Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)
Оценка 4.8

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
12.11.2018
Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)
Урок чтения проводится в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" На данном уроке используются элементы игры. Дети в течении урока собирают орешки в ларец знаний. На этом уроке ребята дают характеристику героям. На уроке организована групповая форма работы. Ведётся исследовательская работа
открытый урок чтения.docx
урока: А. С. Пушкин        «Сказка о царе Салтане…" (Закрепление) Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе МБОО  «Павлоградская гимназия» по УМК « Перспективная начальная  школа» Учитель: Комакина Татьяна Васильевна Тема    Цели урока:закреплять знания о творчестве А.С.Пушкина анализ  художественного произведения, характеристика героев. Задачи урока: 1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков  чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать  читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое  чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать  произведения. 2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность,  монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные  способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать. 3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда;  формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;  воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения,  умение работать в группе, в паре. Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение,  сравнительная характеристика героев сказки.                             Оборудование: комплект   УМК   «Перспективная   начальная   школа» хрестоматия   по   литературному   чтению   3   класс   (авт.   О.   В.   Малаховская издательство   Академкнига/Учебник);   толковые   словари   Ожегова;   портрет А.С.   Пушкина;   цитаты   поэта   «Что   за   прелесть   эти   сказки!   Каждая   есть поэма», «Сказка ­  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».   Компьютер,   фонограммы «Прялица», «В   гостях   у   сказки», фонограмма   отрывка   из   оперы   Н.А. Римского Корсакова «Три чуда». Выставка книг А.С. Пушкина, реквизиты и костюмы для инсценировки; аудио­ и видеоматериалы к уроку; чистоговорка для артикуляционной гимнастики, иллюстрации   к   сказке,   выполненные   детьми,   толковые   словари,   план   для характеристики героев.   презентация   к   уроку,   проектор,   экран, Ход урока: 1. Организация класса Итак,друзья, внимание. Ведь прозвенел звонок Проверьте все готовность и мы начнём урок. ­Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их. А теперь  улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение  сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха. 2.Мотивация учебной деятельности. ­ Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...) ­ Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был  таким? (Внимательность, активность, старательность...)   ­ Работать будем по группам. Повторение правил работы в группах. (На каждом столе лежат памятки  работы в группе)  ­ Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга,  внимательно слушать, работать дружно) ­Выберите ответственных в группе. 3. Постановка учебной задачи и темы урока Звучит отрывок из оперы Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане» Это прозвучал отрывок из оперы « Сказка о царе Салтане» « Три чуда»  А написал её  русский композитор Николай Андреевич Римский­ Корсаков,  восхищённый сказкой и в честь 100­летия со дня рождения поэта. Значит мы будем сказку Пушкина дочитывать, характеристику героям давать, учиться выразительно читать. У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его  орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе. Чем больше орешков  вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете. ?4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды  4­8) Вопросы викторины: ­ Где  и когда родился А.С. Пушкин? ­ Как звали  мать поэта? Отца? ­ На каком языке говорили в семье Пушкина? ­ Кто  занимался воспитанием маленького  Александра? ­ От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки? ­ Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9) 5. Проверка домашнего задания. ( у каждой группы было  индивидуальное задание). ­Что должна была сделать первая группа Первая группа подготовила инсценирование отрывка из сказки. Звучит  фонограмма «Прялица» Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. (Вторая и третья группы оценивают выступающих) Вы можете в свой ларец положить 5 орешек. ­Что у нас должна была сделать вторая группа? Вторая группа подготовила иллюстрации и коментарии У вас получился картинный план 1) Выбор невесты                                                           2) Рождение ребёнка                                                            3)  Обман царя                                                             4) Выполнение воли царя                                                              5) Чудесное спасение (Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к  сказкам Пушкина) Они представлены на слайде. ­Оцените группу Третья группа готовила выразительное чтение последней части в хрестоматии  стр.115. Мы над ней ещё не работали поэтому все слушайте внимательно.  При чтении сказки дома вы обнаружили незнакомые слова. Где вы нашли  объяснение этих слов? Что это за слова? ( Также они представлены на слайде) Средь зыбей– лёгкая волна опасные, отдельные участки территорий с мнимо­ устойчивой поверхностью, способные поглатить в себя или унести за собой  случайно попавшие предметы, в том числе животных и человека; Клёв  – клюв Град – город, ­а, м. (устар.). То же, что город (в 1 знач.). Стольный г. II прил. градской, ­ая, ­ое и градский, ­ая, ­ое. Вдовица –­ы, ж. устар. Вдова. Чародей­колдун, волшебникподстрелил. Тешится Забавляться, развлекаться, потешаться Ограда Чтение вопросов в хрестоматии стр.117 ­Судя по отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных? ­Перечислите все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью.  Подтвердите свой ответ строчками из текста. ­Кто является главным героем сказки? ­А можно ли князя Гвидона назвать настоящим сказочным героем? ­Вспомните все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки. ­Подумайте, является ли князь Гвидон таким героем? ­Оцените работу групп. Мы закончили читать отрывок из сказки о царе Салтане. А кто запомнил её  полное название? А хорошо ли вы её усвоили? 6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа)  Проверка усвоения содержания сказки   ­   Отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. За  правильный ответ группа получает орех. Выборочное чтение.  Работа по учебнику. 1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110) 2. Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111) 3. Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112) 4. Кого родила царица?(с.112) 5. Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112) 6. Какое указание дал гонцу царь?(с.113) 7. На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113) 8. О чём просило дитя волну?(с.114) 9. Царевич, сделав лук, пошёл к морю.  Кого он увидел?(с.115) 10.Что обещала лебедь царевичу?(с.116) 11.Как стали величать  Гвидона  в  новом городе? (с.117) 12.Хорошо поработали, пора и отдохнуть 7.Физ. минутка                                                                              (Слайд 17) (имитирование движений под музыку Н.А.Римского­Корсакова)   ­ Изобразите волны, набегающие на берег.  ­ Летящую царевну Лебедь ­ Гвидона, натягивающего лук. ­ Танцующую белку, поющую песенки. ­ Богатырей, выходящих из моря. ­Молодцы, садитесь. Давайте вспомним тему раздела над которой мы завершаем работу: «Как  рождается герой» Вспомните значение слова герой. Герой­это человек, совершивший подвиг Герой­главное действующее лицо произведения. Назовите действующих лиц этого произведения ( Царь, царица, повариха ,  ткачиха,баба Бабариха, князь Гвидон, царевна Лебедь) ­На какие бы две группы вы разделили бы этих героев ( положительные и  отрицательные) ­А кого бы вы назвали главным героем этого произведения? ( Гвидона) 8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев. ­ А теперь продолжим работу над сказкой. ­Сейчас мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем  словами по плану. У вас на столе лежат листы на которых вы быстро должны  дать характеристику герою. Вспомните план по которому мы даём  характеристику.  Прочитайте  план.             План характеристики героев.                             (Слайд 18) 1. Имя героя. Опишите его внешность и характер. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 3. Отношение автора к герою. 4. Ваше отношение к герою. Договоритесь между собой и выполните работу. Подумайте, какими чертами  характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Выполнять работу вы будете на листках, которые лежат у вас на столе. Выберите из списка слова­ характеристики и запишите на "лучах". Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой. Итак, каким вам представляется царь Салтан? ( представляет первая группа) ( Результаты представлены на слайде) Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца) Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих  его пускать в путешествие) Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним) Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах) Доверчивый (верит во все чудеса) Пассивный (не нашел виновников трагедии) Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания) А каков молодой князь Гвидон? ( представляет вторая группа.) Результаты на  слайде Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку ­ сватью  бабу Бабариху) Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и  шмелем, укусил их) Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка  пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он  женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо) Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ) Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука) Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним) Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле) Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына? Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы  основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный. Третья группа даёт характеристику Царевне Лебедь ( храбрая добрая,  милая,смелая доверчивая, мягкая, мудрая, ласковая, нежная. Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки! Дети выступают по группам.( Результаты представить на слайде) Оцените работу групп. Сколько орешек они заработали) Дополнительно Верю­ не верю.  1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (­)  (указ) 2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+) 3. Над лебедью носился в море орел. (­)  (коршун) 4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+) 5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (­) (Буян) 6. Гвидон  сам построил город на острове. (­) ( лебедь ему сделала  подарок) 7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (­) ( От  корабельщиков) 8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+) 9.  Лебедь стала женой князя Гвидона. (+) 10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха)  осталась без одного глаза. (­) (Гвидон пожалел свою бабушку) Взаимопроверка в группах. ( Результаты представлены на слайде) 9. Обобщение. ­ Кто из героев вам понравился больше? Почему? Сам  А.С. Пушкин о своих сказках  говорил так:                      (Слайд 19) «Сказка ­  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»                                                                                                   (А.С. Пушкин) ­ Какой урок вы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?  (доброте,   терпению,   мужеству,   умению   прощать   и   любить   близких,   не завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) . 10. Оценка работы детей. У вас на столах лежат листы самооценки Заполните листы самооценки, подпишите их ­ Давайте заглянем в наши ларцы знаний… Тем ребятам, кто активно работал и   набрал   4 и   более   орешков, отметка «5»,   а   тем,   кто   набрал   мало   орешков,   предоставляется   возможность отличиться на следующем уроке. 11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок из сказки А.С. Пушкина наизусть.                       (Слайд 20) ­ Думал  ли  А.С.Пушкин  в  1831 году,  когда   писал  сказку,  что   дети 3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?!  И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок. 12. Рефлексия. ­ Закончить хочу урок словами стихотворения...                      (Слайд 21) (Звучит фонограмма музыки)             К нам приходят пушкинские сказки,             Яркие и добрые, как сны.             Сыплются слова, слова — алмазы             На вечерний бархат тишины.             Шелестят волшебные страницы,             Всё скорей нам хочется узнать.             Вздрагивают детские ресницы,             Верят в чудо детские глаза!             Даже если мы уже не дети,             В тридцать, сорок или шестьдесят.             Убегаем мы порою в детство,             Убегаем к Пушкину опять!             Убегаем в буйство свежих красок,             В торжество добра над тёмным злом.             Убегаем в пушкинские сказки,            Чтоб добрей и лучше стать потом! добрый                                    практичный милосердный                         справедливый вспыльчивый                         пассивный сильный                                  внимательный энергичный                            любящий простой                                   доверчивый гостеприимный       Царь      Салтан        Князь       Гвидон

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)

Разработка урока литературного чтения по теме  "А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане........" Закрепление. (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018