти крохотные тетрадочки в четверть обычного машинописного листа. Часто в общежитии, в
аудитории, на улице под шумок чужих разговоров он вынимал тетрадочку и торопливо, коротко записывал, как
правило, не услышанное от людей, а собственное, пришедшее на ум в эту минуту.
16.
1. Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные.
2. Осторожно, злая хозяйка.
3. Стройна как знак вопроса.
4. Блондинки раньше отцветают.
5. Занимать деньги легче, чем отказывать, когда занимают у тебя.
6. Он скромен, потому что не уверен в себе.
7. Сказала, будто поцеловала в самую душу.
8. Воровство самая ответственная профессия.
9. Виноватыми всегда бывают нелюбимые.
10. У дураков всегда больше принципов.
11. Тот ,кто не имеет таланта, должен быть тружеником.
17. Есть у Вампилова рассказы “Стоматологический роман”, “На скамейке”, “Девичья память”, “Свиданье”,
“Глупость” это смешные истории, приключившиеся с молодыми влюбчивыми людьми. Знакомства, встречи,
объяснения и всё это под весёлым понимающим взглядом автора, ровесника своих героев. Студенческая жизнь
давала достаточно сюжетов такого рода.
18. Рассказ “Девичья память”.
19. После 4 курса летом 1959 года, мы ездили на военные сборы.
(фотография “На военных сборах”).
20. А. Вампилова зачислили в штат газеты “Советская молодёжь” 30 октября 1959 года, когда он ещё учился на 5
курсе. Сразу же стали чаще публиковать его рассказы. А до этого из 18 рассказов было напечатано всего 6. Но
дело не в этом. Так как в это время печатались очерки, статьи, репортажи о великих стройках Сибири. А
А.Вампилов писал о другом. 21. Сценка из нерыцарских времён “Свидание”, написана в конце 50х годов это проба пера, поиск своего “я”,
“индивидуальности”.
22. Сценка “Свидание” (инсценировка).
23.
Всё больней, всё острей, ощутимей
Оживает твой след на земле…
Да светится в веках твоё имя
Как высокие звёзды во мгле.
Этой истины нету дороже,
Этой памяти нету сильней.
Заметает твой холмик порошей,
Оттого и потеря острей.
В горьком, едком
Отеческом дыме
Пронеслась твоих лет череда.
Оттого и печаль ощутимей,
Что тебя не вернуть никогда.
Оттого и вина ощутимей
Что пророков в Отечестве нет.
Да светится в веках твоё имя.
И кометою длится твой след!
Итог урока: Сегодня мы познакомились со студенческими годами А.Вампилова. Узнали, что он как и все
студенты ездил на картошку, участвовал в походах по Байкалу, был на военных сборах. Как и все ,дежурил по
кухне. Однажды внёс рацпредложение: нагар каши в котлах чистить не ножом, а сапёрной лопатой. Писал
рассказы, сценки, копил в записных книжках слова, фразы, афоризмы, образы, вёл наблюдения.
Он ещё так молод… ему всего 22года… у него ещё всё впереди…
“Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания”, писал А. Вампилов.
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Александр Вампилов: студенческие годы (открытый урок внеклассного чтения в 10-м классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.