Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Оценка 4.8
Работа в классе +2
docx
музыка
4 кл
18.02.2017
Представленный урок входит в раздел "В музыкальном театре". На уроке учащиеся знакомятся с сюжетом оперы, слушают музыкальные фрагменты. Цели урока: формировать у обучающихся образ защитника Отечества, воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, уважение к истории нашей страны.
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV).
Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.
Развивающие
Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.
Развивать вокально-хоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз. Г.Гладкова, слова Ю.Энтина)
Образовательные
Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность.
Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М.И. Глинки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Урок-путешествиеПредставленный урок входит в раздел "В музыкальном театре". На уроке учащиеся знакомятся с сюжетом оперы, слушают музыкальные фрагменты. Цели урока: формировать у обучающихся образ защитника Отечества, воспитывать нравственно-эстетические чувства, любовь к Родине, уважение к истории нашей страны.
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV).
Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.
Развивающие
Формировать умение давать эмоционально - образную оценку произведениям и явлениям жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.
Развивать вокально-хоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз. Г.Гладкова, слова Ю.Энтина)
Образовательные
Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность.
Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М.И. Глинки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Урок-путешествие
Урок музыки в 4 классе по теме Опера Иван Сусанин.docx
Разработка открытого урока в 4
классе
по теме:
Опера «Иван Сусанин» Хамуева Екатерина Владимировна
Тема урока: Опера «Иван Сусанин». За Русь все стеной стоим. Сцена в лесу (действие III и IV).
Цель урока: сформировать у обучающихся образ защитника Отечества в оперном жанре.
Задачи:
Воспитательные
Воспитывать нравственноэстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к
Родине, желание быть ее защитником.
Развивающие
Формировать умение давать эмоционально образную оценку произведениям и явлениям
жизни.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.
Развивать вокальнохоровые навыки на примере песни «Край, в котором ты живешь» (муз.
Г.Гладкова, слова Ю.Энтина)
Образовательные
Закрепить понятие опера, песенность, танцевальность.
Продолжить знакомство с творчеством русского композитора М.И. Глинки.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения: Урокпутешествие
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент
Дети собираются в класс под песню «Край, в котором ты живешь».
Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Эпиграф к уроку: «Нет счастья выше, нет чести выше,
Чем любимой Родине служить!»
Учитель: Прочтите эпиграф к уроку ещё раз и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Дети: О Родине, о защитниках Родины.
Учитель: Ребята, знакома ли вам песня, под которую вы собирались на урок? Когда вы с ней
познакомились? О чем эта песня? Как она называется?
Дети: Мы познакомились с ней на прошлом уроке. Она о Родине и называется «Край, в котором ты
живешь».
Учитель: Давайте, мы её исполним. Что нам для этого необходимо сделать?
Дети: составляют исполнительский план
Вокальнохоровая работа
Дыхательное упражнение «Ветер» (23 раза).
Артикуляция – растянуть губы в улыбке, потом сделать их в трубочку (23 раза).
Вспомнить и исполнить мелодию песни
Повторить слова и исполнить песню без музыкального сопровождения, затем под музыку всем
Распевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», помогая себе рукой.
классом, индивидуально. Край, в котором ты живешь
1. Мы играем возле дома
И зимой и летом.
Все давнымдавно знакомы
В милом доме этом!
Припев: Посмотри, как хорош,
Край, в котором ты живешь – 2 раза.
2. Слышишь, улица родная
Нет тебя чудесней.
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
3. Нашим самым дружным
хором песенка поется,
дом, и улица и город
Родиной зовется!
Учитель: О подвигах, о славе защитников Родины создано много музыкальных произведений. С
каким подобным произведением вы познакомились на предыдущем уроке? И куда мы сегодня снова
отправимся за знаниями?
Дети: Опера «Иван Сусанин» русского композитора М.И. Глинки. Мы отправимся в музыкальный
театр.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера – музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении
симфонического оркестра.
Учитель: В опере «Иван Сусанин» композитор рассказал о событиях 1612 года, когда поляки
хотели погубить молодого царя Михаила Романова и обманом попасть в Москву, чтобы посадить на
русский престол своего польского короля.
Учитель: Ребята, кем был Иван Сусанин?
Дети: Он был простой русский крестьянин.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили знакомство с оперой в тот момент, когда в мирную
обстановку дома Ивана Сусанина ворвался отряд польских завоевателей.
Давайте спросим себя «Что ещё я хочу сегодня узнать на уроке?»
Дети: отвечают.
Учитель: цель нашего урока узнать, кем на самом деле был Иван Сусанин, и какую роль он сыграл в
исторических событиях нашей Родины.
Мы должны ответить на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали
проводить их в Москву? Что он им ответил?
Послушать, как звучит музыка этой сцены в 3 действии.
Научиться сравнивать в музыкальном произведении польскую и русскую речь.
3. Работа по теме урока
Учитель: Кто дома нашел ответ на вопрос: Как поступил Иван Сусанин, когда поляки приказали
проводить их в Москву? Что он им ответил?
Дети: отвечают
Учитель: Давайте проверим, насколько правильно вы дали ответ и послушаем фрагмент сцены из 3
действия. Рукой изобразим движение мелодии.
Слушаем тихо, внимательно и до конца. Прослушивание фрагмента из оперы «Иван Сусанин»
Учитель: Был ваш ответ правильным?
Учитель: Русский писатель Николай Васильевич Гоголь после просмотра оперы сказал:
«...Слышишь, где говорит русский и где поляк». Можем ли мы определить русскую и польскую речь
в опере?
Дети: Да можем.
Индивидуальная работа с карточками
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки
1 вариант подчеркните слова, которые соответствуют русской речи в музыке,
2 вариант подчеркните слова, которые соответствуют польской речи.
Повторное прослушивание
На выполнение вам 12 минуты.
Проверим, правильно ли вы определили характер звучания. Самопроверка.
Физ. минутка
Встали как богатыри, головою раз, два, три.
Потянулись выше, выше, а потом все ниже, ниже.
Наклонились вправо, влево, а теперь присели смело.
И еще разок присели и за парты тихо сели.
Учитель: Назовите три основных жанра музыки.
Дети: Танец, марш и песня.
Учитель: Если в музыке преобладает танец, мы говорим о танцевальности, если преобладает песня,
мы говорим о песенности, если марш, то о маршевости. Что преобладает в русской речи? А в
польской?
Дети: Песенность в русской речи, танцевальность в польской.
Исполним песню Ивана Сусанина «Велик и свят наш край родной».
Учитель: Песенность, певучесть – это характерные черты русской народной музыки и выросшей из
неё композиторской музыки.
5. Подведение итогов занятия
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина.
Идею оперы можно выразить словами русского поэта Кондратия Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
Учитель: В конце оперы ликующий народ на Красной площади в Москве празднует победу над
врагом.
Как вы думаете, какую роль сыграл Иван Сусанин в исторических событиях нашей Родины? Как его
можно назвать в данном случае?
Дети: В исторических событиях нашей Родины он сыграл главную роль. Его можно назвать героем,
патриотом своей страны, защитником Родины.
Учитель: Какие чувства должен испытывать настоящий защитник Родины?
Дети: Любовь к Родине, к красоте природы, которая нас окружает, отвагу и т.д. Учитель: Люди всегда будут помнить подвиги героев нашей страны. Чтобы потомки помнили и не
забывали об исторических событиях, поэты, музыканты, скульпторы оставляют после себя
произведения искусства.
На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр.
6. Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что было для вас сложным сегодня?
Д/з: наизусть выучить песню «Край, в котором ты живешь».
Всего хорошего, урок закончен!
Выход детей из класса под музыку.
Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока музыки в 4 классе "Опера Иван Сусанин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.