Разработка урока "Многообразие птиц"
Оценка 4.7

Разработка урока "Многообразие птиц"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
биология
7 кл
14.01.2018
Разработка урока "Многообразие птиц"
Разработка урока для учеников седьмого класса общеобразовательных школ, изучающих биологию животных, обучающихся по программе Пономаревой. На уроке предполагается самостоятельная работа с текстом, таблицами с использованием электронных образовательных ресурсов. Используемые технологии: технология проблемного обучения, частично-поисковый метод, ИКТ. Работать можно в паре. группе или индивидуально.Разработка урока
урок Многообразие птиц.doc
Предлагаю вам изучить тему: «Многообразие птиц. Систематические и экологические  группы птиц» Цель урока: Изучить систематические и экологические группы птиц.  План урока: 1.Проверка изученного материала(выполнить тест «Повторение») 2.Изучение нового материала(ознакомиться с новым  текстом)  3.Изучить новый материал по теме в параграфе49 «Экологические группы птиц»  4.Первичное закрепление знаний (заполнить таблицу) 5.Выполнить итоговый тест по теме 5.Домашнее задание    Ход урока: Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. На прошлых  уроках вы  познакомились с признаками класса птиц, познакомились с  годовым жизненным циклом и сезонными явлениями птиц.   Для того, чтобы проверить как  вы усвоили эти знания, мы проведем самопроверку. Для этого вы поработаете с заданиями. Вам необходимо выбрать правильные утверждения  и подчеркнуть их.    1.Зубы у птиц отсутствуют, их заменяет роговой клюв.  2.У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми  и  голыми.                                     3.Киль ­вырост грудины, к которому прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие  крылья.                                                                                                                                               4.У птиц на ногах обычно по 4 пальца: 3 из них направлены вперед, а один – назад.                 5.Пища из пищевода попадает сначала в мускульный желудок, а из него в железистый.          6.Кожа птиц, сухая, лишенная желез.                                                                                              7.Воздушные мешки птицы – часть их дыхательной системы.                                                      8.Сердце у птиц четырехкамерное.                                                                                                  9.Птицы обладают цветным зрением.                                                                        10.Гнездование – одно из проявлений заботы птиц о своем потомстве                                       11.Все птицы способны к полету         ІІ. Изучение нового материала. (10­15 минут) Постановка проблемы: Давайте вернемся к 11 утверждению. Почему вы считаете это утверждение  неверным?( Потому что не все птицы умеют летать. Есть среди них плавающие и  бегающие). Слайд4.  Демонстрируются фотографии птиц разных систематических групп.  Изучите новый текст: Вам уже известно, что Птицы – это самый многочисленный класс позвоночных , обитающих на суше. Всего насчитывают около 8600 видов птиц. Завоевав воздушное пространство, птицы смогли заселить разнообразные места обитания. В каждом из них они  приспособились к различным условиям жизни. Этим объясняется огромное разнообразие  птиц с которыми вы познакомитесь на этом уроке. Все виды птиц ученые объединяют в три надотряда: Пингвины, Страусовые и Типичные птицы. Сегодняшний урок посвящен всем  этим видам птиц. Пингвины. Включают в себя 16 ныне живущих видов. В древности было около 36 видов  пингвинов. Они единственные птицы, ходящие стоя, умеющие плавать, но не умеющие  летать. Родина современных пингвинов ­ Южное полушарие. Они , как все птицы , покрыты перьями.. Их перья жесткие , с небольшими опахалами. Они очень плотно,  черепицеобразно  примыкают  друг к другу. Перья выполняют роль рыбьей  чешуи,  также они не дают животному промокнуть и переохладиться.Ноги  у этих птиц  сдвинуты назад, а крылья преобразились в своеобразные ласты. Несмотря на то, что по  суше пингвины передвигаются довольно неуклюже, в воде они могут развивать скорость ,  до 30 км в час. В воде пингвины двигаются с помощью ласт­крыльев, а ноги с перепонками  играют роль рулей. Птицы питаются мелкой рыбой, ракообразными,моллюсками. Они  великолепные ныряльщики и пловцыю Интересные факты о пингвинах.  Императорский  пингвин ­ самый крупный из ныне живущих. Его рост ­ до 117 см, а  вес ­ до 46 кг. Во время высиживания яйца он может голодать до 9 недель и выносить  холод до ­ 60 ОС.      Самый маленький пингвин из ныне живущих ­ малый пингвин. Он весит всего 1 кг, а  его рост ­ 30­45 см. Патагонский пингвин способен плыть 2­3 недели и покрыть расстояние  до 1500 км. Самый редкий из пингвинов ­ великолепный пингвин. Всего насчитывается не более  5 тысяч птиц этого вида, и это число 'постоянно  уменьшается. Весьма агрессивны и крикливы каменные пингвины. Самый многочисленный вид­ южнополярные пингвины. Их общая численность ­ 12­ 13 миллионов. Высокохохлый пингвин может двигать своим хохолком.  Страусовые.Эти весьма примечательные животные ­ самые крупные современные птицы.  Обитают страусы в Африке, Австралии и Южной Америке. Страусы не могут летать.  Строение крыльев не позволяет птице взлететь.. Контурные перья страусов  рассученные: они лишены крючочков, а бородки не образуют сомкнутых опахал. Также  небольшая грудина страуса не имеет киля. Но длинные сильные мозолистые ноги страусов  позволяют им быстро бегать, птицы могут развивать скорость до 70 км/ч. У страусов  небольшая голова на длинной шее.  Длинная шея позволяет хорошо видеть окрестности, помогает при ловле насекомых.  Пища страусов ­ насекомые, мелкие позвоночные,  семена растений. Выделяют несколько видов Страусовых: африканские страусы,  австралийские эму, американские нанду, казуары и киви. Африканские страусыдостигают высоты 3 м, весит эта птица до 90 кг. Ноги у  африканских страусов двупалые •. В ямку, приготовленную самцом, откладывают яйца  несколько самок. Одно страусиное яйцо весит 1,5 кг. В гнезде может быть до 50 яиц. Яйца  птицы высиживают попеременно: ночью ­ самец, днем ­ самки. Через 6­7 недель из яиц  вылупляются птенцы. Американские нандуОбитают нанду в Южной Америке. Рост нанду до 170 см. Нанду  живут стаями, в сентябре­декабре самец уводит 2­4 самок из стаи. Он сам готовит гнездо в  виде ямы, устланной травой. Одна самка откладывает в гнездо 10­15 яиц. Обычно в гнезде  оказывается около 20 яиц, но иногда их бывает до 80. У нанду высиживают яйца только  самцы. Высиживание продолжается 40 дней, но птенцы выклевываются не в один день. Бывает так, что последние птенцы гибнут, т. к. самец уже ушел с другими птенцами. При  малейшей опасности заботливый отец прячет малышей под крыльями. Кстати, крылья  нужны страусу для торможения на бегу и резких поворотов. Нанду убегает от врагов не по  прямой, а зигзагами, так легче оторваться. Через полгода полосатые птенцы нанду  становятся ростом с родителей, а через 2­3 года меняют оперение. Австралийские  эму Эти птицы живут в пустынях и степях Австралии и Тасмании, их  пища ­ плоды, семена и мелкие животныe. Рост эму достигает 1,5­1,8 м, вес 45­54 кг. Ноги  птицы очень сильные, трехпалые. Эму вооружен длинным острым когтем на внутреннем  пальце. Самцы и самки эму очень похожи, их трудно отличить. В конце сентября ­ октябре  начинается брачный сезон. В январе­феврале самка покидает самца, отложив 1О или более  яиц. Самка не заботится о птенцах, это обязанность самца. Самец эму высиживает птенцов  от 53 до 66 дней. Высиживание ­ дело нелегкое, самец почти ничего не ест, кроме того,  первые и последние дни срока высиживания он вообще не встает с гнезда. Питаются эму  опавшими с деревьев плодами, ягодами и семенами. До начала высиживания яиц самец  весит 50­55 кг, по окончании ­ теряет в весе до 16 кг. После вылупления 400­граммовых  птенцов отец нежно заботится о них. Казуаровые  Эти птицы обитают в тропических лесах Австралии, Новой Гвинеи и  близлежащих островов. Казуар ­ сородич эму. Живут эти птицы в одиночку, не в степях, а  в густых лесах. У казуаров черное оперение, на голове ­ высокий роговой гребень. Их шея  трехцветная: красная, желтая, синяя. Своим шлемом птица раздвигает заросли растений.  Питаются казуары мелкими животными, рыбой, опавшими плодами. Откладывают 3­8 яиц,  которые высиживает самец. Птенцы полосатые. В отличие от нанду у казуара одна самка.  Казуары ­ одиночки, очень неуживчивы. Это довольно агрессивные птицы, на их средних  пальцах есть грозное оружие ­ 10­сантиметровые когти. Нередко птицы дерутся между  собой. Казуар способен с места прыгнуть на 1,5 м. Из костей птиц папуасы делают  кинжалы, из костей крыльев ­ иглы. В Новой Гвинее ловят и приручают молодых казуаров,  чтобы продать в зоопарки. Киви.Эти самые маленькие страусовые водятся только в Новой Зеландии. Свое название  получили из – за  звуков, издаваемых самцами. Кстати, самка киви намного больше самца,  клюв ее тоже намного длиннее. Киви небольшая птичка (50­80 см), по размеру она сходна с курицей, но яйца киви в 6 раз больше куриных. Поэтому киви откладывают только одно  яйцо в год, но коричневые киви способны откладывать по 4 яйца в год. Яйца такие  большие, что на 60­65% состоят из желтка. Через 3 месяца из яиц вылупляются птенцы.  Они быстро растут. Становясь независимыми через 3 недели жизни. Птенцы киви изнутри  разбивают скорлупу яйца не клювом, а ногами. Тело киви покрыто волосовидными  перьями, похожими на мех. Крылья крошечные, .на конце крыла имеется коготок.  Питаются эти птицы в основном беспозвоночными, но едят также ягоды, грибы, раков и  лягушек. Киви могут прожить 30­40 лет. У них ноздри расположены на кончике клюва. У  этой птицы хорошее обоняние.  Типичные птицы:В этот надотряд объединяют 24 отряда, куда входят большинство  современных видов птиц. В основном это летающие птицы, поэтому у них хорошо  выражены приспособления к полету.Распространены они по всему земному шару. Унас, в  России встречаются представители 18 отрядов и 720 видов. Их относят к различным  экологическим группам. Изучите учебный материал в учебнике п.49 «Экологические  группы птиц» Ответьте на вопросы: Что называют экологической группой животных? По каким признакам птиц объединяют в экологические группы?  Инструктивная карточка При изучении новой темы рекомендую выполнять действия пошагово! 1.Внимательно прочитайте новый материал в параграфе. 2.Выпишите новые термины и их значение в тетрадь. 3.Объясните как вы понимаете понятие "Экологические группы птиц"? 4.Определите по каким признакам птиц объединяют в экологические группы? 5.Приведите примеры птиц из каждой экологической группы (не менне трех)      Первичное закрепление знаний:  Заполните таблицу  1. Экологические группы птиц по месту обитания   Экологическая группа Лесные птицы Водоплавающие птицы.   Птицы открытых  пространств. Птицы побережий водоемов и болот. Птицы, добывающие корм в воздухе. Виды  птиц Места  обитания Образ жизни и черты  приспособленности к среде                               2.Установите соответствие между видом птиц и чертами приспособленности. 1. Пингвин 2. Сокол 3. Страус 4. Куры 5. Лебеди 6. Совы   А.  Мощные ноги, длинная шея.Б.   Копчиковая железа выделяет жир, смазывает перьяВ.   Перья чешуевидные, пуховых нет.Г.  Хватает и разрывает добычу на части Д.  Острое  зрениеЕ.  Укороченные и закругленные крылья.   1 2 3 4 5 6 В Д А Е Б Г   3.Установите соответствие между видом птиц и способам питания. 1. Орел беркут 1. 1. 1. 2. 3. 4. 5.   2. Ласточка   3. Глухарь    4. Ворона    5. Ястреб    6. Снегирь   7. Сова   А. Дневной хищник Б. Зерноядный В. Всеядная Г.  Ночной хищник Д. Насекомоядная    2 3 4 5 6 7   Задание 4.                       Распределите птиц по экологическим группам Лесные птицы. Водоплавающие птицы. Птицы открытых пространств. Птицы побережий водоемов и болот. Птицы, добывающие корм в воздухе.       а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень,  ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка,  л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) кавказский тетерев, п) черноголовая  гаичка, р) кваква, с) большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь, ф) удод.   1. 2. 3. 4. 5.           1. а, б, е, о, п, с, т,  ф 3. 2. 5. ж, р, у и, г, н д, з, к, л, у в, м 4. Выводы: 1.Современные птицы делятся на три надотряда: Пингвины,распространенные в Южном  полушарии от тропиков до Антарктиды; Страусовые, обитающие в степях Южной  Америки, Африки и Австралии; Типичные птицы, встречающиеся по всему земному  шару. 2.Существуют экологические группы птиц по местам обитания, способам питания, местам  гнездования и т. д. 3.Птицы какой – либо экологической группы, обитая в сходных условиях, приобретают  сходные черты строения, образа жизни и поведения. Хотя относятся к разным  систематическим подразделениям. Домашнее задание:  Всем: Охарактеризуйте любую экологическую группу птиц, используя рисунки учебника и  дополнительные источники новой информации. Работу можно выполнить в любой форме: написать рассказ, построить схему, заполнить  таблицу. Можно приготовить презентацию и т.д. По желанию:  Сделайте подборку гербов российских городов на которых изображены птицы  (постарайтесь выяснить причины их изображения).  Уверена, что у вас все получилось, вы справились со всеми заданиями и хорошо усвоили  тему урока. Ответьте на вопросы: 1.Что, на ваш взгляд, было самым сложным в работе? 2.Какой момент урока показался вам самым интересным? 3.Все ли критерии знаний вы отметили как хорошо усвоенные? 4.Остались какие­то критерии знаний не усвоенными? Если что­то осталось не совсем усвоенным – это хорошо, это  стимул к  дальнейшей работе дома по изучению данной темы!  Ведь нет ничего интереснее, чем постигать новые тайны науки! Всем спасибо за общение!  Информационные источники.  Фотографии птиц ­ http://pict.by.ru  фауна животные звери домашние дикие галереи   http://school­collection.edu.ru – Единая коллекция ЦОР А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7­8 класс. –М.: Издат­Школа 2000, 1999. с.194­ 195 [Приложение 1] Википедия  http://ru.wikipedia.org Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений. – 3­е изд., перераб. – М.: Вентана­Граф, 2008.         *Фотографии птиц ­ http://pict.by.ru  фауна животные звери домашние дикие галереи *http://school­collection.edu.ru– Единая коллекция ЦОР *А.Г.Резанов. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7­8 класс. –М.: Издат­Школа 2000, 1999. с.194­195 [Приложение 1] *Википедия  http://ru.wikipedia.org *Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: 7 класс: учебник для  учащихся общеобразовательных учреждений. – 3­е изд., перераб. – М.: Вентана­ Граф,

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"

Разработка урока "Многообразие птиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2018