Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школаинтернат»
М. Пришвин «Лесная капель»
Разработка урока литературного чтения
Класс: 1
Данилова И.В., учитель
начальных классовТип урока: получение новых знаний
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с новым произведением о
весне, способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе.
Планируемые результаты (УУД):
Личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в
систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают
свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата,
корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и
ошибок, намечают способы их устранения;
познавательные – воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи,
применяют модели для получения информации, приводят примеры;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в
тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его
внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров и отвечать на вопросы по
содержанию, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат
возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.
Ход урока
I.
Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II.
Объявление темы и постановка целей урока.
Ребята, скажите, на какую тему мы сейчас читаем произведения?
Проведём повторение изученных произведений. Я буду читать отрывки из произведений, вы
должны определить название и автора.
1) Заспорили солнце с ветром, кто прежде человека разденет. (Солнце и ветер. Л.Толстой)
2) Вот и весна начинается – решила Зинька. Обрадовалась и запела звонко (Синичкин календарь.
Виталий Бианки)
3) На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. (Русский лес. Иван
СоколовМикитов)
Молодцы, вы справились с заданием.
Сегоддня вы познакомитесь с произведением о весне, научитесь выразительно читать. Откройте
стр.41 учебника и прочитайте название, автора произведения.
Может, кто читал это произведение?
Посмотрите на иллюстрации, сделанные к рассказу.
Сможем ли по иллюстрациям определить, о чём говорится в произведении?
Да, по иллюстрациям можно понять, что в произведении говорится о весенней природе.
А теперь посмотрите на экран. (Презентация) Вы видите портрет Михаила Михайловича
Пришвина. Он родился в 1873 году в небогатой купеческой семье. Пришвин объездил всюРоссию и старался впечатления от путешествий отразить в своих произведениях.
Пришвина по праву называют певцом русской природы. Наиболее известные сборники его
рассказов и повестей для детей: «Зверьбурундук», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца».
Работа по теме урока.
III.
1. Первичное чтение текста учителем.
О каком времени года говорится в произведении?
2. Словарная работа
Ребята, объясните значение следующих слов.
обращённых к солнцу
наклюнулись почки
разотрёшь между пальцами
ароматная смола берёзы
перекликаются
Прочитаем эти слова хором.
3. Работа в рабочей тетради.
Теперь определим жанр произведения. Для этого выполним задание 1 на стр. 25 рабочей
тетради.
Расскажите полученную модель обложки рассказа.
4. Упражнение в чтении. Чтение по цепочке. Ответы на вопросы на стр.43 в учебнике
ФИЗМИНУТКА
Какие серёжки у берёз? (золотые, чудесные)
Как автор говорит о почках? С кем их сравнивает? Выполним задание 2 в Р.Т. стр.26
Прочитайте задание 3 стр.46. Проверим по учебнику. В какой части рассказа найдем ответ на
вопрос «Как перекликаются деревья?» (3 часть)
5. Озаглавливание частей рассказа
Ребята, сколько частей в рассказе? Можем ли дать название каждой части?
Что важное узнали из 1 части? (На деревьях появились почки)
О чем говорится во 2 части? (Почки пахнут ароматной смолой)
Что узнали из 3 части? (Деревья перекликаются ароматами)
6. Работа в парах.
Задание. Прочитайте предложения. Проверьте, если не согласны – исправьте!
Карточка 1.
1. На иных липах, обращенных к солнцу, появились серёжки золотые.
2. Почки раскрываются, мармеладные с зелёными хвостиками.
3. Вечер тёплый, но есть какойто шорох, что ждёшь чегото напряжённо.
Ответ: березках, шоколадные, тишина.
IV.
Итог урока
У кого из вас весна – любимое время года?
За что вы любите весну?
Для человека весна – это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы.
Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке? Оцените свою работу на уроке! Кто с лёгкостью выполнил все задания, выбираете
улыбающегося смайлика, кому было тяжеловато – грустного смайлика, а уж кому было тяжело,
и ничего не удалось выполнить – плачущего смайлика.