МБОУ «Лицей №32» г. Белгорода
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 «В» классе
Тема урока: «Проценты»
Учитель математики Киряева Галина Ивановна
г.Белгород
Тема урока: «Проценты».
Цели урока: Обеспечить систематизацию и обобщение знаний учащихся в рамках темы «Проценты».
Задачи: 1. Обеспечить систематизацию и обобщение знаний обучающихся в рамках темы «Проценты»; организовать самостоятельное применение обучающимися комплекса знаний о процентах при решении задач в изменённой и новой ситуациях.
2. Способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности обучающегося; способствовать возможности обучающимся увидеть роль и место процентов в других предметах и окружающей жизни;
3. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные: поиск необходимой информации через выполнение упражнений; овладение основами логического и алгоритмического мышления; ориентирование на разнообразие способов решения задач; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные: планирование действия в соответствии с поставленной задачей; контроль и коррекция результатов действия.
Коммуникативные: распределение ролей и функций при работе в группе; умение учитывать разные мнения и аргументировано доказывать свою точку зрения; умение осуществлять контроль, коррекцию и давать оценку действиям партнёра.
Личностные: осознание социальной значимости изучаемого учебного материала; осознание ценности совместной деятельности.
Тип учебного занятия: III. Урок комплексного применения знаний.
Технология: комбинирование адаптивного обучения, обучения в сотрудничестве с элементами информационных технологий.
Форма обучения: практикум.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, доска.
Ход урока: I. Организация начала занятия.
- Здравствуйте, ребята, садитесь!
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вопросы по домашнему заданию возникали?
III. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности на основном этапе занятия.
(Мотивация учебной деятельности)
- Ребята, к сегодняшнему уроку я подобрала слова из произведения русского князя и полководца Владимира Мономаха, которое называется «Поучение» «Что умеете делать хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…»
/из «Поучений» Владимира Мономаха/
Очень хотелось бы, чтобы сегодняшней активной работой на уроке вы подтвердили эти слова.
У вас на столах лежат листы учёта знаний. Максимум баллов, которые вы можете получить на уроке – 25. Напротив каждого задания указан максимальный балл за это задание. Вы сами будете оценивать свою деятельность на уроке. Чтобы получить «5» необходимо набрать 23-25 баллов, «4» -18-22 балла, «3» -15-17 баллов.
Итак, начнём с устного счёта. Каждый верно данный ответ оценивается в балл.
Устный счёт. Презентация (плакат)
1. Представить в виде десятичной дроби 125%. (1,25)
- Каким правилом воспользовались?
- Что такое 1%?
2. От десятичной дроби 0,269 перейти к процентам. (26,9%)
- Каким правилом воспользовались?
3. Какую часть класса составляют 20% учеников? ( )
- Как вы посчитали?
4. Сколько кг составляют 30% от центнера? (30кг)
- Сколько в центнере килограммов?
5. Чему равны 5% от рубля? (5 коп)
- Как вы посчитали?
6. Найти 10% развёрнутого угла. (18о)
- Какова градусная мера развёрнутого угла?
7. Чему равны 50% прямого угла? (45о)
- Как вы посчитали?
- Оцените свою работу.
(Формулирование темы урока, цели и задач урока)
- Ребята, как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Ребята, а какие понятия мы должны будем сегодня вспомнить?
- Правильно. Так что называют 1%?
- Итак, мы должны знать, что такое 1%.
А как вы думаете, что мы должны уметь делать? (применять знания при решении задач на проценты)
- Ребята, а как вы думаете, где в жизни нам пригодятся знания и умения решать задачи на проценты? Для чего мы должны научиться решать задачи на проценты? (Подсчёт прибыли банковских вкладов, расчет ингредиентов в кулинарии, изучение спроса на продукцию, статистика рождаемости, среднего возраста, занятости населения.
- Итак, запишите в тетрадях число-15.05.2012г, классная работа, тему урока и эпиграф.
V. Этап контроля и взаимоконтроля.
- Чтобы нам определить уровень вашей осведомлённости по данной теме, выполните тесты, лежащие на ваших столах. На работу вам отводятся 7минут.
Вариант 1.
1. 4% - это
1) 0,4 2) 0,004 3) 0,04 4) 0,0004.
2. 0,103 – это
1) 1,03% 2) 10,3% 3) 103% 4) 0,103%.
3. 20% избирателей – это
1) двадцатая часть избирателей; 2) половина избирателей;
3) четвёртая часть избирателей; 4) пятая часть избирателей.
4. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 т пшеницы?
1) 112, 5т 2) 10т 3) 72т 4) 7200т.
5. Найдите число, если 12% от него составляет число 30.
1) 42 2) 3,6 3) 2,5 4) 250
Вариант 2.
1. 7% - это
1) 0,07 2) 0,7 3) 0,007 4) 0,0007.
2. 0,204 – это
1) 204% 2) 2,04% 3) 20,4% 4) 0,24%.
3. 25% учеников класса – это
1) половина учеников класса; 2) четверть учеников класса;
3) пятая часть учеников класса; 4) двадцать пятая часть учеников класса.
4. 40% от 70 равны
1) 28 2) 30 3) 175 4) 2800.
5. В шкафу было 60 учебников, что составляет 40% умещающихся там книг. Сколько было книг в шкафу?
1) 24 2) 100 3) 150 4) 15.
- Обменяйтесь с соседом тестами для проверки. Ответы на экране. Если ошибок нет, то поставьте «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3». на экране
1 вариант 2 вариант
32434 13213
- Поднимите руку те, у кого «4» и «5».
- Кто сделал ошибку в 1 задании, поднимите руку.
- Как ты считаешь, почему ты ошибся?
- Так каким будет верный ответ? (аналогично рассмотреть все вопросы)
- Выставьте полученные баллы в лист учёта знаний.
VII. Применение знаний и способов действия.
- А теперь решаем задачи, номера которых записаны на доске. Работу выполняем по вариантам, а у доски самостоятельно работают… Потом он прокомментируют своё решение. На местах можно консультироваться с соседом, но только тихо. Если вы выполните своё задание, то решайте задачу другого варианта. (все, кто допустил ошибку получит дополнительную аналогичную задачу)
Д.м., стр. 76, №348 Д.м. , стр. 76, №351 Д.м. , стр. 76, №395
- Проверим работающих у доски.
- Вы согласны с их решением?
- Кто может прокомментировать и оценить работу одноклассников, работающих у доски?
- Задайте им дополнительный вопрос по теме.
- Оцените свою работу над задачей и выставьте в листы учёта знаний.
- Вернёмся к целям урока. Садоводам, агрономам и просто шофёру обязательно уметь решать задачи на проценты?
- А теперь прочтём задачу 359.
Какой вопрос задачи? Давайте проведём мини-исследование. Чтобы его провести, необходимо выдвинуть гипотезу (предположение), каким будет результат. А как можно её подтвердить или опровергнуть? Конечно, решив задачу. Кто выступит в роли исследователя?
V. Этап контроля и взаимоконтроля.
- А теперь работаем в группах, только тихо. Для каждой группы у вас на столах задания. Если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду, помогу. Если вы справитесь с заданием, то я проверю работу и дам дополнительное задание. (№358,401(б)). Вы выполняете задание №1, ответственные оценивают вклад каждого в общую работу и выставляют баллы.
Задание 1.
% поверхности Земли покрыто водой.
Пресная вода составляет % от всех водных запасов Земли.
% всей пресной воды находится в озере Байкал.
% всей пресной воды содержится в ледниках Арктики и Антарктиды.
= (0,22 + 9,96) ∙ 6,7=
= 1,5 ∙ 4 – 0,5∙ 8 =
= (5 - 0,25) ∙ (2,16 + 1,84) =
= 2,3∙ 3 ∙(32 + 0,2 ∙5) =
Задание 2.
Составьте задачу, используя ценник с зачёркнутой первоначальной ценой 350руб на игрушке «Каркуша». (Праздничная распродажа)
Задание 3.
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
1.Вид углов.
2. Единица измерения углов.
3. Бывает обыкновенной и десятичной.
4. Инструмент для построения фигур.
5. Геометрическая фигура.
6. Инструмент для измерения углов.
7. Единица измерения длины.
XI. Подведение итогов.
- вернёмся к целям урока, как вы считаете, достигли мы их? А благодаря чему?
Вы сегодня работали….., особенно….
XII. Информация о домашнем задании. на экране
Д.м, стр.27, №357, 396(задачи),398 (выражение).
XIII. Рефлексия.
- Ребята, на столах у вас лежат листочки с фразами:
На уроке мне было______________________
Потому что ____________________________ , запишите на них своё отношение к уроку. Спасибо за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.