Разработка урока литературного чтения "с. Есенин "Черёмуха"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок организован в полном соответствии с требованиями ФГОС. Продумана его структура, целесообразно выделены временные промежутки для постановки цели, закрепления материала, самооценки. В основе урока лежит деятельный подход, который способствует развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности. Для мотивации познавательной деятельности школьников, использовала проблемно- поисковый метод на этапе самоопределения к деятельности создала проблемную ситуацию, в ходе которой дети сами определили тему и цели урока. Формировались познавательные УУД -извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Для реализации главной цели урока: знакомство и осмысление содержания произведения по образцу учителя Ребята сами подошли к основной мысли стихотворения. Формируются познавательные УУД- осуществляют смысловое чтение, анализ и сравнение. Построение правильных ответов на вопросы. Формировались коммуникативные УУД умение договариваться с товарищем, находить общее решение. На стадии рефлексии было подведение итогов поставленных целей и самооценка. Дети достигли поставленной цели и положительного эмоционального настроя.
Иконка файла материала Черёмуха.docx
Тема: «С.Есенин. Черёмуха». Цели: познакомить   детей   со   стихотворением   С.Есенина,   развивать   умения читать   стихотворные   произведения,   связно   рассказывать   о   своих   впечатлениях, формировать   умения   видеть   образные   языковые   средства   художественной выразительности   (метафоры,   эпитеты,   олицетворения,   сравнение,   звукопись), воспитывать любовь к слову, к родной природе.                                Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Постановка цели урока. Актуализация знаний.     1. ­ Сегодня мы прикоснёмся к творчеству поэта начала 20 века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:                 В этом имени слово «есень»,                 Осень, ясень, осенний цвет.                 Что­то есть в нём от русских песен –                  Поднебесье, тихие веси,                  Сень берёз и синь – рассвет.                  Что­то есть в нём и от весенней грусти,                   Юности и чистоты….                  Только скажут ­ ………(С.Есенин)                  Всей России встают черты. 2.Краткие сообщения детей о жизни С.Есенина. 1­й   ученик. Русский   народный   поэт.   Родился   в   1895   году   в   селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся «белый перезвон берёз», «вызванивают ивы», «шумят тростники». Слушая, стихи мы представляем   прекрасный   русский   пейзаж.   Он   писал,   что   его   песня   отзовётся   и останется в людских сердцах. 2­й ученик. С.Есенин свои первые стихи создал в 9 лет. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле. Он сумел взять у природы даже черты своей внешности: чарующую  синеву  очей –  у бездонных рек и голубых  небес, золотые  волосы  –  у российских нив; мягкие кудри – у крон родных берёз. А главное, что поэт взял у родины, у бескрайней России – глубокую и необъятную душу. 3.Работа над стихотворением.     ­ Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В разгар весны, когда яркое, совсем уже тёплое солнце начинает согревать всё живое, распускается прекрасное дерево с белыми душистыми цветами. Это…..Черёмуха.               О ней много сложено песен, стихотворений. Одно из них послушайте. 1.Чтение учителем стихотворения «Черёмуха».­   Поделимся   своими   впечатлениями.   Какое   настроение   поэта   вы почувствовали   в   этих   словах?   Поделитесь   своими   мыслями.   (Радостное   т.   к. начинается весна, природа просыпается, всё радует поэта)          ­   Какие   картины   вы   бы   нарисовали,   какие   бы   краски   использовали? Почему? 2.Физминутка.  Дыхательные упражнения. а) И.п. – основная стойка, руки на затылке, локти вперёд. 1­2 – подняться на носки, отведя локти в сторону, медленный глубокий вдох через нос.3­4 – глубокий выдох через рот, возвращаясь в и. п. б) «Гуси шипят» ­ И.п. – стойка ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс, 1­4 наклониться вперёд и вытянуть шею, произнести на удлинённом выдохе ш­ш­ш­ш. 5.Вторичное восприятие.   Работа над словом.    ­   Перечитайте   самостоятельно   это   стихотворение.   Читайте   медленно, отметьте непонятные слова и задайте вопросы классу. Роса медвяная (ароматная, с запахом мёда) Зелень пряная (с острым ароматным запахом) Проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля. Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки Вкрадчиво – осторожно, доверительно. Под кручею – под обрывом.       6.Работа с изобразительно­выразительными средствами.          а) – Сколько героев в этом стихотворении?             ­ Перечитайте стихотворение и карандашом отметьте четверостишья (строфы), где говориться о Черёмухе буквой Ч, о ручье – Р (Ч – Р – Ч – Р)              ­ Как вы думаете, почему автор переплетает строфы о черёмухе и о ручье? (взаимосвязь, взаимодействие ручья и черёмухи).         ­ Докажем это. Чтение в паре: девочка о Черёмухе, мальчик – о ручье.           б) Выборочное чтение      ­ Прочитайте последние 4 строчки о ручье.      ­ Что делает ручей? (волной гремучею все ветки обдаёт, вкрадчиво песенки поёт)      ­  Кто догадайся, почему так описан ручей?     (сначала   ручей   хочет   обратить   внимание,   затем   ласково   поёт,   ручейку хочется понравиться черёмухе)        в) Физминутка      Гимнастика для глаз.     ­ Откинуться назад на спинку стула, прикрыть веки, крепко, как только можно зажмурить глаза.   ­  Открыть глаза (5­6раз)­   Руки   вытянуть   вперёд,   посмотреть   на   кончики   пальцев,   поднять   руки вверх. Сделать вдох. Следить за руками глазами, не поднимая головы. Руки опустить, сделать выдох. 7. – Итак, какие художественные приёмы использует автор, чтобы мы смогли представить   весеннюю   картину,   почувствовали   и   увидели   краски,   запахи,   цвета, услышали звуки?     ­  Какие вы знаете приёмы художественной речи?(олицетворение, эпитеты, сравнение, метафора) Работа в группах. Найти:  1 группа – эпитеты (медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая) 2   группа   ­   олицетворение   (ручей   поёт   –   образ   юноши,   черёмуха   ветки золотистые, что кудри завила – олицетворяет образ девушки) 3 группа – сравнение (на кого похожа черёмуха? Оком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит?     ­   Олицетворение   –   одно   из   любимых   средств   художественной выразительности Есенина, потому что во всём он видел жизнь: в пшеничном колосе, и в русской берёзке, душистой черёмухе. Есенин олицетворяет природу, «оживляет», чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный им.    ­   Найдём   глаголы   о   природе:   расцвела,   завила,   сияет,   бежит,   струиться, стоит, горит, обдаёт, поёт. Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов.  ­   А теперь обратим внимание на словосочетание «сияет зелень в серебре», «зелень горит».  ­   Какой   это   приём?   (Зелень   покрыта   росой,   её   капельки   светятся   и переливаются,   точно   серебро.   На   солнце   она   искрится,   подобно   пламени.   Поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. Перенос на основе сходства, сравнения, называется….МЕТАФОРА). 8.­   Перечитайте   ещё   раз   о   ручье   самостоятельно   4   последние   строчки   и подумайте, какие звуки помогают автору передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатели, мы сами, услышали, как гремит ручей, журчит его волна? (Р – ГР – КР – КР)    ­ Как называется этот приём? (ЗВУКОПИСЬ)  ­ Прочитайте эти строки так, чтобы мы почувствовали, услышали этот ручей.               Ручей волной Гремучею  Все ветки обдаёт               И вкрадчиво под Круче   Ей песенки поёт.   ­    Применяет ли этот приём С.Есенин в других строках о ручье?             А  Рядом у Проталинки             В Траве, между корней,             Бежит струится маленький             Серебряный Ручей    ­  Прочитайте   эти   строки,  подчёркивая   голосом   эти   звуки. (Темп  чтения быстрый, как проворный, игривый ручей).­  Как вы понимаете «серебряный ручей», т.е. какой? (со стальным блеском, чистый, прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).           «Золотистые ветви» с золотым блеском           Зелень сияет в серебре от солнца ­ Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Чтобы ощутить блеск, сияние, поэт подбирает слова, в которых повторяется определённая группа звуков. Как вы думаете, какие это звуки? (З­С)     ­ Перечитаем первые 8 строк о черёмухе, подчёркивая голосом эти звуки, чтобы почувствовать яркость света.  Черёмуха душиСтая,                      Кругом роСа медвяная   РаЗвеСившись Стоит,                   СполЗает по коре,   А Зелень Золотиста                        Под нею Зелень пряная  На Солнышке горит.                       Сияет в Серебре.        ­ Мы увидели и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего   весеннего   денька.   Есенин   хотел,   чтобы   мы   не   только   увидели,   но   и почувствовали, ­ «представили запахи».     ­ Какими словами поэт говорит о запахах? «Черёмуха душистая» ­ имеющая приятный сильный запах. «Роса медвяная» ­ медовая, сравнивается по запаху, цвету. «Зелень пряная» ­ зелень с сильным запахом – ароматная по вкусу и запаху.       Вывод:   какие   приёмы   использует   поэт,   чтобы   мы   смогли   представить картину, столь милую его сердцу. 9.Работа над выразительным чтением.     ­ Теперь, когда понятны слова, когда постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать выразительно.     ­   Как   будем   читать   данное   стихотворение:   быстро   или   медленно, неторопливо?(неторопливо, с любованием)    ­Какие строки, по­вашему мнению, можно читать чуть быстрее?(А рядом у проталинки)   Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.  Чтение за диктором.        Выразительное  чтение  2­3 учащихся, показывая  интонацией   настроение автора, свои чувства. Это стихотворение о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.     10.Итог урока. Рефлексия.       ­ Как вы думаете, для чего написано это стихотворение? Что поэт хотел показать?      Выбрать нужное или добавить своё утверждение:  Чтобы передать радость общения с природой;  Чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;  Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;  Чтобы просто читать.­   С.Есенин   любил   родной   край.   Он   хочет   научить   нас   видеть   в   обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину. И нам надо учиться быть внимательнее и замечать необычное в обычном.     Мы   ещё   не   раз   будем   читать   стихи   Есенина,  и  слушать   песни   на   слова Есенина. Он верил, что его стихам суждена долгая жизнь, потому написал такие строки:              Оставляю песенку про Русь:              Запевая, обо мне подумай,              И тебе я в песне отзовусь 11. Д/з. Выучить наизусть, выписать цветовые эпитеты.

Посмотрите также