Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»
Оценка 4.9

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
7 кл
23.02.2018
Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»
Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке» по программе В.В. Алеева и Т. И. Науменко. Цель урока: Ознакомление со свойствами эпических образов в музыке. Образовательные: • побуждать делать сравнения музыкальных образов, их количествах в различных заданных музыкальных произведениях; • повторить знания о лирических и драматических образах в музыке, закрепить термины «лирика», «драма», подготовить к изучению новой темы; • дать понятие об «эпосе»; вместе с детьми сформулировать тему урока. 2.Развивающие: • продолжать развивать умение слушать музыку, говорить о ней; • развивать песенность, умение передавать мелодию; • развивать память, внимание, мышление. 3.Воспитательные: • воспитывать любовь и уважение к «прекрасному», народному творчеству, пению.Цель урока: Ознакомление со свойствами эпических образов в музыке.
attachment_1486439251.doc
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение                                 «Средняя   общеобразовательная казачья школа»         с. Знаменка,    Нерчинский район,   Забайкальский край        Разработка урока музыки для 7 класса на тему:              «Эпические образы в музыке»          по программе  В.В. Алеева и Т. И. Науменко. Учитель музыки ­                                                                       Трушина Светлана  Юрьевна.                                                                                                                        Цель урока: Ознакомление со свойствами  эпических образов  в музыке.   1.Образовательные:  побуждать  делать  сравнения  музыкальных образов, их количествах   в различных заданных музыкальных произведениях;  повторить   знания   о   лирических   и   драматических   образах   в   музыке, закрепить термины «лирика», «драма», подготовить к изучению новой темы;   дать понятие об «эпосе»; вместе с детьми сформулировать тему урока. 2.Развивающие:  продолжать развивать умение слушать музыку, говорить о ней;  развивать песенность, умение передавать мелодию;  развивать память, внимание, мышление. 3.Воспитательные:  воспитывать   любовь   и   уважение   к   «прекрасному»,   народному творчеству, пению.                                           Ход урока I.Организационный момент. II.Повторение   пройденного   материала,   подготовка   к   изучению   новой темы.  1. 1 .Мотивационно – целевой блок. ­ «Музыка – универсальный язык человечества» ­ сказал американский поэт Г.Лонгфелло. Мы   продолжим   сегодня   изучать   то,   как   этот   язык   проявляет   себя   в музыкальных образах. Вы узнаете ещё один вид музыкальных образов. 1. 2 Повторение значений определений. ­ Какие бывают образы в музыке? (лирический, драматический) Работа со стихотворением. Стихотворение Ф.Тютчева «Слёзы людские, о слёзы людские…»!  Подумайте  и   ответьте   на  вопрос:   если  бы   была   сочинена   музыка   к  этому стихотворению,   какой   бы   образ   был   в   музыке   (лирический   или драматический)? Слёзы людские, о слёзы людские, Льётесь вы ранней и поздней порой… Льётесь безвестные, льётесь незримые, Неистощимые, неисчислимые – Льётесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. (Образ в стихотворении лирический потому, что есть чувства, но нет драмы или конфликта)   свойства     лирического   и   драматического III.Формирование новых знаний. Учащиеся   вспоминают   произведения Лирика – настоящее, т.к. её объект – чувства и настроения; Слово   лирика   происходит   от   слова   "лира"   –   это   древний   инструмент,   на  котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях. Лирика   –   это   непосредственное,   очень   личное   восприятие  мира   и   различных   событий.  Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в   котором   он   повествует   о   том,   что   ему   довелось   пережить. В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений. Главные свойства лирики: чувство,  настроение, отсутствие действия Драма­   один   из   родов   литературы,   передающий   события   через   диалоги персонажей.     фольклорном   или литературном виде у различных народов. Драма – будущее, т.к. в ней главное – действие, с помощью которого герои пытаются решить свою судьбу, своё будущее. Главные свойства драмы: Человек   находится   в   сложной,   тяжёлой     ситуации,   которая   кажется   ему безвыходной, Он ищет выход из этой ситуации, Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией   С   древних   времён   существовала   в Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает – чаще всего. В драме на первом плане – не чувства,   а действия. Но эти действия могут быть   вызваны   именно   чувствами,   причём   очень   сильными   чувствами   – страстями. Герой, находящийся под властью этих чувств, совершает активные поступки. Мы обратились к  настоящему и будущему,  но ведь это не может быть без прошлого.  А  в каких же образах мы узнаем о прошлом?  Как называется род литературы , повествующий о прошлом? (эпос) Эпос – прошлое, т.к. повествует о прошлых событиях в жизни народа, о его истории и подвигах. Эпическое   произведение  –   это   обычно   поэма,   рассказывающая   о героических.,  деяниях.   Истоки   эпической   поэзии   коренятся   в   доисторических   повествованиях   о богах и других сверхъестественных существах. А какой образ у эпического произведения  будет в музыке?  (эпический) Запись темы урока.  Какие задачи вы поставите на этот урок? Я узнать (я хочу узнать, что эпический образ?) Я научиться (Я хочу научиться отличать эпический образ  от лирического и драм­го) Я понять (какими выразительными средствами этого можно добиться) Первую   и   простую   схему   разделения   искусств,   связанных   со   словом, предложил Аристотель, согласно которому  э пос    есть рассказ о событии, драма  представляет его в лицах,  лирика откликается  песнью души. Место и время действия эпических героев напоминают реальную историю и географию (чем эпос радикально отличается от сказки и мифа, совершенно нереальных).   Однако   эпос   и   не   совсем   реалистичен,   хотя   опирается   на реальные события. В нём многое идеализировано, мифологизировано. Таково   свойство   нашей   памяти:   мы   всегда   немного   приукрашиваем   наше прошлое,   особенно   если   это   касается   нашего   великого   прошлого,   нашей истории, наших героев. А иногда  наоборот: какие­то исторические события и персонажи нам кажутся хуже, чем они были на самом деле. Свойства эпоса: Героизм, Единство героя со своим народом, во имя которого он и совершает подвиги, Историчность , Сказочность (иногда эпический герой сражается не только с реальными врагами, но и с мифическими существами) Оценочность  (герои эпоса либо хорошие, либо плохие, например, богатыри в былинах – и их враги, всякие чудища) Эпические образы в музыке, о которых мы сегодня поговорим, это образы не только героев, но и событий, истории, это могут быть и образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. В этом отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история. В качестве примера прослушаем 2 произведения эпического жанра: 1. 2­я   симфония,   "Богатырская   симфония"   А.Бородина.   Она   признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма 2. Ария князя Игоря из оперы А.Бородина "Князь Игорь" Бородин   Александр   Порфирьевич   (1833­1887),   один   из   композиторов "Могучей кучки". Все   его   творчество   пронизано   темой   величия   русского   народа,   любви   к родине, свободолюбия. Об   этом   –   и   "Богатырская   симфония",   запечатлевшая   образ   могучей героической Родины, и опера "Князь Игорь", созданная по мотивам русского эпоса "Слово о полку Игореве". Бывает так: мы долго рассматриваем картину — она словно оживает в нашем воображении,  и кажется, начинает звучать чудесная мелодия.  Бывает   и   наоборот:   знакомая   с   детства   любимая   музыка   начинает превращаться   в   красочные,   живые   картины.   Это   снова   наша   фантазия проделывает с нами удивительные вещи. Именно   так   задумал   свою  знаменитую   симфонию   Бородин,  которая   позже получила название «Богатырской». Мы словно воочию видим Илью Муромца, Добрыню Никитича или Микулу Селяниновича, слышим их речи, их песни, видим   их   на   пиру   или   в   походе.   Музыка   эта   сродни   древнерусским богатырским былинам. Она словно рождена богатырским талантом — такой мощью дышат мелодии. Слушание  «Симфония 2» Какие музыкальные образы рисует вам музыка?  Три   славных   богатыря   едут   по   степи,   что­то   привлекло   их   внимание   и заставило насторожиться. Зорко   охраняют богатыри свою землю. Никто из врагов не пройдёт.   Подберите слова, характеризующие русского богатыря, воина.   Дети­ Честь, доброта, доблесть, любовь к Родине, отвага.  В музыке Бородина какие «действуют» люди?   Дети­ Сильные, могучие, люди­богатыри. Бородин   видел   в   богатырях   черты   характера,   которые   присущи   русскому народу. Вот почему музыка Бородина не потеряла силы своего воздействия и в наши дни. «Слово   о   полку   Игореве»   («Слово   о   походе   Игоревом,   Игоря,   сына Святославова, внука Олегова— самый известный (считающийся величайшим) памятник средневековой русской литературы. В основе сюжета — неудачный поход   1185   года   русских   князей   на   половцев,   ведомый   князем   Игорем Святославичем. Мы послушаем Арию князя Игоря  Что такое ария? Ария ­ главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух. Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его   жизни.   Ведь   можно   было   сделать   так,   чтобы   князь   Игорь   пел,   когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену. Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха   измученной   душе,  /   Мне   ночь   не   шлёт   надежды   и   спасенья,   /   Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного   человека.   сдержанными   интонациями начинается его большая ария.  Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход ­ жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво. Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от   Благородными, правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" ­ поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах. Во время разбора ответить на вопросы:  Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас)) Какие   интонации   пронизывают   речитатив?   (героические,   мужественные, лирические) Каково настроение героя? (мрачное) Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп) О   чем   размышляет   герой?     (Находясь   в   плену,   Игорь   не   может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь;   стремится   к   свободе,   чтобы   доказать   любовь   к   родине,   к Ярославне.) В своей арии князь Игорь выражает печаль по поводу своего плена и гибели своего полка, мечтает о свободе и возможности организовать новый поход, победоносный. V.Рефлексивно­оценочная часть. Я узнал (а) : Я научился (лась) : Я понял (ла) :                                     Источники: Искусство:  Музыка. 7 класс. учебник  / Т.И  Науменко ,    В. .В. Алеев .­ 2­е  изд., стереотип.­  М.  Дрофа.  2015 г

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»

Разработка урока музыки для 7 класса на тему: «Эпические образы в музыке»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018