Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
10 кл
04.12.2017
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них представление о нём не только как о выдающемся военном и политическом деятеле, но и как носителе высоких нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к осознанию причин феодальной раздробленности.
Учебная задача: Выяснить, какие попытки предпринимал Владимир Мономах для сохранения единства Руси и почему они не увенчались успехом?
владимир монамах.docx
Тема урока: «Владимир Мономах. Последние попытки
объединения Руси».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Познакомить учащихся с попытками Владимира Мономаха
сохранить единство Руси в период усобиц и создать у них
представление о нём не только как о выдающемся военном
и политическом деятеле, но и как носителе высоких
нравственных и духовных ценностей. Подвести учащихся к
осознанию причин феодальной раздробленности.
План урока. (Слайд №1)
I.
II.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала:
1.Междоусобицы сыновей Ярослава Мудрого.
2.Половцы.
3.Междоусобицы внуков Ярослава Мудрого.
4.Начало военной деятельности Владимира Мономаха.
5.Любечский съезд и его историческое значение.
6.Восстание в Киеве 1113 года.
7.Историческое значение деятельности Владимира Мономаха I. Проверка д/з:
На протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем Древнюю Русь. На
прошлом уроке мы говорили о деятельности Ярослава Мудрого. В этот
период Русь была раннефеодальным государством.
А они по определению непрочные, постоянно раздираемые усобицами. Но
были князья, которые пытались преодолеть их и восстановить единство
Руси. Одним из них был Ярослав Мудрый.
Давайте вспомним, какие события происходили в I пол.ХI в?
Для этого выполним задание: на доске написаны имена князей. Из них
надо выбрать и подчеркнуть имена тех, которые вступили в
междоусобную борьбу. (Слайд №2)
СВЯТОПОЛК
СВЯТОСЛАВ
ИГОРЬ
ОЛЕГ
ОЛЬГА
ЯРОСЛАВ
БОРИС
ГЛЕБ
ИЗЯСЛАВ
МСТИСЛАВ
Почему братья так стремились устранить друг друга с престолов?
Порядок княжения на Руси в то время назывался очередным. Во
главе рода поочерёдно вставали старшие в данный момент князья.
Киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти
последнего из братьев переходил к старшему племяннику.
Если какойлибо князь умирал, не дойдя до киевского княжения,
его дети теряли право двигаться вверх по очереди старшинства.
Они становились «изгоями» и навсегда оставались в выделенных из
общеродового имения владениях.
Ярослав, будучи патриотом, понимал, что сила Руси в её единстве, и он
встаёт на её защиту от своих недалёких родственников. Идя к власти,
Ярослав преодолевает сепаратизм своих братьев.
Выполнил Глебов В.П.
2 На доске написаны даты и события. Соотнесите их (Слайд №3)
1016г. начало правления Ярослава в Киеве
1017г. битва Ярослава со Святополком у Любеча
1024г. окончание второй усобицы
1036г. разгром Мстиславом войск Ярослава
Междоусобицы закончились победой Ярослава. Он стал киевским князем.
Давайте вспомним основные вехи его государственной деятельности:
Внутренняя политика (опрос учащихся)
Внешняя политика (опрос учащихся)
Вывод: благодаря деятельности Ярослава Мудрого Русь окрепла:
упорядочилась система управления,
развивалась культура,
налаживались международные связи. Однако после его смерти всё
изменилось.
II. Мы переходим к изучению новой темы, которую будем рассматривать
в соответствии с планом (план на доске). В ходе урока нам предстоит
решить следующую учебную задачу:
Выяснить, каковы были попытки Владимира Мономаха по
сохранению единства Руси и почему они не увенчались успехом?
(Слайд №4)
1.
Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым,
сохранялся 19 лет. Во главе Руси стоял его старший сын Изяслав
Ярославич (Киев). Святослав правил в Чернигове, а Всеволод в
Переяславле (на границе со степью). Остальные младшие сыновья сидели
в других далёких городах и все они, по завещанию отца, подчинялись
старшему брату. Всё изменилось в 1073 году.
Изяслав захотел править самовластно, как отец. Святослав и Всеволод
этого не хотели и двинули свои дружины на Киев. Изяслав бежал в
Польшу. Престол перешёл к Святославу, а второй по значению город
Руси – Чернигов взял в свои руки Всеволод. Но в 1076 году Святослав
умер и Всеволод, чтоб не проливать напрасно кровь, добровольно отдал
Изяславу Киев, а сам перебрался в Чернигов. Переяславль Всеволод
отдал в управление старшему сыну – Владимиру, прозванному в
последствии Мономахом, т.к. был рождён от дочери византийского
императора Константина Мономаха, в 1053 г.
Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань. Собрав большую
рать, привлёк на свою сторону половцев, затеял новую смуту, пойдя
войной на своих дядей, т.к. после смерти отца он терял возможность
Выполнил Глебов В.П.
3 стать когдалибо киевским князем. Народ Руси прозвал его Олегом
ГОРИСЛАВИЧЕМ за то, что он сделал половцев своими союзниками и
разрешал им жечь и грабить русские города, уводить людей в плен.
В битве на Нежатиной Ниве Олег был разбит и укрылся в
Тьмутаракани. Однако в этой битве погиб и великий князь Изяслав. Его
место занял Всеволод Ярославич. К его сыну Владимиру перешёл
Чернигов.
В княжеских междоусобицах часто участвовали половцы. Кто они
такие? (Слайд №5)
2. Заслушиваем сообщение о половцах (задание на опережение)
3. В 1093 г. умирает последний сын Ярослава Мудрого – Всеволод.
Наступает пора правления Ярославовых внуков. За ними ещё не было
громких побед, больших государственных дел и реформ, но все они были
амбициозны, честолюбивы, горды и завистливы друг к другу.
Формально старшим в роду был сын Изяслава Святополк. Его и
провозгласили великим князем, но он был нерешительным, легковесным
интриганом и завистником. Вторым по значению князем на Руси был
Владимир Мономах, а третий – Олег Святославич. Так получилось, что
при внешнем единстве Руси, сложились три группировки соперничавших
князей: киевская (Святополк), черниговскопереяславская (Мономах),
тмутараканская (Олег). За каждой из них была дружина, крупные богатые
города, что конечно же грозило Руси новыми усобицами.
4. Владимир Мономах уже с юных лет показал себя умелым полководцем
и
дипломатом. В 1076 году он помогал полякам бороться с
объединёнными чешсконемецкими силами, успешно пройдя с боями
Чехию. В 80е годы ХI в. Он боролся с половцами, где действовал смело
и решительно, бил их в степи, т.е. на их территории. К 90м г. это был
уже самый сильный и влиятельный князьпатриот не знавший потерь на
поле брани.
В 1093 г. половцы предприняли большой поход на Русь. Киевский князь
Святополк рвался в бой, но осторожный Мономах советовал ему
откупиться в этот раз от врага, т.к. Русь не была готова к войне.
Святополк настоял на походе.
Войска сошлись у города Треполя, у речки Стугны. Была ненастная
погода, и Мономах советовал её переждать, но Святополк не послушал и
проиграл сражение.
Это было первое и последнее поражение Владимира Мономаха.
В этот год половцы нанесли Руси огромный урон. Они разгромили многие
города и села, взяли большую добычу, увели сотни пленников. Это время
и выбрал Олег Святославич, чтобы вернуть себе Чернигов. Мономах и
Выполнил Глебов В.П.
4 его люди отбили все штурмы, но силы были неравны и он отдал город
своему двоюродному брату, а сам вернулся в Переяславль.
В 1095 году половцы вновь пришли на Русь. Мономах послал гонцов в
Киев (Святополк) и Чернигов (Олег) за помощью. Святополк прислал
дружину, а Олег отказался. Владимир разгромил несколько половецких
становий.
В 1096 г. князья решили нанести удар вглубь степи. Олег снова отказался
помочь братьям и тогда они повернули свои войска против него и
отобрали у него Чернигов, определив ему место жительства в лесном
Муроме, где княжил сын Мономаха Изяслав. Олег оказался как бы
вообще без владений, что было нестерпимо честолюбивому князю. Он
ждал случая добиться своих прав силой.
В этом же году половцы вновь напали, но уже одновременно на Киев и
Переяславль, и пока братья отбивались от них, не имея возможности
помочь друг другу, Олег пошёл на Муром. В.битве с ним пал
малоопытный князь Изяслав Владимирович (Муромский), Весть о гибели
сына потрясла Мономаха , но он вместо того . чтобы взяться за меч и
отомстить обидчику, взялся за перо.
Владимир написал Олегу письмо, где предлагал не губить Русскую землю,
положить конец кровопролитию, договориться миром. Он обещал не
мстить за сына. Олег и в этот раз ответил отказом. Тогда Мономах
поручил своим сыновьям сокрушить Олега, что те с успехом и сделали.
5. В 1097г русские князья решили положить конец междоусобным войнам
и сплотиться для борьбы с половцами. Они собрались в г.Любече по
предложению Владимира Мономаха и договорились, что за каждым из
них сохраняются земли их отцов. А за нарушение этого порядка князьям
– отступникам грозили кары со стороны других князей. Т.о., съезд ещё
раз подтвердил завет Ярослава Мудрого о сохранении за князьями
«отчин». Это говорило уже о том , что единое государство начало
распадаться, потому что даже киевский князь не мог вступить в чужие
владения, хотя он по –прежнему являлся главным князем Руси.
Договорились князья и о совместных действиях против половцев.
Причиной такой возросшей независимости отдельных земель Руси стало
усиление их хозяйственной и военной мощи, рост городов, увеличение в
них населения.
6. В конце IX нач.XIIв. еще более значимой стала в русском обществе
роль князей, бояр, дружин. Именно они были в центре всех событий,
сражаясь друг с другом и кочевниками, обороняли города, захватывали и
делили добычу. Для поддержания своего могущества и дееспособности
им требовалось больше средств. Их брали в виде повышения налогов с
Выполнил Глебов В.П.
5 простого населения. Княжеские распри, половецкие набеги были
настоящим бедствием для народа, он здесь гиб, терял своё добро и т.п.
Всё больше людей не имело возможности самостоятельно вести свое
хозяйство, прокормить семью. Они шли в кабалу к богатым, продавая
себя в холопы, брали деньги в долг, семена на посев, орудия труда. За это
они должны были отработать или уплатить проценты, которые
повышались с каждым годом. Ростовщики бесчинствовали. Это вызывало
справедливый гнев народа, и он поднимал восстания.
Одним из таких восстаний были события 1113 года.
Корыстолюбивый киевский князь (ростовщик) Святополк Изяславич
внезапно умер. Народ воспользовался этим и поднял мятеж против бояр,
купцов и ростовщиков. Сотни смердов, закупов и рядовичей отказались
платить проценты ростовщикам, а холопы вышли из повиновения
господам. Усмирить восставших митрополит и бояре пригласили
Владимира Мономаха, что он успешно и сделал. С этого момента
Мономах стал великим киевским князем. Ему было 60 лет.
7. Историки называют период княжения Мономаха самым плодотворным
в истории Древней Руси, т.к.
князь на время воссоздал единство Руси
дополнил свод законов «Русская правда», создав устав, защищающий
порядок, имущество и личность человека, чем снял социальное
напряжение в обществе
на длительный период приостановил набеги половцев на Русь
стремился укрепиться на Дунае, куда отправил своих посадников в
качестве управителей дунайских городов. (Слайд №6)
В конце жизни написал «Поучение», в котором рассказал о своей жизни,
и, которое по сути, является нравственным завещанием князя своим
потомкам.
Давайте убедимся в этом, поработав с документом и ответив на вопросы.
Работа с документом. (Слайд №7)
Итак, возвращаемся к нашей учебной задаче: Каковы были попытки
Владимира Мономаха по сохранению единства Руси и почему они не
увенчались успехом? (Слайд №8)
Слушаем варианты ответов учащихся.
Вывод (делает учитель):
Выполнил Глебов В.П.
6 Сам процесс развития древнерусского государства вёл к
раздробленности. Она закономерна и объективна. Древнерусское
государство выполнило
свою историческую роль: объединило
восточнославянские племена, защитило их от внешних врагов,
способствовало развитию хозяйства и культуры. Отдельные земли
теперь стремились к отделению от Киева, к самостоятельной жизни,
что и произойдёт в 30е г.XII века.
Несмотря на все усилия, Владимир Мономах был не в состоянии
противостоять объективному ходу истории. Русь неумолимо шла к
феодальной раздробленности, изучать которую мы будем на
следующем уроке.
Выполнил Глебов В.П.
7
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Разработка урока истории в 10 классе на тему "Владимир Мономах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.