Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
6 кл
21.04.2019
Данный материал содержит пояснения к уроку математики и технологическую карту к уроку по теме "Длина окружности. Площадь круга". Умения, отработанные обучающимися на уроке, способствуют развитию и отработке навыка использования формул длины окружности и площади круга в практической деятельности жителей тундры.
Математика в деятельности коренных жителей тундры.doc
Елена Иннокентьевна Цымбалова
учитель математики и информатики
МБОУ СОШ №8 г. Поронайска Сахалинской области
Математика в деятельности коренных жителей тундры.
Математике должно учить в школе
ещё с той целью,
чтобы познания, здесь приобретаемые,
были достаточными для обыкновенных
потребностей в жизни.
И. Л. Лобачевский
По роду своей деятельности мне довелось работать в школеинтернате одного из сел
ЯмалоНенецкого автономного округа, где обучаются дети, для которых тундра является
родным домом. В течение учебного года учащиеся ждут каникул, чтобы уехать в тундру, хотя
жизнь там не легка, потому что нет магазина, куда можно сбегать чтонибудь купить, нет
водопровода с горячей водой и других благ для человека. После окончания школы многие
выпускники создают семьи и живут в тундре, занимаясь промысловой деятельностью, как их
предки.
Коренные жители, проживающие с рождения в условиях тундры, организуют свой быт
в соответствии с природой и её законами.
Известный фантаст Станислав Лем както сказал, что математика – это язык, на
котором природа иногда говорит с человеком. Галилео Галилей, тоже заметил, что
математика это язык, на котором написана книга природы.
И, действительно, анализируя деятельность тундровиков, беседуя с ними ещё раз
убеждаешься в том, что для них очень важна математика как наука, исследующая природу
функциональных зависимостей, их влияние на разные стороны жизни и возможности
применения на практике. Не формулы в математике имеют значение, а то, что она дает —
развитие мышления, воображения и умение видеть природу вещей.
Поэтому при построении занятия учителя математики нашей школыинтернат делают
акцент на практическую значимость той темы, которую изучают дети. На уроках формируем
практическое мышление, к которому относится мышление нагляднообразное, свойственное
взрослым, занятым практической работой, а также нагляднодейственное. Особенность
последнего выражается в том, что решение умственной задачи осуществляется с опорой на
действия с реальными предметами, чтобы можно было увидеть результат.
Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика
поможет ребенку тундровику развить следующие способности, необходимые для
жизнедеятельности:
№ Деятельность
1.
2.
3.
Выбор места для постановки лабаза
Постройка чума, избы
Рыболовство: размер ячейки сети, проруби для
зимней ловли, длина запруды
математические
Необходимые
способности
Умение
находить
закономерности, логически мыслить и
рассуждать. Способность к анализу.
обобщать, 4.
5.
Оленеводство: протяженность каслания стада,
необходимость расчета бензина для бурана
Перемещение по тундре: от стойбища до
поселка по реке в летний период и на буранах в
зимний
планирования
Навык
вперёд,
концептуального и абстрактного
мышления.
Умение обобщать. Рассматривать частное событие в качестве проявления общего
порядка. Умение находить роль частного в общем.
Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать
правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.
Умение находить закономерности.
Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли,
делать верные логические выводы.
Способность быстро принимать решение в критической ситуации.
Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько
последовательных шагов.
Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и
логично выстраивать сложные концепции или операции
и удерживать их в уме. Технологическая карта урока математики в 6 классе
Описание материала: предлагаю материал для учителей, который будет полезен при составлении конспекта урока в шестом классе в
соответствии с требованиями ФГОС.
Предмет: математика
Класс: 6
УМК: Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. М.: Мнемозина, 2013.
Тема урока: Длина окружности. Площадь круга.
Тип урока: информационноразвивающий.
Оборудование: интерактивный комплекс (мультимедиапроектор,экран), ЦОР "Математика, 6 класс" ООО «Компэду» (videouroki.net),
сообщения учащихся.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
– преобразовывать практическую задачу в учебнопознавательную совместными усилиями;
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя;
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы
обучения
Мотивационно
целевой этап
Обеспечить
эмоциональное
Создание
проблемной
Формы
учебного
взаимодейст
вия
Фронтальная
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Формируемые УУД и
предметные действия
1.Предлагает
вспомнить знание
1.Вспоминают
обозначение
Предметные УД:
осознавать необходимость (5мин)
ситуации и
затруднения в
интерпретации
фактов и явлений.
переживание и
осознание
учащимся
неполноты
имеющихся знаний;
Вызвать
познавательный
интерес к
проблеме,
организовать
самостоятельное
формулирование
проблемы и
постановку цели.
каких математических
фигур позволяет
построить чум в
тундре.
1.Предлагает
объяснить от чего
зависит размер чума.
3.Просит объяснить
менялось ли место
размещения очага в
чуме и с чем это
связано.
площади, радиуса,
диаметра.
2.Находят
зависимость этих
величин друг от
друга.
3. Испытывают
затруднения в
ответе на вопрос о
формулах,
выражающих
зависимость
Ориентировочны
й (7 мин)
Беседа. Таблица
роста («Знаю,
могу», «Хочу
узнать,
научиться»).
Выявить
имеющихся знаний
по теме;
Организовать
совместное с
учителем
планирование и
выбор метода
Фронтальная
1. Заполняет колонки
«Знаю, могу» по
высказанным мнениям
(и ошибочные тоже).
2. Предлагает
высказывать и
записать свои
предложения в
1.Участвуют в
заполнении
колонок таблицы
на доске.
2.Вносят свои
предложения.
3.Слушают.
Смотрят на схему,
использования величин в
строительстве.
Регулятивные УУД:
определять цели учебной
деятельности;
Познавательные УУД:
видеть проблему,
осознавать возникшие
трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в
коллективном обсуждении
проблемы, интересоваться
чужим мнением и
высказывать свое
собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту
знаний, проявлять интерес
к новому содержанию.
Предметные УД:
формулировать
определения
математического понятия,
объяснять смысл и
результаты наблюдений;
Регулятивные УУД:
предвосхищать результат и получения
информации.
колонке «Хочу узнать,
научиться».
Поисково
исследовательск
ий (13мин)
Организовать
поиск решения
проблемы.
Фронтальная
Беседа. Работа с
элементами для
определения
математических
величин.
Сообщения
учащихся.
1.Предлагает
учащимся с помощью
линейки и нити найти
диаметр, длину
пятирублёвой монеты.
2.Предлагает найти
зависимость.
3. Предлагает
выслушать
предположения о
числе
. Предлагает
выслушать сообщение
учащихся.
4.Предлагает
поделиться своими
знаниями об
использовании
π
внутреннего
изображения
чума, размещения
печи (в центре
чума)
4. Делают
предположения о
соотношениях
площади, радиуса
и диаметра.
1.Находят
помощью линейки
диаметр монеты,
находят с
помощью нити и
линейки длину
окружности.
2.Испытывают
затруднения в
поиске
зависимости
величин
3.Высказывают
правильные и
ошибочные
мнения.
4.Чертят в
уровень усвоения;
Познавательные УУД:
устанавливать причинно
следственные связи;
Коммуникативные УУД:
устанавливать рабочие
отношения, эффективно
сотрудничать, с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли;
Предметные УД:
осознавать
математическую
зависимость величин.
Регулятивные УУД:
принимать предложенный
способ решения проблемы;
Познавательные УУД:
выдвигать гипотезы,
выделять материал,
который будет использован
в исследовании;
Коммуникативные УУД:
умение демонстрировать
знания учащимися учащим
ся; Практический
этап (10мин)
Обеспечить
применение
полученных знаний
для объяснения
новых фактов.
Презентация.
Работа с
тетрадью.
Сообщения
учащихся.
Индивидуаль
ная
Рефлексивно
оценочный этап
(5мин)
Обеспечить
осмысление
процесса и
результаты
деятельности.
Таблица роста
(«Знаю, могу»,
«Хочу узнать,
научиться»).
Групповая
работа (по
рядам).
окружности в быту и
на охоте.
5.Предлагает
систематизировать
работу в виде таблицы
роста.
1.Предлагает
просмотреть
презентацию с
использованием
проектора,
подготовленную по
материалу урока
1.Предлагает озвучить
записи в третьей
колонке и озвучить
«научился или нет»
2.Благодарит за
работу над
сообщениями.
тетради таблицу
по её
изображению на
доске.
1.Повторно
визуально
просматривают
материал урока.
Ведут
самостоятельно
записи в колонке
«Узнал».
2.Слушают
сообщения
учащихся о том,
как расположены
предметы быта в
чуме и почему.
1.Соотносят свои
записи по рядам,
выбирают
ученика,
желающего
выступить.
2.Записывают
Регулятивные УУД:
уметь планировать,
прогнозировать,
контролировать,
корректировать, оценивать
полученные знания;
Познавательные УУД:
закрепить общеучебные и
логические умения и
навыки. Постановка и
решение проблем;
Коммуникативные УУД:
уметь сформулировать
вопрос;
Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка
степени достижения цели;
Личностные УУД:
осознавать личностную
значимость владения
методами научного Подводит итог по
работе с таблицей.
3.Записывают
домашнее задание
домашнее задание
в дневник.
познания;
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Разработка урока "Математика в деятельности коренных жителей тундры" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.