Разработка урока литературы в 9 классе
Оценка 4.9

Разработка урока литературы в 9 классе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
16.10.2018
Разработка урока литературы в 9 классе
Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека. Ход урока I. Обмен мнениями о личном читательском опыте. 1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас? 2. Какие из них было трудно читать? Почему? 3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги? 4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам? II. Чтение вступительной стразработка урока литературы в 9 классе
1 урок вводный.docx
Ц е л ь: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека. Урок 1 ВВОДНЫЙ Х о д   у р о к а I. Обмен мнениями о личном читательском опыте. 1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?  2. Какие из них было трудно читать? Почему?  3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?  4.   Какие   литературоведческие,   энциклопедические,   лингвистические   словари   и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?  II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3). Б е с е д а   п о   с т а т ь е .   – Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?  –   Почему   именно   в   программу   9   класса   включены,   хотя   бы   в   отрывках,   наиболее значительные произведения русской литературы?  –   Почему   освоение   данной   программы   требует   от   учеников   самостоятельности, инициативы и творчества?  – Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?  III. Обзор курса литературы 9 класса. У ч и т е л ь .   Основная   задача   курса   литературы   9   класса   –   познакомить   вас   с богатством   русской   литературы,   с   бесконечным   многообразием   ее   форм.   Перелистаем страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.  Н а   д о с к е   открывается   первая   страница   перекидного   календаря   с   красочной надписью:   «Древнерусская   литература»   (составляющие   курса   конспектируются   в тетради).  1 ­ й   у ч е н и к ­ а с с и с т е н т  (разворачивая «грамотку»). Не пора ль нам, братия, начать О походе Игоревом слово,  Чтоб старинной речью рассказать Про деянья князя удалого?  А воспеть нам, братия, его – В похвалу трудам его и ранам – По былинам времени сего,  Не гоняясь мыслью за Бояном.  У ч и т е л ь .   Временем   возникновения   древнерусской   литературы   ученые   склонны считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце XII столетия. Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность… Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как лают   встревоженные   лисицы,   как   не   умолкает   соловьиное   щелканье,   как   звенят, скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.  «Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками, таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца. Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.  Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм» (запись в тетради). 2 ­ й   у ч е н и к ­ а с с и с т е н т . Науки юношей питают,  Отраду старцам подают,  В счастливой жизни украшают,  В несчастной случай берегут;  В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха.  Науки пользуют везде,  Среди народов и в пустыне,  В градском шуму и наедине,  В покое сладки и в труде.  У ч и т е л ь . Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского литературного языка и стихосложения,   великого   ученого,   поэта   и   художника,   о   котором   Пушкин   писал: «Соединяя   необыкновенную   силу   воли   с   необыкновенною   силою   понятия,   Ломоносов обнял   все   отрасли   просвещения.   Открыв   «истинные   источники   нашего   поэтического языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения литературного языка с языком народным».  3 ­ й   у ч е н и к ­ а с с и с т е н т .   О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,  Каких зовет от стран чужих,  О, ваши дни благословенны!  Дерзайте, ныне ободренны, Раченьем вашим показать,  Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.  У ч и т е л ь . Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского Митрофанушки? Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля».  У ч и т е л ь .   Умер   Денис   Иванович   Фонвизин,   и   всего   через   два   года   родился   его преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.  Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.  У ч и т е л ь . Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».  Открывается   новая   страница   на   доске:   «Литература   XIX   века.   Романтизм. Реализм» (запись в тетради).  У ч и т е л ь . А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!  4 ­ й   у ч е н и к ­ а с с и с т е н т .   Нам не дано предугадать,  Как слово наше отзовется, – И нам сочувствие дается,  Как нам дается благодать… У ч и т е л ь  (открывает последнюю страницу – «Литература ХХ века»). ХХ век – век военных   и   революционных   потрясений   –   вызвал   мощное   и   многогранное   отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.     «Перекличка» тем и имен.  1 ­ й   а с с и с т е н т .   До   1917   г.   русская   литература   была   единой.   В   поэзии   этого времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.  2 ­ й   а с с и с т е н т . После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская литература   разделилась   на   две   ветви,   развивающиеся   параллельно.   Среди   писателей русского   зарубежья   –   И.   Бунин,   И.   Шмелев,   Б.   Зайцев,   В.   Набоков,   В.   Ходасевич,   Г. Адамович и др.  3 ­ й   а с с и с т е н т . В советской литературе 20­х гг. господствовала тема Гражданской войны, с 1930­х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в произведениях   М.   Горького,   М.   Шолохова,   Н.   Островского,   А.   Макаренко,   А. Твардовского.  4 ­ й   а с с и с т е н т . С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной войны.  5 ­ й   а с с и с т е н т .   В   литературе   50–70­х   гг.   происходит   переосмысление   многих событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни. 6 ­ й   а с с и с т е н т . Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни книгу   А.   Солженицына   «Архипелаг   ГУЛАГ»,   рассказы   В.   Шаламова   и   много   других произведений. IV. Заключительное слово учителя.  Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным намеком.  Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже отрывается   художественный   космос   того   или   иного   произведения.   При   внимательном чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.  Бывают,   конечно,   случаи,   когда   произведение   молчит   об   авторе.   Здесь   узнавание писателя   –   это   вхождение   в   его   художественный   мир,   заключенный   в   произведении. Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого Неизвестного   –   неодолимо.   Имени   нет,   биография   забыта   –   след   остался.   Глубокий, своеобразный,   неповторимый,   он   пережил   не   только   автора,   но   и   тех,   чьи   имена   и жизнеописания не сгинули во тьме веков.  Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская литература», с. 4–6.

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе

Разработка урока литературы в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2018