Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
10 кл
13.04.2017
Разработка урока истории по теме "«Монголо - татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада»" в 10 классе. Содержит цели и задачи урока, планируемые результаты, ход урока, литературу для учащихся. Основное содержание, результаты, которые должны получиться в результате урока
Урок по теме Вызов Востока. 10 класс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей №93 города Тюмени
Урок истории в 10 классе
Тема: «Монголотатарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо
западные границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада»
Учитель истории Сидорова Е.В. Урок 1516
Тема: «Монголотатарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северозападные
границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада»
Историческая проблема: оценка влияния монгольского нашествия и его последствий на Русь.
Планируемые результаты предметные: усвоить осн.факты завоеваний русских земель монголами,
борьбы с немецкими и шведскими завоевателями, уметь показать на карте, рассказать по схеме
сражения, сделать выводы о последствиях подчинения русских земель Золотой Орде.
Понятия: иго, крестовый поход, ярлык, баскаки.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: анализировать исторические источники, сопоставлять мнения историков,
делать выводы.
Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, умение слышать и принимать разные мнения,
аргументировать собственную позицию.
Личностные результаты: самоиндентификация в мире, осознание себя как представителя
исторически сложившегося этнокультурного сообщества, патриота своей страны.
Постановка проблемы: данные археологии, относящиеся к периоду начала 13 века (нашествия
монголов), борьба с западными рыцарями (отрывок из фильма «Александр Невский»).
Какой ответ вызову Востока, Запада могла дать русская цивилизация? – формирование 2х групп по
ответу (подчиниться Западу, подчиниться Востоку). Последствия монгольского завоевания
установить, доказать, что было бы лучше – подчинение монголам или крестоносцам.
Работа с текстами учебника, высказываниями историков С.М.Соловьева, В.О.Ключевского,
Л.Н.Гумилева, Н.А.Макарова, В.А.Кучкина. Доп.литература: учебник Ионова «Российская
цивилизация»
Планирование работы групп, распределение заданий внутри групп, определение тем выступления,
вопросов, конкретных познавательных задач.
Оформление кластеров (в виде отдельных слов, фраз)
Отчет групп о результатах работы, составление таблицы на доске.
Покорение Западу
Слабость рыцарей
Насаждение католичества
Захват земель
Строительство крепостей
Выводы, определение собственной позиции, какой выбор был бы лучше?
Покорение монголам
Помощь в борьбе с рыцарями
Веротерпимость
Даннические отношения
Ярлык на княжение русским князьям
Последствия монгольского завоевания.
Осмысление, знакомство с таблицей, составленной учителем (метод инсерта, отметки +, , ?)
определение собственной позиции, отношение к изучаемой теме.
Беседа с классом, рассмотрение всех мнений. Учащиеся формулируют вопросы, на которые не
получили ответа на уроке.
Д/задание: подготовить характеристику Александра Невского, объяснить, почему причислен к
лику святых. Вопросы, оставшиеся после урока. Последствия монгольского завоевания, подчинения русских земель Золотой Орде.
ЛНГумилев
1. Разрушены города (из 74 – 49),
1. Монголы образовали единое
евразийское пространство в
противовес разрозненной Европе.
2. Западная партия на Руси верила в
помощь Европы против монголов, в
возможность объединения Руси
(Даниил Галицкий), А.Невский
видел, что Русь окончательно
распалась.
3. Монголы установили порядок на
Руси, принуждали к миру князей.
4. Оказали реальную помощь против
рыцарей (1269г)
5. Русь сохраняла идеологическую и
политическую самостоятельность,
была союзницей хана, платила налог
на содержание войска.
6. В Северовосточной Руси
образовался новый этнос. Западная
Русь вошла в Литовское княжество.
сократилась численность населения,
исчезли некоторые ремесла, каменное
строительство прекратилось, погибли
княжеские дружины – носители
дружинной культуры.
2. Замедлилось с/х развитие, возросла
роль охоты (спрос на меха). Рабы
холопы сохранялись как основная
сила вотчинного хозяйства до 16
века.
3. Сохраняются застойные формы
собственности (гос.власть
собственность), не формируется
долго частной собственности,
правовых гарантий.
4. Усваиваются политические ценности
Востока в условиях национального
унижения, деморализации. (Европа
усваивала их как победитель )
5. Понятие деспотической власти
пришло в культуру на примере
власти хана. Государство становится
палачом. Исчезают родоплеменные
представления о возможности
общества наказывать, ограниченности
княжеских наказаний (кровная месть,
штрафы). Появляются клеймение,
отрезание носов…, наказание
кнутом…
6. Нет баланса прав и обязанностей, на
Западе формируются сословия…
7. Ограничение прав женщин (на Западе
– рыцарская культура)
8. Развивается национальная
ограниченность, недоверие к
иностранцам. Предлагаемые тексты + учебник А.Н.Сахаров, Боханов А.Н. История России с древнейших
времен до конца 19 века. (в 2х книгах). М.: Русское слово, 2010. П.11. Анализ урока.
Урок спланирован в технологии проблемного обучения. Проблемная ситуация создается
учителем через изложение археологических фактов и отрывка из кинофильма «Александр Невский»
(фрагмент покорения Пскова). Учащиеся формулируют проблему: «Русские земли не могли
отразить агрессию монголов, могли покориться Западу в лице немецких, шведских рыцарей,
крестоносцев, тогда развитие России происходило бы в контексте западноевропейской цивилизации.
Вопросы: почему русские князья не выбрали путь покорения Западу? Каковы были последствия
монгольского нашествия? В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?...
В результате учащиеся вовлекаются в процесс познания, изучения текстов учебников,
дополнительных источников, диалог, дискуссию. Систему доказательств учащиеся выстраивают,
составляя кластер, схему, т.е формируется умение работать с информацией, умение выделять
главное в тексте, умение систематизировать информацию, полученную из разных источников.
Прием доказательства требует от учащихся анализа исторических явлений, установления причинно
следственных связей, сопоставления фактов, что способствует формированию умения оценивать
социальнополитические явления в жизни общества, делает историю актуальной наукой, имеющей
практическое значение для современности.
При изучении вопроса о последствиях покорения русских земель Золотой Орде важную роль
играет прием сопоставления имеющихся знаний с новыми фактами, оценками историков. Данный
прием дает возможность построить учащимся самостоятельное исследование изучаемого явления,
ответить на вопросы, оставшиеся после урока.
Применение метода инсерта ( маркировки текста) способствует формированию самооценки,
умения определить границы знания и незнания, сформулировать вопросы.
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.