А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"
Оценка 4.7

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
25.03.2018
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза". 10-й класс Цели уроки: 1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить тему, идею, основной конфликт пьесы. 2. Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в произведении авторскую позицию. 3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской классической литературе, истории и культуре. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку.
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы.doc
А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза". 10-й класс Цели уроки: 1. Обучающая: познакомить с историей создания пьесы “Гроза”, её действующими лицами, определить  тему, идею, основной конфликт пьесы. 2. Развивающая: развивать навыки анализа драматического произведения, умение определять в  произведении авторскую позицию. 3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию учащихся, интерес к русской  классической литературе, истории и культуре. Оборудование: мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, тексты пьесы, презентация к уроку. 1. Проверка домашнего задания. Ход урока 2. Знакомство с творческой историей драмы “Гроза”. ( Презентация “История создания драмы “Гроза”.) 3. Анализ 1-го действия пьесы. Слово учителя: Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её  поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1­4 явление первого действия являются экспозицией, а в пятом­девятом действиях  происходит собственно завязка действия драмы. А) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 1­4 явления): – Где происходит действие? ( город Калинов, который находится на реке Волге). – Какая картина предстаёт перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту  живописную картину? ( Красота природы подчёркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).  Островский ещё по одной причине выбрал местом действия пьесы общественный сад, а временем действия –  после службы в церкви – так легче и естественнее познакомить с персонажами, путь которых лежит через  бульвар. – Основной конфликт пьесы – между Катериной и Кабанихой, а семья Кабановых появляется лишь в 5­м  явлении. Какое значение имеют первые четыре явления? ( 1­4 явления – экспозиция пьесы. Из них мы узнаём о  порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине). – О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений? Дайте им характеристику. ( Купец Савел  Прокопьевич Дикой, его племянник Борис, изобретатель­самоучка Кулигин, Кудряш ). – Какую характеристику даёт Кулигин жизни города? Б) Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы ( 5­6 явления) В пятом явлении происходит знакомство  с главными героинями пьесы – Катериной и Кабанихой. Давайте прочитаем это явление по ролям и ответим на  вопросы: – Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой? Почему (привести цитаты из текста)? (её речь – смесь грубости, холодного повелительного тона с притворным смирением и ханжескими вздохами. Из её  слов видно отношение к домашним: она презирает Тихона, холодна к Варваре и ненавидит Катерину.) – Почему Кабанова так ненавидит Катерину? ­ Что значит в устах Кабанихи слово “порядок”? – пятиминутка: самостоятельно сделать выводы о характере Кабанихи, на оценку зачитать. В) Анализ 7, 8, 9 явлений. Работа по группам самостоятельно. 1 группа: а) Как мотивировано возникновение откровенного разговора между Катериной и Варварой? б) Проанализируйте речь Катерины. Как речь героини раскрывает её внутренний мир? 2 группа: а) Как Катерина вспоминает жизнь в доме родителей? б) В чём она видит различие между жизнью в родительском доме и у Кабанихи? 3 группа: а) Почему Катерина с ужасом отвергает предложение Варвары? б) Почему Варвара не поняла Катерину? 4 группа: а) Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе? б) Какое значение для понимания характера Катерины имеет страх перед грозой? Опрос по группам. 4. Актуализация знаний: Составление таблицы. Тема пьесы  “Гроза” Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто  притесняет и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению  своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в  предреформенной России общественными и семейно­бытовыми порядками. Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но  общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения  находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально­ бытовыми принципами, которые опираются на феодально­крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой  личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов: выявить эти  конфликты и заполнить таблицу на следующих уроках. Д/з: дочитать драму; какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить? Спасибо за урок! Литература: 1. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. 2. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9­11 классы. – СПб.: Издательский дом  “Литера”, 2010. 3. Лебедев Ю.В. Литература. Учебник .10 кл. в 2 частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2007. 4. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX 91840­1860­е годы)6 учебник для филол.спец.вузов. – М.: Высшая школа, 1981.

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"

А.Н. Островский. Анализ 1-го действия пьесы "Гроза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018