Разработка урока музыки «Сила музыкальной сатиры» (6 класс)

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 06.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока музыки в 6 классе по программе «Музыка». »Тема урока : » Сила музыкальной сатиры» Цель данного урока: научить детей слушать музыку, звучащую в опере, познакомить с творчеством Н.А.Римского –Корсакова . Задачи: увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся ; любовь к сказочной музыки. Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение навык вслушивания в музыку; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; показать взаимосвязь музыки с другими видами искусств ВЫДЕРЖКА ИЗ ТЕКСТА Актуализация новых знаний Введение в тему урока .Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о сатире. Что же такое сатира ? Нужна ли в музыке сатира ? Где вы с ней встречались ? (ответы, рассуждения детей ) Беседа. Один из выдающихся композиторов 19 века был выдающимся мастером в этой области . Ярко, легко и непринужденно выразил своё мастерство в опере «Золотой петушок»и , с которой мы с вами сегодня и встретимся. Беседа о творчестве Римского-Корсакова. (портрет) -назовите композитора, портрет которого вы видите -какие произведения вам знакомы ? -почему именно этого композитора называют композитором- сказочником ? Сегодня вы услышите отрывок из оперы « Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, который служит образцом эпохи 1 русской революции, совсем не похожей на революционные песни. Что вы знаете о сюжете ? о композиторе?
Иконка файла материала 5882022619.doc
Конспект урока музыки 6 класс 2 четверть Тема: "Сила музыкальной сатиры"Цель   урока:   научить   детей   слушать   музыку,   звучащую   в   опере,   познакомить   с творчеством  русского композитора Н.А, Римского­ Корсакова. Обучающие  :   увлечь   учащихся   музыкой;   помочь   учащимся   глубже   оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором; направить внимание ребят на поиск изобразительных деталей в музыке, связанных с ее образным содержанием; познакомить с жанром  опера;  Воспитывающие :  воспитать   эмоционально­ценностное отношение  к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе; слушательскую  и исполнительскую культуру;  Развивающие  :   развить   любовь   к   музыке;   творческое   воображение;   навык вслушивания   в   музыку;   желание   выразительно   исполнить   музыку;   музыкальные способности детей; певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении настроение   и   характер   музыки;   показать   взаимосвязь   музыки   с   другими искусствами; артистические способности. Тип урока: изучение нового материала. Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и  дедукции, метод забегания вперед и возвращения к пройденному , эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение,  прием коллективных ответов. Оборудование   к   уроку  :компьютер,   экран,   фортепиано,   хрестоматия   6   класс, текст   песни,   портрет   композитора,   презентация   о   творчестве   композитора, иллюстрации к опере «Золотой петушок « , показ мульфильма «Золотой   петушок «.План урока Средства обучения Инструмент (фортепиано) Презентация (портрет композитора, иллюстрации)   Презентация, аудио, видеозапись Фортепиано, фонограмма № этапа урока 1 2 3 4 5 6. Содержание этапа Организационный момент Беседа о творчестве  композитора , показ  презентации.   мультфильма Слушание»Шествие   «   из оперы «Золотой петушок» Н .А. Римского­Корсакова. Просмотр   «Золотой петушок «  ( фрагмент ) Пение.   «Ты   соловушка   , умолкни   «М.Глинка   – продолжать   разучивание песни ; «Край   ,   в   котором   ты живешь « Г.Гладков –показ и разучивание песни . Подведение итогов.  Рефлексия  Домашнее задание  Время 2мин. 10 мин. 16 мин. 13 мин. 3 мин. 1 мин№ этапа урока 1 Тема: Сила музыкальной сатиры Ход урока  Содержание этапа урока Организационный момент. Музыкальное приветствие Уч. Прозвенел звонок Дети. Начался урок– У- Здравствуйте, садитесь. Я снова рада встрече с вами. Мне не терпится поделиться знаниями о музыке, и услышать не только ваши впечатления, но и сердца и души. Тема нашего урока "В чём сила музыкальной сатиры «. Средст ва обучен ия Инстру мент (форте пиано) Вре мя 2 мин . 2 Актуализация новых знаний  Введение в тему урока .Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о сатире. Что же такое сатира ? Нужна ли в музыке сатира ? Где вы с ней встречались ? (ответы, рассуждения детей ) Беседа.  Один   из   выдающихся   композиторов  19  века     был выдающимся   мастером   в   этой   области   .   Ярко,   легко   и непринужденно выразил своё мастерство в опере «Золотой петушок»и , с которой мы с вами сегодня и встретимся. Презен тация ( портр ет композ итора, иллюст рации)  10 мин .  Беседа о творчестве Римского­Корсакова. (портрет)  ­назовите композитора, портрет которого вы видите  ­какие произведения вам знакомы ? ­почему именно этого композитора называют композитором­ сказочником ?  Сегодня вы услышите отрывок из оперы « Золотой петушок» Н.Римского­Корсакова, который служит образцом эпохи  1 русской революции, совсем не похожей на революционные песни. Что вы знаете о сюжете ? о композиторе? Никол й Андр евич Р мский­К рсаков   (6 (18) марта  1844, Тихвин — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт­ Петербургская   губерния) —   русский  композитор,  педагог,  дирижёр, общественный деятель,  музыкальный   критик; участник «Могучей кучки».   Среди   его   сочинений —   15 опер,   3 симфонии, симфонические  произведения,   инструментальные  концерты, кантаты, камерно­инструментальная, иа оа аа еаРимский­Корсаков   родился  6     (18)     марта  1844  в   небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора —  Андрей   Петрович   Римский­Корсаков  (1784— 1862) —   служил   некоторое   время  новгородским  вице­ губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого   помещика   Скарятина,   женщина   достаточно образованная.   Сильное   влияние   на   будущего   композитора оказал и его старший брат  Воин   Андреевич —  контр­адмирал, реорганизатор   системы   военно­морского   образования. Семейный   дом   Римских­Корсаковых   находился   на   берегу реки  Тихвинки, напротив  Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Игре   на  фортепиано  композитор   обучался   дома,   а   потом   в пансионе,   где   уроки   музыки   были   в   числе   прочих общеобразовательных   дисциплин.   Известно,   что   с   детства композитор   был   увлечён   музыкой,   познакомился   с сочинениями  Россини,  Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила   Глинки —   его   «Камаринская»,   «Испанские   увертюры», оперы   «Иван   Сусанин»   и   «Руслан   и   Людмила».   В  1859—1869, более чувствуя получения профессиональных   музыкальных   навыков,   Римский­ Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле. необходимость    Бетховена,  Мейербера,     В  1856   году  отец отвёз юного Николая в  Морской   кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в  1861 году)   и   семья   Римских­Корсаковых   перебралась   в  Санкт­ Петербург. В 1861 году Канилле познакомил Римского­Корсакова с Милием Балакиревым.   Юный   композитор   сразу   стал   членом Балакиревского   кружка   («Могучая   кучка»),   оказавшего решающее   воздействие   на   формирование   его   личности   и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо   его   главы —   Балакирева —   и   самого   Римского­ Корсакова   входили  Цезарь   Кюи  и  Модест   Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только   подсказывал   верные   композиторские   решения   для создаваемых   ими   сочинений,   но   и   помогал   товарищам   с инструментовкой. Слушание. Слушание «Шествие» ­какие интонации вы услышали ? 3 Презен тация, 13 мин­что   означает   слово   Додон   ?   (неуклюжий,   нескладный, несуразный человек)  ­какие слуги окружают ? ­каким   композитор   изображает   Воеводу?   (старым, неотёсанным, ворчливым). Композитор   передал   это   необычным   ритмом,  ­как  звучит интонация петушка ? Опера  начинается   и   заканчивается   резким   петушиным криком.   Вся   она   пронизана   насмешливым   —задорным возгласом» Берегись, будь начеку !  «И   передаваясь   из   регистра   в   регистр   чуткого   оркестра. Предложение   Шемаханской   царице   руки   и   сердца   Додон начинает темой « Царствуй, лежа на боку !». Эта   насмешливая   тема   открывает   ослепительное   шествие. ( слушают ) ­какая музыка по характеру ?  ­есть ли контрастные темы ? ­узнали   ли   вы   песню,   которую   использовал   композитор   в своей опере ? (солдатушки , бравы , ребятушки ) ­сохранился   ли   её   характер   ?   Опера   построена   на контрастах. ­а что такое опера ? (музыкально­драматическое  произведение, где герои поют , в сопровождении  симфонического оркестра) ­какой образ самый яркий ?   Особенно ярок образ царицы. ­расскажите   о   своих   впечатлениях   прослушанного произведения   .   Удалось   ли   композитору   передать музыкальный образ героев ? ­почему царская цензура не пропускала оперу ?( потому что увидела   опасный   революционный   дух   и   запретила   её постановку   ).Царь   убивает   Звездочета,   а   царя   Петушок исчезла Шемаханская царица. Рыдает осиротевший народ.   И   выходит   оживший   Звездочет   со   своей   странной присказкой .» Сказка ложь, да в ней намек….. ­повторное слушание  ­просмотр мультфильма «Золотой петушок» ( фрагмент ) ­понравился ли вам мультфильм ? Вы таким представляли царя ? Что вам понравилось ?  Пение.  Разучивание песни 2 и 3 куплета  « Ты соловушка, умолкни» М.Глинка ­работа над песней ­исполнять в характере ­вокально­хоровая работа ­прохлопать ритмический рисунок песни ­работа над текстом и выразительность исполнением. Разучивание песни « Край , в котором ты живешь» музыка 4 видеоза пись . 13м ин. Аудиоз апись, Фортеп иано, фоно граммаГ.Гладкова ­показ песни , беседа о песни. ­прочитать стихи о Родине  ­разучивание ­вокально­хоровая работа ­обратить внимание на ритмический рисунок. Подведение итогов Могла эта опера, которую мы слушали служить оружием в борьбе против самодержавия (да, сатира ­сильное оружие ). В России всегда были люди, искренне любившие свою страну и   народ,   готовы   отдать   свою   жизнь.   Опера   композитора перекликается с народными частушками , где говорилось о том, что род царя происходит от баранов. Неудивительно , царская цензура учуяла революционный дух и запретила её постановке. Рефлексия   ­ что вы слушали на уроке ?                      ­ что вам больше понравилось на уроке?                       ­с каким настроением вы уходите с урока ?                         ­как называют композитора , с которым вы сегодня познакомились. Домашняя   работа   –   выучить   песни,   знать   творчество Н.А.Римского­ Корсакова  5 6.  У: Прозвенел звонок! Д: Кончился урок! 3 мин . 1м.