Урок музыки в 1 классе. Тема: "Музыкальные картинки".
Цель: Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором К. Сен-Сансом, его произведением "Карнавал животных", дать первичное представление понятия "сюита" как жанра музыкального произведения, умение определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения. Уметь внимательно слушать музыку.Урок музыки . 1 класс. Тема: "Музыкальные картинки"
Урок музыки в 1 классе.
Тема урока: «Музыкальные картинки» МУЗЫКАЛЬНЫЙ
КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ.
Цель:
Организовать деятельность учащихся для знакомства с новым композитором
К. СенСансом, его произведением «Карнавал животных», дать первичное
представление понятия «сюита» как жанра музыкального произведения,
отработка умения определять характер музыки, давать характеристику
музыкального произведения.
Планируемые результаты.
Предметные:
-знать музыкальный термин сюита;
-уметь внимательно слушать музыкальное произведение
Личностные:
воспринимать произведение , его характер и настроение;
Познавательные:
-выявлять изобразительные возможности музыки, что может
изображать музыка в произведениях
Тип урока: урок формирования новых знаний
Форма урока: мультимедиа-урок
Музыкальный материал: «Улыбка» В. Шаинский
«Карнавал животных» К. Сен – Санс
«Хомячок»
« Песенка Львёнка и Черепахи» Г. Гладков
План урока:
1 Организационный момент:
Вход в класс под музыкуМуз. приветствие
2. Определение темы урока и постановка целей.
3. Знакомство с новым композитором – выступление детей
4. Работа по теме урока
5. Работа над песней «Хомячок»
6. Проведение физминутки.
8. Итог урока
9. Рефлексия
Исполнение песни про «Львенка и черепаху» с показом
гимнастики для глаз «Львёнок и Черепаха».
10. Выход из класса под музыку «Улыбка»
Оборудование: компьютер, диапроектор, экран, «Карнавал
животных» запись музыкальных фрагментов.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Вход в класс под музыку «Улыбка».
- Давайте с вами поздороваемся и передадим друг другу
хорошее настроение - пожмём друг другу руки и передадим
друг другу улыбку .
( фоном звучит музыка « Улыбка» Шаинского)
2. Определение темы урока и постановка целей.
- Тему нашего урока вам подскажет загадка:
В этом карнавале, увидите сами, герои будут с усами, с
хвостами. Бегать умеют они и летать, ползать и плавать,
кусать и хватать. Герои мохнатые, герои пернатые, стройные
и даже горбатые. Добрые, злые, наземные, водные – Кто же
они? Догадались?... ( животные)
Подвести детей к формулировке темы:«Музыкальный карнавал животных»
Подвести к постановке проблемы: КАКИЕ ЦЕЛИ ВЫ
ОПРЕДЕЛИТЕ ДЛЯ СЕБЯ НА ЭТОТ УРОК?
(Узнать про карнавал, послушать учителя и товарищей –
получить информацию, слушать музыку, петь песню)
- Мы познакомимся с новым композитором, его
произведением «Карнавал животных», узнаем новый
музыкальный термин, будем совершенствовать свои умения
определять характер музыки, давать характеристику
музыкального произведения.
3. Знакомство с новым композитором – выступление
детей
Показ портрет Сен-Санса
- Ребята, перед вами портрет Камиля Сен-Санса. Но он
был не только знаменитым французским композитором.
Он виртуозно играл на фортепиано, органе. Был
дирижёром, музыкальным критиком, писателем.
Запомните это имя: Камиль Сен-Санс.
- Повторите неторопливо два-три раза Сен-Санс
Это фамилия французского композитора Камиля Сен-
Санса. Для знакомства с ним предоставляю слово
ребятам. Они провели исследовательскую работу и
готовы поделиться с нами информацией.
Выступления детей:
1.Камиль Сен- Санс в детстве был самым одаренным
мальчиком.
2. Начал учиться музыке с двух с половиной лет, в 5 лет
начал сочинять музыку , в 10 лет дал свой первый концерт
3.Он очень любил собирать коллекцию насекомых,
минералов, выращивал даже сам цветы, но особенно любил
животных. Когда стал уже взрослым, серьёзным
композитором – задумал повеселить своих слушателей и
сочинил зоологическую фантазию4. Замечательно рисовал карикатуры, писал стихи, был
любителем путешествий, прожил долгую жизнь (86лет)
4. Работа по теме урока:
- С кем это мы сегодня встречаемся? Куда мы попали? Что за
сказка или история?
- И где, кроме зоопарка, мы можем встретить всех,
нарисованных на этих картинках, животных?
- Конечно, как всегда, мы встречаемся с музыкой. С её
волшебными звуками мы попадём на Карнавал.
- Карнавал – это праздник, где люди веселятся в масках.
-Что за маски? И кто под маской?
- Маски животных – мы же это уже увидели на картинках.
- Наши животные тоже будут в масках, но маски необычные –
музыкальные.
- А под маской скрывается характер.
- Итак, сюита - «Карнавал животных» (К. Сен-Санс)
- А что это сюита, на что она похожа?
- А, сюита – это поезд. В ней, как в вагонах, едут герои
отдельных пьес.
- Пусть сюита будет поездом.
-Пора отправляться. Давайте слушать музыку и угадывать,
кто в каком вагоне едет.
- Первым вагоном, то есть номером, в сюите «Карнавал
животных»……..
Слушайте. Выбирайте, какую картинку поставить первой.
- Кто из животных должен открывать этот карнавал?
- Есть дополнительная звуковая информация - (ЛЕВ)Обсуждение услышанного: как догадались, определение
регистра, характера, изобразительности,
- Почему именно это животное открывает сюиту? (ответы)
2-ой номер сюиты «Карнавал животных» - ………..
- Слушайте. Выбирайте, какую картинку поставить следом.
- Что вы представили, когда слушали музыку? (КУРЫ И
ПЕТУХ)
И для этого «вагона» есть дополнительная звуковая
информация -
Догадались?
- Давайте сыграем в игру «КУРЫ и коршун»:
Под музыку ходим, на паузе – тишине – замираем, чтобы нас
не поймал «коршун» Выбираем коршуна ( дать бубен):
музыка звучит – коршун в бубен ударил – замерли.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА.
- Номер три в сюите «Карнавал животных» - …………
-Слушайте.
- Дополнительную информацию добудьте сами – ответьте на
вопрос:
- Этот герой медленный или быстрый, тяжёлый или лёгкий?
- Выбирайте по картинкам :
Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша,
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит... … (черепаха)
№ 4 на «Карнавале животных»
- Слушайте. « Осел»
Я его узнаю сам по его большим ушам
(осел)Сер, да не волк, длинноух, но не заяц
С копытами, да не лошадь
(осел)
- Ну, что же, мы с Вами послушали зоо-музыку
- Оставим остальных персонажей на следующий урок, тем
более, что отгаданные герои дожидаются, когда мы про них
песню споём.
5. - А какую песню вы знаете, где упоминается про
животных?
( «С букварём уселись куклы»)
- Прежде, чем спеть её, подготовим голосовые аппараты
(«Путешествие Язычка»)
Исполнить песню .
Творческое задание:
- Сегодня на урок к вам пришла новая песенка, да только по
дороге она потеряла название. Внимательно послушайте её и
помогите ей название вернуть.
Слушание песни «Хомячок» с показом презентации. Дети
придумывают название песни.
Разучивание:
вывести на экран слова песни
прочитать проговаривая
прочитать шёпотом
пропеть с мелодией,
спеть вместе с музыкой
6.Физминутка
– А теперь мы сами попробуем изобразить животных и их
повадки в веселой песенке “Зверобика” и животные из песни
В. Шаинского «Зверобика» помогут нам провести
физкультминутку.- Когда будете слушать музыку, придумайте движения,
чтобы показать героев этой песни (кошку, мартышку, змею и
цаплю).
(Прослушивание песни “Зверобика” и придумывание
движений , распределить по рядам ).
ВИДЕОФРАГМЕНТ ПЕСНИ.
7. Подведение итогов, рефлексия:
Вспомнить, какие цели ставили в начале урока. Что нового
узнали?
- С какими животными познакомились в сюите?
- Кто является автором этих пьес?
Камиль Сен-Санс.
- С какой песней познакомились?
– Музыка может изображать, а мы можем представить,
“увидеть” того, о ком она нам рассказывает. Музыка может
изображать не только людей, но и животных, используя свои
музыкальные “краски”.
- И мы в этом убедились, познакомившись с произведением
Сен – Санса «Карнавал животных» и песнями.
- Давайте наш урок завершим песней про «Львёнка и
Черепаху».
Исполнение песни про «Львенка и черепаху» с показом
гимнастики для глаз «Львёнок и Черепаха».
Исполнение с видеороликом.
Рефлексия: - Узнать какое настроение у вас осталось от
урока поможет «Дерево настроения». (На деревце
прикрепляют нотку того цвета, которое созвучно настроению
полученному от урока)
Выход из класса под музыку «Улыбка».