Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"
Оценка 5

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
23.03.2019
Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"
Урок организован в полном соответствии с требованиями ФГОС. Продумана его структура, целесообразно выделены временные промежутки для постановки цели, закрепления материала, самооценки. В основе урока лежит деятельный подход, который способствует развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности. Для мотивации познавательной деятельности школьников, использовала проблемно- поисковый метод на этапе самоопределения к деятельности создала проблемную ситуацию, в ходе которой дети сами определили тему и цели урока. Формировались познавательные УУД -извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Для реализации главной цели урока: знакомство и осмысление содержания произведения по образцу учителя Ребята сами подошли к основной мысли стихотворения. Формируются познавательные УУД- осуществляют смысловое чтение, анализ и сравнение. Построение правильных ответов на вопросы. Формировались коммуникативные УУД умение договариваться с товарищем, находить общее решение. На стадии рефлексии было подведение итогов поставленных целей и самооценка. Дети достигли поставленной цели и положительного эмоционального настроя.
Черёмуха.docx
Тема: «С.Есенин. Черёмуха». Цели: познакомить   детей   со   стихотворением   С.Есенина,   развивать   умения читать   стихотворные   произведения,   связно   рассказывать   о   своих   впечатлениях, формировать   умения   видеть   образные   языковые   средства   художественной выразительности   (метафоры,   эпитеты,   олицетворения,   сравнение,   звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.                                Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.     1. ­ Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:                 В этом имени слово «есень»,                 Осень, ясень, осенний цвет.                 Что­то есть в нём от русских песен –                  Поднебесье, тихие веси,                  Сень берёз и синь – рассвет.                  Что­то есть в нём и от весенней грусти,                   Юности и чистоты….                  Только скажут ­ ………(С.Есенин)                  Всей России встают черты. 2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина. 1­й   ученик. Русский   народный   поэт.   Родился   в   1895   году   в   селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем   прекрасный   русский   пейзаж.   Он   писал,   что   его   песня   отзовётся   и останется в людских сердцах. 2­й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую  синеву  очей –  у бездонных рек и голубых  небес, золотые  волосы  –  у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. 3.Работа над стихотворением.     ­ Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.               О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте. 1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха». ­   Поделимся   своими   впечатлениями.   Какое   настроение   поэта   вы почувствовали   в   этих   словах?   Поделитесь   своими   мыслями.   (Радостное   т.   к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)          ­   Какие   картины   вы   бы   нарисовали,   какие   бы   краски   использовали? Почему? 2.Физминутка.  Дыхательные упражнения. а) И.п. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд. 1­2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.3­4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в и. п. б) «Гуси шипят» ­ И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс, 1­4 наклониться вперёд и вытянуть шею, произнести на удлинённом выдохе ш­ш­ш­ш. 5.Вторичное восприятие.   Работа над словом.    ­   Перечитайте   самостоятельно   это   стихотворение.   Читайте   медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу. Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда) Зелень пряная (с острым ароматным запахом) Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля. Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки Вкрадчиво – осторожно, доверительно. Под кручею – под обрывом.       6.Работа с изобразительно­выразительными средствами.          а) – Сколько героев в этом стихотворении?             ­ Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)              ­ Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).         ­ Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.           б) Выборочное чтение      ­ Прочитайте последние 4 строчки о ручье.      ­ Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)      ­  Кто догадайся, почему так описан ручей?     (сначала   ручей   хочет   обратить   внимание,   затем   ласково   поёт,   ручейку хочется понравиться черёмухе)        в) Физминутка      Гимнастика для глаз.     ­ Откинуться назад на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно зажмурить глаза.   ­  Открыть глаза (5­6раз) ­   Руки   вытянуть   вперёд,   посмотреть   на   кончики   пальцев,   поднять   руки вверх. Сделать вдох. Следить за руками глазами, не поднимая головы. Руки опустить, сделать выдох. 7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить   весеннюю   картину,   почувствовали   и   увидели   краски,   запахи,   цвета, услышали звуки?     ­  Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора) Работа в группах. Найти:  1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая) 2   группа   ­   олицетворение   (ручей   поёт   –   образ   юноши,   черёмуха   ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки) 3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?     ­   Олицетворение   –   одно   из   любимых   средств   художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.    ­   Найдём   глаголы   о   природе:   расцвела,   завила,   сияет,   бежит,   струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.  ­   А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».  ­   Какой   это   приём?   (Зелень   покрыта   росой,   её   капельки   светятся   и переливаются,   точно   серебро.   На   солнце   она   искрится,   подобно   пламени.   Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА). 8.­   Перечитайте   ещё   раз   о   ручье   самостоятельно   4   последние   строчки   и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)    ­ Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)  ­ Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.               Ручей волной Гремучею  Все ветки обдаёт               И вкрадчиво под Круче   Ей песенки поёт.   ­    Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?             А  Рядом у Проталинки             В Траве, между корней,             Бежит струится маленький             Серебряный Ручей    ­  Прочитайте   эти   строки,  подчёркивая   голосом   эти   звуки. (Темп  чтения быстрый, как проворный, игривый ручей). ­  Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).           «Золотистые ветви» с золотым блеском           Зелень сияет в серебре от солнца ­ Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З­С)     ­ Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.  Черёмуха душиСтая,                      Кругом роСа медвяная   РаЗвеСившись Стоит,                   СполЗает по коре,   А Зелень Золотиста                        Под нею Зелень пряная  На Солнышке горит.                       Сияет в Серебре.        ­ Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего   весеннего   денька.   Есенин   хотел,   чтобы   мы   не   только   увидели,   но   и почувствовали, ­ «представили запахи».     ­ Какими словами поэт говорит о запахах? «Черёмуха душистая» ­ имеющая приятный сильный запах. «Роса медвяная» ­ медовая, сравнивается по запаху, цвету. «Зелень пряная» ­ зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.       Вывод:   какие   приёмы   использует   поэт,   чтобы   мы   смогли   представить картину, столь милую его сердцу. 9.Работа над выразительным чтением.     ­ Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.     ­   Как   будем   читать   данное   стихотворение:   быстро   или   медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)    ­Какие строки, по­вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)   Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.  Чтение за диктором.        Выразительное  чтение  2­3 учащихся, показывая  интонацией   настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.     10.Итог урока. Рефлексия.       ­ Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?      Выбрать нужное или добавить своё утверждение:  Чтобы передать радость общения с природой;  Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;  Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;  Чтобы просто читать. ­   С.Есенин   любил   родной   край.   Он   хочет   научить   нас   видеть   в   обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.     Мы   ещё   не   раз   будем   читать   стихи   Есенина,  и  слушать   песни   на   слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:              Оставляю песенку про Русь:              Запевая, обо мне подумай,              И тебе я в песне отзовусь 11. Д/з. Выучить наизусть, выписать цветовые эпитеты.

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2019