Цель: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.
Ход урока
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
2. Какие из них было трудно читать? Почему?
3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали вам читать и понимать книги?
4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
II. Чтение вступительной стразработка урока литературы в 9 классе
1 урок вводный.docx
Ц е л ь: углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли
в духовной жизни человека.
Урок 1 ВВОДНЫЙ
Х о д у р о к а
I. Обмен мнениями о личном читательском опыте.
1. Какие книги, прочитанные летом, заинтересовали вас?
2. Какие из них было трудно читать? Почему?
3. Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие
годы, помогали вам читать и понимать книги?
4. Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и
справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы
своим одноклассникам?
II. Чтение вступительной статьи «Слово к девятиклассникам» (с. 3).
Б е с е д а п о с т а т ь е .
– Как вы понимаете выражение «основное базисное образование»?
– Почему именно в программу 9 класса включены, хотя бы в отрывках, наиболее
значительные произведения русской литературы?
– Почему освоение данной программы требует от учеников самостоятельности,
инициативы и творчества?
– Какого чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III. Обзор курса литературы 9 класса.
У ч и т е л ь . Основная задача курса литературы 9 класса – познакомить вас с
богатством русской литературы, с бесконечным многообразием ее форм. Перелистаем
страницы учебника, чтобы познакомиться с составляющими нашего курса.
Н а д о с к е открывается первая страница перекидного календаря с красочной
надписью: «Древнерусская литература» (составляющие курса конспектируются в
тетради).
1 й у ч е н и к а с с и с т е н т (разворачивая «грамотку»).
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его –
В похвалу трудам его и ранам –
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
У ч и т е л ь . Временем возникновения древнерусской литературы ученые склонны
считать конец Х века. И программу 9 класса мы начинаем со знакомства с древнейшим
творением, сохранившим и поныне живую прелесть художественности, созданным в конце
XII столетия.
Судьба древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» неповторима. Поэма влечет к
себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Вникая в это творение, ты узнаешь, что такое доблесть и мужество, отвага и верность…
Еще долго после прочтения перед глазами будут стоять миражи отшумевшего, но такого
близкого былого. Ты будешь видеть бескрайнюю южную степь, в которой, как цветущие
дикие маки, алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии,
ветер раздувает шитые золотом стяги. Ты будешь слышать, как в ночи скрипят повозки, как
лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щелканье, как звенят,
скрещиваясь, мечи, как раздается конский топ, как звучат похоронные плачи и как гусли
рокочут славу воинам, возвратившимся из похода.
«Слово…» – драгоценная жемчужина, добытая из глубин времени, пощаженная веками,
таинственный блеск которой обладает волшебным свойством притягивать взоры и сердца.
Игореву песнь будут читать и через много лет дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Открывается вторая страница «календаря»: «Литература XVIII века. Классицизм.
Сентиментализм» (запись в тетради).
2 й у ч е н и к а с с и с т е н т .
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
У ч и т е л ь . Живым примером судьбы талантливых людей в условиях самодержавного
произвола стала судьба М. В. Ломоносова – реформатора русского литературного языка и
стихосложения, великого ученого, поэта и художника, о котором Пушкин писал:
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов
обнял все отрасли просвещения. Открыв «истинные источники нашего поэтического
языка», Ломоносов указал единственный правильный путь его развития – путь сближения
литературного языка с языком народным».
3 й у ч е н и к а с с и с т е н т .
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
У ч и т е л ь . Надеюсь, сегодняшние Платоны и Невтоны отличаются от фонвизинского
Митрофанушки? Инсценировка действия IV, явл. VIII «Недоросля».
У ч и т е л ь . Умер Денис Иванович Фонвизин, и всего через два года родился его
преемник в жанре комедии А. С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, начальное звено
которой – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности.
Звучит «Вальс» А. С. Грибоедова.
У ч и т е л ь . Перед нами – «Шедевры русской литературы XIX века».
Открывается новая страница на доске: «Литература XIX века. Романтизм.
Реализм» (запись в тетради).
У ч и т е л ь . А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и Н. В. Гоголь, Ф. И.
Тютчев и А. А. Фет, А. Н. Островский и Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и Л. Н.
Толстой, А. П. Чехов. Какие удивительные встречи и открытия ждут нас!
4 й у ч е н и к а с с и с т е н т .
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
У ч и т е л ь (открывает последнюю страницу – «Литература ХХ века»). ХХ век – век
военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение
жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии, публицистике.
«Перекличка» тем и имен.
1 й а с с и с т е н т . До 1917 г. русская литература была единой. В поэзии этого
времени прочное место заняли А. Блок, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М.
Цветаева, Б. Пастернак, С. Есенин, в прозе – И. Бунин, М. Горький, Л. Андреев.
2 й а с с и с т е н т . После 1917 г. часть писателей эмигрировала из России, и русская
литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно. Среди писателей
русского зарубежья – И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев, В. Набоков, В. Ходасевич, Г.
Адамович и др.
3 й а с с и с т е н т . В советской литературе 20х гг. господствовала тема Гражданской
войны, с 1930х началось художественное осмысление свершившихся в стране событий – в
произведениях М. Горького, М. Шолохова, Н. Островского, А. Макаренко, А.
Твардовского.
4 й а с с и с т е н т . С 1941 г. всеобъемлющей становится тема Великой Отечественной
войны.
5 й а с с и с т е н т . В литературе 50–70х гг. происходит переосмысление многих
событий войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни.
6 й а с с и с т е н т . Трагическая судьба узников сталинских лагерей вызвала к жизни
книгу А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», рассказы В. Шаламова и много других
произведений.
IV. Заключительное слово учителя.
Здесь обозначены лишь отдельные вехи большой, трагической, противоречивой истории
новейшей русской литературы ХХ века, с которой нам предстоит познакомиться, названы
далеко не все имена писателей, сыгравших в этой литературе значительную роль. Реальная
картина выглядит гораздо богаче. Об этом вы узнаете позже, а пока желаю вам ни с чем не
сравнимого счастья узнавания литературного произведения, когда вы начинаете понимать, какие дали открываются за каждым поворотом сюжета, за любой метафорой, туманным
намеком.
Язык искусства – совсем особый язык. Чем проницательнее наш взгляд, тем глубже
отрывается художественный космос того или иного произведения. При внимательном
чтении мы узнаем об авторе, пожалуй, не меньше, чем о его действующих лицах. Страница
за страницей сообщит нам о том, как жил автор, в какой обстановке, что его волновало, как
относился он к окружающим людям, что почитал счастьем или горем.
Бывают, конечно, случаи, когда произведение молчит об авторе. Здесь узнавание
писателя – это вхождение в его художественный мир, заключенный в произведении.
Стремление увидеть лицо, желание разглядеть хотя бы отдаленные очертания Великого
Неизвестного – неодолимо. Имени нет, биография забыта – след остался. Глубокий,
своеобразный, неповторимый, он пережил не только автора, но и тех, чьи имена и
жизнеописания не сгинули во тьме веков.
Домашнее задание: чтение «Слова о полку Игореве»; пересказ статьи «Древнерусская
литература», с. 4–6.
Разработка урока литературы в 9 классе
Разработка урока литературы в 9 классе
Разработка урока литературы в 9 классе
Разработка урока литературы в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.