Учебно-воспитательные задачи:
Формирование понятий жанров: повествовательный, лирический, моторный (песня, танец, марш).
Формирование эмоционального к музыкальным произведениям в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
Вызвать эмоциональный отклик у учащихся на разнохарактерные произведения, на те образ, которые созданы в вокальной и инструментальной музыке.
Достичь осознанного восприятия музыки.
Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни).
Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы.
Оборудование:
Плакат: карта путешествия.
Слайд (три жанра: повествовательный, лирический, моторный).
Фортепиано.
Мультимедийный проектор.
Аудио записи: Курмангазы «Сарыарка», П. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков», «Танец феи Драже», «Марш», «Вальс цветов», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
План урока:
Организационный момент.
«Теремок» - разучивание попевки.
Курмангазы «Сарыарка» - слушание.
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» - слушание.
«Колобок» В. Татаринов, Г. Струве – разучивание.
П. Чайковский «Вальс цветов» - слушание.
Музыкально – дидактическая игра «Живая гамма».
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - слушание.
«Веселый музыкант» Т. Волгина, А Филиппенко – исполнение.
Итоги, домашнее задание.Учебно-воспитательные задачи:
Формирование понятий жанров: повествовательный, лирический, моторный (песня, танец, марш).
Формирование эмоционального к музыкальным произведениям в процессе исполнения, слушания и размышления о них.
Вызвать эмоциональный отклик у учащихся на разнохарактерные произведения, на те образ, которые созданы в вокальной и инструментальной музыке.
Достичь осознанного восприятия музыки.
Отработка вокально-хоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни).
Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные произведения и делать определенные выводы.
Оборудование:
Плакат: карта путешествия.
Слайд (три жанра: повествовательный, лирический, моторный).
Фортепиано.
Мультимедийный проектор.
Аудио записи: Курмангазы «Сарыарка», П. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков», «Танец феи Драже», «Марш», «Вальс цветов», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
План урока:
Организационный момент.
«Теремок» - разучивание попевки.
Курмангазы «Сарыарка» - слушание.
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» - слушание.
«Колобок» В. Татаринов, Г. Струве – разучивание.
П. Чайковский «Вальс цветов» - слушание.
Музыкально – дидактическая игра «Живая гамма».
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - слушание.
«Веселый музыкант» Т. Волгина, А Филиппенко – исполнение.
Итоги, домашнее задание.
7236033008.doc
Разработка урока музыки
Тема:
«Общие понятия о жанрах» задачи
:
Учебновоспитательные
1. Формирование понятий жанров: повествовательный, лирический, моторный (песня,
танец, марш).
2. Формирование эмоционального к музыкальным произведениям в процессе
исполнения, слушания и размышления о них.
3. Вызвать эмоциональный отклик у учащихся на разнохарактерные произведения, на те
образ, которые созданы в вокальной и инструментальной музыке.
4. Достичь осознанного восприятия музыки.
5. Отработка вокальнохоровых навыков (петь выразительно, меняя интонацию в
соответствии с характером песни).
6. Развивать познавательные интересы, умение сравнивать, анализировать музыкальные
произведения и делать определенные выводы.
7. Развивать слушательскую культуру/
Тип урока – комбинированный.
Вид урока урокпутешествие.
Методы урока – объяснительно иллюстративный с элементами проблемно – поисковой и
игровой деятельностью.
Оборудование:
1. Плакат: карта путешествия.
2. Слайд (три жанра: повествовательный, лирический, моторный).
3. Фортепиано.
4. Мультимедийный проектор.
5. Аудио записи: Курмангазы «Сарыарка»
П. Чайковский: «Марш деревянных солдатиков», «Танец феи Драже», «Марш»
«Вальс цветов»
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»
План урока:
1. Организационный момент.
2. «Теремок» разучивание попевки.
3. Курмангазы «Сарыарка» слушание.
4. М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» слушание.
5. «Колобок» В. Татаринов, Г. Струве – разучивание.
6. П. Чайковский «Вальс цветов» слушание.
7. Музыкально – дидактическая игра «Живая гамма».
8. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» слушание.
9. «Веселый музыкант» Т. Волгина, А Филиппенко – исполнение.
10. Итоги урока, домашнее задание.
229605728 Кобзева Александра Ильинична
Ход урока:
Вход в класс под «Марш» П. Чайковского. Музыкальное приветствие. Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в сказочное
путешествие в Страну Звуков. И по ходу нашего путешествия встретимся с музыкальными
жанрами: повествовательным, лирическим и танцевальным.
Путь наш будет нелегким и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас был уверен в себе и в
своем товарище. Поэтому повернитесь друг к другу, улыбнитесь доброй, светлой улыбкой.
Протяните друг другу ладошки, почувствуйте тепло и поддержку каждого из вас и тогда
нам не будут страшны никакие препятствия и никакие преграды. Мы отправляемся. И в
начале путешествия стоит какойто необычный домик. Что же это за дом? Кто же может
жить в этом домике? Послушайте и скажите о чем и о ком эта песенка? (исполнение
попевки «Теремок» учителем).
О ком же эта попевка? Может ли такое происходить на самом деле? Какой характер? Что
она вам напоминает? (ответы учеников)
Учитель: Конечно. Это маленький отрывок из сказки «Теремок» (разучивание и исполнение
попевки) Вот мы и начали свое путешествие, ну что, идем дальше? Тогда, в путь, в
волшебную Страну Звуков. А повелительница этой страны волшебная птица Птица
Музыка. И пролетала однажды над Землей эта птица. Летела она высоковысоко, а иногда
опускалась ниже к Земле, и снова взлетала вверх. И там, где ПтицаМузыка опускалась
ниже, люди становились другими: они начинали петь песни, создавать музыкальные
инструменты и играть на них. Они пели, работая и отдыхая, они здоровались и прощались
песней, они дарили друг другу музыку в подарок…
Над землей Казахстана, рассказывали старые люди, ПтицаМузыка пролетала особенно
низко, и поэтому на нашей земле появилось очень много музыкально одаренных людей:
певцов, композиторов, музыкантов. И очень много красивых песен и кюев.
Ребята, а кого называют композиторами? Музыкантами? Певцами? (ответы учащихся)
Скажите, можно ли добраться в Страну Звуков обычным способом? Например, на
автобусе, на поезде, на самолете? (нет). А как же мы тогда с вами сможем добраться в эту
волшебную страну? Да нужно просто оглянуться вокруг и внимательно прислушаться…
(звучит отрывок из кюя «Сарыарка»)
Посмотрите внимательно на нашу необычную карту, что вы видите?
(Ответы учащихся: степь, бескрайние просторы, скакуны) а теперь давайте послушаем кюй
«Сарыарка» великого казахского композитора Курмангазы. Его называли кюйши казахской
степи. Он страстно любил свой родной край, казахские степи.
Послушаем кюй и сравним его с рисунком. Что бы вы изобразили на своем рисунке?
Какая музыка звучала по характеру, какой темп? Соответствует ли рисунок музыкальному
произведению? Можно ли сочинить небольшой рассказ к услышанному? (ответы учащихся)
Мы с вами послушали кюй, а относится он к повествовательному жанру. Как еще можно
назвать такой жанр? (музыкальный рассказ)
Вот мы и прошли казахскую степь, но путь наш продолжается в поисках ПтицыМузыки.
Смотрите, перед нами дремучий лес. Избушка какаято стоит. Интересно, кто же в ней
живет? (Баба – Яга)
229605728 Кобзева Александра Ильинична
«Поутру пробудилась Баба – Яга костяная нога в своей избушке на курьих ножках. Глядь –
нет Ивана – царевича. Бросилась на в погоню во весь дух. На железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Только ветер свистит, тучи разгоняет».
(Слушание М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»)
Это музыкальное произведение так и называется «Избушка на курьих ножках, а написал его
русских композитор М. Мусоргский. Давайте нарисуем портрет Бабы – Яги, а я вам
помогу. Какую вы ее услышали? (ответы детей: злая, грубая, страшная. Вначале она злится,
носится в своей ступе по лесу, ищет Иванацаревича, выкрикивает грозные, злые слова.
Потом звуки затихают, как будто Баба – Яга злится, что не смогла найти Ивана – царевича,
быстро удаляется, заметая свой след.)
Пусть Баба – Яга улетает. Не нужна она нам. Но, послушайте, кто, же это катится по
тропинке? (исполнение песни «Колобок» учителем) Ребята, чья это песенка? Какой
характер у нашего нового героя? (эту песенку поет Колобок, он веселый)
Давайте ее разучим и отправимся с ним дальше в путь по тропинке, в волшебную Страну
Звуков за ПтицейМузыкой. (При разучивании песни следует с самого начала добиваться
выразительности исполнения, избегать форсированного звука)
Куда же это привела нас тропинка? А привела она нас на дивную поляну цветов. Какая
чудная музыка доносится с поляны. А звучит музыка великого русского композитора П. И.
Чайковского и называется она «Вальс цветов». Какая нежная мелодия, так и хочется под
нее танцевать. Давайте мы с вами превратимся в маленькие цветочки и потанцуем под эту
чудесную мелодию.
(Все встали, подняли свои головушки – цветочки к солнышку. Раскрыли лепесточки,
улыбнулись солнышку, новому дню. Подул ветерок, лепесточки закачались, покружились в
одну сторону, в другую и т. д.)
Молодцы! Идем дальше? Ой, а что это такое? Какой красивый дворец. Но чтобы попасть в
него нужно подняться по ступенькам. А ступеньки – то необычные. Давайте посчитаем,
сколько их тут? (7) они вам ничего не напоминают? (Ноты). Молодцы! Конечно же это
ноты. Давайте поднимемся по этим необычным ступенькам. (Музыкальнодидактическая
игра «Живая гамма». Сначала гамму исполняют все вместе, затем каждый ряд поет только
свой звук. Слева направо учащиеся получают по одному звуку. После того как дети
хорошо запомнят свою «роль», сыграть на живой клавиатуре попевку «Скок, скок по
скок»).
Мы поднялись с вами по ступенькам, но войти во дворец так и не можем, а почему? (Вход
охраняю стражники). У Птицы – Музыки тоже есть своя стража. Давайте же послушаем,
какая она. (Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского). Это настоящие
солдаты? Что под эту музыку можно делать? (Маршировать.) что такое марш? (Марш это
музыка, под которую можно дружно шагать, маршировать.) Как звучит музыка?
(Боевая, задорная, сначала музыка звучит негромко, солдатики гдето далеко. Вот они
подходят все ближе и ближе, марш звучит громче. Затем, как будто солдатики удаляются и
музыка затихает). Вот мы с вами снова нарисовали музыкальную картинку.
Так давайте же скорее зайдем во дворец. Но, что это? Двери дворца закрыты на замок. Как
же нам его открыть? И замок какойто необычный. Ключ, наверно, тоже должен быть
необычным? Ребята, у вас ни у кого нет ключа от этого замка? (Нет) А какие бывают
ключи?
229605728 Кобзева Александра Ильинична (Ключ от обычного замка; ключ, который бьет из земли; а бывает еще и музыкальный
ключ)
А к этому замку, какой ключ подойдет? (Музыкальный) Как же называется ключ, который
нам нужен? (Скрипичный) молодцы! Чтобы наш музыкальный ключ смог открыть
волшебный замок, нам нужно спеть и станцевать песню «Веселый музыкант». (Исполнение
песни).
Сюрпризный момент: по окончании исполнения песни, дверь кабинета открывается и в
кабинет «влетает» Птица – Музыка под звуки «Танца феи Драже» П. Чайковского.
Птица – Музыка: Здравствуйте, ребята. Вот мы с вами и встретились. Какие все красивые,
нарядные. Пролетая над вашим городом, я услышала прекрасное звучание музыки и решила
проверить, кто же это так красиво поет? Откуда же идет такое прекрасное звучание. Я все
время наблюдала за вами и увидела, что с успехом прошли все испытания. Молодцы! И в
награду за ваши знания я дарю вам три музыкальных жанра: повествовательный,
лирический, моторный (песня, танец, марш).
Учитель: Большое спасибо тебе Птица – Музыка за твой подарок. Ведь это основные
жанры. На них строится вся музыка. И мы сегодня встретились со всеми тремя жанрами.
Ведь так, ребята? Давайте посмотрим на нашу сказочную карту и вспомним, какую музыку
мы слушали, пели, а под какую танцевали.
Вот мы прошли казахскую степь. О чем мы с вами говорили?
(Ответы учащихся: музыка стремительная, показаны бескрайние просторы степи, музыка
рисует картину родной природы).
Когда мы подошли к избушке на курьих ножках? (Музыка злая, грубая. Мы нарисовали
портрет Бабы – Яги). Исполняя песни, мы четко представили героев, о которых пели. Вот
это и есть повествовательный жанр (песня).
Когда с вами танцевали на цветочной поляне, то слышали красивую, плавную лирическую
музыку – это, ребята, лирический жанр (танец).
А когда повстречали необычных солдатиков, то маршировали с ними под боевую музыку –
это моторный жанр (жанр движений – марш)
Так какие же музыкальные жанры подарила нам Птица – Музыка? (Ответы учащихся)
Птица – Музыка: Молодцы, ребята! Вы сегодня меня очень порадовали. И я хочу вам
пожелать, чтобы вы почаще слушали музыку, пели, научились понимать и любить ее. Чтобы
музыка была спутницей и помощницей в вашей жизни. И на прощание я хочу прочитать вам
эти строки… (Стихотворение Сергея Миронова «Музыка»)
Ежедневно, ежечасно,
Каждый миг существования
Слышу музыки прекрасной
Я знакомое звучание.
Вслушайся, она повсюду.
Слышишь, словно чьито руки
Из теченья наших судеб
Плавно извлекают звуки.
И в ушах звенящий ветер,
И полночных снов хрустальность,
Все, что только есть на свете,
229605728 Кобзева Александра Ильинична Источает музыкальность.
Все, чем только еще можно
Чувств поджечь опасный порох,
И часы, что бьют тревожно,
И листвы спокойный шорох,
И глубокое молчание
В ритм дождя, что бьет по крыше,
Это музыки звучание.
Вслушайся и ты услышишь…
До свидания, ребята, до новых встреч.
(Птица – Музыка улетает под музыку П. Чайковского «Танец феи Драже»)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в Страну Звуков. Мы с вами пели,
танцевали, играли. Встретились с Птицей – Музыкой и получили от нее подарок. А что же
она нам подарила?
(Ответы учащихся. 3 жанра. Повествовательный – песня; лирический – танец; моторный –
марш)
И я хочу, чтобы вы дома нарисовали в память о нашей встрече с Птицей Музыкой свои
музыкальные впечатления.
Музыкальное прощание с учащимися. Выход из класса под «Марш» П. Чайковского.
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Разработка урока музыки «Общие понятия о жанрах»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.