Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»
Оценка 4.9

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
25.05.2019
Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»
Цель урока: способствовать формированию представления о песне как истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи Задачи: Образовательные: Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому произведению. Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру- песня. Развивающие: Развивать эмоциональную сферу на примерах разных видов песни; исполнительские (вокально-хоровые) навыки. Методы и приёмы: словесная группа методов (беседа, рассказ), наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации), методы эмоционального воздействия (ситуации успеха), метод обобщения, закрепления, методы размышления о музыке, проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний. Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке. Учитель. - Ребята, напомните мне, пожалуйста, с произведением какого автора мы с вами познакомились на прошлом уроке? (М.П. Мусоргский ) - Как называлось произведение? («Кот Матрос») - Скажите, каково воздействие литературы на музыку? (Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства: - вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория; - сценические жанры: опера, балет, оперетта) Учитель. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц» Исполнение песни. Учитель .О чем рассказывает нам песня? (песня о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,) К какому жанру относится это музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня) 3. Введение новой темы. Учитель. Е.П.Ростопчина «Слова и звуки». Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся…Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду- всё облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! -О чем говорит нам поэтесса? (связь слова и звука, поэзии и музыки) -В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (песни, романсы, кантаты) - Какие по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские) -О чем можно спеть в песне? (Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….) -Можно песню назвать другом человека? (да) - Какие песни вам пела мама, когда вы были совсем маленькие? (колыбельные) Вывод делают дети. Значит , песня сопровождает нас с самого рождения, песня с нами на протяжении всей нашей жизни. Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека» Назовите задачи урока: Выяснить что такое песня? Повторить виды песен. Какие темы раскрываются в песнях? Как появилась песня? Почему так велика роль песни в жизни человека? 4. Объяснение нового материала. Песня и деятельность человека. - Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и считать, сопровождает повсюду. Ведь не зря поётся в известной песне Василия Ивановича Лебедева-Кумача: Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг и зовёт, и ведёт И тот, кто с песней пo жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт. Учитель. - Какую роль играет песня в жизни человека? (найти ответ на стр 53.учебника) Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет свои песни, если попытаться собрать воедино все когда-либо рождённые песни, получилась бы огромная летопись всей истории человечества…. Учитель. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека? Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников. Какой вывод можно сделать из прочитанного отрывка? (Слова песни, с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.) Учитель Да, человек, даже совсем юный, впервые ощущает в себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ. Подведём первый итог. Учитель. Песня- это исток и вершина музыки. Она - неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передаёт разные чувства и придаёт словам разнообразный смысл. Песня - музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка. За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных и композиторских песен, которые рассказывают обо всём что окружало и окружает человека, а также о том, что происходило в жизни людей. Учитель. Вы уже поняли, что основные типы песни- народные и композиторские. Учащимся на слайде показывается иллюстрация к народной песне, далее включаются отрывки песен, дети определяют виды народных песен.  Лирические  Трудовые  Исторические  Былины  Хороводные  Плясовые  Частушки  Обрядовые  Солдатские Вывод: Благодаря народному песенному творчеству появилась русская поэзия со своим характером, напевной интонацией, ритмикой, напоминающей народную песню. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. Учитель. Поэтому мы поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. Вопросы. Что объединяет всех этих композиторов? (русские) Кто из этих композиторов входили в состав «Могучей кучки»? (ответы) Ну а композиторов, сочинявших песни просто не перечесть! Какая любимая тема всех русских и советских композиторов? (Родина , Россия, русская природа) А сейчас мы выучим одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский. 5. Просмотр видео. Слушание и разучивание. Учитель. - Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.) - А что для вас Родина? ( мама, родной двор, дом, село, родители и т. д.) Анализ произведения: а) Характер музыкального произведения б) Чему может научить данное произведение; г) Как понимается слово Родина в песне? Разучивание - б) разучивание песни по фразам; в) вокальная работа над песней. 6. Обобщение. Учитель. Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. (уч-ся отвечают) На вопрос- Почему так велика роль песни в жизни человека, найдите ответ на стр. 57 учебника. 7. Рефлексия. На бумажных телефонах напишите СМС другу о том, как прошёл урок, оцените, как ты работал на уроке. 8. Выставление оценок 9. Домашнее задание. Найти цитаты и афоризмы о песне.
конспект урока_музыка_5 класс.docx
Филиал муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения         средняя общеобразовательная школа д.Николаевка­школа с.Кармасан             МР Уфимский район Республики Башкортостан          Разработка урока музыки для  5 класса                                                     на тему ­           «Песня­ верный спутник человека» Цель урока: способствовать формированию представления о песне как  истине и вершине музыки, показать взаимосвязь музыки и речи Задачи:  Образовательные: Учить работать с текстом учебника, выделять главное, высказывать  собственную точку зрения, формулировать своё отношение к изучаемому   произведению. Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке своего народа, к жанру­ песня.  Развивающие: Развивать эмоциональную сферу на примерах  разных видов  песни;  исполнительские (вокально­хоровые) навыки. Методы и приёмы:  словесная группа методов (беседа, рассказ),  наглядно­зрительная группа методов (видеозаписи, слайды презентации), методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),  метод обобщения, закрепления,  методы размышления о музыке, проблемно­поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.                                                  Ход урока. 1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке. Учитель.   ­   Ребята,   напомните   мне,   пожалуйста,   с   произведением   какого автора мы с вами познакомились на прошлом уроке? (М.П. Мусоргский ) ­ Как называлось произведение? («Кот Матрос») ­ Скажите, каково  воздействие литературы на музыку? (Воздействие литературы на музыку очень велико: так литература дает жизнь многим жанрам вокального искусства:  ­ вокальные жанры: песня, романс, кантата, оратория; ­ сценические жанры: опера, балет, оперетта) Учитель. А сейчас я предлагаю вам исполнить песню «Маленький принц» Исполнение песни. Учитель .О чем рассказывает нам песня?  (песня  о мечте человека, о его возвышенных стремленьях,) К   какому       жанру относится это   музыкальное произведение? (вокальная музыка – песня) 3.  Введение новой темы. Учитель.  Е.П.Ростопчина  «Слова и звуки».  Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звуки Сближаемся…Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду­ всё облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец!  ­О чем говорит нам поэтесса?  (связь слова и звука,  поэзии и музыки)  ­В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки? (песни, романсы, кантаты) ­ Какие  по разновидностям бывают песни? ( народные и композиторские)  ­О чем можно спеть в песне? (Песня рассказывает обо всём, о дружбе и любви, о труде и праздниках, сражениях и победах….) ­Можно песню назвать другом человека?  (да) ­   Какие   песни   вам   пела   мама,   когда   вы   были   совсем   маленькие? (колыбельные) Вывод делают дети. Значит ,  песня сопровождает нас с самого рождения, песня с нами  на протяжении всей нашей жизни. Назовите тему урока. «Песня – верный спутник человека» Назовите  задачи урока:  Выяснить что такое песня?  Повторить виды песен. Какие темы раскрываются в песнях? Как  появилась песня? Почему так велика  роль песни  в жизни человека? 4. Объяснение нового материала. Песня и деятельность человека. ­ Песен написано огромное количество. Да это и понятно, ведь песня является верным спутником человека на протяжении всей жизни. Она убаюкивает его в колыбели, рассказывает о далёких странах, учит нас смеяться, плакать, читать и   считать,   сопровождает   повсюду.   Ведь   не   зря   поётся   в   известной   песне Василия Ивановича Лебедева­Кумача: Нам песня строить и жить помогает. Она, как друг и зовёт, и ведёт И тот, кто с песней пo жизни шагает, Тот никогда и нигде не пропадёт.  Учитель. ­ Какую роль играет  песня в жизни человека?  (найти ответ на стр 53.учебника) Годы учёбы, труда, будни и праздники, сражения и победы – всё оставляет   свои   песни,   если   попытаться   собрать   воедино   все   когда­либо рождённые   песни,   получилась   бы   огромная   летопись   всей   истории человечества…. Учитель. Что же такое песня? Почему так велика ее роль в жизни человека? Давайте прочитаем фрагмент из повести Юрия Нагибина «Книга детства» на стр. 54 ваших учебников.  Какой   вывод   можно   сделать   из   прочитанного   отрывка? (Слова   песни,   с душой пропетые родным человеком, заставляют задуматься о будущем, могут увести в прекрасный мир фантазии.) Учитель  Да,   человек,   даже   совсем   юный,   впервые   ощущает   в   себе неизведанные ещё силы, способность к поэтическому состоянию души – тому главному, что отличает его от всех других живых существ. Подведём первый   итог.  Учитель.   Песня­   это   исток   и   вершина   музыки.  Она   ­   неразрывное соединение   слова,   звука,   ритма,   интонации.   Человеческая   речь   и   музыка возникли из одного корня ­ выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной,   передаёт   разные   чувства   и   придаёт   словам   разнообразный смысл. Песня ­ музыкальный жанр, в котором соединились поэтическое слово и музыка.   За многовековую историю нашей родины, появилось много разных народных   и композиторских песен,   которые рассказывают   обо всём что окружало и окружает человека, а также о том,   что происходило в жизни людей. Учитель.   Вы   уже   поняли,   что   основные   типы   песни­   народные   и композиторские. Учащимся   на слайде показывается иллюстрация   к народной песне,   далее включаются отрывки песен, дети   определяют  виды народных песен.  Лирические   Трудовые   Исторические   Былины   Хороводные   Плясовые   Частушки   Обрядовые   Солдатские    своим   характером,   напевной   интонацией,   Вывод:  Благодаря   народному   песенному   творчеству   появилась   русская поэзия   со     ритмикой, напоминающей народную песню. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь   и   играть   на   народных   инструментах,   но   их   никто   не   записывал. Композиторские   потому,   что   их   сочиняли   образованные   музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой. Учитель.  Поэтому   мы     поем   и   слушаем   не   только   народные   песни,  но   и композиторские.  Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский­Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.  Вопросы. Что объединяет всех этих композиторов? (русские)  Кто из этих  композиторов входили в состав «Могучей кучки»? (ответы)  Ну  а композиторов, сочинявших песни  просто не перечесть!  Какая любимая тема   всех   русских   и   советских   композиторов?  (Родина   ,   Россия,   русская природа)  А сейчас мы   выучим одну из самых лучших и трогательных песен, которая называется «С чего начинается Родина?». Музыку к этой песне написал В. Баснер, слова М. Матусовский.   5. Просмотр видео. Слушание и разучивание.  Учитель. ­ Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Очень хорошая, добрая песня, вызывает чувство гордости, любви.) ­ А что для вас Родина? ( мама,  родной двор, дом, село, родители и т. д.) Анализ произведения: а) Характер музыкального произведения б) Чему может научить данное произведение; г) Как понимается слово Родина в песне?  Разучивание ­ б) разучивание песни по фразам; в) вокальная работа над песней. 6. Обобщение. Учитель.  Вспомним,   какие     задачи   мы   ставили   в   начале   урока.       (уч­ся отвечают) На вопрос­ Почему так велика роль  песни   в жизни человека, найдите ответ на стр.  57 учебника.   7. Рефлексия. На   бумажных телефонах напишите СМС   другу о том, как прошёл урок, оцените, как   ты работал на уроке.                                    8. Выставление оценок 9. Домашнее задание.    Найти цитаты и афоризмы о песне.                         Список использованной литературы: Науменко Т.И., Алеев В.В. Учебник. Музыка, 5 кл.; М.: Дрофа, 2013 г.  Приложение.

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для 5 класса на тему - «Песня- верный спутник человека»

Разработка урока музыки для  5 класса    на тему - «Песня- верный спутник человека»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2019