Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
03.03.2017
Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"
Эту разработку я использую при проведении урока химии в 10-ом классе. В разработке рассматривается характеристика аренов, их физические и химические свойства. Используя разнообразные формы и методы проведения урока учитель сможет познакомить обучающихся с новым материалом и закрепить полученные знания по теме урока.разработка урока "Ароматические углеводороды"
Ароматические углеводороды.docx
ПРЕДМЕТ­ХИМИЯ  10 класс Учитель – Буракова Ирина Прокопьевна Тема: Ароматические углеводороды Тема урока    : Получение и применение ароматических углеводородов. Их многообразие и значение. Цели урока: 1. Дать понятие об основных лабораторных и промышленных способах получения бензола и его   гомологов.   Роль   отечественных   ученых   в   первых   синтезах   ароматических углеводородов. 2. Показать исключительное многообразие данной группы углеводородов. 3. Отметить основные области применения ароматических на основе важнейших, характерных свойств данной группы соединений. 4. Пояснить значение  бензола и его гомологов, их физиологическое воздействие  на живые организмы. Охрана окружающей среды. Оборудование   урока:  коллекция   «каменный   уголь»;   таблицы   ­   «строение   бензола», «углеводороды»; модели углеводородов ­ метана, этилена, бензола (сделанные руками учащихся); красочные   формулы   изученных   углеводородов   ­   метана,   ацетилена,   бутадиена,   бензола   ­   на магнитной доске; творческие работы учащихся ­ рефераты ­ по изучаемой теме; выставка книг (с подборкой материалов о бензоле и гомологах); таблички с формулами важнейших ароматических соединений:   нафталина,   бензпирена,   аспирина,   анальгина,   амидопирина,   пиримидина,   пурина, цветной   мел;   лекарственные   препараты   ­аспирин,   анальгин   и   т.д.,   нафталин,   косметические средства содержащие производные бензола ­ зубная паста, крема и т.д.; брусника; магнитная доска с заранее написанными тремя задачами. На столах учащихся    : 1. Учебник. 2. Тетрадь   с   печатной   основой   (Гаврилова   Л.И.   «Органическая   химия»,   Издательство «Лицей», 2015 г.) 3. Материал для сообщений на уроке по многообразию, применению ароматических (брали по желанию —> опережающее задание). Формы работы  : рассказ; беседа; фронтальный опрос; решение задач; работа в печатных тетрадях;   работа с учебником; отчет по опережающим заданиям; работа с таблицами, самостоятельная работа учащихся (в тетрадях), сообщения учащихся, самостоятельная работа у доски. Ход урока: I. Организационный момент (2 минуты). II.  Проверка домашнего задания (10 минут). Учитель: На прошлом уроке мы говорили с вами о химических свойствах бензола и его гомологов. Давайте с вами вспомним, отметим характерные особенности этих свойств, разберем,  проверим выполнение вами дома таблицы на сравнение химических свойств изученных групп  углеводородов. Заготовка таблицы заранее написана на одной из досок.  Вызванные учащиеся с  домашними тетрадями выходят к доске и заполняют таблицу. Свойства 1. Горючесть 2. Термическое разложение 3. Реакция замещения 4. Присоединение водорода 5. Присоединение галогенов 6. Взаимодействие с  перманганатом калия 7. Взаимодействие с  бромной водой Сравнение химических свойств углеводородов Предельные Сn Н2n+2 2С2Н6+702   → 4С02+6Н20      t° С2Н6 →2С+3Н2 Углеводороды Непредельные  Сn Н2n; СnН2n­2 С2Н4+3O2→2СO2+2Н2O           t° С2Н2→2С+Н2             t°,K С2Н6+С12 С→ 2Н5С1+НС1               ­ ­ ­ ­ ­                                  t°,K С2Н2+2Н2   С→ 2Н6            t° С3Н6+Вr2 С→ 3Н6Вr2  t° С2Н2+2С12 С→ 2Н2С14 легко окисляются обесцвечивают бромную воду Ароматические Сn Н2n­ 6 2  → 2С6Н6+15O2 12СO2+6H2O       t° → С6Н6 6С+3Н             t°,K С6Н6+Сl2→С2Н5С1+HCl                 t°,K C6H6+HNO3→  C5H5NO2+H2O                   t°,K C6H5CH3+3H2  CH3               t°,K С6Н6+3С12   С→ 6Н6Cl6  C→ 6H11­ окисляются с трудом  (по местe боковых  цепей) не обесцвечивают  (растворяют бром) С остальными учащимися учитель разбирает домашнее задание в печатных тетрадях  Вопросы учителя учащимся по данному домашнему заданию: (Печатные тетради: задание № 70, стр. 69). 1. Назовите реакцию общую для всех углеводородов? (Реакция горения). 2. Какие из данных реакций являются реакциями замещения? Их механизм Легче или труднее  идут они у ароматических по сравнению с предельными. Почему? (Реакция «б», «г».  Механизм ионный, идут легче).  3. Почему реакции «в» и «д» вы отнесли к реакциям присоединения? Для каких  углеводородов еще характерны реакции присоединения? Где они протекают тяжелее?  Почему? Механизм реакций присоединения у ароматических? (Протекают в более жестких  условиях, механизм свободно­радикальный). Учитель   проходит   по   классу   и   проверяет   выполнение   у   учащихся   домашнего   задания, комментирует   работу   на   доске.   Учащиеся   проверяют   правильность   заполнения   ими   домашней таблицы, дополняют работу товарищей, исправляют ошибки. III. Изучение нового материала (22­25 минут). Учитель: Сегодня мы продолжаем разговор об ароматических соединениях.  Задачами нашего сегодняшнего урока являются: 1. Получение данных соединений; 2. Их многообразие и применение; 2 1. Значение данной группы углеводородов.  По этому плану и будем сегодня работать. На  доске  пишется  тема  урока:   Получение  и  применение  ароматических углеводородов.  Их многообразие и значение.  1. Учитель предлагает учащимся решить расчетные задачи (на вывод формулы органического  соединения), заранее (до урока) условия записаны на доске. Дается 3 минуты времени. I ряд II ряд Относительная плотность паров III ряд Алкана по азоту равна 3,071 Циклоалкана по водороду равна Алкина по кислороду равна 42 Вывести формулу углеводорода 0,8125 Пока учащиеся решают задачи, учитель, проходя по классу (с красной ручкой) помогает,  проверяет, контролирует выполнение ребятами данного задания.  2. Через 3­4 минуты трое учащихся у доски показывают решение данных задач, комментируют  свою работу. Мr(СХНУ)=3,071 • 28=86 I ряд Сn Н2n+2  n=6 → C6H14 (гексан) II ряд Сn Н2n Мr (СХНУ)=42 •2=84 n=6 → C6H12  (циклогексан) III ряд Сn Н2n­2  Мr (СХНУ)=32 •0,8125=26  n=2 → С2Н2  (ацетилен) 3. Учитель: а) Итак, каковы же сегодня основные способы получения бензола и его гомологов?         б) Имеются ли, как вы считаете, какие­либо природные источники ароматических  углеводородов? Учащиеся делают предположения насчет нефти, нефтепродуктов. Учитель на доске, используя цветные мелки, быстро вычерчивает данную схему: Образуются при коксовании каменного угля без доступа воздуха (Демонстрации коллекции) Природные источники ароматических соединений Нефть Коксовый газ Каменноугольная смола Бензол Толуол Ксилол Нафталин При нагревании тяжелых фракций нефтепродуктов в присутствии катализатора, углеводороды,  содержащие 6­8 атомов углерода в молекуле превращаются в ароматические углеводороды. Учитель сообщает о том, что получение ароматических углеводородов из нефтепродуктов ­ это  процессы каталитической их переработки, которые впервые были разработаны Н.Д.Зелинским и  Б.А.Казанским ­ отечественными учеными. 4. Учитель: А теперь давайте внимательно посмотрим на формулы, выведенных нами  углеводородов: а) гексан (С6Н14) б) циклогексан (С6Н12) в) ацетилен (С2Н2) Можно ли какой­нибудь из них использовать в качестве исходного химического вещества для получения бензола или его гомологов? Выслушивает ответы учащихся, соглашается с ними: конечно, все! Учитель просит открыть печатные тетради на стр. 71, где есть общая схема на основные  способы получения.  Пишет на доске: Основные способы получения ароматических:  1) Из ацетилена (тримеризация). а) В 1851 г. Французский химик Бертло при нагревании С2 Н2 до 600 °С получил бензол. 3С2Н2                                                                             (С6Н6)  600°С б) В 1927 г. Н.Д.Зелинский и Б.А.Казанский получили бензол на активированном угле:   t,C 3С2Н2                   С6Н6 (с очень большим выходом).  2) а) Н.Д.Зелинский получил бензол из циклогексана:  4 Pt, t° С6Н12                                       (С6Н6) (реакция дегидрирования)                 ­3H2 б) соответственно, из метилциклогексана (при этих же условиях) можно  получить метилбензол (или толуол):                       Pt, t° С6Н11 – СН3                    (С6Н5 – СН3)                     ­3H2 5 3) При этих же условиях н­гексан   в бензол (дегидроциклизация) → Pt,t° С6Н14        С6Н6 +4Н2↑ 4)Алкилирование (реакция Фриделя­Крафтса):                                         + Cl­СН3                            хлорметан                                           t° кат. +    НСl толуол (метилбензол) Прописывая   на   доске   основные   способы   получения,   учитель   постоянно   обращается   к учащимся за помощью, комментирует их ответы, дополнения, вызывает учащихся к доске, помогает написать уравнения реакции № 1 (а); реакции № 2; реакции № 3; говоря о том, что все уравнения реакции им уже знакомы, т.к. они знают свойства и способы получения ацетиленовых, предельных, циклоалканов. 5) Учитель: Ароматические углеводороды очень разнообразны. Обращает внимание ребят на  таблицу: «Углеводороды». Углеводороды Ациклические Циклические Предельные        Непредельные Циклоалканы Ароматические С конденсированными ядрами И поясняет, прикрепляя таблички с формулами на магнитную доску:  I. II. Одноядерные ­ бензол, толуол, этилбензол, винилбензол. Многоядерные ­ дифенил (бензольные кольца связаны друг с другом непосредственно, но не имеют общих атомов углерода), дифенил­метан, стильбен. С конденсированными ядрами ­ нафталин, бензпирен, тетрацен и др., в которых бензольные  ядра имеют общие атомы углерода. III. Учитель:  Итак, родоначальник всех бензоидных ароматических веществ ­ бензол открывает путь в мир разнообразных по свойствам органических соединений. Для построения молекул этого класса веществ природа использует в качестве основного блока бензольное ядро. Стоит только к 6 «мундиру» благородного бензола прикрепить  функциональную  группу, как он тут же получает определенный знак классовой принадлежности и превращается в: a) b) c) d) e) f) ароматическое галогенпроизводное; спирт; фенол; карбоновую кислоту; нитросоединение; амин и т.д. Учитель:  Производных бензола сегодня уже известно несколько сотен тысяч, и они очень разнообразны, интересны, важны. Недавно   на   уроке   биологии   мы   говорили   с   вами   о   гетероциклических   соединениях   ­ веществах,   содержащих   в   кольце   не   только   атомы   углерода,   но   и   атомы   других   элементов   ­ кислорода, азота, серы. Вспомните, в состав, каких важных природных полимеров входят такие соединения? Ученица   говорит   о   том,   что   это   пиримидин   и   пурин   (учитель   таблички   с   формулами прикрепляет   к   магнитной   доске),   и   что   их   производные   ­   пиримидиновые   основания   (тимин, цитозин, урацил) и пуриновые (аденин и гуанин) входят в состав нуклеиновых кислот ­ ДНК и РНК, участвующих в передаче наследственной информации из поколения в поколение. Учитель:  Области   использования,   применения   ароматических   соединений   очень разнообразны. 7 Свойства (Взаимосвязь строения, свойств и области применения) 8 Строение Применение Просит учащихся открыть учебник на стр. 58, где есть схема отражающая области применения   бензола   и   его   гомологов.   Учитель   комментирует   эту   схему,   называя   основные направления использования ароматических. Учащиеся, обращаясь к своим опережающим заданиям, дополняют  рассказ  учителя.   После   этого  учитель   просит  учащихся,   используя  текст  учебника, дополнения учителя и информацию из сообщений учащихся заполнить таблицу, заготовка которой заранее есть на магнитной доске. Применение бензола и его гомологов Виды ароматических углеводородов Одноядерные Определение, характеристика Содержат в своем составе одно бензольное ядро. Многоядерные С Бензольные ядра связаны друг с другом непосредственно, но не имеют общих атомов углерода Бензольные ядра Примеры Примечание Бензол, этилбензол, толуол, нитробензол, тринитротолуол Дифенил, дифенилметан Важнейшее сырье химической промышленности. Получение красителей, медикаментов, взрывчатых веществ. Органические растворители Получение лекарственных препаратов, полимерных материалов, органическое сырье конденсированными имеют общие атомы тетрацен, коронен ядрами углерода    Бензопирен  Стильбен Нафталин, Оптический отбеливатель целлюлозных материалов Органические  полупроводники, получение  лекарственных препаратов,  получение полимерных  материалов     Сильный канцероген Затем сообщения учащихся: 1) Ароматические и медицина: Ученица выходит к доске и используя таблички с формулами ­ аспирина, амидопирина, анальгина, стрептоцида и др., а также показывая, демонстрируя эти лекарства, рассказывает об их применении. 2) Физиологическое   воздействие   бензола   и   его   соединений   на   организм человека:  Разговор   о   хронической   токсичности   бензола,   о   смертельной концентрации   в   крови,   о   симптомах   отравления   и   о   первой   помощи пострадавшему, а также о проканцерогене ­ бензпирене, о его связывании с ДНК в организме человека и в связи с этим ­ злокачественное перерождение клеток, их анормальное разрастание. Учитель: комментирует, добавляет, говоря о злокачественных заболеваниях ­ раке крови (бензол), раке кожи, легких, гортани (бензпирен). 3) Охрана   окружающей   среды:  Концентрация   бензола   и   его   производных (фенолов)   в   воздухе,   в   воде.   Вентиляция   производственных   помещений и т.д. IV. Закрепление нового материала: Учитель:  Итак, сегодня на уроке мы говорили с вами об основных способах получения бензола   и   его   гомологов,   их   многообразии   и   применении.   Просит   учащихся,   заполнить таблицу ПМИ и отметить в ней положительные и отрицательные моменты урока, а также то новое, интересное, что вынесли для себя, что узнали и приобрели. 9 + - Интересно V. Подведение итогов, анализ урока. Учитель отмечает работу всего класса, говорит об участии в уроке тех или иных учащихся. Выставляет оценки, комментируя их. Ставит задачи перед классом на следующий урок. Дает домашнее задание: стр. 56­58; стр. 58­59 упр. 13 (а,б). Использованная   литература:  Э.Гросое   «Химия   для   любознательных»;   Дж.Пиментел: «Возможности   химии   сегодня   и   завтра»,   Г.Д.Харлампович   «Многоликая   химия»; Г.М.Чернобельская «Основы методики обучения химии». Габриелян О.С. Химия 10 класс, «Дрофа» , 2014 г. 10

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"

Разработка урока на тему "Ароматические углеводороды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017