Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"
Оценка 4.8

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
5 кл
14.02.2017
Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"
Данная методическая разработка урока музыки будет полезна для учителей музыка, работающих в общеобразовательном учреждении по ФГОС. Урок предназначен для учащихся 5 классов . Автор учебно методического комплекса: Науменко Т.И. Алеев В.В. В конце методической разработки приведена технологическая карта урока. Тип урока: Комбинированный Цель урока: дать представление об отличительных особенностях русской песни, дать понять, какие стороны жизни отражала русская песня.
5 класс Науменко.doc
Тема урока: «Мир русской песни» Тип урока: Комбинированный Цель урока: дать представление об отличительных особенностях русской песни, дать понять, какие стороны жизни отражала русская песня Задачи урока: эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания; воспитание культуры мышления и речи обучающихся; формирование вокально­хоровых умений обучающихся. Предметные компетенции: иметь представление об особенностях жанра "песня" (народная песня, авторская песня), развивать умение слушать вокальную музыку (сольное  пение, хоровое пение) понимать смежные виды искусства (музыка, литература, живопись), познакомиться с пейзажами русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И.  Левитан) определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия ­ характер, легато, распевы; звуковая  изобразительность аккомпанемента ­ колокольные звоны), иметь представление о песенной культуре русского народа, развивать вокально­ хоровые умения Информационная компетенция уметь находить главные идеи в текстовом материале учебника "Музыка" уметь соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами изображать музыкальный образ посредством создания музыкального рисунка Социальная компетенция учиться слушать и слышать мнение других людей (выполнение домашнего задания ­ интервью) развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке Коммуникативная компетенция учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи Личностная компетенция осваивать способы художественно­практической деятельности в направлении духовного саморазвития определить самостоятельный маршрут общения с искусством Музыкальное сопровождение: фонограмма (­) песен для исполнения, фонохрестоматия к учебнику музыки. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска ИКТ: Презентация к уроку музыки по теме "Мир русской песни" Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент Приветствие. Эмоциональный настрой на урок Входят в класс под песню В. Баснера «С  чего начинается Родина?» Постановка цели урока ­О чем мы говорили на уроках музыки в 1 четверти? Ответы на вопросы Актуализация опорных знаний  учащихся по предмету Цель: повторить материал 1  ­ Какие виды искусства мы можем назвать? ­Как музыка связана с ними? ­ О каких двух началах искусства шла речь на уроках музыки? четверти ­Почему песню называют верным спутником человека в жизни? Вступительный рассказ учителя  о русской песне, погружение в  тему урока Цель: настроить на восприятие  нового материала ­Нет в жизни русского человека такой ситуации, когда ему не  хотелось бы петь. Недаром и пословица говорит: «Душа просит  песни». Русский человек поёт в радости и горе, в работе и на  отдыхе. Послушайте стихотворение И.Сурикова о русской песне  (учебник, стр.58) – учитель читает вслух. Слушают рассказ учителя, эмоционально  настраиваются на восприятие нового  материала. Анализ содержания стихотворения ­ Хорошая песня ­ это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах. Русская песня всегда отражала  окружающую жизнь, природу России, её пейзажи. Мир русской  песни ­ это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный  русский пейзаж (слайд2,3,4). Среди народных песен можно выделить жанры: Колыбельные, трудовые, солдатские, свадебные (слайд5) Отвечают на вопросы учителя Соотнесение  текстов литературных произведений с  произведениями музыкальных жанров. Объяснение новой темы 1) Вступительная беседа ­Давайте рассмотрим иллюстрации учебника по теме нашего  урока. Кто их автор? Как они называются ? Что изобразил  художник? Какую музыку можно подобрать к этим  иллюстрациям? А вы знаете, ребята, что живёт и русская  народная песня "Среди долины ровныя". Давайте её  послушаем… Рассматривают рисунки , соотносят рисунки с музыкой, дают оценку характера работ  художников 2)Эмоционально –  художественное восприятие  музыки. Музыкально­творческая деятельность (слушание и  исполнение музыки) Слушание рнп "Среди долины ровныя". ­Какие чувства вы испытали, когда звучала песня? Какое было  настроение? Разучивание и исполнение 1 куплета песни Рассуждения о музыкальных впечатлениях. Приобретение опыта музыкально­ творческой деятельности через слушание,  исполнение музыки. 1. заучивание слов и разбор мелодии по фразам; 2. соединение фраз в куплет, исправление ошибок в  исполнении мелодии; 3. исполнение 1 куплета песни Анализ песни : данная народная песня ярко и полно отражала  природу и быт, чувства и переживания людей прошлого,  рассказывала об их праздниках и буднях. К какому жанру  относится песня? (слайд7) Анализ и обобщение музыкальных  впечатлений Слушание рнп «Ах ты, степь широкая…» Анализ мелодии: ­Познакомимся с нотной записью народной песни "Ах ты, степь  широкая:". Обратите внимание на распевы (на один слог  приходится несколько нот: слоги "­ро", "­доль", "­на", "­ма", "­тушь", "­воль"), на легато, слитное исполнение нескольких нот). (Учитель исполняет песню, акцентирует внимание на распевах,  дети повторяют сложные места мелодии) ­Как вы думаете, что общего между русской народной песней "Ах  ты, степь широкая:" и живописным сюжетом В.Д. Поленова  "Монастырь над рекой". Разучивание и исполнение 1 куплета песни 1)заучивание слов и разбор мелодии по фразам; 2)соединение фраз в куплет, исправление ошибок в исполнении  мелодии; 3)исполнение 1 куплета песни ­К какому жанру относится эта народная песня? (слайд 6) ­Ребята, сейчас мы отдохнем и одновременно послушаем ещё  одну рнп «Вечерний звон» Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по характеру словам  народных песен. Одно из таких стихотворений ­ "Вечерний звон"  ­ стало основой известной песни. Его автор И.Козлов. Под  музыку выполним движения в соответствии с её характером Соотнесение текстов литературных  произведений с произведениями  музыкальных жанров. Примерные ответы детей ­ Мелодия песни нетороплива как  бескрайняя широкая степь, степь  раздольная. ­ Мелодия величава как православные  монастыри. ­Вдалеке ­ бескрайние широкие просторы. ­Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой ­ матушкой. Исполнительская хоровая деятельность Выполняют музыкально­пластические  движения Физ. минутка Закрепление темы урока ­Давайте прочитаем стихотворение «Вечерний звон» Эмоционально –  художественное восприятие  музыки Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз. ­Это стихотворение стало основой народной песни (слайд8), а  песня – одна из визитных карточек русской земли, её часто  можно услышать в исполнении иностранцев. Наряду с песнями  «Во поле берёза стояла», «Подмосковные вечера», «Катюша»  иностранные гости с удовольствием исполняют и песню  «Вечерний звон». Анализ мелодии: ­ Познакомимся с нотной записью № 12, Песня "Вечерний звон".  (Звучит фонограмма). ­Что изображает аккомпанемент песни? ­Какие образы, звучащие в музыке "Вечернего звона", близки  русской душе? Чтение стихотворения всем классом) Примерные ответы: Ученик: колокольные звоны (слайд9) Ученик: Облик деревянной Руси с её  церквами, колокольным звоном дорог и  близок русской душе. Вечерний звон был  частью родного края, он навевал  воспоминания о юных днях, мечтах,  надеждах. ­Обратите внимание на иллюстрацию И.Левитана «Вечерний  звон» на странице учебника. Что общего между музыкальным  произведением и художественным полотном? Какие впечатления Соотнесение художественных полотен с производит рисунок? произведениями музыкальных жанров. Разучивание и исполнение 1 куплета песни 1. заучивание слов и разбор мелодии по фразам; 2. соединение фраз в куплет, исправление ошибок в  Исполнительская хоровая деятельность исполнении мелодии; исполнение 1 куплета песни Выводы Учитель подводит обучающихся к выводу ­ Есть ли общее в песнях "Ах, ты, степь широкая:" и "Вечерний  звон"? В чём оно проявляется? (слайд 10) ­Каковы основные признаки русской народной песенности?  (слайд11) ­ Какие стороны жизни отражала русская народная песня? ­Для исполнения русских народных песен используются  народные инструменты. Давайте вспомним, какие инструменты  входят в состав народного оркестра? (слайд12) ­Давайте соотнесем исполненные на уроке песни, а также  знакомые нам ранее с жанрами (слайд 13, 14) Вывод: Русская народная песня отражала: природу России, её пейзажи быт, чувства и переживания людей будни и праздники народа Отвечают на вопросы учителя, принимают  участие в словесном оформлении вывода по теме урока Примерные ответы Ученик: Песни ­ это просторный русский  пейзаж. Ученик: Облик родины, с её широкими  степями, реками, колокольным звоном. Ученик: Мелодии песен неторопливы как  бескрайняя широкая степь. Ученик: Мелодии песен величавы. Ученик: В песнях звучит душа России с её  любовью к Богу, давшую миру богатую  культуру колокольного звона. Ученик: Песни рассказывают о жизни  народа, пейзажах России. Домашнее задание Дома вы должны дать ответы на вопросы: "Какие песни ты  полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?". К ним мы уже  Записывают д/з в дневники обращались во время изучения темы "Песня ­ верный спутник  человека» (Можно записать свои размышления, наблюдения,  взять интервью в своей семье) ­С какой темой мы познакомились на уроке? Рефлексия. Подведение итогов  урока. ­В чем особенности русской песни? ­Чем характерна их мелодия? ­В чём особенность настроения этих песен? Отметки за урок… Отвечают на вопросы учителя. Выстраивают ответы на вопросы: Я на уроке узнал... Мне понравилось…. Я научился петь песню… Технологическая карта урока музыкиПредмет: музыка               Класс: 5                 Учебник (УМК): 5 класс: Науменко Т.И, Алеев В.В. Тема урока: Музыка рассказывает обо всем                   Тип урока: получение новых знаний  Оборудование: компьютер, музыкальный центр  Музыкальный материал: С. В. Рахманинов «Концерт для фо­но с оркестром  №3 (1ч)(фрагмент); И. Хрисаниди «Родина» Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений  учащихся класса, для которого  проектируется урок:  учащиеся владеют: ­ познавательными УУД: Умение анализировать, сравнивать музыку Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом ­регулятивными УУД: Умение определить цели учебной деятельности Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень) ­коммуникативные УУД: Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя Умение слушать и понимать других Участвовать в коллективном обсуждении Умение работать в группе ­личностные УУД: Умение чувствовать красоту музыки, выражая свои чувства Умение оценивать свои возможности   Этап урока,  Время этапа  Задачи этапа 1)  Организационный момент  Вызвать  познавательный  интерес Технологическая карта урока музыки Методы,  приемы  обучения Формы учебного  взаимодействия Деятельность  учителя Групповая.  фронтальная ­эпиграфом к  уроку послужили  слова К. Кулиева.  Послушайте  (учитель читает   стихотворные  строки о музыке,  акцентируя,  выделяя голосом  слова, которые  характеризуют ее  многогранность.  ­ печальна  и  чиста, как жизнь  Деятельность  учащихся Учащиеся  отвечают на  поставленный  вопрос ( Она  печальна, чиста,  любима) Формируемые УУД и предметные  действия Личностные: ­мотивационная  готовность; Регулятивные: ­Организовать  свою деятельность; Познавательные: ­формулируют  ответы на вопросы; Коммуникативные: ­умение выражать  свое мнение; 2)Актуализация  знаний 3) Совместное  открытие знаний,  создание  проблемной  ситуации 4)Совместное  применение  знаний Работа по теме:  познакомить с  многогранностью музыки ; вызвать познавательный  интерес Формулировка  темы урока Организация  учащихся на  проведение  самостоятельной  работы 5)Первичное  закрепление  материала Закрепление  разученного  материала Групповая Сольная Коллективная  людьми любима,  как жизнь, ты  непроста, как  жизнь  непостижима,  музыка!.. (учитель задает вопрос) Учитель задает  наводящие  вопросы : ­что такое  музыка? Учитель подводит учеников к  выводу о том, что  каждое искусство  самоценно Учитель  обращается к  главной проблеме  и предлагает  работу с  учебником Учитель  предлагает  прослушать и  проанализировать музыкальный  фрагмент. Учитель  спрашивает  Ответы детей,  работа со  справочным  материалом Высказывания и  рассуждения  учащихся Работа с  учебником Высказывают  мнения о  фрагменте. Ученики  пробуют себя в  качестве солиста и пение с  квартетом 6) Рефлексия  7) Домашнее  задание Групповая Фронтальная Индивидуальная какую песню о  Родине они знают  и разучивают  песню Учитель подводит итог, спрашивая у  учеников:  назовите  главный вопрос урока;  какие  произведения  сегодня звучали  на уроке? В чем  они испытывали  затруднения солистов. Разучивание  песни с  пластическим  дирижированием Ответы учеников Прочитать  стихотворение   С. Маршака  «Гвоздь и  подкова» на  стр.5; Ответить на  вопросы на  стр.6; Выучить песню

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"

Разработка урока музыки по теме: "Мир русской песни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017