Конспект урока музыки в 6 классе по программе «Музыка». »Тема урока : » Сила музыкальной сатиры» Цель данного урока: научить детей слушать музыку, звучащую в опере, познакомить с творчеством Н.А.Римского –Корсакова . Задачи: увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся ; любовь к сказочной музыки. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение навык вслушивания в музыку; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; показать взаимосвязь музыки с другими видами искусств ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА Актуализация новых знаний Введение в тему урока .Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о сатире. Что же такое сатира ? Нужна ли в музыке сатира ? Где вы с ней встречались ? (ответы, рассуждения детей ) Беседа. Один из выдающихся композиторов 19 века был выдающимся мастером в этой области . Ярко, легко и непринужденно выразил своё мастерство в опере «Золотой петушок»и , с которой мы с вами сегодня и встретимся. Беседа о творчестве Римского-Корсакова. (портрет) -назовите композитора, портрет которого вы видите -какие произведения вам знакомы ? -почему именно этого композитора называют композитором- сказочником ? Сегодня вы услышите отрывок из оперы « Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, который служит образцом эпохи 1 русской революции, совсем не похожей на революционные песни. Что вы знаете о сюжете ? о композиторе?
Конспект урока музыки 6 класс 2
четверть
Тема:
"Сила музыкальной сатиры"Цель урока: научить детей слушать музыку, звучащую в опере, познакомить с
творчеством русского композитора Н.А, Римского Корсакова.
Обучающие : увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить
правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором;
направить внимание ребят на поиск изобразительных деталей в музыке,
связанных с ее образным содержанием; познакомить с жанром опера;
Воспитывающие : воспитать эмоциональноценностное отношение к музыке, к
искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе;
слушательскую и исполнительскую культуру;
Развивающие : развить любовь к музыке; творческое воображение; навык
вслушивания в музыку; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные
способности детей; певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении
настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими
искусствами; артистические способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и
дедукции, метод забегания вперед и возвращения к пройденному , эмоциональной
драматургии, сравнительный анализ, обобщение, прием коллективных ответов.
Оборудование к уроку :компьютер, экран, фортепиано, хрестоматия 6 класс,
текст песни, портрет композитора, презентация о творчестве композитора,
иллюстрации к опере «Золотой петушок « , показ мульфильма «Золотой
петушок «.План урока
Средства
обучения
Инструмент
(фортепиано)
Презентация
(портрет
композитора,
иллюстрации)
Презентация,
аудио,
видеозапись
Фортепиано,
фонограмма
№
этапа
урока
1
2
3
4
5
6.
Содержание этапа
Организационный момент
Беседа о творчестве
композитора , показ
презентации.
мультфильма
Слушание»Шествие « из
оперы «Золотой петушок» Н
.А. РимскогоКорсакова.
Просмотр
«Золотой петушок «
( фрагмент )
Пение. «Ты соловушка ,
умолкни «М.Глинка –
продолжать
разучивание
песни ;
«Край , в котором ты
живешь « Г.Гладков –показ
и разучивание песни .
Подведение итогов.
Рефлексия
Домашнее задание
Время
2мин.
10 мин.
16 мин.
13 мин.
3 мин.
1 мин№
этапа
урока
1
Тема: Сила музыкальной сатиры
Ход урока
Содержание этапа урока
Организационный момент.
Музыкальное приветствие
Уч. Прозвенел звонок
Дети. Начался урок–
У- Здравствуйте, садитесь. Я снова рада
встрече с вами. Мне не терпится поделиться
знаниями о музыке, и услышать не только ваши
впечатления, но и сердца и души. Тема нашего
урока "В чём сила музыкальной сатиры «.
Средст
ва
обучен
ия
Инстру
мент
(форте
пиано)
Вре
мя
2
мин
.
2
Актуализация новых знаний
Введение в тему урока .Сегодня на нашем уроке мы будем
говорить о сатире. Что же такое сатира ? Нужна ли в музыке
сатира ? Где вы с ней встречались ? (ответы, рассуждения
детей )
Беседа. Один из выдающихся композиторов 19 века был
выдающимся мастером в этой области . Ярко, легко и
непринужденно выразил своё мастерство в опере «Золотой
петушок»и , с которой мы с вами сегодня и встретимся.
Презен
тация
( портр
ет
композ
итора,
иллюст
рации)
10
мин
.
Беседа о творчестве РимскогоКорсакова. (портрет)
назовите композитора, портрет которого вы видите
какие произведения вам знакомы ?
почему именно этого композитора называют композитором
сказочником ?
Сегодня вы услышите отрывок из оперы « Золотой петушок»
Н.РимскогоКорсакова, который служит образцом эпохи 1
русской революции, совсем не похожей на революционные
песни. Что вы знаете о сюжете ? о композиторе?
Никол й Андр евич Р мскийК рсаков
(6 (18) марта 1844,
Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт
Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр,
общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей
кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии,
симфонические произведения, инструментальные
концерты,
кантаты, камерноинструментальная,
иа
оа
аа
еаРимскийКорсаков родился 6 (18)
марта 1844 в небольшом
городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец
композитора — Андрей Петрович РимскийКорсаков (1784—
1862) — служил некоторое время новгородским вице
губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором,
мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и
богатого помещика Скарятина, женщина достаточно
образованная. Сильное влияние на будущего композитора
оказал и его старший брат Воин Андреевич — контрадмирал,
реорганизатор системы военноморского образования.
Семейный дом РимскихКорсаковых находился на берегу
реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского
монастыря.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в
пансионе, где уроки музыки были в числе прочих
общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства
композитор был увлечён музыкой, познакомился с
сочинениями Россини,
Мендельсона,
однако наибольшее впечатление на него произвела музыка
Михаила Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры»,
оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869,
более
чувствуя
получения
профессиональных музыкальных навыков,
Римский
Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.
необходимость
Бетховена,
Мейербера,
В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский
корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то
время учебное заведение сменило своё название на Морское
училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861
году) и семья РимскихКорсаковых перебралась в Санкт
Петербург.
В 1861 году Канилле познакомил РимскогоКорсакова с Милием
Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом
Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего
решающее воздействие на формирование его личности и
эстетических взглядов композитора. В то время в кружок,
помимо его главы — Балакирева — и самого Римского
Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский.
Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не
только подсказывал верные композиторские решения для
создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с
инструментовкой.
Слушание.
Слушание «Шествие» какие интонации вы услышали ?
3
Презен
тация,
13
минчто означает слово Додон ? (неуклюжий, нескладный,
несуразный человек)
какие слуги окружают ?
каким композитор изображает Воеводу? (старым,
неотёсанным, ворчливым).
Композитор передал это необычным ритмом, как звучит
интонация петушка ?
Опера начинается и заканчивается резким петушиным
криком. Вся она пронизана насмешливым —задорным
возгласом» Берегись, будь начеку !
«И передаваясь из регистра в регистр чуткого оркестра.
Предложение Шемаханской царице руки и сердца Додон
начинает темой « Царствуй, лежа на боку !».
Эта насмешливая тема открывает ослепительное шествие.
( слушают )
какая музыка по характеру ?
есть ли контрастные темы ?
узнали ли вы песню, которую использовал композитор в
своей опере ? (солдатушки , бравы , ребятушки )
сохранился ли её характер ? Опера построена на
контрастах.
а что такое опера ? (музыкальнодраматическое
произведение, где герои поют , в сопровождении
симфонического оркестра)
какой образ самый яркий ?
Особенно ярок образ царицы.
расскажите о своих впечатлениях прослушанного
произведения . Удалось ли композитору передать
музыкальный образ героев ?
почему царская цензура не пропускала оперу ?( потому что
увидела опасный революционный дух и запретила её
постановку ).Царь убивает Звездочета, а царя Петушок
исчезла Шемаханская царица. Рыдает осиротевший народ.
И выходит оживший Звездочет со своей странной
присказкой .» Сказка ложь, да в ней намек…..
повторное слушание
просмотр мультфильма «Золотой петушок» ( фрагмент )
понравился ли вам мультфильм ? Вы таким представляли
царя ? Что вам понравилось ?
Пение.
Разучивание песни 2 и 3 куплета « Ты соловушка, умолкни»
М.Глинка работа над песней
исполнять в характере
вокальнохоровая работа
прохлопать ритмический рисунок песни
работа над текстом и выразительность исполнением.
Разучивание песни « Край , в котором ты живешь» музыка
4
видеоза
пись
.
13м
ин.
Аудиоз
апись,
Фортеп
иано,
фоно
граммаГ.Гладкова
показ песни , беседа о песни.
прочитать стихи о Родине
разучивание
вокальнохоровая работа
обратить внимание на ритмический рисунок.
Подведение итогов
Могла эта опера, которую мы слушали служить оружием в
борьбе против самодержавия (да, сатира сильное оружие ).
В России всегда были люди, искренне любившие свою страну
и народ, готовы отдать свою жизнь. Опера композитора
перекликается с народными частушками , где говорилось о
том, что род царя происходит от баранов. Неудивительно ,
царская цензура учуяла революционный дух и запретила её
постановке.
Рефлексия что вы слушали на уроке ?
что вам больше понравилось на уроке?
с каким настроением вы уходите с урока ?
как называют композитора , с которым вы
сегодня познакомились.
Домашняя работа – выучить песни, знать творчество
Н.А.Римского Корсакова
5
6.
У: Прозвенел звонок!
Д: Кончился урок!
3
мин
.
1м.