Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Оценка 4.9

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
04.12.2017
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Тип урока: комбинированный Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них представление о нём не только как о выдающемся военном и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности. Учебная задача: Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
владимир монамах.docx
Тема урока:  «Владимир Мономах. Последние попытки объединения Руси». Тип урока:  комбинированный Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха                        сохранить единство Руси в период усобиц и создать  у них                        представление о нём не только как о выдающемся военном                                              и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных   и   духовных   ценностей.     Подвести   учащихся   к осознанию причин феодальной раздробленности. План урока. (Слайд №1) I. II. Проверка домашнего задания. Изучение нового материала: 1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого. 2.Половцы. 3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого. 4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха. 5.Любечский съезд и его историческое значение. 6.Восстание в Киеве 1113 года. 7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха I. Проверка д/з:  На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем Древнюю Русь. На  прошлом уроке мы  говорили о деятельности Ярослава Мудрого. В этот  период Русь была раннефеодальным государством. А они по определению непрочные, постоянно раздираемые усобицами. Но были князья, которые пытались преодолеть их и восстановить единство  Руси. Одним из них был Ярослав Мудрый.  Давайте вспомним, какие события происходили в I пол.ХI в?  Для этого выполним задание: на доске написаны имена князей. Из них  надо выбрать и подчеркнуть имена тех, которые вступили в  междоусобную борьбу.           (Слайд №2) СВЯТОПОЛК СВЯТОСЛАВ ИГОРЬ  ОЛЕГ ОЛЬГА ЯРОСЛАВ БОРИС ГЛЕБ ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВ Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов? Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья. Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти последнего из братьев переходил к старшему племяннику. Если какой­либо князь умирал, не дойдя до киевского княжения, его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства. Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из общеродового имения владениях. Ярослав, будучи патриотом, понимал, что сила Руси в её единстве, и он встаёт на её защиту от своих недалёких родственников. Идя к власти, Ярослав преодолевает сепаратизм  своих братьев. Выполнил Глебов В.П. 2 На доске написаны даты  и события. Соотнесите их         (Слайд №3)   1016г. ­ начало правления Ярослава в Киеве 1017г. ­ битва Ярослава со Святополком у Любеча 1024г. ­ окончание второй усобицы 1036г. ­ разгром Мстиславом войск Ярослава Междоусобицы закончились победой Ярослава. Он стал киевским князем. Давайте вспомним основные вехи его государственной деятельности:  Внутренняя политика (опрос учащихся)  Внешняя политика (опрос учащихся) Вывод:  благодаря деятельности Ярослава Мудрого Русь окрепла: упорядочилась   система   управления,   развивалась   культура, налаживались международные связи. Однако после его смерти всё изменилось.  II. Мы переходим к изучению новой темы, которую будем рассматривать в соответствии с планом (план на доске). В ходе урока нам предстоит решить следующую учебную задачу:           Выяснить,     каковы   были   попытки   Владимира   Мономаха   по сохранению  единства Руси и почему они  не увенчались  успехом? (Слайд №4) 1.  Порядок   престолонаследия,   установленный   Ярославом   Мудрым, сохранялся   19   лет.   Во   главе   Руси   стоял   его   старший   сын   Изяслав Ярославич   (Киев).   Святослав   правил   в   Чернигове,   а   Всеволод   в Переяславле (на границе со степью). Остальные младшие сыновья сидели в других далёких городах и все они, по завещанию отца, подчинялись старшему брату. Всё изменилось в 1073 году.    Изяслав захотел править самовластно, как отец. Святослав и Всеволод этого   не   хотели   и   двинули   свои   дружины   на   Киев.   Изяслав   бежал   в Польшу.  Престол  перешёл   к  Святославу,  а  второй  по   значению  город Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав умер и Всеволод, чтоб не проливать напрасно кровь, добровольно отдал Изяславу     Киев,  а  сам  перебрался   в  Чернигов.  Переяславль   Всеволод отдал   в   управление   старшему   сыну   –   Владимиру,   прозванному   в последствии   Мономахом,   т.к.   был   рождён   от   дочери   византийского императора Константина Мономаха, в 1053 г.    Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. Собрав большую рать,   привлёк   на   свою   сторону   половцев,   затеял   новую   смуту,   пойдя войной   на своих дядей, т.к. после смерти отца он терял возможность Выполнил Глебов В.П. 3 стать   когда­либо   киевским   князем.   Народ   Руси   прозвал   его   Олегом ГОРИСЛАВИЧЕМ за то, что он сделал половцев своими союзниками и разрешал им жечь и грабить русские города, уводить людей в плен.           В   битве   на   Нежатиной   Ниве   Олег   был   разбит   и   укрылся   в Тьмутаракани. Однако в этой битве погиб и великий князь Изяслав. Его место   занял   Всеволод   Ярославич.   К   его   сыну   Владимиру   перешёл Чернигов.      В княжеских междоусобицах  часто участвовали половцы. Кто они такие?       (Слайд №5) 2.  Заслушиваем сообщение о половцах (задание на опережение) 3.  В   1093   г.   умирает   последний   сын   Ярослава   Мудрого   –   Всеволод. Наступает пора правления   Ярославовых внуков.   За ними ещё не было громких побед, больших государственных дел и реформ, но все они были амбициозны, честолюбивы, горды и завистливы друг к другу.          Формально     старшим в роду был сын Изяслава Святополк. Его и провозгласили великим князем, но он был нерешительным, легковесным интриганом   и   завистником.   Вторым   по   значению   князем   на   Руси   был Владимир Мономах, а третий – Олег Святославич. Так получилось, что при внешнем единстве Руси, сложились три группировки соперничавших князей:   киевская   (Святополк),   черниговско­переяславская   (Мономах), тмутараканская (Олег). За каждой из них была дружина, крупные богатые города, что конечно же грозило Руси  новыми усобицами.    4. Владимир Мономах уже с юных лет показал себя умелым полководцем и     дипломатом.   В   1076   году   он   помогал   полякам   бороться   с объединёнными   чешско­немецкими   силами,   успешно   пройдя   с   боями Чехию. В 80­е годы ХI  в. Он боролся с половцами, где действовал смело и решительно, бил их в степи, т.е. на их территории. К 90­м  г. это был уже самый сильный и влиятельный князь­патриот не знавший потерь на поле брани. В 1093 г. половцы предприняли большой поход на Русь. Киевский князь Святополк   рвался   в   бой,   но   осторожный   Мономах   советовал   ему откупиться   в   этот   раз   от   врага,   т.к.   Русь   не   была   готова   к   войне. Святополк настоял на походе. Войска   сошлись   у   города   Треполя,   у   речки   Стугны.   Была   ненастная погода, и Мономах советовал её переждать, но Святополк не послушал и проиграл сражение. Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха. В этот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разгромили многие города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов. Мономах и Выполнил Глебов В.П. 4 его люди отбили все штурмы, но силы были неравны и он отдал город своему двоюродному брату, а сам вернулся в Переяславль. В 1095 году половцы вновь пришли на Русь. Мономах  послал гонцов в Киев (Святополк) и Чернигов (Олег)  за  помощью.  Святополк  прислал дружину, а Олег отказался. Владимир разгромил несколько половецких становий. В 1096 г. князья решили нанести удар вглубь степи. Олег снова отказался помочь   братьям   и   тогда   они   повернули   свои   войска   против   него   и отобрали у него   Чернигов, определив ему место жительства   в лесном Муроме,   где     княжил   сын   Мономаха   Изяслав.   Олег   оказался   как   бы вообще  без владений, что  было  нестерпимо честолюбивому  князю.  Он ждал случая добиться своих прав силой. В этом же году половцы вновь напали, но уже одновременно на Киев и Переяславль,   и   пока   братья   отбивались   от   них,   не   имея   возможности помочь   друг   другу,   Олег   пошёл   на   Муром.   В.битве   с   ним   пал малоопытный князь Изяслав Владимирович (Муромский), Весть о гибели сына потрясла Мономаха , но он   вместо того . чтобы взяться за меч и отомстить обидчику, взялся за перо. Владимир написал Олегу письмо, где предлагал не губить Русскую землю, положить   конец   кровопролитию,   договориться   миром.   Он   обещал   не мстить   за   сына.   Олег   и   в   этот   раз   ответил   отказом.   Тогда   Мономах поручил своим сыновьям сокрушить Олега, что те  с успехом и сделали. 5. В 1097г русские князья решили положить конец междоусобным войнам и   сплотиться   для   борьбы   с   половцами.   Они   собрались   в   г.Любече   по предложению Владимира Мономаха и договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьям – отступникам грозили кары со стороны других князей. Т.о., съезд  ещё раз   подтвердил   завет   Ярослава   Мудрого   о   сохранении   за   князьями «отчин».   Это   говорило   уже   о   том   ,   что   единое   государство   начало распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие владения,   хотя   он   по   –прежнему   являлся   главным   князем   Руси. Договорились князья и о совместных действиях против половцев. Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов, увеличение в них населения. 6.  В конце IX ­ нач.XIIв. еще более значимой стала в русском обществе роль   князей,  бояр,  дружин.  Именно   они   были   в   центре   всех   событий, сражаясь друг с другом и кочевниками, обороняли города, захватывали и делили добычу. Для поддержания  своего могущества и дееспособности им требовалось больше средств. Их брали  в виде повышения налогов с Выполнил Глебов В.П. 5 простого   населения.   Княжеские   распри,   половецкие   набеги   были настоящим бедствием для народа, он здесь гиб, терял своё добро и т.п.  Всё   больше   людей   не   имело   возможности   самостоятельно   вести   свое хозяйство, прокормить семью. Они шли в кабалу к богатым, продавая себя в холопы, брали деньги в долг, семена на посев, орудия труда. За это они   должны   были   отработать   или   уплатить   проценты,   которые повышались с каждым годом. Ростовщики бесчинствовали. Это вызывало справедливый гнев народа, и он поднимал восстания. Одним из таких восстаний были события 1113 года. Корыстолюбивый   киевский   князь   (ростовщик)   Святополк   Изяславич внезапно умер. Народ воспользовался этим и поднял мятеж против бояр, купцов и ростовщиков. Сотни смердов, закупов и рядовичей отказались платить   проценты   ростовщикам,   а   холопы   вышли   из   повиновения господам.   Усмирить   восставших   митрополит   и   бояре   пригласили Владимира   Мономаха,   что   он   успешно   и   сделал.   С   этого   момента Мономах стал великим киевским князем. Ему было 60 лет. 7.  Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным в истории Древней Руси, т.к. ­ князь на время воссоздал единство Руси ­ дополнил свод законов «Русская правда», создав устав,      защищающий порядок,   имущество   и   личность   человека,   чем   снял   социальное напряжение в обществе ­ на длительный период приостановил набеги половцев на Русь ­   стремился   укрепиться   на   Дунае,   куда   отправил   своих   посадников   в качестве управителей дунайских городов.               (Слайд №6) В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни, и,   которое   по   сути,   является   нравственным   завещанием   князя   своим потомкам. Давайте убедимся в этом, поработав с документом и ответив на вопросы. Работа с документом.          (Слайд №7) Итак,   возвращаемся   к   нашей   учебной   задаче:   Каковы   были   попытки Владимира   Мономаха   по   сохранению   единства   Руси   и   почему   они   не увенчались успехом?           (Слайд №8) Слушаем варианты ответов учащихся. Вывод (делает учитель):  Выполнил Глебов В.П. 6 Сам   процесс   развития   древнерусского   государства   вёл   к раздробленности.   Она   закономерна   и   объективна.   Древнерусское государство   выполнило     свою   историческую   роль:   объединило восточнославянские   племена,   защитило   их   от   внешних   врагов, способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни, что и произойдёт в 30­е г.XII века. Несмотря на все усилия,   Владимир Мономах был не в состоянии противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к феодальной   раздробленности,   изучать   которую   мы   будем   на следующем уроке. Выполнил Глебов В.П. 7

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"

Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2017