Разработка урока музыки «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» 5 класс

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 22.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами искусства. Задачи:- знакомство с новыми музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства -обучение учащихся нахождению ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства -развитие музыкальных способностей учащихся -развитие у учащихся заинтересованности в самостоятельном осуществлении поиска музыкально- образовательной информации в сети Интернет -воспитание у учащихся бережного, уважительного отношения к женщине-матери. Музыкальный материал: 1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» 2.Ф.Шуберт « Ave Maria» 3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» 4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые» Ресурсы Интернет: Репродукция.Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами искусства. Задачи:- знакомство с новыми музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства -обучение учащихся нахождению ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства -развитие музыкальных способностей учащихся -развитие у учащихся заинтересованности в самостоятельном осуществлении поиска музыкально- образовательной информации в сети Интернет -воспитание у учащихся бережного, уважительного отношения к женщине-матери. Музыкальный материал: 1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» 2.Ф.Шуберт « Ave Maria» 3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» 4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые» Ресурсы Интернет: Репродукция.
Иконка файла материала урок.docx
Разработка урока музыки «Образ матери в музыке и Тема урока: изобразительном искусстве» Хамуева Екатерина Владимировна Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами искусства. Задачи:- знакомство с новыми музыкальными произведениями и произведениями изобразительного искусства -обучение учащихся нахождению ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства -развитие музыкальных способностей учащихся -развитие у учащихся заинтересованности в самостоятельном осуществлении поиска музыкально- образовательной информации в сети Интернет -воспитание у учащихся бережного, уважительного отношения к женщине-матери. Музыкальный материал: 1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю» 2.Ф.Шуберт « Ave Maria» 3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир» 4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые» Ресурсы Интернет: Репродукция.Конспект урока Учитель: Ребята! Образ матери, женщины волновал и волнует всех людей на Земле. Поэты, композиторы, художники посвящают свои произведения этой вечной теме. Сегодня тема нашего урока «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» (ученики читают прозу Зои Воскресенской) «Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек и звучит оно на всех языках одинаково нежно, У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным, И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери - тем радостнее и светлее жизнь» Учитель: Ребята! А какой видите вы свою маму? Ученики: нежной, доброй, красивой. Учитель: Давайте закроем глаза, каждый из вас представит свою маму и повторит за мной мелодию: «Милая мама...» Учитель: Любовь матери человек ощущает с самого момента рождения. А как называется первая песня, которую поет нам мама? (колыбельная) Сегодня мы исполним вместе с вами замечательную колыбельную, которую написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Давайте вспомним, что является отличительной чертой музыки этого композитора? Ученики: его музыка напевна, песенная. Учитель: Мы уже начали разучивать «Колыбельную песню в бурю». Давайте вспомним, в какой форме написана эта песня? Ученики: в трехчастной форме. Повторение песни: 1 часть - повторение текста (первая строка - поет учитель вторая строка - ученики) 3 часть-повторение, разучивание окончания. Исполнение песни: первую и третью часть исполняют ученики, вторую часть исполняет учитель.Учитель: с очень давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. Итальянский художник Рафаэль написал одну из самых прекрасных картин на земле, которая называется «Сикстинская Мадонна» (репродукция) В центре, как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Обратите внимание, какое лицо у младенца, какой у него взгляд? Ученики: взгляд настороженный, серьезный не по детски. Учитель: а что мы можем увидеть в глазах матери? Ученики: глаза очень печальные, но спокойные. Учитель: эта женщина несет своего сына, чтобы принести в жертву людям во имя их грядущего счастья. Имя младенца - Христос, а как зовут его маму? (Мария) Перед ними на картине склонились Святая Варвара и Святой Сикст, отсюда и название картины. Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа, начинаются словами «Аве Мария». Текст этой молитвы много веков вдохновляет композитора. Великий австрийский композитор Франц Шуберт написал свою «Аве Мария» на текст Вальтера Скотта. Послушайте перевод первого куплета: «Аве Мария! Голос девы слышен из скал. Моя просьба направлена к тебе. Мы будем заботиться о тебе, дорогая дева. Мы будем тебя обо всем просить. О, матушка наша! Славься! Аве Мария!» Учитель: а теперь послушаем песню Шуберта. Слушая музыку, подумайте, что объединяет картину Рафаэля и музыку Шуберта? (слушание песни) Учитель: красиво музыка звучала? а что у них общего? Ученики: у них одна тема - трогательная, волнующая, не земная. Учитель: давайте рассмотрим картины итальянских мастеров, на которых тоже изображены Мадонны с младенцами. Учитель: ребята! а кто из вас когда-нибудь был в храме? а есть у нас в православной церкви иконы, на которых изображены Мадонны с младенцами? Ученики: есть, этим иконам поклоняются православные верующие.Учитель: вот иконы Казанской Божией Матери и Владимирской Божией Матери (репродукция) Учитель: ребята! а всегда наша страна жила в мирное время? а какая самая страшная война была в 20 веке? Учитель: в первые дни войны везде были развешены плакаты «Родина-мать зовет» (репродукция) Какой вы видите здесь мать? Ученики: решительной, готовой даже с маленьким сыном идти защищать Родину. Учитель: очень многие погибли на той страшной войне. Много лет прошло с момента окончания войны, а матери все ждут своих сыновей и дочерей ( Учитель: ребята, каким предстает перед нами образ матери на этих картинах? Ученики: образ трагичный, скорбный. Учитель: этой теме композитор Новиков посвятил свое произведение, которое он назвал «Ариозо матери» (исполнение песни учителем) Учитель: идут годы, вырастают дети, стареют наши мамы, но наша любовь к ним никогда не иссякнет и в знак нашей любви, благодарности нашим мамам давайте исполним песню «Наши мамы самые красивые» (исполнение песни) Учитель: завершается наш урок, сегодня мы наслаждались с вами, рассматривая картины великих художников, слушая музыку великих композиторов. И все это было посвящено вечной теме материнства. Закончить наш урок мне хочется одним четверостишием: «Как бы ни манил нас век событий Как ни влек бы в свой водоворот Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот и забот» Учитель: давайте поаплодируем нашим мамам, которые присутствуют сегодня у нас на уроке, и скажем им «спасибо!!!»