Разработка урока музыки "Волшебная палочка дирижера

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект разработан в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием интерактивных технологий. ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты: Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре; - создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами; - расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра; - работать над созданием художественного образа в песне. Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнениеПлан-конспект разработан в соответствии с ФГОС по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской с использованием интерактивных технологий. ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА: Урок открытия новых знаний Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» (видео и аудио), фрагменты из программы «Академия музыкальных искусств», песня «Всё очень просто», муз. Г. М. Азаматовой-Бас ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты: Предметные: - формировать представление о роли дирижёра симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре; - создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами; - расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра; - работать над созданием художественного образа в песне. Метапредметные: - осуществлять развитие образного мышления, умения анализировать Личностные: - формировать личностную позицию по отношению к таким явлениям, как добро и зло. Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение
Иконка файла материала урок.docx
Тема урока в 5 классе: «Волшебная палочка дирижёра»ХУД. НАЗВАНИЕ УРОКА: «Он предан музыке всецело и сердцем, и душой и телом…» ЭПИГРАФ: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» ТИП И ФОРМА УРОКА:  Урок открытия новых знаний Музыкальное содержание: «Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»  (видео   и   аудио),  фрагменты   из   программы  «Академия   музыкальных искусств», песня «Всё очень просто»,  муз. Г. М. Азаматовой­Бас  ЦЕЛЬ: Расширить представление о роли дирижёра в создании музыкального образа в симфонических и вокальных произведениях. Воспитывать  слушательскую  культуру, эмоциональную отзывчивость на  восприятие классической музыки, развивать интерес к музыкальному искусству Планируемые результаты:      Предметные: ­ формировать представление о роли дирижёра  симфонического оркестра, о видах оркестров, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки, о партитуре;    ­ создать условия для групповой работы для повторения информации о видах оркестров и для ознакомления со знаменитыми дирижёрами;  ­ расширить представления о дирижёрских навыках и умениях и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра;  ­ работать над созданием художественного образа в песне.   Метапредметные:  анализировать   ­   осуществлять   развитие   образного   мышления,   умения   Личностные:        ­   формировать   личностную   позицию   по   отношению   к   таким явлениям, как добро и зло. Формы организации работы:     фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах, беседа, хоровое исполнение ХОД УРОКА: ­ Заход в класс под песню «Всё очень просто!» ­ создание эмоционального тона урока­ На экране атрибуты дирижёра – слайд 1 ­ Видео фрагмент  («Марш Черномора») – слайд 2 Взмахнёт волшебной палочкой, И музыка звучит, Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, кому  пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная Оркестром управляет, А как назвать волшебника, Кто, ребята, знает?... Ученики: (предполагаемые   ответы).   Это   дирижёр!   Он   главный   в   оркестре, руководит оркестром. Учитель:  А что дирижер держит в руках?  Ученики: палочку Учитель:  Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока,   о ком мы сегодня с вами будем говорить?   А как вы думаете, какая у него палочка? Ученики: О дирижере и его палочке … Учитель:   Ученики: Волшебная Учитель:   Ученики: Потому что с помощью нее он управляет целым оркестром, который   А почему она волшебная? может исполнять музыку, как единый организм. Учитель: Кто   попробует   сформулировать,   как   будет   звучать   тема   нашего урока? Ученики: Волшебная палочка дирижера Учитель: Молодцы. ­ Подводка детей к выводу темы урока – слайды 3­5 ­ Ребята, как вы думаете, какую роль играет дирижер в создании музыкального образа   в   инструментальных   и   вокальных   произведениях?   Легко   ли   быть дирижером? Об этом мы сегодня узнаем на уроке.  ­ Симфонический оркестр и его виды (объединение в 6 групп, дети составляют по 2­3 вопроса и каждая группа задаёт вопросы следующей группе по кругу)  – слайды 6­7 ­   Сообщение   о   дирижёрской   палочке  (заведомо   подготовленное   сообщение ученика)История появления дирижерской палочки История   дирижирования   уходит   корнями   в   глубокую   древность.   Еще   у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов   ритуальные   танцы,   были   свои   «дирижеры»,   чаще   всего   они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок. В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора –   Он   дирижировал   хором   и   инструментальным   ансамблем, корифей. сопровождавшим   спектакль.   Корифей   задавал   тон   певцам,   показывая,   когда должны   вступать   инструменты.   Он   дирижировал   руками,   лишь   иногда   отбивая ритм ударами окованной железом подошвы.  В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко   ударяли   по   полу   в   ритм   мелодии.   Такое   дирижирование   называлось «громким». Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач   оркестра,   который   отложил   скрипку   и   стал   дирижером.   С   развитием оркестровой   игры   появилась   необходимость   в   более   четкой   ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. Чтобы   сделать   руки   дирижера   более   заметными,  использовали   различные предметы.   Чаще   всего   использовали   скрипичный   смычок   (показ   смычка)   или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.   Дирижеры   стояли   лицом   к   публике   ­   показывать   ей   спину   считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры  Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.          Людвиг Шпор                                       Карл Вебер Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним   спиной.   Первым,   кто   повернул   дирижера   к   оркестру,   стал   немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.  Чтобы   дирижерская   палочка   была   более   заметной,   ее   делают   светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.­ Видео «Академия музыкальных искусств»  ­   Групповая   работа   на   определение   дирижёра   на   фотографиях   +   сообщения   о знаменитых дирижёрах (А. Тосканини, В. Спиваков) – слайды 8­9 ­ Чтобы быть дирижёром, нужно….. – слайды 10­13 Слушание музыки. Ребята,   в   прошлом   полугодии   мы   путешествовали   в   мир   театра.   Назовите, пожалуйста, музыкально­сценические жанры, в которых мы обязательно  встречали симфонический оркестр и дирижёра. (балет, опера…) Молодцы! А что такое опера?....... В   опере   не   только   поют,   но   для   характеристики   образа   героев   используют композиторы   инструментальные   фрагменты.   Когда   звучит   оркестр,   актёры   на сцене играют жестами, движениями, танцем... И всем этим действом руководит дирижёр.   Чтоб   это   увидеть   и   услышать   мы   отправляемся   в   сказку.   Сегодня поможет нам попасть в сказку Кот учёный. Встречайте!  ( на доске появляется картинка ­  Кот учёный) Художественное чтение отрывка. У лукоморья дуб зеленый  Златая цепь на дубе том  И днем и ночью кот ученый  Все ходит по цепи кругом,  Идет направо ­ песнь заводит  Налево ­ сказку говорит…  В какую сказку мы попали? («Руслан и Людмила») Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин) Эту сказку взял в основу своей  оперы  «Руслан и Людмила» М.И.Глинка Что   вы   знаете   о   нём?   (Русский   композитор   начала     19   века,   основоположник русской   классической   музыки.     Можно   коснуться,   немного,   истории   создания оперы) Учёный кот пришёл к нам с подарком – это видео фрагмент оперы. Какой образ или образы изображает музыка? Давайте внимательно послушаем и посмотрим этот инструментальный фрагмент. Просмотр видео «Марш Черномора». – слайд 14Анализируем с помощью «Драгоценного кристалла» Вы   сегодня   много   узнали   о   дирижёре   и   его   роли.   Мы   познакомились   с Черномором.             А теперь я прошу вас   мысленно надеть фрак дирижёра и с помощью волшебной дирижёрской палочки продирижировать «Марш Черномора» (обсудить некоторые особенности жестов) Игра «Я – дирижер» ­  слайд 15   Дирижирование   аудио   записи   «Марш   Черномора»   из   оперы   «Руслан   и Людмила» М.И.Глинки Трудно, но вы справились. Молодцы! Вам понравилось?  Эпиграф нашего урока: «То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык» (народная мудрость) Как вы понимаете его?  В рабочих тетрадях  Глинки были найдены слова, рассказывающие о том, каким должен быть конец оперы: “На сцене медленно появляются светлые облака…”  Светлые облака… ­Как вы думаете, о чем должны возвестить светлые облака? ­Да, о победе добра над злом, о счастье и радости (на доске облака с надписями). Эта главная мысль звучит и в поэме А.С.Пушкина, и в опере М.И.Глинки. От победы добра радость прошла по всему свету. ­А вы умеете прощать неправильные поступки? ­Умеете ли быть щедрыми на добро? Если «да», то звезда зажглась и для вас тоже. Хочу, чтобы её свет всегда освещал вашу жизнь.       А   теперь   прозвучит   песня   крымского   композитора   Гульнары   Михайловны Азаматовой­Бас « Всё очень просто»                                Вопросы:  Что вы сказали об этой песне? ( Она очень добрая)   Какое настроение создала она нам ? ( Светлое, радостное, доброе) 1. Кому знакома эта музыка? 2. 3. Давайте проследим за тем, какими музыкальными средствами выразительности композитор показал музыкальный образ. В музыке мы слышим: ­высокие ноты ­быстрый темп ­точный ритм ­мажорный лад ­смелую интонацию в среднем, высоком регистре. Исполнение песни. Работа над художественным образом.­ Физминутка «Имитация звуков дождя» ­ Образовательная игра «Дальше» как рефлексия ДИРИЖЁР и симфонический оркестр ВОПРОСЫ 1. Как называется профессия человека, руководящего оркестром? (Дирижёр) 2. С   какого   языка   слово   «дирижёр»   переводится   как   «направлять», «управлять», «руководить»? (С французского) 3. Назовите   вид   оркестра,   в   состав   которого   входят   духовые   и   ударные инструменты  (Духовой или оркестр духовых инструментов) 4. Как   называется   оркестр,   в   котором   исполняют   классическую   музыку? (Симфонический) 5. Как называется оркестр, в котором исполняют современную музыку? (Эстрадный) 6. Как   называется   оркестр,   в   котором   собраны   музыканты,   владеющие народными   инструментами?   (Народный   или   оркестр   народных инструментов) 7. На   какие   группы   делятся   инструменты   в   современном   симфоническом оркестре?   (Струнные,   медные   духовые,   деревянные   духовые,   ударные, одиночные) 8. К   какой   группе   муз.     инструментов   относится   кларнет?   (Деревянные духовые) 9. К какой группе муз.  инструментов относится альт? (Струнные смычковые) 10. К какой группе муз.  инструментов относится туба? (Медные духовые) 11. К какой группе муз.  инструментов относятся литавры? (Ударные) 12.  Кто   в   Древней   Греции   выполнял   обязанности   дирижёра?   (Руководитель хора – корифей) 13. Как называли дирижёра в 18 веке? («Дровосеком») 14.  Что было в руках у дирижёра­«дровосека»? (Палка, длиной в 1м 80 см, которой он ударял по полу в ритм мелодии) 15. Как называлось такое дирижирование? (Громкое дирижирование) 16. Как изначально стояли стояли на сцене дирижёры? (Лицом к публике) 17. Какой предмет был наиболее популярным в руках дирижёра до изобретения специальной дирижёрской палочки? ( Смычок скрипки) 18.  Кто   первым   повернул   дирижёра   к   оркестру?   (Немецкий   композитор   и дирижёр Рихард Вагнер) 19. Назовите фамилии выдающихся дирижёров (Евгений Светланов, Владимир Спиваков и др.) 20. Как называется нотная запись многоголосного музыкального произведения, которую «читает» дирижёр? (Партитура) 21. Что дирижёр показывает правой рукой, в которой держит палочку? (Темп и ритм музыки)22.  А что передаёт левая рука дирижёра? ( Характер, настроение   и другие нюансы исполнения) 23.  Какими   главными   качествами   должен   обладать   хороший   дирижёр? (   Быть   профессиональным   музыкантом,   обладать   хорошим   музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью, хорошим чувством ритма) 24.  Как назывался известный оркестр 20 века, в котором не было дирижёра? (Персимфанс – Первый Симфонический Ансамбль) ­ Я сегодня узнал…..­ слайд 16 Оценивание. ­ Д\з – разгадать кроссворд (на листиках) Музыкальные инструменты симфонического оркестра. 6.  7.   1 8. 4.  5. 2. 3. 1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.  2.Большая скрипка, на которой играют сидя.   3.Самый высокий медный инструмент симфонического оркестра.   4. Для какого инструмента писал свои каприсы Николо Паганини?   5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.   6.     Музыкальный   инструмент,   который   упоминается   в   песне   «Замечательный сосед».   7. Музыкальный инструмент, название которого переводится «лесной рог». 8.Руководитель оркестра, хора. ­ Спасибо за работу на уроке! – слайд 17