Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»
Оценка 5

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Оценка 5
Работа в классе +2
docx
музыка
5 кл
15.02.2017
Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»
Цель урока: Создание условий для осознания того, что музыка многогранна. Задачи урока: Учить анализировать музыкальные произведения, формулировать ответы на вопросы, свободно высказываться, участвовать в творческих заданиях. Развивать вокальные и исполнительские навыки. Музыкальный материал урока: «Сонет» Е. Дога, аудиозапись и минусовка песни «Зонтики» Ход урока 1. Постановка учебной задачи. Учитель: Эпиграфом к уроку послужили слова К. Кулиева. (текст на слайде) Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты непроста, Как жизнь, непостижима, Музыка!… К. Кулиев - Как пишет поэт о музыке? (она печальна, чиста, любима, как жизнь, непроста, непостижима) -автор очень ёмко и очень тонко в этих строках описал сущность Её величества Музыки. - Что нужно, чтобы научиться слышать музыку? (нужно научиться внимательно её слушать) -Мы будем продолжать учиться слушать музыку. -Как выдумаете, каким образом на уроках можно изучать и слушать музыку? (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь, определять средства музыкальной выразительности) - Каких тем может коснуться музыка и с какими искусствами она связана? (ответы детей) Тема года: «Музыка и другие виды искусства». (запись в тетради) 2. Актуализация опорных знаний. На уроках музыки в начальных классах мы говорили, что музыка окружает нас повсюду, она вокруг нас в самой жизни, музыка может показать любое явление природы, образ человека, передать настроение и т.д.
урок...docx
Разработка урока музыки в 5 классе на тему: Цель урока:  Создание условий для осознания того, что музыка многогранна. Задачи урока: Учить анализировать музыкальные произведения, формулировать ответы на вопросы,  свободно высказываться, участвовать в творческих заданиях.  Развивать вокальные и исполнительские  навыки.         Музыкальный материал урока:  «Сонет» Е. Дога,  аудиозапись и минусовка песни «Зонтики»                                        Ход урока 1. Постановка учебной задачи. Учитель: Эпиграфом к уроку послужили слова К. Кулиева. (текст на слайде)                                                                          Печальна и чиста,                                                                           Как жизнь людьми любима,                                                                          Как жизнь, ты непроста,                                                                          Как жизнь, непостижима,                                                                          Музыка!…                                                                                                  К. Кулиев ­ Как пишет поэт о музыке? (она печальна, чиста, любима, как жизнь,  непроста, непостижима) ­автор очень ёмко и очень тонко в этих строках описал сущность Её  величества Музыки.  ­ Что нужно, чтобы научиться слышать музыку?  (нужно научиться  внимательно её слушать) ­Мы будем продолжать  учиться слушать  музыку. ­Как выдумаете, каким образом на уроках можно изучать и  слушать музыку?  (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о  музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь, определять  средства музыкальной выразительности) ­ Каких тем может коснуться музыка и с какими   искусствами она связана?  (ответы детей) Тема года: «Музыка и другие виды искусства». (запись  в тетради) 2. Актуализация опорных знаний. На уроках музыки  в начальных классах  мы говорили, что музыка окружает  нас повсюду, она вокруг нас в самой жизни,   музыка может показать любое  явление природы, образ человека, передать настроение и т.д.      2.1 Сообщение темы урока. А  теперь нам нужно назвать тему нашего урока. (Учащимся предлагается   запись темы урока  без главного слова  ………..рассказывает обо всём.   Дети определяют тему ) 3. Работа по теме урока.  Работа с учебником.   На стр 4  учебника  найдите ответы на вопросы, как можно изучать музыку? (ответы учащихся­  Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и  восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих  композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом  создается даже самая легкая и веселая музыка. Можно, наконец, шаг за  шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, играть на различных  инструментах, постигая музыкальную науку как бы изнутри. Все это ­  разные пути приобщения к музыке.) ­ Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? (ответы учащихся) ­Обратимся к справочной литературе.  Текст на слайде. зыке, но музыка не нуждается  ­ Говорят, что музыка это чудо. Вот как об этом писал великий композитор  Э.Григ.   (слайд) «Слова иногда нуждаются в му ни в чем».        Так ли это?  И да, и нет. Работа с учебником. На стр. 4 учащиеся ищут ответы на эти вопросы.  Да, потому что каждое искусство самоценно, оно говорит на своем  собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. 3вук не может соперничать с цветом, как скульптура не соперничает со  стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнем. Само такое  противопоставление кажется нелепым. Нет, потому что в мире все взаимосвязано. Так, для звучания мелодии  требуется туго натянутая струна, а струна дает выразительное звучание лишь  в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным  способом. А это все находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего­то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего­то ­ течение рек и цветение лугов.  И в этом смысле все нуждается во всем. Помните ли вы стихотворение с. Маршака «Гвоздь и подкова» ? (слайд)  Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было гвоздя! ­ Отсутствие гвоздя ­ вот первопричина, вызвавшая цепь всех последующих  бед. И хотя между гвоздем и поражением нет прямой связи, мы все же видим,  как самая на первый взгляд безобидная мелочь порой может иметь печальные  последствия. ­Но какое отношение имеет это стихотворение к музыке и к искусству в  целом?   (учащиеся ищут ответы на стр. 5 учебника: Дело в том, что  точно так же происходит и в искусстве: в нем нет ничего мелкого,  незначительного, постороннего. Бывает даже, что открытие в одной  области нередко приводит к расцвету в другой.) ­Когда художник смешивает краски в поисках новых цветовых сочетаний, кто знает, не прокладывает ли он путь к открытию неведомых музыкальных  звучаний?   Как же это происходит? Какие тайные законы движут  искусством? ­Чтобы ответить на эти вопросы, и задуман наш учебник.  Вспомните  главную  тему года  ­ « Музыка и другие виды искусства»  Найдите в учебнике на стр. 5 ответ на вопрос:  какова  цель главной  темы  учебного года? ( рассматривает музыку в единстве с тем, что ее рождает и окружает:  с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками,  дворцами, храмами, картинами и многим­многим другим.  Она призвана  научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом,  находить приметы одного явления в совершенно другом и тем самым  подтверждать их глубинную взаимосвязь. Она призвана научить  пониманию того, что мир един, и объяснить, зачем нужно такое  понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки, потому что музыка способна рассказать обо всем. Нужно только научиться ее  слышать.) Вывод: Мы должны научиться наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить предметы одного явления в совершенно в другом и тем  самым подтверждать их глубинную связь.   4. Закрепление новых знаний. Мы уже много сегодня сказали о музыке и о том, что мы будем учиться  слушать музыку. Сейчас мы послушаем произведение. Е.Дога «Сонет»  Посмотрите на слайд с высказыванием Д. Д. Шостаковича "Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным  исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем" 4.1Слушание Сонет» Е. Дога   ­ Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас звучала? (Музыка  замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда­то  вперёд.) Вы очень внимательно ,с чувством и проникновением слушали эту музыку, и  прав был композитор  Д. Шостакович, ведь слушать музыку – это искусство,  которому нужно учиться. Научившись слушать, музыка способна рассказать  даже больше, чем слова. А к музыке известного молдавского  композитора Евгения Дога   мы ещё не  раз обратимся на наших уроках.  5. Разучивание « Зонтики» Послушайте одну очень интересную песню­ Зонтики  (автор неизвестен)  1.Этот  город  выдумал один художник, Люди в нем не знали, что такое дождик, Просто, не слыхали, что такое дождик, Вот какие люди жили в городе том. Город этот выдумал один художник, Люди в нем не знали, что такое дождик, А старик угрюмый  в  серый  плащ одетый, Продавал там зонтики зимой и летом. Только  всё казалось очень странным это, Все ходили и смеялись над стариком Припев: Синий зонтик , красный зонтик,  Жёлтый зонтик, пёстрый зонтик. Господа, да, да,  купите зонтик, Пригодится  может он. 2. Были  у них  домики  все из пластилина, Из пустых коробочек автомашины И не   опасаясь  никакой ангины, Маленькие люди жили в городе том. Маленькие были у людей заботы — Шли они в театр и в кино с работы, Танцевал и звонко песни пел там кто­то , Все шутили и смеялись в городе том. Припев. Но внезапно  небо как­то враз промокло, В маленьких домишках задрожали стекла, И   пошёл огромный дождь стучать по крышам Все схватили  насморк  сразу в городе том. Вспомнили тут люди о торговце старом, Бросились искать его по всем базарам, Hо пропал торговец со своим товаром, В памяти осталась только песенка о нём.  Припев. (2раза) ­ Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город»,  «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д.) ­А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока? Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном  городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о  том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека,  который предупреждал их о том, что может случиться. И,  в конце концов,   мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что  жители всего города впоследствии заболели. А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение?  (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев –  несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно,  как бы передавая состояние природы и людей…)  Вокально­хоровая работа 6.  Итог урока. Как звучит тема учебного года? Как называлась тема  урока? Что такое музыка? Чему будем учиться на уроках? Как оцениваете свою работу на уроке? 7. Домашнее задание:  придумать рассказ или сказку о музыке.

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»

Разработка урока музыки в 5 классе на тему: «Музыка рассказывает обо всём»