Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
30.05.2019
Урок музыки в 6 классе
«Мелодия угадывает нас самих»
Цель урока: На примере творчества П.И. Чайковского определить спектр чувств и переживаний, опираясь на национальные особенности русского народа.
Задачи:
Личностные
Осознание своей этнической принадлежности и культуры своего народа.
Метапредметные
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать обобщения.
Предметные
1. Формировать представление о стиле русского композитора П. И. Чайковского.
2. Выявить особенности характера музыки и сопоставить их со средствами музыкальной выразительности.
3. Закрепить понятие – мелодии как основного средства музыкальной выразительности.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский: «Грустная песенка», финал симфонии № 4, «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов «Прекрасное далеко».
Дополнительный материал: высказывания известных людей о музыке: Ш.Гуно, Р. Вагнера, Г. Гауптмана, М. Лютера, Г.Гейне.
Оборудование: музыкальный центр, компьютерная презентация.
Образовательные ресурсы: УМК «Музыка» 6 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
«Мелодия – душа музыки»
- Кому принадлежит это высказывание? Перт Ильич Чайковский
- Как вы понимаете это выражение?
- Попробуйте сформулировать сами тему нашего урока.
1. Работа по теме.
- Что хотели бы узнать для себя нового?
- К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа?
(Мелодия – к музыке; душа - к человеку).
- А что может выражать мелодия? (то, что на душе у человека)
Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли».
- Как это понимать? (ответы детей)
Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно мелодия становится музыкой в жизни человека.
- Так что же такое - мелодия?
Дайте определение мелодии? Своими словами, можно отдельные мысли и фразы.
Напишите у себя в тетради. (дети дают ответы)
- А теперь обратимся к слайду, и прочитаем высказывания великих людей о мелодии.
- Как вы понимаете эти высказывания?
«Без мело¬дии музыка немыслима, а музыка и мелодия нераз¬рывны»
(Р. Вагнер)
«Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дой¬ти до сердца»
(Г. Гауптман – немецкий драматург)
«Музыка — лучшее утешение для опечаленного че¬ловека»
(М. Лютер – христианский богослов)
- Какое высказывание вам ближе?
Мелодия (др. греч. Мелос — напев,) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.
- А какое средство музыкальной выразительности самое главное? Почему?
(ответы детей).
- Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии?
- А начнем вот с этой мелодии. Послушайте ее. Подумайте, какому композитору она могла бы принадлежать, и о чем он хотел рассказать своей музыкой?
Чайковский. Грустная песенка
Кто композитор, по-вашему? Почему так решили? О чем эта музыка? Музыка грустная, печальная, задумчивая.
Называется «Грустная песенка».
- Почему сам автор ее так назвал? Менялся ли характер на протяжении всего звучания? (он становится более светлым, как бы утешение, что будет все хорошо).
Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору» и утешение.
Где в произведении звучала главная мелодия? (в начале и в конце). Главная мелодия запоминающаяся, верно? Можете ее пропеть?
Разучивание главной темы
(сначала всем классом, затем 2 начальные фразы исполняют девочки, потом 2 заключительные фразы исполняют мальчики)
Оценивание исполнения самими детьми.
- Какие чувства наполняли вас при исполнении этой мелодии? Близка вам эта мелодия? Почему? (ответы учеников).
- П. И. Чайковский – русский композитор. Сам композитор признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
- Истинным источником и неисчерпаемым сокровищницей мелодий служит народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют народные мелодии, привлекающие глубиной чувств.
Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского, звучит тоже мелодия одной русской народной песни.
- Послушай фрагмент этой симфонии, и попытайтесь узнать, мелодия какой народной песни лежит в основе этой части?
(Во поле береза стояла»)
Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского
Как прозвучала эта мелодия в симфонии? (Стремительно, порывисто, бурно). Что изменилось? Менялся ли характер этой мелодии? С помощью каких средств музыкальной выразительности?
- Чем музыка отличается от самой песни «Во поле береза стояла»? (Ритм, появляются паузы, могучий и радостный народный пляс).
- А сейчас попробуйте прохлопать ритм песни «Во поле береза стояла», как она прозвучала в симфонии.
Прохлопывание ритмического рисунка темы.
- У этого композитора много разных мелодий и все они отличаются неповторимостью.
И сегодня мы послушаем одну из ярчайших мелодий из балета «Щелкунчик» -Па-де-де.
Один выдающийся балетмейстер назвал ее «потрясающей по своему воздействию»
Слушание: « Па-де-де» из балета «Щелкунчик»
- Какие чувства выражает мелодия Па-де-де из балета «Щелкунчик"?
- Да, огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна русскому человеку.
- В этой глубокой человечности музыка Чайковского – основа ее невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове близкого, родного человека. Музыка затрагивает наши струны души, угадывает нас самих, наши затаенные чувства.
Один известный поэт (Г.Гейне) сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».
- Какое, по-вашему, средство музыкальной выразительности является здесь главным? (мелодия)
- А какие инструменты ведут здесь главную тему? Какие инструменты еще украшали эту музыку? Как в музыке называется это средство музыкальной выразительности? (тембр)
- Какие еще средства музыкальной выразительности помогали раскрыть всю глубину чувств и эмоций?
(ответы детей)
3. Вокально – хоровая работа
- Песня, которую мы исполним, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.
Исполнение песни
«Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»)
4. Рефлексия.
- А теперь обратимся к своим записям, сделанным в начале урока.
Какими словами и выражениями вы дополнили бы свое определение мелодии? Впишите их себе в тетрадь.
(дети читают свои высказывания)
6 класс_мелодия угадывает нас самих.docx
Урок музыки в 6 классе
«Мелодия угадывает нас самих»
Цель урока: На примере творчества П.И. Чайковского определить спектр
чувств и переживаний, опираясь на национальные особенности русского народа.
Задачи:
Личностные
Осознание своей этнической принадлежности и культуры своего народа.
Метапредметные
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать обобщения.
Предметные
1. Формировать представление о стиле русского композитора П. И.
Чайковского.
2. Выявить особенности характера музыки и сопоставить их со
средствами музыкальной выразительности.
3. Закрепить понятие – мелодии как основного средства музыкальной
выразительности.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский: «Грустная песенка», финал
симфонии № 4, «Падеде» из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов «Прекрасное
далеко».
Дополнительный материал: высказывания известных людей о музыке:
Ш.Гуно, Р. Вагнера, Г. Гауптмана, М. Лютера, Г.Гейне.
Оборудование: музыкальный центр, компьютерная презентация.
Образовательные ресурсы: УМК «Музыка» 6 класс Т.И.Науменко,
В.В.Алеев.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
«Мелодия – душа музыки»
Кому принадлежит это высказывание? Перт Ильич Чайковский
Как вы понимаете это выражение?
Попробуйте сформулировать сами тему нашего урока.
1. Работа по теме.
Что хотели бы узнать для себя нового? К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа?
(Мелодия – к музыке; душа к человеку).
А что может выражать мелодия? (то, что на душе у человека)
Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением
человеческой мысли».
Как это понимать? (ответы детей)
Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам
наиболее прекрасным в окружающем мире, это первая мелодия маминой
колыбельной песни, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно
мелодия становится музыкой в жизни человека.
Так что же такое мелодия?
Дайте определение мелодии? Своими словами, можно отдельные мысли и
фразы.
Напишите у себя в тетради. (дети дают ответы)
А теперь обратимся к слайду, и прочитаем высказывания великих людей о
мелодии.
Как вы понимаете эти высказывания?
«Без мело
дии музыка немыслима, а музыка и мелодия нераз
(Р. Вагнер)
рывны»
«Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца»
(Г. Гауптман – немецкий драматург)
«Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека»
(М. Лютер – христианский богослов)
Какое высказывание вам ближе?
Мелодия (др. греч. Мелос — напев,) основная мысль музыкального
произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее
средство музыкальной выразительности.
А какое средство музыкальной выразительности самое главное? Почему?
(ответы детей).
Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и
та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и
при каких обстоятельствах её исполнить.
Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии?
А начнем вот с этой мелодии. Послушайте ее. Подумайте, какому
композитору она могла бы принадлежать, и о чем он хотел рассказать своей
музыкой?
Чайковский. Грустная песенка
Кто композитор, повашему? Почему так решили? О чем эта музыка?
Музыка грустная, печальная, задумчивая. Называется «Грустная песенка».
Почему сам автор ее так назвал? Менялся ли характер на протяжении
всего звучания? (он становится более светлым, как бы утешение, что будет все
хорошо).
Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору» и
утешение.
Где в произведении звучала главная мелодия? (в начале и в конце). Главная
мелодия запоминающаяся, верно? Можете ее пропеть?
Разучивание главной темы
(сначала всем классом, затем 2 начальные фразы исполняют девочки, потом
2 заключительные фразы исполняют мальчики)
Оценивание исполнения самими детьми.
Какие чувства наполняли вас при исполнении этой мелодии? Близка вам эта
мелодия? Почему? (ответы учеников).
П. И. Чайковский – русский композитор. Сам композитор признавался: «Я
еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…Я страстно
люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,
русские обычаи».
Истинным источником и неисчерпаемым сокровищницей мелодий служит
народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном
творчестве представляют народные мелодии, привлекающие глубиной чувств.
Так, в финале 4й симфонии П.Чайковского, звучит тоже мелодия одной
русской народной песни.
Послушай фрагмент этой симфонии, и попытайтесь узнать, мелодия
какой народной песни лежит в основе этой части?
(Во поле береза стояла»)
Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского
Как прозвучала эта мелодия в симфонии? (Стремительно, порывисто,
бурно). Что изменилось? Менялся ли характер этой мелодии? С помощью каких
средств музыкальной выразительности?
Чем музыка отличается от самой песни «Во поле береза стояла»? (Ритм,
появляются паузы, могучий и радостный народный пляс).
А сейчас попробуйте прохлопать ритм песни «Во поле береза стояла»,
как она прозвучала в симфонии.
Прохлопывание ритмического рисунка темы.
У этого композитора много разных мелодий и все они отличаются
неповторимостью.
И сегодня мы послушаем одну из ярчайших мелодий из балета
«Щелкунчик» Падеде. Один выдающийся балетмейстер назвал ее «потрясающей по своему
воздействию»
Слушание: « Падеде» из балета «Щелкунчик»
Какие чувства выражает мелодия Падеде из балета «Щелкунчик"?
Да, огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна
русскому человеку.
В этой глубокой человечности музыка Чайковского – основа ее
невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают
потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове
близкого, родного человека. Музыка затрагивает наши струны души, угадывает нас
самих, наши затаенные чувства.
Один известный поэт (Г.Гейне) сказал: «Где кончаются слова, там
начинается музыка».
Какое, повашему, средство музыкальной выразительности является здесь
главным? (мелодия)
А какие инструменты ведут здесь главную тему? Какие инструменты еще
украшали эту музыку? Как в музыке называется это средство музыкальной
выразительности? (тембр)
Какие еще средства музыкальной выразительности помогали раскрыть
всю глубину чувств и эмоций?
(ответы детей)
3. Вокально – хоровая работа
Песня, которую мы исполним, совершенна в мелодическом отношении,
она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее.
Исполнение песни
«Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина»)
4. Рефлексия.
А теперь обратимся к своим записям, сделанным в начале урока.
Какими словами и выражениями вы дополнили бы свое определение
мелодии? Впишите их себе в тетрадь.
(дети читают свои высказывания)
Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.