Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
Взрослым
19.10.2017
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Презентация к уроку на тему "Человек и почва. Почвенные ресурсы России".
Конспект урока почва 8 класс.docx
Тема: «Человек и почва. Почвенные ресурсы России» Цель урока:  изучить основные типы почв России, обобщение знаний о почвах России и дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв; Задачи урока: 1. Образовательные: 1) пояснить главные особенности зональных типов почв; 2) показать закономерности размещения почвенных зон на территории России; 3) сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и  растительностью; 4) дать представление об уровне плодородия почв России и Республики  Татарстан. 5) познакомить с  основными проблемами, связанными с использованием почв  человеком. 2. Развивающие: 1) развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста; 2) продолжить формирование умения работы с географическими картами  (способ наложения карт); 3) развивать логическое мышление, речь и память учащихся. 3. Воспитательные: 1) осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного  отношения к природе (к почвам); 2) воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение  смотреть на знакомые явления по­новому; 3) воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных  ресурсов России  и Татарстана;  4) познакомить с мероприятиями сохранения свойств почвы. Планируемые знания: а) последующее расширение и углубление понятий «почва», «плодородие  почв»; б) фактические данные об основных зональных типах почв; в) представление об уровне плодородия разных типов почв России, своей  местности. Деятельность учащихся: самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по технологической  карте учащегося под контролем учителя. Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки Тип урока: комбинированный.  Ход урока: 1. Организационный момент. ­ Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.  ­ О каком важном природном компоненте мы говорили на предыдущих  уроках? (ответы учащихся) ­ Мы  сегодня познакомимся с зональными типами почв и рассмотрим  основные проблемы, связанные с использованием почв и попытаемся найти  пути решения этих проблем. 2. Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного. Вопрос учителя – отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,  я все терплю и всем добром плачу». Ответ учащихся – почва.  Используя обучающую структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, мы должны вспомнить  все о почве. Вам нужно на этих листочках составить модель почвы: написать  обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные  примеры. (5 минут) А теперь вспомним все, что касается почве. По одному зачитываем свои  ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.  (Используется обучающая структура ОЛ  РАЙТ  РАУНД  РОБИН)  3. Вводная беседа учителя. Слово учителя. Чешский писатель Карел Чапек писал «Человек совершенно не думает о  том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как  прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва». Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас,  как она живет, каковы наши земельные богатства. Какие ассоциации  возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие,  структура, механический состав…). 1. Зональные типы почв. Используется обучающая структура ЗУМ ИН. Предлагаются тексты о  типах почв. Задания: 1.Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную  карту и рисунок 102, стр. 134 учебника. 2.Работа в группах по тексту из учебника и на партах дополнительные  тексты 1 стол: Арктические пустыни. Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (1­3  см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты  минеральной массы, подстилаемой на глубине 40­50 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед,  которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической  пустыне почти нет. Тундрово­глеевые. Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %),  так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из­ за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусны, часто с признаками мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода.  Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты,  кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм. II стол: Подзолистые почвы. Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального и умеренно­континентального климата при избыточном увлажнении и  постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (1­4  %), малоплодородны, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах  хорошо выражен подзолистый горизонт (А­2) из которого вымываются  частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые  откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета,  напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно  представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны  для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных,  технических культур, садов. Дерново­подзолистые почвы. Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых,  благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному  растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков. Серые лесные. Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый  горизонт достигает 30 см. разделяются: – светло­серые (2­4 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо  оструктуренные почвы, серые; – темно­серые (7­9 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие  относительно хорошими физическими свойствами, значительной  биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и  пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур,  возделывания садов. III стол: Черноземы. Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний  перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру,  самые богатые гумусом, содержание которого составляет 6­9 %, отчего  почвы имеют интенсивный черный или буро­черный цвет. Мощность  гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется  следующими причинами: большой массой органических веществ,  образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и  медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в  верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При  достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются  под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур,  виноградники. Каштановые почвы. Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт  менее менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,5­4,5 %, что  объясняет более светлую (темно­каштановую, каштановую и светло­ каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за  счет обильного травяного покрова, который развивается в течение  короткого времени, пока в почве достаточно влаги после зимы. Достаточно  плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены  сухой зоне. IV стол: Бурые полупустынные почвы. Формируются в условиях сухого климата под пустынно­степной  растительностью умеренного пояса. Имеют светло­бурую окраску, мало  гумусны (содержат 1,5­2,5 % гумуса); верхлый горизонт – рыхлый, часто  слоеватый; нижележащий – обычно – уплотненный, солонцеватый;  отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с  глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при  орошении. Серо­бурые пустынные почвы. Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под  разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью.  Пористая корка (2­7 см) подстилается слоеватым карбонатным, часто  солонцеватым горизонтом (10­15 см). содержание гумуса – менее 1 %.  Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении. Через определенное время начинается обмен мнениями: Плодородие почв, структура почв, в какой природной зоне, какой климат,  механическое состояние почв. Учитель опрашивает по 1 ученику с каждого стола. 2. Почвенные и земельные ресурсы.  Значение почв для жизни  человека. Объяснение учителя: Почва   ­   это   богатство   страны.   Чем   выше   плодородие   почв,   тем больший   урожай   можно   получить.  Почва   покрывает   поверхность   суши почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной жизни   часто   называют   просто   землей.   Слова   “земля”   и   “почва”   здесь употребляются как синонимы.  Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы. Земельные   ресурсы  ­  это   территория   страны,   на   которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища. Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и  лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. (Слайд 10) Вопрос учителя:  Почвы для человека выступают как неоценимое  богатство, а все ли типы почв можно назвать ресурсами (богатством)?  Ответ: Нет, так как имеют разное плодородие. Вопрос учителя: Какие почвы имеют достаточное содержание гумуса? Ответ: Достаточное содержание гумуса в черноземах и серых лесных  почвах, до 10%. Работа с картами атласа: ­ Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 28­29). Определите,  занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они  расположены? Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части  Русской равнины, Предкавказье, юге Западной Сибири    ­Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые  лесные.) Слово учителя   почвы тундры ­ это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах  полупустынь ­ пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более  распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную  свеклу.        Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без  хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и  возьмешь» (пословицы).  ­ Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой,  сиротой, называет ее матерью?  : В характере использования почв существуют различия: Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от качества земли, ее плодородия и т.п. Слово учителя: Попробуем доказать актуальность народной мудрости в  настоящее время.  Вернемся к пословицам и смотрим на слайды и подумаем: почему земля нуждается в хозяине? (слайды 11­12)  3.Охрана почв.   ­ Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы  на эти вопросы вы найдете в тексте учебника на стр. 136­137. Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно  охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая  Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами,  ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах  возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия  усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний  плодородный слой с тысяч гектаров земли. ­   Как спасти почвы, повысить их плодородие?  Первый   путь   ­   это   противоэрозионные   мероприятия:   внедрение правильных   почвозащитных   севооборотов,   соблюдение   агротехники (вспашка   на   определенную   глубину,   поперечная   вспашка   склонов) полезащитные   лесонасаждения.   Сохранение   лесов   одно   из   важнейших противоэрозионных мероприятий. (слайды 13­14) Спасти почвы от эрозии ­ это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.    Слово учителя:   Мелиорация   ­   это   совокупность   мер   по   улучшению   почв   с   целью длительного повышения их плодородия.  Какие   меры   относятся   к   мелиорации,   вы   узнаете   в   обучающей структуре «СТЁ ЗЕ КЛАСС». Ваша задача: молча передвигаясь по классу, находить себе партнера, делиться друг с другом той информацией, которая записана на листках каждого из вас. За короткое время постарайтесь как можно больше обменяться своей информацией и записывать к себе на лист)  (на листках записаны виды мелиорации земель: 1) Водная мелиорация: орошение засушливых, осушение переувлажненных  земель, обводнение пастбищ в засушливых районах. (Мелиорация   должна   быть   тщательно   обдумана,   иначе   она   может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные   работы,   иначе   может   поступить   обмеление   рек   и   озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса) 2)Химическая   мелиорация   ­   внесение   в   почву   различных   удобрений, химических веществ: извести, гипса и т. п.         (При внесении удобрений и минеральных и химических нужно  соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы  излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов,  гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для  человека содержание нитратов) 3) Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и  др. Вспахивать нужно поперек склонов: вода при этом не сбегает, а  впитывается в почву. 4) Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных  лесополос. Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав 5) Рекультивация ­ восстановление земель, нарушенных хозяйственной  деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание  поверхности и т. п. / Через 5 минут учащиеся зачитывают свои листы. 5.Закрепление и проверка понимания нового материала Работа с учебником.   ­Используя карты атласа, перечислите зональные типы почв в порядке их  смены с севера на юг. ­ Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины,  на севере Русской равнины. ­ В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к.  там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.) ­ Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение  приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре  влага испаряется, а соли остаются.) ­ С какой целью проводится террасирование склонов? (Это  противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны  снизить вероятность образования оврагов.)  Ученики дают ответы, учитель выслушав их, дополняет.  В тайге необходима комплексная мелиорация:  ­внесение удобрений (из­за промыва почвы),  ­известкование (почвы кислые), ­осушение (избыточное увлажнение).  В степях основные меры ­ это противоэрозионные (борьба с оврагами и  пыльными бурями, орошение  ­ Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие  почвы?  Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в  прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее  время? Ответ: Да, смогли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от  ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы  сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и  если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет. Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”. Домашнее задание: §24; Выяснить   проводятся в вашей местности? Почему?  Объясните выражение:  «Спасая  почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».  : какие виды мелиорации

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.

Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2017