Урок русского языка в 5 классе «Кубанские диалектные слова»
Автор урока
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
АОУСОШ №4
Динского района
Краснодарского края Новошинцева О.В.
2014
Тема урока: Кубанские диалектные слова.
Цели урока:
-познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями
диалектизмов;
-создать на уроке атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включить всех учащихся в активную деятельность;
-развивать интерес к живой народной речи земляков-кубанцев;
- воспитывать любовь к родному краю, его истории и культуре;
-вырабатывать навыки владения литературными нормами русского языка; -развивать познавательную активность ребёнка. Оборудование:
- ноутбук,
-компьютеры с установленной программой «Уроки Кирилла и Мефодия»,
-проектор,
-презентация Power Point,
-интерактивная доска, -колонки.
-словари, карточки, тесты.
|
Ход урока: |
1.
|
Слайд 1 Организация класса. Проверка домашнего задания. 2 ученика работают на компьютере с компьютерными тестами по разделу «Лексика». (Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 6 класс, урок «Общеупотребительные и диалектные слова».) |
2. |
Слайд 2 Откроем тетради, запишем дату. Слово учителя. Знаете ли вы, ребята, что среди большого количества русских слов, которые употребляются повсюду, где звучит русская речь, и которые понятны для всех, оказывается немало и таких, которые известны не всем и которые используются лишь в той или иной местности. |
|
Слайд 3 - 4 Русский ученый-лингвист Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет об этих словах : «...это чистый и правильный русский язык, только не литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий. На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только в устах говорящих. И ученым, которые охотятся за их словами, приходится пускаться в далекие, порою нелегкие странствия». |
3. |
Слайд 5 А кого из собирателей местных диалектов вы знаете? ( Владимир Иванович Даль) Да, верно, ребята. «Собрать, запечатлеть, изучить» – этой нелегкой, но очень важной работе посвятил целую жизнь автор известного словаря Владимир Иванович Даль. |
|
Слайд 6 Итак, народный язык, местное наречие, говор, диалекты – так называются эти слова. Мы живем на Кубани, и предметом нашего разговора станут кубанские диалектизмы. В чем их фонетические, лексические, грамматические особенности? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке. |
|
Итак, тема нашего урока « Кубанские диалектные слова». Запишем её. Цель нашего урока такова: познакомиться с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями кубанских диалектизмов; вырабатывать навыки владения литературными нормами русского языка. |
4. |
Слайд 7 Начнём урок со словарной работы. Запишем в словарь «Пиши правильно» новые слова. ДИАЛЕКТ - пришло в 17в. из лат., «беседа», «язык». Буквально означает «говор». ЛИНГВИСТ – из фр., «лингва» - язык. Буквально – специалист, изучающий язык, языковед. Составьте и запишите с ними словосочетания, укажите главное слово. |
5. |
Слайд 8 Разговор о кубанских диалектах начнем, открыв фонетическую страничку. Страница первая - фонетическая. Давайте вспомним, ребята, что изучает фонетика? (Звуки речи). Какой раздел науки о языке изучает произношение слова, правильную постановку ударения? (Орфоэпия) 2-3 учащихся получают тесты по аналогии с заданием А1 ЕГЭ по русскому языку (орфоэпические нормы). Щелчок Задание: Запишите слова, угадав их по лексическому значению. Произнесите в соответствии с литературной нормой. Что такое лексическое значение слова? (То, что слово означает.) Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре.) 1. Корнеплод, из которого делают сахар. ( свёкла) 2. Жгучее травянистое растение. (крапива) 3. Тысяча метров. (километр) 4. Пояс для брюк. (ремень) 5. Дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками. (верба) 6. Водитель автомобиля. (шофёр) 7. Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса. (щавель) |
6. |
Слайд 9 Какие фонетические особенности кубанских говоров вы замечали? Слово подготовленного ученика. Характерными фонетическими особенностями кубанских говоров является «аканье», «иканье», особое произношение некоторых согласных: г-х, в-у, ф-хв (снех, унучка, хвартук), несмягчение согласных - любоф. Такое произношение не является литературным, производит неприятное впечатление на собеседника. Слайд 10 Потренируемся в литературном произношении. Устно чётко произнесите слова: гвоздь, гараж, газета, ноготь, прилёг, плуг, жёлтый, писал, впадина, вкопанный, физика, фигура, фургон, фасоль. Дополнительное задание: запишите транскрипцию подчёркнутых слов. 1 ученик записывает транскрипцию на доске. Попутное повторение – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я; |
|
оглушение согласных на конце слова. |
7. |
Слайд 11 Слова с нелитературным ударением и произношением можно часто встретить в кубанских пословицах. А что такое пословица? (Жанр фольклора; меткое, образное выражение с поучительным смыслом.) Слайд 12 Задание: Найдите в кубанских пословицах случаи нелитературного ударения и произношения. Запишите в соответствии с литературной нормой. 3-4 учащихся самостоятельно работают по сборнику кубанских пословиц. Поисковое задание – найти подобные примеры. 1. ВолкА ноги кормют. 2.Вор у ворА дубинку украл. 3.Всякому овощу свое время. 4.У ногах правды нету. 5.В дарохи и голка важна. В последнем предложении подчеркните грамматическую основу. Чем выражены главные члены предложения? Знаете ли вы кубанские пословицы с нарушением литературной произносительной нормы? П. и Р. искали подобные примеры. Послушаем их. |
|
Слайд 13 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе учителем): Диалектные слова, которые отличаются от литературных звуковым составом или ударением, называются фонетическими диалектизмами. Использование в речи фонетических диалектизмов считается нарушением литературной нормы. |
8. |
Слайд 14 Страница вторая - лексическая Что такое лексика? (Словарный состав языка). Какая наука занимается изучением словарного запаса? (Лексикология). Щелчок Сегодня к нам на урок пришли две казачки. Послушаем, о чём они говорят. Две девочки в кубанских костюмах, с корзинками. Они возвращаются с базара и ведут разговор. - Де идешь, Григорьевна? - Да бачишь, Петровна, ось зАраз купыла качку да квочку. Ще взяла недорого барыло – кавунов засолю. - Я тоже скупилась на нэдилю. Жердёлу вот насушу, зимой узвару наварю. Як твий зять, Григорьевна? - Да такий ледащий, обратно з ым полаялась. Вчора кабаки трохи посапал да геть с городу. Шо, Петровна, ты в сём годе богато картошки засадыла? - Да як и ты, а ты цесарок завила, га? - Да, взяла хай им грець четыре десятка. Кажуть, воны колорадского жука гарно клюють... Какие непонятные слова вы услышали в этой сценке? Можно их услышать в нашей станице? А что же обозначают эти незнакомые нам слова? |
|
Слайды 15-24 Задание: Определите значения слов в кубанских говорах, подберите литературный синоним к диалектным словам. Таблица с гиперссылками. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске, подбирают синонимы к диалектам, вставляя в нужные графы слова. |
|
Слайд 25 Где можно найти толкование непонятных нам слов? ( В толковых словарях.) |
|
А если незнакомое вам слово – диалектное? Оказывается, есть и словари, в которых объясняется значение говоров. 1 подготовленный ученик представляет словарь П.Ткаченко «Кубанский говор». Щелчок Но диалектные слова можно найти и в литературных словарях. Вот, например, слово – курень. Оно многозначное. Почему? (Имеет несколько лексических значений). Одно из значений – диалектное. Какую помету имеет? (Обл. – областное.) |
10. |
Слайд 26 Диалектизмы, как и слова литературного языка, могут иметь синонимы, антонимы. Задание: Найдите в пословицах антонимы, выпишите парами, поставив слова в начальную форму. 1. Нэ считай друга в гульбе, а считай в беде. 2. На смелого собака гавкает, а боязливого рвет. 3. Сытый голодного нэ разумие. 4. Лэгше работать, чем лэдачить. 5. Кого журять, того любять. |
|
Слайд 27 Конечно, наряду с диалектными словами на Кубани и в других областях используются и общеупотребительные слова. Поэтому мы можем встретиться с одним и тем же словом в разных вариантах. Это обогащает нашу речь. |
11. |
Слайд 28 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе учителем): Диалектные слова, используемые в литературном языке, называются лексическими диалектизмами. Именно они составляют цвет, колорит местной речи, придают ей живость, выразительность и - главное - неповторимость. Как и литературные слова, они имеют синонимы, антонимы. Перенасыщение речи диалектными словами приводит к непониманию, мешает понять собеседника. |
12. |
Слайд 29 Страница третья - грамматическая. Для диалектной речи не существует норм. В кубанских говорах, как и в других наречиях, существуют грамматические отличия от русского литературного языка. Они проявляются в замене рода (полотенец висел), в нелитературном употреблении форм числа (бурьяны растут), в неправильном употреблении предлогов (до бабушки). Это (щелчок) грамматическая ошибка. В задании А3 на едином госэкзамене по русскому языку нужно найти словосочетание с грамматической ошибкой. Потренируемся. 2-3 ученика получают тесты по аналогии с А3 – грамматические нормы. |
13. |
В речи М. много грамматических ошибок. Давайте исправим эти ошибки. Подготовленный ученик в казацкой папахе говорит (или читает) неправильные предложения. Остальные учащиеся исправляют и ( при наличии времени) записывают. Что-то у меня в левой ухе звенить. Я до вашего Коли пришел. Мы купили килограмм яблоков и ведро помидор. Ходит казачка в новой платье. |
|
Через тебя и мне попало. С него смеялся весь наш класс. |
14. |
Слайд 30 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе учителем): Диалектизмы, в которых нарушены грамматические нормы литературного языка, называются грамматическими. Неуместное употребление грамматических диалектизмов в литературной речи является грубой грамматической ошибкой. |
15. |
Слайд 31 ТЕСТ на проверку всех понятий, изученных на уроке. 1) В каком слове НЕВЕРНО выделена ударная гласная? 1. цыгАн 3. красИвее 2. цемЕнт 4. спАла 2) В каком слове нарушены нормы литературного произношения? 1. шё[л] домой 3. сапо[к] 2. [в]ручную 4. [у]сё село 3) Какое слово среди данных синонимов является литературным? 1. лантух 3. торба 2. мешок 4. чувал 4) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1. пара сапог 3. мой полотенец 2. земляничное варенье 4. попробую 5) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: 1. лягте 3. пошёл до дедушки 2. лежать на берегу 4. ваша фамилия Слайд 32 ПРОВЕРКА. ОЦЕНКИ. |
16 |
Вывод по всему уроку. Слово учителя. Диалект – это тоже язык со своей звуковой системой, лексикой, фонетическими и грамматическими особенностями. В нем отражена материальная и духовная культура этноса, его обряды, традиции. Диалектное слово расцвечивает язык, заставляет его играть новыми красками. Однако многие диалектные обороты противоречат общепризнанным нормам языка, приводят к ошибкам в речи. Чтобы избавиться от влияния говора, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания. |
17. |
Слайд 33. Домашнее задание. Оценки за урок. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.