Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Оценка 4.9
Разработки уроков
ppt
история
11 кл
16.01.2019
Цель урока:
Уяснить причины перехода от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике;
Рассмотреть основные модели нэповской организации общества;
Провести сравнительный анализ политики “военного коммунизма” с новой экономической политикой.
Сформировать представления об основных направлениях, итогах и противоречиях нэп;
Способствовать развитию аналитического мышления, умений самостоятельной работы с учебным текстом, навыков составления сравнительной таблицы.
План урока:
Организационный момент.
Проверка изученного материала по теме “Военный коммунизм”.
Изучение нового материала.
Политическая, экономическая и социальная ситуации в СССР накануне введения НЭПа.
Новая экономическая политика (понятие, характерные черты и особенности).
Результат НЭПа.
Закрепление материала.
nep.ppt
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Переход к нэпу
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Причины перехода к новой экономической
политике
Последствия
Гражданской войны
Сокращение населения
России почти на 13
млн. человек
Промышленное
производство
уменьшилось на 70 %.
От голода погибло
более 5 млн.человек.
Сокращение посевных
площадей
80% поступлений в
казну шло за счет
продразверстки
Беспризорность
Упадок транспорта,
добычи угля и нефти
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Восстания крестьян в Тамбове,
в Поволжье, на Дону, Кубани, в
Западной и Восточной Сибири,
на Урале, в Белоруссии,
Карелии, Средней Азии.
Рабочие: 1920 – 1921 г –
массовые выступления, митинги
и забастовки рабочих в Москве и
Петербурге.
Кронштадтское выступление
матросов
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Причины перехода к новой экономической
политике
идти на
соглашение
с
крестьянством
ужесточить
борьбу с
противниками
большевиков
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
X съезд РКП(б)
Выступлени
е Ленина на
X съезде
партии
В марте 1921 г. на X съезде РКП(б) Ленин объявил о
переходе к новой экономической политике (нэпу),
первым шагом которой стала отмена ненавистной
крестьянами продразверстки. Вместо нее вводился
продналог.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
вопросы
сельское
хозяйство
«военный
коммунизм»
нэп
Продразверстка,
ликвидация
частной
собственности.
Продналог, аренда
земли.
Отменен декрет о полной
национализации
промышленности. Мелкие и часть
средних предприятий вновь
передавались в частные руки.
Крупные предприятия
разрешалось брать в аренду.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
вопросы
«военный
коммунизм»
Промышле
нность
Национализация
промышленности.
нэп
Аренда мелких и
средних
промышленных
предприятий,
создание концессий.
Отмена принудительного
труда и введение рынка
рабочей силы. Заработная
произведенной
продукции.
плата зависела от
квалификации рабочего,
количества и качества
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
вопросы
Характер
труда
«военный
коммунизм»
Всеобщая
трудовая
повинность,
уравнительность,
карточная система.
нэп
Тарифная система
оплаты, отмена
карточной системы.
Была проведена денежная
реформа, введена твердая
денежная единица,
обеспеченная золотом,
«золотой червонец»,
который высоко ценился на
мировом валютном рынке.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
вопросы
Торговля
«военный
коммунизм»
Запрещение
частной торговли,
снабжение через
Наркомпрод.
нэп
Свобода торговли,
денежная реформа
Сокольникова.
Вместе с тем значительная
часть промышленности, вся
внешняя торговля оставались
в руках государства. Но и они
получали значительную
хозяйственную
самостоятельность
хозрасчет и
самоокупаемость.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Причины перехода к новой экономической
политике
Вначале Ленин и его сторонники рассматривали нэп
как вынужденное отступление, как передышку
«экономический Брест». Но уже осенью 1921 г.
Ленин заявил: «Нэп это всерьез и надолго». Залогом
победы Ленин считал два фактора: политическую
власть пролетариата и сосредоточение в руках
государства командных высот в экономике.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Экономические итоги нэпа
На 20,7% превышен
сбор зерна 1913 г.
Производимые
промышленные
товары не
удовлетворяли
растущий спрос.
К 1927 г. достигнут
довоенный уровень в
животноводстве.
Рост цен.
К 1923г. в основном
восстановлены
посевные площади.
К 1928 г. по
национальному доходу
достигнут уровень 1913
г.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
Введение нэпа вызвало изменение социальной
структуры и образа жизни людей. Наиболее
колоритным явлением стала новая советская
буржуазия нэпманы, совбуры. Они в значительной
степени определяли лицо эпохи, но находились как
бы за пределами советского общества.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
Они были лишены избирательных прав , не могли
быть членами профсоюза. Предприниматели остро
чувствовали непрочность своего положения. В годы
Гражданской войны была полностью уничтожена
немногочисленная русская буржуазия, а также
помещики. Серьезный урон понесла интеллигенция.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
В 1920 г. численность промышленных рабочих
насчитывалась в России 1,7 млн. человек. Но уже к
1928 г. общая численность рабочего класса
увеличилась в 5 раз.
Рабочий день на промышленных
предприятиях составил 7,4 ч.
Заработная плата приблизилась к
довоенному уровню.
Право на ежегодный отпуск.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
Высокие цены,
нехватка товаров
первой
необходимости.
Обострился
жилищный вопрос.
Рост безработицы.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
Многие крестьянские хозяйства быстро богатели. Но
крестьяне были недовольны нехваткой
промышленных товаров, существовавшей диктатуры
пролетариата, политическими ограничениями для
жителей деревни.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Советское общество в годы нэпа
Другим социальным итогом нэпа было непомерное
увеличение чиновничьебюрократического аппарата.
Многие шли работать в советские учреждения ради
привилегий, прежде всего продовольственного
пайка.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Экономические противоречия нэпа
Высокие темпы экономического роста во многом
объяснялись эффектом восстановления:
ремонтировались и вводились в строй довоенные
станки и механизмы. Руководители государства
пытались привлечь иностранные инвестиции, но
иностранные предприниматели не хотели рисковать
капиталами. Все надежды рухнули в 1929 г., когда
разразился кризис на Западе.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Хлебозаготовительный кризис
В 1927 г. изза нехватки
промышленных товаров для
обмена на зерно, неурожая
в ряде районов сократилась
продажа зерна
государству. Ситуацию
усугубили дипломатические
конфликты с европейскими
государствами. В воздухе
запахло войной.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Хлебозаготовительный кризис
Наученные горьким
опытом горожане
бросились раскупать
товары первой
промышленное
производство. Резко
подскочили цены.
необходимости. План
вывоза зерна за границу
был сорван, страна
недополучила валюту
пришлось сокращать
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Хлебозаготовительный кризис
чрезвычайные меры. В деревню для выколачивания
хлеба были направлены 30 тыс. членов партии. На
поиски спрятанного зерна вновь приглашалась
Для ликвидации кризиса были предприняты
беднота.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Хлебозаготовительный кризис
Эти меры не принесли желаемых результатов. Были
введены карточки на хлеб. К концу года карточная
экономической политики.
система распространилась на все
продовольственные, а затем и промышленные
товары. Требуется немедленная корректировка
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Социальноэкономические последствия нэпа
Положительные:
К 1928 г. промышленное и
сельскохозяйственное производство
восстановлено на уровне 1913 г.
Возродилось предпринимательство,
появилась новая советская буржуазия.
Рабочий день в промышленности
сократился, зарплата выросла в сравнении с
1913 г.
Повысился уровень жизни крестьян по
сравнению с 1913 г.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Социальноэкономические последствия нэпа
Отрицательные:
Предприниматели ограничивались в правах,
страдали от повышенного налогообложения.
Обострился жилищный вопрос.
Обострилась проблема «лишнего населения в
деревне».
Рост безработицы в городах.
Сократилось товарное производство в сельском
хозяйстве и экспорт его продукции.
Сократился импорт машин и оборудования.
Изза нехватки инвестиций промышленность не
удовлетворяла спрос на промышленные товары.
Разработка урока истории в 11 классе на тему "Россия нэповская"
Новая экономическая политика восстановила
многоукладную экономику и решила проблему
восстановления экономики, разрушенной
Гражданской войной, но не решила проблему
дальнейшего экономического развития и даже
удовлетворения текущих потребностей общества, что
наглядно показал хлебозаготовительный кризис 1927
Вывод:
г. В апреле 1929 г. в городах вновь введено
нормированное снабжение населения
продовольствием введены карточки на хлеб.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.