Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Оценка 5

Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
30.05.2019
Разработка урока музыки для  6 класса   на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Урок музыки в 6 классе «Мелодия угадывает нас самих» Цель урока: На примере творчества П.И. Чайковского определить спектр чувств и переживаний, опираясь на национальные особенности русского народа. Задачи: Личностные Осознание своей этнической принадлежности и культуры своего народа. Метапредметные Соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать обобщения. Предметные 1. Формировать представление о стиле русского композитора П. И. Чайковского. 2. Выявить особенности характера музыки и сопоставить их со средствами музыкальной выразительности. 3. Закрепить понятие – мелодии как основного средства музыкальной выразительности. Музыкальный материал: П.И. Чайковский: «Грустная песенка», финал симфонии № 4, «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов «Прекрасное далеко». Дополнительный материал: высказывания известных людей о музыке: Ш.Гуно, Р. Вагнера, Г. Гауптмана, М. Лютера, Г.Гейне. Оборудование: музыкальный центр, компьютерная презентация. Образовательные ресурсы: УМК «Музыка» 6 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев. Ход урока: 1. Актуализация знаний. «Мелодия – душа музыки» - Кому принадлежит это высказывание? Перт Ильич Чайковский - Как вы понимаете это выражение? - Попробуйте сформулировать сами тему нашего урока. 1. Работа по теме. - Что хотели бы узнать для себя нового? - К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа? (Мелодия – к музыке; душа - к человеку). - А что может выражать мелодия? (то, что на душе у человека) Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли». - Как это понимать? (ответы детей) Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам наиболее прекрасным в окружающем мире, - это первая мелодия маминой колыбельной песни, внутренняя мелодия души (когда душа поет!). Именно мелодия становится музыкой в жизни человека. - Так что же такое - мелодия? Дайте определение мелодии? Своими словами, можно отдельные мысли и фразы. Напишите у себя в тетради. (дети дают ответы) - А теперь обратимся к слайду, и прочитаем высказывания великих людей о мелодии. - Как вы понимаете эти высказывания? «Без мело¬дии музыка немыслима, а музыка и мелодия нераз¬рывны» (Р. Вагнер) «Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дой¬ти до сердца» (Г. Гауптман – немецкий драматург) «Музыка — лучшее утешение для опечаленного че¬ловека» (М. Лютер – христианский богослов) - Какое высказывание вам ближе? Мелодия (др. греч. Мелос — напев,) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности. - А какое средство музыкальной выразительности самое главное? Почему? (ответы детей). - Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и при каких обстоятельствах её исполнить. Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии? - А начнем вот с этой мелодии. Послушайте ее. Подумайте, какому композитору она могла бы принадлежать, и о чем он хотел рассказать своей музыкой? Чайковский. Грустная песенка Кто композитор, по-вашему? Почему так решили? О чем эта музыка? Музыка грустная, печальная, задумчивая. Называется «Грустная песенка». - Почему сам автор ее так назвал? Менялся ли характер на протяжении всего звучания? (он становится более светлым, как бы утешение, что будет все хорошо). Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору» и утешение. Где в произведении звучала главная мелодия? (в начале и в конце). Главная мелодия запоминающаяся, верно? Можете ее пропеть? Разучивание главной темы (сначала всем классом, затем 2 начальные фразы исполняют девочки, потом 2 заключительные фразы исполняют мальчики) Оценивание исполнения самими детьми. - Какие чувства наполняли вас при исполнении этой мелодии? Близка вам эта мелодия? Почему? (ответы учеников). - П. И. Чайковский – русский композитор. Сам композитор признавался: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». - Истинным источником и неисчерпаемым сокровищницей мелодий служит народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном творчестве представляют народные мелодии, привлекающие глубиной чувств. Так, в финале 4-й симфонии П.Чайковского, звучит тоже мелодия одной русской народной песни. - Послушай фрагмент этой симфонии, и попытайтесь узнать, мелодия какой народной песни лежит в основе этой части? (Во поле береза стояла») Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского Как прозвучала эта мелодия в симфонии? (Стремительно, порывисто, бурно). Что изменилось? Менялся ли характер этой мелодии? С помощью каких средств музыкальной выразительности? - Чем музыка отличается от самой песни «Во поле береза стояла»? (Ритм, появляются паузы, могучий и радостный народный пляс). - А сейчас попробуйте прохлопать ритм песни «Во поле береза стояла», как она прозвучала в симфонии. Прохлопывание ритмического рисунка темы. - У этого композитора много разных мелодий и все они отличаются неповторимостью. И сегодня мы послушаем одну из ярчайших мелодий из балета «Щелкунчик» -Па-де-де. Один выдающийся балетмейстер назвал ее «потрясающей по своему воздействию» Слушание: « Па-де-де» из балета «Щелкунчик» - Какие чувства выражает мелодия Па-де-де из балета «Щелкунчик"? - Да, огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна русскому человеку. - В этой глубокой человечности музыка Чайковского – основа ее невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове близкого, родного человека. Музыка затрагивает наши струны души, угадывает нас самих, наши затаенные чувства. Один известный поэт (Г.Гейне) сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка». - Какое, по-вашему, средство музыкальной выразительности является здесь главным? (мелодия) - А какие инструменты ведут здесь главную тему? Какие инструменты еще украшали эту музыку? Как в музыке называется это средство музыкальной выразительности? (тембр) - Какие еще средства музыкальной выразительности помогали раскрыть всю глубину чувств и эмоций? (ответы детей) 3. Вокально – хоровая работа - Песня, которую мы исполним, совершенна в мелодическом отношении, она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Исполнение песни «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина») 4. Рефлексия. - А теперь обратимся к своим записям, сделанным в начале урока. Какими словами и выражениями вы дополнили бы свое определение мелодии? Впишите их себе в тетрадь. (дети читают свои высказывания)
6 класс_мелодия угадывает нас самих.docx
Урок музыки в 6 классе «Мелодия угадывает нас самих» Цель урока: На примере творчества П.И. Чайковского определить спектр  чувств и переживаний, опираясь на национальные особенности русского народа. Задачи: Личностные Осознание своей этнической принадлежности и культуры  своего  народа.  Метапредметные  Соотносить свои действия с планируемыми результатами, делать обобщения. Предметные  1. Формировать представление о стиле русского композитора П. И.  Чайковского. 2. Выявить особенности характера музыки  и сопоставить их  со   средствами музыкальной выразительности. 3. Закрепить понятие – мелодии  как основного средства музыкальной  выразительности. Музыкальный материал: П.И. Чайковский:  «Грустная песенка», финал  симфонии № 4, «Па­де­де» из балета «Щелкунчик». Е. Крылатов «Прекрасное далеко». Дополнительный материал: высказывания известных людей о музыке:  Ш.Гуно, Р. Вагнера, Г. Гауптмана, М. Лютера, Г.Гейне. Оборудование: музыкальный центр, компьютерная презентация. Образовательные ресурсы: УМК «Музыка»  6 класс  Т.И.Науменко,  В.В.Алеев. Ход урока: 1. Актуализация знаний.  «Мелодия – душа музыки»  ­ Кому принадлежит это высказывание? Перт Ильич Чайковский ­ Как вы понимаете это выражение? ­ Попробуйте сформулировать сами тему нашего урока.   1. Работа по теме. ­ Что хотели бы узнать для себя нового? ­ К чему и к кому мы можем применить слово мелодия и душа? (Мелодия – к музыке; душа ­ к человеку).  ­ А что может выражать мелодия? (то, что на душе у человека) Ш.Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением  человеческой мысли». ­  Как это понимать? (ответы детей) Дело в том, что именно с мелодией мы связываем все, что кажется нам  наиболее прекрасным в окружающем мире, ­ это первая мелодия маминой  колыбельной песни, внутренняя мелодия души (когда душа поет!).  Именно  мелодия становится музыкой в жизни человека. ­ Так что же такое ­ мелодия?  Дайте определение мелодии? Своими словами, можно отдельные мысли и  фразы.  Напишите у себя в тетради. (дети дают ответы)  ­ А теперь обратимся к слайду, и прочитаем высказывания великих людей о мелодии.  ­ Как вы понимаете эти высказывания?  «Без мело  дии музыка немыслима,  а музыка и мелодия  нераз     (Р. Вагнер)  рывны»  «Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца» (Г. Гауптман – немецкий драматург) «Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека» (М. Лютер – христианский богослов)   ­ Какое высказывание вам ближе? Мелодия (др. греч. Мелос — напев,) ­ основная мысль  музыкального  произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее  средство  музыкальной выразительности.  ­ А какое средство музыкальной выразительности самое главное? Почему? (ответы детей).            ­ Мелодия – самое богатое средство музыкальной выразительности. Одна и  та же мелодия может выражать и печаль и радость, в зависимости от того, как и  при каких обстоятельствах её исполнить.  Сегодня мы попробуем разобраться, каким целям служат звуки мелодии?  ­ А начнем  вот с этой мелодии. Послушайте ее.  Подумайте, какому  композитору она могла бы  принадлежать,  и о чем он хотел рассказать своей  музыкой?  Чайковский. Грустная песенка Кто композитор, по­вашему? Почему так решили? О чем эта музыка?  Музыка грустная, печальная, задумчивая. Называется «Грустная песенка».  ­ Почему сам автор ее так назвал?  Менялся ли характер на протяжении  всего звучания? (он становится более светлым, как бы утешение, что будет все  хорошо).  Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «подпору» и  утешение. Где в произведении звучала главная мелодия? (в начале и в конце). Главная  мелодия запоминающаяся, верно?  Можете ее пропеть?  Разучивание главной темы  (сначала всем классом, затем 2 начальные фразы исполняют девочки, потом 2 заключительные фразы исполняют мальчики) Оценивание исполнения самими детьми. ­ Какие чувства наполняли вас при исполнении этой мелодии? Близка вам эта  мелодия? Почему? (ответы учеников). ­ П. И. Чайковский – русский композитор. Сам композитор признавался: «Я  еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…Я страстно  люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,  русские обычаи». ­ Истинным  источником  и неисчерпаемым  сокровищницей  мелодий служит  народное музыкальное творчество. Большую ценность в русском народном  творчестве представляют народные  мелодии, привлекающие глубиной чувств. Так, в финале 4­й симфонии П.Чайковского,  звучит тоже мелодия одной  русской народной песни. ­ Послушай фрагмент этой симфонии,  и попытайтесь узнать, мелодия  какой народной песни лежит в основе этой части?  (Во поле береза стояла») Слушание: Финал 4 симфонии П. Чайковского Как прозвучала эта мелодия в симфонии? (Стремительно, порывисто,  бурно). Что изменилось? Менялся ли характер этой мелодии? С помощью каких  средств музыкальной выразительности?    ­ Чем музыка отличается от самой песни «Во поле береза стояла»? (Ритм,  появляются паузы, могучий и радостный народный пляс). ­ А сейчас попробуйте прохлопать ритм песни  «Во поле береза стояла»,  как она прозвучала в симфонии. Прохлопывание ритмического рисунка темы. ­ У этого композитора  много разных мелодий и все они отличаются  неповторимостью.  И сегодня мы послушаем одну из ярчайших мелодий из балета  «Щелкунчик» ­Па­де­де. Один выдающийся балетмейстер назвал ее «потрясающей по своему  воздействию» Слушание: « Па­де­де»  из балета «Щелкунчик»  ­ Какие чувства выражает мелодия Па­де­де из балета «Щелкунчик"? ­ Да, огромную силу чувств и переживаний, которая так свойственна  русскому человеку.  ­ В этой глубокой человечности музыка Чайковского – основа ее  невероятно широкой популярности, главная причина того, что люди ощущают  потребность в этой музыке, подобно потребности в добром, ласковом слове  близкого, родного человека. Музыка затрагивает наши струны души, угадывает нас самих, наши затаенные чувства.  Один известный поэт (Г.Гейне) сказал: «Где кончаются слова, там  начинается музыка». ­ Какое, по­вашему,  средство музыкальной выразительности является здесь главным? (мелодия) ­ А какие инструменты ведут здесь главную тему? Какие инструменты еще  украшали  эту музыку? Как в музыке называется это средство музыкальной  выразительности? (тембр) ­ Какие еще средства музыкальной выразительности помогали  раскрыть  всю глубину чувств и эмоций? (ответы детей)  3. Вокально – хоровая работа ­ Песня, которую мы исполним,  совершенна в мелодическом отношении,  она тоже о красоте – красоте нашей веры в добро, светлое будущее. Исполнение песни  «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина») 4. Рефлексия. ­ А теперь обратимся к своим записям, сделанным в начале урока. Какими словами и выражениями вы дополнили бы свое определение  мелодии? Впишите их себе в тетрадь. (дети читают свои высказывания)

Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для  6 класса   на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для  6 класса   на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для  6 класса   на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для 6 класса на тему - «Мелодия угадывает нас самих»

Разработка урока музыки для  6 класса   на тему - «Мелодия угадывает нас самих»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2019