Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами
искусства.
Задачи:- знакомство с новыми музыкальными произведениями
и произведениями изобразительного искусства
-обучение учащихся нахождению ассоциативных связей
между художественными образами музыки и
изобразительного искусства
-развитие музыкальных способностей учащихся
-развитие у учащихся заинтересованности в
самостоятельном осуществлении поиска музыкально-
образовательной информации в сети Интернет
-воспитание у учащихся бережного, уважительного
отношения к женщине-матери.
Музыкальный материал:
1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю»
2.Ф.Шуберт « Ave Maria»
3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»
4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые»
Ресурсы Интернет:
Репродукция.Тема урока: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Цель урока: раскрытие взаимосвязи между различными видами
искусства.
Задачи:- знакомство с новыми музыкальными произведениями
и произведениями изобразительного искусства
-обучение учащихся нахождению ассоциативных связей
между художественными образами музыки и
изобразительного искусства
-развитие музыкальных способностей учащихся
-развитие у учащихся заинтересованности в
самостоятельном осуществлении поиска музыкально-
образовательной информации в сети Интернет
-воспитание у учащихся бережного, уважительного
отношения к женщине-матери.
Музыкальный материал:
1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю»
2.Ф.Шуберт « Ave Maria»
3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты «Нам нужен мир»
4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые»
Ресурсы Интернет:
Репродукция.
Разработка урока музыки
«Образ матери в музыке и
Тема урока:
изобразительном
искусстве»
Хамуева Екатерина Владимировна
Тема урока: «Образ матери в музыке и
изобразительном искусстве»Цель урока: раскрытие взаимосвязи между
различными видами
искусства.
Задачи:- знакомство с новыми музыкальными
произведениями
и произведениями изобразительного искусства
-обучение учащихся нахождению ассоциативных
связей
между художественными образами музыки и
изобразительного искусства
-развитие музыкальных способностей учащихся
-развитие у учащихся заинтересованности в
самостоятельном осуществлении поиска музыкально-
образовательной информации в сети Интернет
-воспитание у учащихся бережного, уважительного
отношения к женщине-матери.
Музыкальный материал:
1.П.И.Чайковский «Колыбельная песня в бурю»
2.Ф.Шуберт « Ave Maria»
3.А.Новиков, сл. Рублева «Ариозо матери» из кантаты
«Нам нужен мир»
4.Чичков, сл. Ибряева «Наши мамы самые красивые»
Ресурсы Интернет:
Репродукция.Конспект урока
Учитель: Ребята! Образ матери, женщины волновал и волнует
всех людей на Земле. Поэты, композиторы, художники
посвящают свои произведения этой вечной теме. Сегодня
тема нашего урока «Образ матери в музыке и
изобразительном искусстве»
(ученики читают прозу Зои Воскресенской)
«Мама! Самое прекрасное слово на земле. Это первое слово,
которое произносит человек и звучит оно на всех языках
одинаково нежно,
У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не
гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным,
И сколько бы ни было тебе лет - пять или пятьдесят, тебе
всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя
любовь к матери - тем радостнее и светлее жизнь»
Учитель: Ребята! А какой видите вы свою маму?
Ученики: нежной, доброй, красивой.
Учитель: Давайте закроем глаза, каждый из вас представит
свою маму и повторит за мной мелодию: «Милая мама...»
Учитель: Любовь матери человек ощущает с самого момента
рождения. А как называется первая песня, которую поет нам
мама? (колыбельная)
Сегодня мы исполним вместе с вами замечательную
колыбельную, которую написал великий русский композитор
П.И.Чайковский. Давайте вспомним, что является
отличительной чертой музыки этого композитора?
Ученики: его музыка напевна, песенная.
Учитель: Мы уже начали разучивать «Колыбельную песню в
бурю». Давайте вспомним, в какой форме написана эта
песня?
Ученики: в трехчастной форме.
Повторение песни:
1 часть - повторение текста (первая строка - поет учитель
вторая строка - ученики)
3 часть-повторение, разучивание окончания.
Исполнение песни: первую и третью часть исполняют
ученики, вторую часть исполняет учитель.Учитель: с очень давних пор образ матери с младенцем стоит
в центре поклонения людей. Итальянский художник Рафаэль
написал одну из самых прекрасных картин на земле, которая
называется «Сикстинская Мадонна» (репродукция)
В центре, как бы парит, едва касаясь ногами облаков,
прекрасная женщина с младенцем на руках. Обратите
внимание, какое лицо у младенца, какой у него взгляд?
Ученики: взгляд настороженный, серьезный не по детски.
Учитель: а что мы можем увидеть в глазах матери?
Ученики: глаза очень печальные, но спокойные.
Учитель: эта женщина несет своего сына, чтобы принести в
жертву людям во имя их грядущего счастья. Имя младенца -
Христос, а как зовут его маму? (Мария)
Перед ними на картине склонились Святая Варвара и Святой
Сикст, отсюда и название картины.
Все латинские молитвы, обращенные к матери Христа,
начинаются словами «Аве Мария». Текст этой молитвы много
веков вдохновляет композитора.
Великий австрийский композитор Франц Шуберт
написал свою «Аве Мария» на текст Вальтера Скотта.
Послушайте перевод первого куплета:
«Аве Мария!
Голос девы слышен из скал.
Моя просьба направлена к тебе.
Мы будем заботиться о тебе, дорогая дева.
Мы будем тебя обо всем просить.
О, матушка наша!
Славься!
Аве Мария!»
Учитель: а теперь послушаем песню Шуберта. Слушая
музыку, подумайте, что объединяет картину Рафаэля и
музыку Шуберта?
(слушание песни)
Учитель: красиво музыка звучала? а что у них общего?
Ученики: у них одна тема - трогательная, волнующая, не
земная.
Учитель: давайте рассмотрим картины итальянских
мастеров, на которых тоже изображены Мадонны с
младенцами.
Учитель: ребята! а кто из вас когда-нибудь был в храме? а
есть у нас в православной церкви иконы, на которых
изображены Мадонны с младенцами?
Ученики: есть, этим иконам поклоняются православные
верующие.Учитель: вот иконы Казанской Божией Матери
и Владимирской Божией Матери (репродукция)
Учитель: ребята! а всегда наша страна жила в мирное время?
а какая самая страшная война была в 20 веке?
Учитель: в первые дни войны везде были развешены плакаты
«Родина-мать зовет» (репродукция)
Какой вы видите здесь мать?
Ученики: решительной, готовой даже с маленьким сыном
идти защищать Родину.
Учитель: очень многие погибли на той страшной войне. Много
лет прошло с момента окончания войны, а матери все ждут
своих сыновей и дочерей (
Учитель: ребята, каким предстает перед нами образ матери
на этих картинах?
Ученики: образ трагичный, скорбный.
Учитель: этой теме композитор Новиков посвятил свое
произведение, которое он назвал «Ариозо матери»
(исполнение песни учителем)
Учитель: идут годы, вырастают дети, стареют наши мамы, но
наша любовь к ним никогда не иссякнет и в знак нашей
любви, благодарности нашим мамам давайте исполним
песню
«Наши мамы самые красивые» (исполнение песни)
Учитель: завершается наш урок, сегодня мы наслаждались с
вами, рассматривая картины великих художников, слушая
музыку великих композиторов. И все это было посвящено
вечной теме материнства. Закончить наш урок мне хочется
одним четверостишием:
«Как бы ни манил нас век событий
Как ни влек бы в свой водоворот
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот»
Учитель: давайте поаплодируем нашим мамам, которые
присутствуют сегодня у нас на уроке, и скажем им
«спасибо!!!»