Разработка урока истории "Вызов Востока. Вызов Запада" 10 класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока истории по теме "«Монголо - татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо-западные границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада»" в 10 классе. Содержит цели и задачи урока, планируемые результаты, ход урока, литературу для учащихся. Основное содержание, результаты, которые должны получиться в результате урока
Иконка файла материала Урок по теме Вызов Востока. 10 класс.doc
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей №93 города Тюмени Урок истории в 10 классе Тема: «Монголо­татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо­ западные границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада»                                                                           Учитель истории    Сидорова Е.В.Урок 15­16  Тема: «Монголо­татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо­западные границы Руси. Вызов Востока, вызов Запада» Историческая проблема: оценка влияния монгольского нашествия и его последствий на Русь. Планируемые результаты предметные: усвоить осн.факты завоеваний русских земель монголами, борьбы с немецкими и шведскими завоевателями, уметь показать на карте, рассказать по схеме  сражения, сделать выводы о последствиях подчинения русских земель Золотой Орде.  Понятия: иго, крестовый поход, ярлык, баскаки. Метапредметные результаты:  Познавательные УУД: анализировать исторические источники, сопоставлять мнения историков,  делать выводы. Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, умение слышать и принимать разные мнения,  аргументировать собственную позицию. Личностные результаты: самоиндентификация в мире, осознание себя как представителя  исторически сложившегося этнокультурного сообщества, патриота своей страны.   Постановка проблемы: данные археологии, относящиеся к периоду начала 13 века (нашествия  монголов), борьба с западными рыцарями (отрывок из фильма «Александр Невский»). Какой ответ вызову Востока, Запада могла дать русская цивилизация? – формирование 2х групп по  ответу (подчиниться Западу, подчиниться Востоку). Последствия монгольского завоевания  установить, доказать, что было бы лучше – подчинение монголам или крестоносцам. Работа с текстами учебника, высказываниями историков С.М.Соловьева, В.О.Ключевского,  Л.Н.Гумилева, Н.А.Макарова, В.А.Кучкина. Доп.литература: учебник Ионова «Российская  цивилизация» Планирование работы групп, распределение заданий внутри групп, определение тем выступления,  вопросов, конкретных познавательных задач. Оформление кластеров (в виде отдельных слов, фраз) Отчет групп о результатах работы, составление таблицы на доске.              Покорение Западу Слабость рыцарей Насаждение католичества Захват земель Строительство крепостей Выводы, определение собственной позиции, какой выбор был бы лучше?           Покорение монголам Помощь в борьбе с рыцарями Веротерпимость Даннические отношения Ярлык на княжение русским князьям Последствия монгольского завоевания.   Осмысление, знакомство с таблицей, составленной учителем (метод инсерта, отметки +, ­, ?)  определение собственной позиции, отношение к изучаемой теме.  Беседа с классом, рассмотрение всех мнений. Учащиеся формулируют вопросы, на которые не  получили ответа на уроке. Д/задание:   подготовить характеристику Александра Невского, объяснить, почему причислен к  лику святых.  Вопросы, оставшиеся после урока.Последствия монгольского завоевания, подчинения русских земель Золотой Орде.                              ЛНГумилев  1. Разрушены города (из 74 – 49),  1. Монголы образовали единое  евразийское пространство в  противовес разрозненной Европе. 2. Западная партия  на Руси верила в  помощь Европы против монголов,  в  возможность объединения Руси  (Даниил Галицкий), А.Невский  видел, что Русь окончательно  распалась. 3. Монголы установили порядок на  Руси, принуждали к миру князей. 4. Оказали реальную помощь против  рыцарей (1269г) 5. Русь сохраняла идеологическую и  политическую самостоятельность,  была союзницей хана, платила налог  на содержание войска. 6. В Северо­восточной Руси  образовался новый этнос. Западная  Русь вошла в Литовское княжество.  сократилась численность населения,  исчезли некоторые ремесла, каменное строительство прекратилось, погибли княжеские дружины – носители  дружинной культуры. 2. Замедлилось с/х развитие, возросла  роль охоты (спрос на меха). Рабы­ холопы сохранялись как основная  сила вотчинного хозяйства до 16  века. 3. Сохраняются застойные формы  собственности (гос.власть­ собственность), не формируется  долго частной собственности,  правовых гарантий. 4. Усваиваются политические ценности  Востока в условиях национального  унижения, деморализации. (Европа  усваивала их как победитель ) 5. Понятие деспотической власти  пришло в культуру на примере  власти хана. Государство становится  палачом. Исчезают родоплеменные  представления о возможности  общества наказывать, ограниченности княжеских наказаний (кровная месть, штрафы).  Появляются клеймение,  отрезание носов…, наказание  кнутом… 6. Нет баланса прав и обязанностей, на  Западе формируются сословия…  7. Ограничение прав женщин (на Западе – рыцарская культура) 8. Развивается национальная  ограниченность, недоверие к  иностранцам.Предлагаемые тексты + учебник А.Н.Сахаров, Боханов А.Н. История России с древнейших  времен до конца 19 века. (в 2х книгах). М.: Русское слово, 2010. П.11.Анализ урока.           Урок   спланирован   в   технологии   проблемного   обучения.   Проблемная   ситуация   создается учителем через изложение археологических фактов и отрывка из кинофильма «Александр Невский» (фрагмент   покорения   Пскова).   Учащиеся   формулируют   проблему:   «Русские   земли   не   могли отразить   агрессию   монголов,   могли   покориться   Западу   в   лице   немецких,   шведских   рыцарей, крестоносцев, тогда развитие России происходило бы в контексте западноевропейской цивилизации. Вопросы: почему русские князья не выбрали путь покорения Западу? Каковы были последствия монгольского нашествия? В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?...             В   результате   учащиеся   вовлекаются   в   процесс   познания,   изучения   текстов   учебников, дополнительных  источников,  диалог,  дискуссию.  Систему доказательств  учащиеся  выстраивают, составляя    кластер,  схему, т.е формируется умение  работать с информацией,  умение выделять главное   в   тексте,   умение   систематизировать   информацию,   полученную   из   разных   источников. Прием доказательства требует от учащихся анализа исторических явлений, установления причинно­ следственных связей, сопоставления фактов, что способствует формированию умения оценивать социально­политические явления в жизни общества, делает историю актуальной наукой, имеющей практическое значение для современности.           При изучении вопроса о последствиях покорения русских земель Золотой Орде важную роль играет прием сопоставления имеющихся знаний с новыми фактами, оценками историков. Данный прием дает возможность построить учащимся самостоятельное исследование изучаемого явления, ответить на вопросы, оставшиеся после урока.            Применение метода инсерта ( маркировки текста) способствует формированию самооценки, умения определить границы знания и незнания, сформулировать вопросы.