Разработка урока "Кубанские диалектные слова"
Оценка 4.6

Разработка урока "Кубанские диалектные слова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
pdf
русский язык
5 кл
14.02.2017
Разработка урока "Кубанские диалектные слова"
Предлагаю коллегам разработку открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Кубанские диалектные слова". Это один из уроков раздела "Лексика". На уроке дети знакомятся с особенностями кубанских диалектов, находят диалектизмы в пословицах, учатся заменять их литературными синонимами, устраняют грамматические ошибки в речи земляков. Приготовленная сценка вносит соответствующий настрой, делает урок ярче и эмоциональнее.
Разработка урока Кубанские диалектные слова.pdf

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка  в 5 классе  «Кубанские диалектные слова»

 

 

 

 

 

 

 

Автор урока

учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

АОУСОШ №4

Динского района 

Краснодарского края Новошинцева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014

 

Тема урока:   Кубанские  диалектные слова.

Цели урока: 

-познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями

диалектизмов;

-создать на уроке атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включить всех учащихся в активную деятельность;

-развивать интерес к живой народной речи земляков-кубанцев;

-  воспитывать любовь к родному краю, его истории  и культуре; 

-вырабатывать навыки  владения литературными нормами русского языка;  -развивать познавательную активность ребёнка. Оборудование:

-  ноутбук, 

-компьютеры с установленной программой «Уроки Кирилла и Мефодия»,

-проектор, 

-презентация Power Point, 

-интерактивная доска,  -колонки.

-словари, карточки, тесты.

 

Ход урока:

1.

 

Слайд 1

Организация класса. Проверка домашнего задания.

2 ученика работают на компьютере с компьютерными тестами по разделу «Лексика».  (Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 6 класс, урок «Общеупотребительные и диалектные слова».)

2.

Слайд 2 

Откроем тетради, запишем  дату.

Слово учителя

Знаете ли вы, ребята, что среди большого количества русских слов, которые употребляются повсюду, где звучит русская речь, и которые понятны для всех, оказывается немало и таких, которые известны не всем  и которые используются лишь в той или иной местности. 

 

Слайд 3 - 4

Русский ученый-лингвист Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет об этих словах : «...это чистый и правильный русский язык, только не  литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий. На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только  в устах говорящих. И ученым, которые охотятся за их словами, приходится пускаться в далекие, порою нелегкие странствия».

3.

Слайд 5

А кого из собирателей местных диалектов вы знаете?  ( Владимир Иванович Даль)

Да, верно, ребята. «Собрать, запечатлеть, изучить» – этой нелегкой, но очень важной работе посвятил целую жизнь автор известного словаря Владимир Иванович Даль.

 

Слайд 6

Итак, народный язык, местное наречие, говор, диалекты – так называются эти слова. Мы живем на Кубани, и  предметом нашего разговора станут кубанские диалектизмы. В чем их фонетические, лексические, грамматические особенности? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на сегодняшнем уроке. 

 

 

Итак, тема нашего урока « Кубанские диалектные слова». Запишем её.  Цель нашего урока такова: 

познакомиться с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; 

понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями кубанских диалектизмов;  вырабатывать навыки  владения литературными нормами русского языка.  

4.

Слайд 7

Начнём урок со словарной работы. 

Запишем в словарь «Пиши правильно» новые слова. 

ДИАЛЕКТ   - пришло в 17в. из лат., «беседа», «язык». Буквально означает «говор».

ЛИНГВИСТ – из фр., «лингва» - язык. Буквально – специалист, изучающий язык, языковед.

Составьте и запишите с ними словосочетания, укажите главное слово.

5.

Слайд 8 

Разговор о кубанских диалектах начнем, открыв фонетическую страничку.

Страница первая - фонетическая.

Давайте вспомним, ребята, что изучает фонетика? (Звуки речи). Какой раздел науки о языке изучает произношение слова, правильную постановку ударения? (Орфоэпия)

2-3 учащихся получают тесты по аналогии с заданием А1 ЕГЭ по русскому языку (орфоэпические нормы).

Щелчок

Задание:  Запишите слова, угадав их по лексическому значению. Произнесите в соответствии с литературной нормой.  

Что такое лексическое значение слова? (То, что слово означает.) Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре.)

1.    Корнеплод, из которого делают сахар. ( свёкла)

2.    Жгучее травянистое растение.              (крапива)

3.    Тысяча метров.                                        (километр)

4.    Пояс для брюк.                                       (ремень)

5.    Дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками.   (верба)

6.    Водитель автомобиля.                                                                   (шофёр)

7.    Травянистое растение с продолговатыми листьями кислого вкуса.   (щавель)

6.

Слайд 9

Какие фонетические особенности кубанских говоров вы замечали? 

Слово  подготовленного ученика

Характерными фонетическими особенностями кубанских говоров является

«аканье», «иканье», особое произношение некоторых согласных: г-х, в-у, ф-хв (снех, унучка, хвартук), несмягчение согласных - любоф. Такое произношение не      является     литературным,    производит          неприятное          впечатление         на собеседника. 

Слайд 10

Потренируемся в литературном произношении.

Устно чётко произнесите слова: гвоздь, гараж, газета, ноготь, прилёг, плуг, жёлтый, писал, впадина, вкопанный, физика, фигура, фургон, фасоль.

Дополнительное задание: запишите транскрипцию подчёркнутых слов. 

1 ученик записывает транскрипцию на доске. Попутное повторение – двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я;

 

 

оглушение согласных на конце слова.  

7.

Слайд 11

Слова с нелитературным ударением и произношением  можно часто встретить в кубанских пословицах. А что такое пословица? (Жанр фольклора; меткое,  образное выражение с поучительным смыслом.

Слайд 12

Задание: Найдите в кубанских пословицах случаи нелитературного ударения и произношения. Запишите в соответствии с литературной  нормой. 

3-4 учащихся самостоятельно работают по сборнику кубанских пословиц. Поисковое задание – найти подобные примеры.

1. ВолкА ноги кормют. 2.Вор у ворА дубинку украл. 3.Всякому овощу свое время. 4.У ногах правды нету. 5.В дарохи и голка важна.  

В последнем предложении подчеркните грамматическую основу. Чем выражены главные члены предложения? 

Знаете        ли      вы     кубанские пословицы с        нарушением          литературной произносительной нормы?    П. и Р. искали подобные примеры. Послушаем их.  

 

Слайд 13

Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе  учителем): Диалектные слова, которые отличаются от литературных звуковым составом или ударением, называются фонетическими диалектизмами. Использование в речи фонетических диалектизмов считается нарушением литературной нормы.

8.

Слайд 14 

Страница вторая  - лексическая 

Что такое лексика? (Словарный состав языка). Какая наука занимается изучением словарного запаса? (Лексикология).  Щелчок

Сегодня к нам на урок пришли две казачки. Послушаем, о чём они говорят.

Две девочки в кубанских костюмах, с корзинками. Они возвращаются с базара и ведут разговор. 

-            Де идешь, Григорьевна? 

-            Да бачишь, Петровна, ось зАраз купыла качку да квочку. Ще взяла недорого барыло – кавунов засолю.

-            Я тоже скупилась на нэдилю. Жердёлу вот насушу, зимой узвару наварю. Як твий зять, Григорьевна?

-            Да такий ледащий, обратно з ым полаялась. Вчора кабаки трохи посапал  да  геть с городу.  Шо,  Петровна, ты в сём годе богато картошки засадыла?

-            Да як и ты, а ты цесарок завила, га? 

-            Да, взяла хай им грець четыре десятка. Кажуть, воны колорадского жука гарно клюють...

Какие непонятные слова вы услышали в этой сценке? Можно их услышать в нашей станице? А что же обозначают эти незнакомые нам слова?  

 

Слайды 15-24

Задание: Определите значения слов в кубанских говорах, подберите литературный синоним к диалектным словам. 

Таблица с гиперссылками. Ученики по очереди выходят к интерактивной доске, подбирают синонимы к диалектам, вставляя в нужные графы слова.  

 

Слайд 25

Где можно найти толкование непонятных нам слов? ( В толковых словарях.)

 

 

А если незнакомое вам слово – диалектное? Оказывается, есть и словари, в которых объясняется значение говоров. 

1 подготовленный ученик представляет словарь П.Ткаченко «Кубанский говор».   

Щелчок

Но диалектные слова можно найти и в литературных словарях. Вот, например, слово – курень. Оно многозначное. Почему? (Имеет несколько лексических значений). Одно из значений – диалектное. Какую помету имеет?  (Обл. – областное.)

10.

Слайд 26

Диалектизмы, как и слова литературного языка, могут иметь синонимы, антонимы.  

Задание: Найдите в пословицах антонимы, выпишите парами, поставив слова в начальную форму. 

1.  Нэ считай друга в гульбе, а считай в беде

2.  На смелого собака гавкает, а боязливого рвет. 

3.  Сытый голодного нэ разумие. 

4.  Лэгше работать, чем лэдачить

5.  Кого журять, того любять.  

 

Слайд 27

Конечно, наряду с диалектными словами на Кубани и в других областях используются и общеупотребительные слова. Поэтому мы можем встретиться с одним и тем же словом в разных вариантах. Это обогащает нашу речь.

11.

Слайд 28 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе  учителем): Диалектные слова, используемые в литературном языке, называются лексическими диалектизмами. Именно они составляют цвет, колорит местной речи, придают ей живость, выразительность и - главное - неповторимость. Как и литературные слова, они имеют синонимы, антонимы. Перенасыщение речи диалектными словами приводит к непониманию, мешает понять собеседника.

12.

Слайд 29           Страница третья - грамматическая.

Для диалектной речи не существует норм. В кубанских говорах, как и в других наречиях, существуют грамматические отличия от русского литературного языка. Они проявляются в замене рода (полотенец висел), в нелитературном употреблении форм числа (бурьяны растут), в неправильном употреблении предлогов (до бабушки). Это (щелчок) грамматическая ошибка.

В задании А3 на едином госэкзамене по русскому языку нужно найти словосочетание с грамматической ошибкой. Потренируемся.

2-3 ученика получают тесты  по аналогии с А3 – грамматические нормы.

13.

В речи М. много грамматических ошибок. Давайте исправим эти ошибки.  

Подготовленный ученик в казацкой папахе говорит (или читает) неправильные предложения.

Остальные учащиеся исправляют и ( при наличии времени) записывают.          Что-то у меня в левой ухе звенить.

         Я до вашего Коли пришел.

         Мы купили килограмм яблоков и ведро помидор.

         Ходит казачка  в новой платье.

 

         Через тебя и мне попало.

         С него смеялся весь наш класс.

14.

Слайд 30 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе  учителем): Диалектизмы, в которых нарушены грамматические нормы литературного языка, называются грамматическими. Неуместное употребление грамматических диалектизмов в литературной речи является грубой грамматической ошибкой.

15.

Слайд 31

ТЕСТ  на проверку всех понятий, изученных на уроке. 

1)  В каком слове НЕВЕРНО выделена ударная гласная? 

1.  цыгАн                                               3. красИвее

2.  цемЕнт                                              4. спАла

2)  В каком слове нарушены нормы литературного произношения?

1.  шё[л] домой                                      3. сапо[к]

2.  [в]ручную                                         4. [у]сё  село

3)  Какое слово среди данных синонимов является литературным?

1.  лантух                                               3. торба

2.  мешок                                               4. чувал

4)  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1.  пара сапог                                      3. мой полотенец

2.  земляничное варенье                    4. попробую

5)  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1.  лягте                                                3. пошёл до дедушки

2.  лежать на берегу                            4. ваша фамилия

Слайд 32

ПРОВЕРКА. ОЦЕНКИ.

16

Вывод по всему уроку. 

Слово учителя. Диалект – это тоже язык со своей звуковой системой, лексикой, фонетическими и грамматическими особенностями. В нем отражена материальная и духовная культура этноса, его обряды, традиции. Диалектное слово расцвечивает язык, заставляет его играть новыми красками. Однако многие диалектные обороты противоречат общепризнанным нормам языка, приводят к ошибкам в речи. Чтобы избавиться от влияния говора, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

17.

Слайд 33. Домашнее задание.  Оценки за урок.

 

Урок русского языка в 5 классе «Кубанские диалектные слова»

Урок русского языка в 5 классе «Кубанские диалектные слова»

Цели урока: -познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями диалектизмов; -создать на уроке атмосферу доброжелательности и…

Цели урока: -познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка; понаблюдать над фонетическими, грамматическими, лексическими особенностями диалектизмов; -создать на уроке атмосферу доброжелательности и…

Слайд 6 Итак, народный язык, местное наречие, говор, диалекты – так называются эти слова

Слайд 6 Итак, народный язык, местное наречие, говор, диалекты – так называются эти слова

Слайд 9 Какие фонетические особенности кубанских говоров вы замечали?

Слайд 9 Какие фонетические особенности кубанских говоров вы замечали?

Слайд 14 Страница вторая - лексическая

Слайд 14 Страница вторая - лексическая

Лэгше работать , чем лэдачить

Лэгше работать , чем лэдачить

Слайд 30 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе учителем):

Слайд 30 Вывод по данной части урока (формулируют учащиеся вместе учителем):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017