Тема: «Человек и почва. Почвенные ресурсы России»
Цель урока: изучить основные типы почв России, обобщение знаний о
почвах России и дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях
повышения плодородия почв;
Задачи урока:
1. Образовательные:
1) пояснить главные особенности зональных типов почв;
2) показать закономерности размещения почвенных зон на территории России;
3) сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и
растительностью;
4) дать представление об уровне плодородия почв России и Республики
Татарстан.
5) познакомить с основными проблемами, связанными с использованием почв
человеком.
2. Развивающие:
1) развивать умение самоконтроля на основе самопроверки теста;
2) продолжить формирование умения работы с географическими картами
(способ наложения карт);
3) развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
1) осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного
отношения к природе (к почвам);
2) воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение
смотреть на знакомые явления поновому;
3) воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных
ресурсов России и Татарстана;
4) познакомить с мероприятиями сохранения свойств почвы.
Планируемые знания:
а) последующее расширение и углубление понятий «почва», «плодородие
почв»;
б) фактические данные об основных зональных типах почв;
в) представление об уровне плодородия разных типов почв России, своей
местности.
Деятельность учащихся:
самостоятельное получение новых знаний в ходе работы по технологической
карте учащегося под контролем учителя.
Оборудование: проектор, карта «Почвы России», индивидуальные карточки
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент. Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
О каком важном природном компоненте мы говорили на предыдущих
уроках? (ответы учащихся)
Мы сегодня познакомимся с зональными типами почв и рассмотрим
основные проблемы, связанные с использованием почв и попытаемся найти
пути решения этих проблем.
2. Разминка. Повторение и закрепление ранее изученного.
Вопрос учителя – отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
я все терплю и всем добром плачу». Ответ учащихся – почва.
Используя обучающую структуру МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, мы должны вспомнить
все о почве.
Вам нужно на этих листочках составить модель почвы: написать
обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные
примеры. (5 минут)
А теперь вспомним все, что касается почве. По одному зачитываем свои
ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.
(Используется обучающая структура ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН)
3. Вводная беседа учителя.
Слово учителя.
Чешский писатель Карел Чапек писал «Человек совершенно не думает о
том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как
прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва».
Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас,
как она живет, каковы наши земельные богатства. Какие ассоциации
возникают с понятием “почва” (природная зона, климат, плодородие,
структура, механический состав…).
1. Зональные типы почв.
Используется обучающая структура ЗУМ ИН. Предлагаются тексты о
типах почв. Задания:
1.Изучить закономерности распространения почв, используя почвенную
карту и рисунок 102, стр. 134 учебника.
2.Работа в группах по тексту из учебника и на партах дополнительные
тексты
1 стол: Арктические пустыни.
Формируются в арктическом поясе. Обычно состоят из маломощного (13
см) органогенного горизонта и слабо дифференцированной на горизонты
минеральной массы, подстилаемой на глубине 4050 см многолетнемерзлым слоем. Весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед,
которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической
пустыне почти нет.
Тундровоглеевые.
Почвы тундровой зоны Северного полушария гумуса в них мало (до 5 %),
так как растительный покров не богат и образование гумуса замедленно из
за недостатка тепла. Обычно маломощны, грубогумусны, часто с признаками
мерзлотных явлений, переувлажнены, недостаточно кислорода.
Используются под пастбища, для выращивания картофеля, капусты,
кормовых корнеплодов, ячменя на зеленый корм.
II стол: Подзолистые почвы.
Почвы тайги и смешанных лесов формируются в условиях континентального
и умеренноконтинентального климата при избыточном увлажнении и
постоянном промыве просачивающимися водами; одержат мало гумуса (14
%), малоплодородны, требуют внесения удобрений. В подзолистых почвах
хорошо выражен подзолистый горизонт (А2) из которого вымываются
частички гумуса, глинистые частицы, оксиды железа и др., которые
откладываются в нижнем, иллювиальном горизонте, плотном, бурого цвета,
напоминает по виду золу (откуда их название). Материнские породы обычно
представлены наносами из глинистых, песчаных и других пород. Пригодны
для сенокосов и пастбищ, посевов зерновых, кормовых, овощных,
технических культур, садов.
Дерновоподзолистые почвы.
Формируются под смешанными лесами, гумуса больше, чем в подзолистых,
благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному
растительному опаду. Промыв весной, больше растительных остатков.
Серые лесные.
Почвы широколиственных лесов и лесостепей умеренного пояса. Гумусовый
горизонт достигает 30 см. разделяются:
– светлосерые (24 % гумуса) – наиболее оподзоленные слабо
оструктуренные почвы, серые;
– темносерые (79 % гумуса) – менее оподзоленные, обладающие
относительно хорошими физическими свойствами, значительной
биологической активностью, плодородием. Используются для сенокосов и
пастбищ, посевов зерновых, технических, овощных и др. культур,
возделывания садов.
III стол: Черноземы. Тип почвы лесостепной и степной зон умеренного пояса. Верхний
перегнойный горизонт имеет зернистую или мелкокомковатую структуру,
самые богатые гумусом, содержание которого составляет 69 %, отчего
почвы имеют интенсивный черный или бурочерный цвет. Мощность
гумусового горизонта – от 40 до 120 см. обилие перегноя объясняется
следующими причинами: большой массой органических веществ,
образованных растительностью, недостаточном количестве влаги и
медленным разложением остатков. Органическое вещество накапливается в
верхней части профиля, иллювиальный горизонт обогащен кальцием. При
достаточном количестве влаги черноземы очень плодородны; используются
под посевы зерновых, технических, овощных, комовых культур,
виноградники.
Каштановые почвы.
Почвы сухих степей и полупустынь умеренного пояса. Гумусовый горизонт
менее менее мощен, чем у черноземов; содержание гумуса 1,54,5 %, что
объясняет более светлую (темнокаштановую, каштановую и светло
каштановую) окраску почв. Запаса органического вещества пополняются за
счет обильного травяного покрова, который развивается в течение
короткого времени, пока в почве достаточно влаги после зимы. Достаточно
плодородны, но для земледелия требуют орошения, так как распространены
сухой зоне.
IV стол: Бурые полупустынные почвы.
Формируются в условиях сухого климата под пустынностепной
растительностью умеренного пояса. Имеют светлобурую окраску, мало
гумусны (содержат 1,52,5 % гумуса); верхлый горизонт – рыхлый, часто
слоеватый; нижележащий – обычно – уплотненный, солонцеватый;
отличаются высоким содержанием карбонатов, которое возрастает с
глубиной; используются как пастбища. Замедление возможно только при
орошении.
Серобурые пустынные почвы.
Формируются в пустынной зоне умеренного и субтропического поясов под
разреженной, преимущественно полынной и солянковой растительностью.
Пористая корка (27 см) подстилается слоеватым карбонатным, часто
солонцеватым горизонтом (1015 см). содержание гумуса – менее 1 %.
Используются как пастбища, земледелие возможно только при орошении.
Через определенное время начинается обмен мнениями:
Плодородие почв, структура почв, в какой природной зоне, какой климат,
механическое состояние почв. Учитель опрашивает по 1 ученику с каждого стола.
2. Почвенные и земельные ресурсы. Значение почв для жизни
человека.
Объяснение учителя:
Почва это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем
больший урожай можно получить. Почва покрывает поверхность суши
почти сплошным тонким слоем. И этот верхний рыхлый слой в обыденной
жизни часто называют просто землей. Слова “земля” и “почва” здесь
употребляются как синонимы. Мы часто почву называем землей. Но есть
еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные
ресурсы.
Земельные ресурсы это территория страны, на которой
размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и
лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами. (Слайд 10)
Вопрос учителя: Почвы для человека выступают как неоценимое
богатство, а все ли типы почв можно назвать ресурсами (богатством)?
Ответ: Нет, так как имеют разное плодородие.
Вопрос учителя: Какие почвы имеют достаточное содержание гумуса?
Ответ: Достаточное содержание гумуса в черноземах и серых лесных
почвах, до 10%.
Работа с картами атласа:
Проанализируйте почвенную карту атласа (стр. 2829). Определите,
занимают ли эти почвы на территории России большую площадь? Где они
расположены?
Ответ: Плодородных почв мало, расположены в центральной и южной части
Русской равнины, Предкавказье, юге Западной Сибири
Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые
лесные.)
Слово учителя
почвы тундры это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах
полупустынь пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более
распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную
свеклу.
Обратите внимание на пословицы «Земля мать – подает клад», «Без
хозяина земля – круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и
возьмешь» (пословицы).
Ребята, почему в пословицах русский народ сравнивает землю с тарелкой,
сиротой, называет ее матерью?
: В характере использования почв существуют различия: Ответы: Земля дает урожай, нуждается в уходе, защите. Урожай зависит от
качества земли, ее плодородия и т.п.
Слово учителя: Попробуем доказать актуальность народной мудрости в
настоящее время. Вернемся к пословицам и смотрим на слайды и подумаем:
почему земля нуждается в хозяине? (слайды 1112)
3.Охрана почв.
Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву? Ответы
на эти вопросы вы найдете в тексте учебника на стр. 136137.
Ученики, читая текст учебника, приходят к выводу, что почву нужно
охранять от эрозии, которая бывает двух видов: водная; ветровая
Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами,
ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах
возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия
усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний
плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Как спасти почвы, повысить их плодородие?
Первый путь это противоэрозионные мероприятия: внедрение
правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники
(вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов)
полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших
противоэрозионных мероприятий. (слайды 1314)
Спасти почвы от эрозии это лишь первый шаг, необходимо сделать и
второй: повысить плодородие почв.
Слово учителя:
Мелиорация это совокупность мер по улучшению почв с целью
длительного повышения их плодородия.
Какие меры относятся к мелиорации, вы узнаете в обучающей
структуре «СТЁ ЗЕ КЛАСС». Ваша задача: молча передвигаясь по классу,
находить себе партнера, делиться друг с другом той информацией, которая
записана на листках каждого из вас. За короткое время постарайтесь как
можно больше обменяться своей информацией и записывать к себе на лист)
(на листках записаны виды мелиорации земель:
1) Водная мелиорация: орошение засушливых, осушение переувлажненных
земель, обводнение пастбищ в засушливых районах.
(Мелиорация должна быть тщательно обдумана, иначе она может
принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться
осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер,
которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса) 2)Химическая мелиорация внесение в почву различных удобрений,
химических веществ: извести, гипса и т. п.
(При внесении удобрений и минеральных и химических нужно
соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы
излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов,
гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для
человека содержание нитратов)
3) Агромелиорация – правильный выбор глубины и направления вспашки и
др. Вспахивать нужно поперек склонов: вода при этом не сбегает, а
впитывается в почву.
4) Лесомелиорация – облесение склонов, оврагов, создание полезащитных
лесополос. Сохраняет почву от разрушения посев многолетних трав
5) Рекультивация восстановление земель, нарушенных хозяйственной
деятельностью человека/очистка от камней, пней, выравнивание
поверхности и т. п. /
Через 5 минут учащиеся зачитывают свои листы.
5.Закрепление и проверка понимания нового материала
Работа с учебником.
Используя карты атласа, перечислите зональные типы почв в порядке их
смены с севера на юг.
Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины,
на севере Русской равнины.
В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к.
там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение
приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре
влага испаряется, а соли остаются.)
С какой целью проводится террасирование склонов? (Это
противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны
снизить вероятность образования оврагов.)
Ученики дают ответы, учитель выслушав их, дополняет.
В тайге необходима комплексная мелиорация:
внесение удобрений (изза промыва почвы),
известкование (почвы кислые), осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры это противоэрозионные (борьба с оврагами и
пыльными бурями, орошение
Итак, вернемся к нашему вопросу: “Как можно повысить плодородие
почвы?
Вначале урока мы вспомнили, как относились наши предки к земле в
прошлом, смогли ли доказать актуальность народной мудрости в настоящее
время?
Ответ: Да, смогли. Человек как хозяин относится к земле, защищает ее от
ветровой и водной эрозии, вносит удобрения, осушает или орошает, чтобы
сохранить плодородие. От постоянного использования земля истощается и
если не вносить перегной и удобрения, то и урожая не будет.
Вывод: Надо помнить, что каждое поколение людей должно оставлять своим
детям в наследство землю плодородную, а не оскудевшую”.
Домашнее задание: §24; Выяснить
проводятся в вашей местности? Почему? Объясните выражение: «Спасая
почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
: какие виды мелиорации
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Разработка урока на тему "«Человек и почва. Почвенные ресурсы России» для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.