Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
музыка
5 кл
18.02.2017
Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)
Цель урока: Научиться эмоционально и осознанно воспринимать музыку. Увидеть связь музыки с другими видами искусства. Задачи: Образовательная: научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в действительности мы не видим, и услышать то, что на самом деле не звучит. Развивающая: развивать знания о музыке и живописи. Воспитательная: воспитывать уважение к классическому и современному искусству. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Формировать умение эмоционально и осознанно относится к музыке. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Познавательные – Размышлять о воздействии музыки на человека, эмоционально и выразительно исполнять её. Регулятивные – Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. Коммуникативные – Владеть монологической и диалогической формами речи, умение анализировать. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – Адекватно оценивать свою деятельность на уроке, умение дать оценку усвоенным знаниям. Тип урока: Урок - углубление знаний учащихся о взаимосвязи разных видов искусств. Форма урока: Творческий проект Методы обучения: метод проблемно-творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного и нравственно-эстетического познания музыки. Оформление и материалы: • портрет Камиля Сен-Санса; • репродукции картин художников (В.М Васнецов «Аленушка», М.Врубеля "Царевна-Лебедь», И. Левитана «Золотая Осень») (в виде карточек); • мимические смайлики. ИКТ: На уроке использована презентация.Цель урока: Научиться эмоционально и осознанно воспринимать музыку. Увидеть связь музыки с другими видами искусства. Задачи: Образовательная: научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в действительности мы не видим, и услышать то, что на самом деле не звучит. Развивающая: развивать знания о музыке и живописи. Воспитательная: воспитывать уважение к классическому и современному искусству. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Формировать умение эмоционально и осознанно относится к музыке. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: Познавательные – Размышлять о воздействии музыки на человека, эмоционально и выразительно исполнять её. Регулятивные – Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. Коммуникативные – Владеть монологической и диалогической формами речи, умение анализировать. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – Адекватно оценивать свою деятельность на уроке, умение дать оценку усвоенным знаниям. Тип урока: Урок - углубление знаний учащихся о взаимосвязи разных видов искусств. Форма урока: Творческий проект Методы обучения: метод проблемно-творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного и нравственно-эстетического познания музыки. Оформление и материалы: • портрет Камиля Сен-Санса; • репродукции картин художников (В.М Васнецов «Аленушка», М.Врубеля "Царевна-Лебедь», И. Левитана «Золотая Осень») (в виде карточек); • мимические смайлики. ИКТ: На уроке использована презентация.
Можем ли мы увидеть музыку урок музыки в 5 классе.docx
Урок музыки в 5 классе «Можем ли мы увидеть музыку?» Хамуева Екатерина Владимирова Цель урока: Научиться эмоционально и осознанно воспринимать музыку. Увидеть связь  музыки с другими видами искусства. Задачи: Образовательная: научить детей мысленно, внутри себя, увидеть то, что в  действительности мы не видим, и услышать то, что на самом деле не звучит. Развивающая: развивать знания о музыке и живописи.   Воспитательная: воспитывать уважение к классическому и современному  искусству. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: Формировать умение эмоционально и осознанно относится к музыке. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  УУД: Познавательные – Размышлять о воздействии музыки на человека,  эмоционально и выразительно исполнять её. Регулятивные – Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе  овладения  учебными действиями. Коммуникативные – Владеть монологической и диалогической формами речи, умение  анализировать. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД – Адекватно оценивать свою деятельность на уроке, умение дать  оценку усвоенным знаниям. Тип урока: Урок ­ углубление знаний учащихся о взаимосвязи разных видов искусств. Форма урока: Творческий проект Методы обучения: метод проблемно­творческого изложения, метод эмоциональной драматургии, метод художественного и нравственно­эстетического познания музыки. Оформление и материалы: • портрет Камиля Сен­Санса; • репродукции картин художников (В.М Васнецов «Аленушка», М.Врубеля  "Царевна­Лебедь», И. Левитана «Золотая Осень») (в виде карточек); • мимические смайлики. ИКТ: На уроке использована презентация. ХОД УРОКА.  Организационный момент. Эмоциональное погружение в урок.  Учитель: ­ Колокольчик наш поёт   Всех на музыку зовёт   Слышишь тонкий голосок ?   Нам пора начать урок. Давайте друг друга поприветствуем (музыкальная распевка): Добрый день вам, добрый день! Дети: В мире музыки, фантазии и песен Учитель: Добрым будь, щедрым будь Дети:  И с искусством в добрый путь! Учитель:­ Ну  а теперь поприветствуйте меня и друг друга улыбкой. И  я   думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки, мы сохраним  такой настрой и дальше. Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее,  светлее в классе. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и  приобретёнными знаниями. Постановка учебной задачи. На прошлых занятиях мы говорили о том, что музыка не единственный вид искусства, и что она тесно связана с другими видами искусства. Какие виды искусства вы знаете?  Тема сегодняшнего урока продолжает тему нашего прошлого урока «Связь  музыки с другими видами искусства». На прошлом уроке мы с вами больше  говорили о связи музыки и литературы, а сегодня предлагаю поговорить о  музыке и живописи.  Актуализация знаний.  Существует ли какая­то связь между ними?  Может ли музыка «нарисовать» картину?  Сегодня мы попробуем выяснить, можем ли мы увидеть музыку? Повторите неторопливо два­три раз Сен­Санс, Сен­Санс. Удивительно красивое  звукосочетание. Это фамилия французского композитора Камиля Сен­Санса. (портрет  Сен­Санса)  Он и музыку писал изысканно красивую. А о композиторе  нам расскажет ваш товарищ  (опережающее задание).  Ученик: Камиль Сен­Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от болезни в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении матери и  бабушки. Мать Сен­Санса была художницей ­акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительному искусству. В  возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки  первоначальный курс игры на фортепиано. Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать  сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года.  (Сколько ему было лет? 3,5 года). Будучи зрелым композитором, он написал очень много серьёзной музыки: оперы,  симфонии, концерты… А в 1886 г, когда Сен­Сансу был 51 год, он осуществил свой давнишний замысел ­ написал  зоологическую фантазию "Карнавал животных". Однако судьба этого произведения сложилась непросто. Спустя некоторое время после  первого представления автор запретил исполнять «Карнавал» за исключением одного  номера.  Учитель: А почему, давайте попробуем ответить на этот вопрос после того, как  познакомимся с самим произведением. Под музыку «Лебедь» учитель говорит: Музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья  Камиля Сен­Санса послушать его новое сочинение.  «Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась  божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки  счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была  необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании  пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться  от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось  совершить что­нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись,  кто то из друзей воскликнул: "Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить  вечно».  С тех пор прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Сен­ Санса по­прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она  не оставила равнодушными. Почему?  Ребята, вы не задумывались, над тем, почему музыку слушают с закрытыми  глазами? (пофантазировать, представить что либо).  Какой образ вы представши? Как бы вы назвали эту музыку? (   Ответы  учащихся). Что вы чувствовали, когда звучала музыка? (Беседа по впечатлению от  прослушанного, практическая работа с наглядностью) Замечательно! Спасибо ребята. А теперь запишите в ваш «Словарь  музыкальных  впечатлений», те характеристики музыки, которые вы выбрали.  (запись в тетрадь).  Карнавал животных» ­ это музыкальная шутка, где легко и остроумно  представлены разные животные. И сейчас мы прослушаем заключительный  номер из сюиты, к которому Камиль Сен­Санс отнесся более чем серьезно. И  может быть поэтому, это произведение жило самостоятельной жизнью 35 лет  до смерти композитора, и только после смерти Сен­Санса в 1921 году,  (компо­ зитору было 86 лет) запрет на исполнение «Карнавала» был снят, мир узнал,  что данная пьеса входит в состав сюиты «Карнавал животных». Эта пьеса  называется «Лебедь». Большую известность пьеса имела и потому, что на эту замечательную музыку для всемирно известной балерины Анны Павловой был  поставлен танец.  Слушая данную пьесу, ответьте на такие вопросы: Какой музыкальный инструмент солирует, то есть ведёт главную мелодию? (  виолончель)  Почему не скрипка? (У скрипки более тонкий голос, а у виолончели барханный, мягкий). К какой группе симфонического оркестра он относится? (  струнно­смычковые). Что изображает композитор этой музыкой? (движение лебедя, взмах крыльев, колыхание  воды). Качается на воде, взмахивает крыльями от пиано до форте.  Ребята, эта замечательная музыка вдохновила балетмейстера М. Фокина  ­поставить танец для русской балерины Анны Павловой. Он, вероятно, увидел этого лебедя черным, т.к. назвал свое произведение «Умирающий лебедь».  Закончив артистическую карьеру, Анна Павлова поселилась в Лондоне. Её дом стал  знаменит декоративно оформленным прудом, в котором всегда водились лебеди. Балерина  очень любила фотографироваться с ними.   Просмотр видеофрагмента в исполнении М.Плисецкой  Каким увидели его вы?  Прекрасный лебедь выплывает к нам, глядя на свое отражение. Это единственная пьеса из  цикла, лишенная элементов иронии и сарказма.   Какой вывод мы с вами можем сделать? Напомню тему урока: «Можем ли мы увидеть музыку?» (Композитор с помощью музыки  может рисовать картины).  Что он для этого использует? (Для этого он использует средства музыкальной  выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).   Физминутка (дыхательная гимнастика А.Стрельниковой). Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен­Санса? (три  картины, музыка)  У вас на столах есть лист бумаги, расчерченный в виде мозаики на 3 части и  конвертики с заданиями. В конвертике N 1 вложены картины. Выберите ту, которая, как вы думаете, могла быть написана под музыку Сен ­ Санса.  Вклейте ее во первой части мозаики.  Посмотрите на получившуюся у вас картинку. Они у всех получились разные.  Правы ли те, у кого мнение не совпало с произведениями композитора,  художника?  Удалось ли музыке переложить ноты и звуки в цвета и оттенки, смогла ли  музыка нарисовать картину?  Можно ли произведение К.Сен ­Санса «Лебедь» назвать живописной  музыкой? С какими еще видами искусства вы увидели связь этого  музыкального произведения?  А теперь проверим, были ли мы внимательными слушателями на уроке?   (кроссворд) И если мы с вами будем внимательными слушателями, то обязательно увидим в зрительных образах то, что замыслил композитор. Релаксация:  Ребята, впишите в вашу мозаику в нескольких предложениях отзыв о  музыкальном произведении «Лебедь», над которым мы сегодня работали.  (под музыку ребята заполняют последнюю часть мозаики),  (клип  «Лебедь») Из второго конвертика возьмите тот смайлик, который отражает именно ваши чувства, вызванные нашим уроком. У вас остался пустой уголок в вашей  мозаике. Вклейте его в эту часть. Покажите всем свою работу. А в заключение нашего урока  я хочу сказать: «Одно искусство дополняет  другое. Союз музыки и живописи позволяет человеку развивать как  внутренний слух, так и внутреннее зрение, развивает в человеке любовь к  прекрасному, доброму, вечному».  Д/з: сделать иллюстрации к прослушанной музыке.

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)

Разработка урока музыки "Можем ли мы увидеть музыку?" (5 класс)