Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Оценка 4.8

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
09.05.2018
Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Включение в рабочий ритм. - Добрый день, ребята, уважаемые коллеги. Присаживайтесь. - Я приветствую вас на уроке литературного чтения, на моём любимом уроке. Я очень люблю читать, люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята, тоже полюбили чтение на всю жизнь. Ведь иногда читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по-другому начинаешь смотреть. 1. - Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?
basnya_tolstogo.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Гвардейская школа­гимназия № 2»  Симферопольского района Республики Крым ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513   тел/факс 3(652) 32­38­59, e  ­  mail  :   gvardeiskoe    2@   yandex    .  ru Разработка урока литературного чтения на тему  Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень» для 4 ­ А класса Составила: Ткач Т.Н.,  учитель начальных классов, первой   категории 5 п. Гвардейское,2016г. Ход урока Деятельность ученика Деятельность учителя 1.Самоопределение кдеятельности. Организационный момент. Включение в рабочий ритм. Подготовка класса к работе. ­   Добрый   день,   ребята,   уважаемые   коллеги. Присаживайтесь. ­ Я приветствую вас на уроке литературного чтения,  на моём     любимом     уроке.   Я   очень   люблю   читать,   люблю представлять то, о чём мне рассказывается в книге, люблю думать о прочитанном, делать выводы. И мне очень хочется, чтобы вы ребята,  тоже полюбили чтение на всю жизнь. Ведь иногда читая о других людях и их судьбах, многому учишься и на многое по­другому начинаешь смотреть.  1.   ­   Начнём   урок   с   речевой   разминки.   А   для   чего   мы проводим речевую разминку? Прочитайте записи на доске. Что я написала? 1.   Мало   что   хотеть,   надо   знать   да   уметь.   Ленивые   руки   не   родня   умной   голове. 2. Чтобы   правильно   воспроизводить   слова,   правильно читать,   чтобы   тренировать   речь.  Учимся   отчётливо произносить звуки. Пословицы. 6 Деятельность учителя 3. 4. Сила ломит всё, а ум силу.   мастер,   Каков   такова   и   работа. Деятельность ученика Объясняют пословицы. 5.   Недаром   говорится,   что   дело   мастера   боится. Правильно,   это   пословицы.   А   как   вы   понимаете   эти пословицы?? Актуализация знаний ификсация затруднений вдеятельности      ­ Вспомните, чему был посвящён наш с вами последний Мы узнали о творчестве Л.Н. Толстого, читали его урок литературного чтения?  рассказ «Детство». Какое домашнее задание  у вас было?  Давайте проверим, что у вас получилось. Интересные   моменты   из   жизни   писателя,   пересказ рассказа, написать небольшое сочинение о маме.   — Что нового вы узнали о писателе? Каким он был? Подберите самые точные слова. —   Чем   запомнился   вам   рассказ   маленького мальчика?  —   Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»? —Прочитайте свои сочинения о маме. ­   Молодцы   вы   прекрасно   справились   с   домашним заданием.  И пожалуйста, никогда не забывайте, что мама у —  Отношение к матери, к родителям, ко всем людям. Чтение детских сочинений. ­ Рассказы, сказки, стихи, былины.  7 Деятельность учителя вас одна! Деятельность ученика Короткий Давайте вспомним с какими литературными жанрами мы встречались уже в этом году. А     теперь   под   каждым     жанром   укажите   изученное произведение. ­ Какого литературного жанра не хватает?  Работа   в   парах.   Прочитайте     и   стрелочками   литературы ( листок синий).   правильное   определение     соедините   жанров Смысл спрятан, о нём нужно догадаться Поучительный, воспитывающий. Пословица   ­   короткий жанр, но тоже поучительный.   изречение   –   предложение,   более Как рассказ или стихотворение. Иван Андреевич Крылов.  Рассказ  ­   повествовательное   произведение   небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью Искали мораль. изображаемых событий. Басня  –   краткий   иносказательный,   нравоучительный рассказ, стихотворение. Быль ­ рассказ о действительном происшествии. Сказка  –   это   вымышленная   история   со   счастливым концом. Пословица  –   краткое   народное   изречение   с Главная поучительная мысль,  располагается либо в начале, либо в конце басни. ­интересный   короткий   занимательный   сюжет; ­мало описаний; ­много   диалогов;       ­героев   обычно   несколько; ­поучительность. 8 Деятельность учителя назидательным смыслом. Деятельность ученика ­главный   герой   выражает   основную   идею;       ­ ­Молодцы, с этим заданием вы справились. комизм; ­   Как   понимаете   определение  «басня»:  что   значит ­героями   являются   животные,   растения,   вещи, «краткий»? «иносказательный»?  «нравоучительный»?  ­Сравните с понятием «пословица»???   ­ Как может быть написана басня?  ­Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?  ­ Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?  ­ Что такое мораль басни?  4. А какие ещё особенности басни вы знаете? ­Какие человеческие пороки  высмеивают в баснях?  ­Чему учат басни? ­ А как называют автора басни?  Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет птицы, рыбы, люди; ­короткое   повествование   в   стихах   или   прозе; ­наличие морали; ­высмеиваются человеческие пороки. ­   Лесть;     ­ложь;     ­глупость;       ­лень; ­безнравственность;  ­невежество;  ­хвастовство. ­Дружбе;   ­трудолюбию;   ­усердию;   ­честности;   ­отзывчивости; ­доброте; ­благодарности;  ­добывать знания.   ­ Баснописец.   ­благородству; 9 Деятельность ученика Деятельность учителя назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Толстого, его басни?  Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.  Басня   ­   вымышленное   происшествие,   выдумка,   рассказ ради   красного   словца.   Иносказательное,   поучительное повествование,  притча,  где   принято   выводить   животных,  и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В. Даля)  ­А откуда же к нам пришли басни?     Немного истории.  Басенный   жанр   уходит   своими   корнями   в   фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро­аккадским текстам.  Устойчивую   жанровую   форму   басня   приобретает   в греческой   словесности.   Наиболее   видным   представителем этого времени является полулегендарный   Эзоп   (6 век до н.э.).  10 Деятельность учителя Деятельность ученика  Первым   кто   стал   использовать   приём   иносказание,   а иносказание­   это   когда   изображают   животных,   а   имеют   в виду людей ­ был Эзоп.  Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто   не   мог   обвинить   Эзопа   в   том,   что,   он   выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До   сих   пор,   иносказательную   речь   называют   Эзоповым языком.   Читая   басни,   мы   будем   учиться   понимать   Эзопов язык.   Многие   басни   Эзопа   стали   известны   Российским читателям   благодаря   переводам.   Он   наделил   их   русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь. В   России   главными   этапами   развития   басенного   жанра были   басни   М.В.Ломоносова   и   А.Д.Кантемира,   потешная басня   А.П.Сумарокова,   наставительная   И.И.Хемницера, изящная   И.И.Дмитриева,   лукавоумудреннаяИ.А.Крылова, красочно­бытовая А.Е.Измайлова. 11 Деятельность учителя Деятельность ученика Лев   Николаевич   Толстой   тоже   написал   басню. И   как говорил   А.М.  Горький:   «Не   зная   Толстого,   нельзя   считать себя  знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Постановка учебнойзадачи Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. ­  Вы  догадались, что  на уроке  нам  предстоит  встреча  с новым произведением. ­   Какую   цель   мы   обычно   ставим   перед   изучением   нового   произведения. ­ Что нужно для достижения этой цели? Работа по теме Первое восприятие Ставят цели, формулирую (уточняют) тему урока. ­ Узнать о чем это произведение, понять замысел и внутренний   мир   автора.  Продолжить   знакомство   с творчеством   Л.Н.Толстого;   Отрабатывать   навыки осознанного   чтения;   Учиться   анализировать   текст; Развивать речь, память. ­   Уметь   работать   с   текстом   (объяснить   значение   находить   изобразительно   ­ непонятных   слов, выразительные средства языка, подтверждать словами текста тему и основную мысль). Формулируют тему урока и задачи. 12 Деятельность учителя Деятельность ученика ­     Послушайте   произведение.   Обратите   внимание,   в названии   произведения   есть   вопрос.   Постарайтесь   понять, как мужик это сделал. ­     Какие   слова   показались   трудными?   Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.   ли   такие   слова, Есть Объясните   значение   которые   непонятны? слов:   Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох  –   взрывчатое   соединение   или   смесь. Большой   каток  –   машина   для   утрамбовки   и   уплотнения грунта,   асфальта.  Подле  камня   ­   возле. Выдумка – вымысел, изобретение. Выявление специфики восприятия   ­  Кто герои (участники) произведения? ­   К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ. Перечитывание  и анализ произведения ­Сейчас     я   предлагаю   вам   одновременно   и   ответить   на вопросы и попробовать составить план.   Прочитайте 1 часть. ­ Да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик. ­     Люди,   имеющие   техническое   образование   и простой мужик. ­ К басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется   мораль.   Но   не   понятно,   почему   она   в прозаической форме, а не в стихотворной. Дети читают «по цепочке» по частям и отвечают на вопросы   учителя   предложением   из   текста.   Итак, читаем   вслух.   Читаем   по   частям.   (Выборочное 13 Деятельность учителя ­ Где происходит действие? ­ Назовите участников? ­ Какая стояла задача перед инженерами? ­ Чем он мешал горожанам?  Деятельность ученика чтение) ­ В городе,  на площади. ­  Инженеры и мужик. ­  Убрать с дороги камень. ­ Озаглавьте  Прочитайте   2   часть. = Камень на площади. ­ О чем в ней говорится? ­ О чём попросили инженеров? ­ Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте. ­ Что предложил 2 инженер? Найдите и прочитайте в тексте. ­ Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? ­   Как     бы   вы   охарактеризовали   этих   людей?   Что   их объединяет? Почему не пришлось воспользоваться помощью людей,   имеющих   хорошее   образование,   разбирающихся   (на первый взгляд) в своём деле?  ­ Ситуация конфликта, спор. ­Что   больше   6   тыс.   или   8   тыс.   и   на   сколько? ­Как озаглавим?  ­ Спор. Прочитайте 3 часть. ­ Кто и как решил эту задачу? ­ Простой мужик 14 Деятельность учителя ­ Что предложил мужик? Сколько он запросил? ­ Что помогло простому мужику решить данную проблему? ­ За что ему дали еще 100 руб.? ­Как озаглавить эту часть.  Пословица:Гольнавыдумкихитра. Пословица говорит о том, что человек находясь в состоянии пословицы:  Значение  Деятельность ученика ­   Потому   что   он   проявил   смекалку,     предложил «умную выдумку». ­ Хорошая выдумка. острой   нехватки   чего­либо,   становится   изобретательным   и способным   обойтись   малыми   средствами   для   достижения поставленной цели. ­ За какие деньги инженеры хотели убрать камень? ­ Что вы можете сказать об инженерах? Какие они? ­ Кто вызвал удивление инженеров? ­ Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик? ­   Запишите   характеристики   персонажей   в   сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста. Инженеры Мужик ­ За 6 тыс. и 8 тыс. ­   Они   жадные,   набивают   себе   цену   при   помощи силы. ­ Мужик ­  Простой, умный, сообразительный. Общие характеристики Поиск решения одного дела отличия Образованные «инженеры», не думают, Бедный,   простой,   умный, сообразительный,   делает 15 Деятельность учителя Деятельность ученика ­В  чём  же  мораль    басни  Льва   Николаевича  Толстого? набивают цену, богатые дело. (Важна не столько сила, сколько смекалка.) ­Почему данное произведение можно назвать басней? Найдите строчки, в которых заключена  мораль басни.   ­ Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно ­ Какой урок для себя вы можете извлечь?   Теперь давайте, посмотрим какой  план получился  у нас. хорошенько   подумать:   возможно,   существуют   и нестандартные решения  проблемы). Физкультминутка (с движениями+ для глаз) Вы,   наверное   устали?   Ну,   тогда   все   дружно Выполняют гимнастику для глаз.   Ручками   похлопали,Вправо   ниже встали.Ножками   потопали, наклоняйся.   Раз,   два,   три.Влево   тоже   наклоняйся.   Раз,   два, три.Покрутились, повертелись ­ И за парты тихо сели.Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем.Открываем. Поморгаем ­ И опять читать мы начинаем. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Выразительно   читать   изученную   басню   и   пересказывать. Записывают задание. Можно нарисовать рисунок. А ещё  я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали   ли   вы   когда­нибудь   свои   собственные   басни? 16 Деятельность учителя Попробуйте!  Сочините   свою   басню,   запишите   её   и   по желанию   оформите   своими   рисунками.   Из   лучших   работ Деятельность ученика мы оформим альбом «Наше творчество». Выставление оценок за урок. Рефлексия ( подведение итогов) ­   Что   необходимо   сделать,   прежде   чем   мы   закончим ­ Подвести итог нашей работы. урок?  ­Чем мы сегодня занимались на уроке? Учитель:   Выберите   пословицу,   которая   больше   всех подходит к нашей басне, аргументируйте свой ответ.   Мало   что   хотеть,   надо   знать   да   уметь. 1.   Ленивые   руки   не   родня   умной   голове. 2.   Каков работа. 3. 4.   Недаром   говорится,   что   дело   мастера   боится.   мастер, такова и         Сила   5. Учащиеся:Сила ломит всё, а ум силу. ломит всё,     а   ум   силу. Учитель: Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми,   учат   нравам.   Поэтому   их   называют нравоучительными   произведениями. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая   начало   фразы   из   рефлексивного   экрана   на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… 17 Деятельность учителя Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни.  Деятельность ученика теперь я могу… ­Что интересного узнали  на уроке?                       ­Какую цель мы поставили в начале урока? ­ Достигли мы поставленной цели?           ­Молодцы. Урок хочу закончить стихотворением: Чтоб урок прошёл не зря ­ вам желаю я, друзья, чтоб вы с книжками дружили ­ и воспитанными были! Использованные компоненты УМК: Для учителя: Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень», презентация. Для учащихся: Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; тетрадь, дневник, пенал. Методическая литература: 1. С.В. Кутявина  Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.  2. Т.В. Рыжкова Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с. 18 19

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»

Разработка урока литературного чтения на тему   Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2018