Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
08.11.2018
Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)
Урок полностью посвящён изучению нового материала «цивилизации Востока, как важному моменту зарождения древних цивилизаций в истории Древнего мира. Перед учащимися поставлена целевая установка: обеспечение условий для исследовательской работы, получения новых знаний и расширения кругозора учащихся посредством дополнительных сообщений. Также ставится задача развития умений работать с исторической картой и использования иллюстративного материала и исторических источников для прочного усвоения материала. В ходе изучения нового материала дети учатся приёму сравнения исторических фактов. Занятие приобретает черты эвристической беседы.
Древний Китай.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Линево им. Ф.И. Кулиша»  Искитимского района Новосибирской области Комбинированный урок с использованием сообщений учащихся. (5класс) Тема: «Древний Китай» Учитель: Захматова Елена Михайловна (КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ) Захматова Елена Михайловна  ДРЕВНИЙ КИТАЙ Цели урока: Создать условия:    для изучения природных условий Древнего Китая, ознакомления с традициями и  бытом его жителей, открытиями китайцев; для развития умений работать с исторической картой, историческими источниками и  учебными иллюстрациями; развития логического мышления; обеспечения в ходе урока развитие речи учащихся; для воспитания нравственности, толерантности, чувства коллективизма,  взаимопомощи, умения слушать товарища. Оборудование: 1. Политическая карта мира. 2. Карта «Древний Восток» 3. Учебник Е.В.Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин «История Древнего мира»  5­й кл. 4. Рабочая тетрадь на печатной основе Е.В. Саплина, А.И. Саплин «История  Древнего мира» 5. Атлас «Древний мир» 5­й кл. 6. Простая рабочая тетрадь. 7. Дополнительный материал для сообщений. 8. Демонстрационный материал. Основное содержание: Древний Китай. Природные условия. Конфуцианство. Повседневная жизнь и быт жителей  Китая. Великие открытия китайцев. Основные понятия: Великая Китайская стена, конфуцианство. Личность в истории: Конфуций, Цинь Шихуанди. Примечания: Накануне урока двум более сильным учащимся дано задание подготовить сообщения на  основе дополнительного материала: «Быт древних китайцев», «Конфуций». План урока: 1. Природные условия Древнего Китая, его население. 2. Быт древних китайцев. 3. Первый властелин Китая. 4. Религиозные верования китайцев. 5. Великий мудрец Конфуций. 6. Великие открытия китайцев. Захматова Елена Михайловна № п\п 1. 2. Ход урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Примечания Организацион ный момент. Проверка  усвоения  материала  прошлого  урока.  (Фронтальная  беседа.) Проверяют всё ли  готово к уроку. Атлас, учебник, тетради и пр. Предполагаемые  ответы: ­Исторические  источники. ­«Сказание о потопе»,  «Панчататра». Краткий пересказ. ­В переводе на русский  «5 книг». В ней  записаны стихи,  которые учат чему­ либо. ­Древней Индии. Далее дети показывают  на карте объекты и  называют их. На предыдущем уроке дети  работали с  историческими  источниками, с  раздаточным  материалом.  Это был урок –  практическое  занятие. По желанию  дети работают у доски по  одному,  остальные в  атласах. ­Что изучали на прошлом  уроке? ­Какие источники  изучали? ­О чём говорилось в  «Сказании о потопе»? ­Что такое «Панчататра»? ­Какому государству  принадлежат изученные  нами источники? ­Покажите на карте  Индию. ­Покажите и назовите  центры зарождения  индской цивилизации. ­Покажите и назовите реки в долинах которых  зародилась цивилизация  Индии. 3. Знакомство с  темой урока.  Целеполагани е. ­Какую главу изучаем? ­С какой страной  Предполагаемые  ответы:  Древний Восток. ­С Индией. ­С Китаем. ­О жизни китайцев, что  они ели, как одевались,  в каких природных  условиях жили, во что  верили, какие открытия  сделали. Следят за учителем по  карте. Следят по карте и  находят у себя в атласе. познакомились на  прошлом уроке? ­С какой познакомимся  сегодня? ­Чтобы вы хотели узнать о Китае? ­Мы познакомимся с  новой цивилизацией,  природой Древнего Китая, жизнью и бытом его  жителей, верованиями,  открытиями. Китай – государство,  занимающее сейчас первое место в мире по  численности населения,  которое к началу XXI в.  составляло более 1 млрд.  300 млн. человек. Китай  великий южный сосед  России, имеющий с ним  самую протяжённую  сухопутную границу в  мире – свыше 4000км.  Поэтому история  Древнего Китая, давшего  мировой цивилизации  очень многое – бумагу и  порох, фарфор и шёлк,  ракеты и компас, нам  очень интересна. Дети сами  ставят для себя  цели, учитель  обобщает их.  После  обобщения  целей учитель  организует  психологически й настрой на  изучение нового материала. Учитель  показывает  территорию  современного  Китая на  политической  карте мира. Учитель  показывает  территорию  Древнего Китая на карте  «Древний  Восток». Внимательно исследуйте  картосхему учебника  Самостоятельно  4. Вступительно е слово. 5. Мотивация. 6. Изучение  нового  материала. ­  практическая  работа  (исследование ) ­ проверка  задания ­обобщение и  изложение  нового  материала (повествовате льный рассказ) с.112, карту атласа, и  условные обозначения на  ней и подготовьте ответы  на поставленные вопросы.  У вас 5 минут на  подготовку. ­Где расположен Китай? ­Какие моря его омывают? ­Какие реки протекают по  его территории? ­Есть ли горы на  территории страны? ­Чем могли заниматься  жители Древнего Китая?   Китай – это страна двух  великих рек. Наиболее  крупная из них – Хуанхэ,  обладает бурным нравом и часто выходит из берегов,  меняя своё русло, так как  мягкий грунт берегов  подмывается водой.  Разливаясь, река затопляет всё вокруг. Посмотрите на карту как передвинулось  русло реки к I в. до н.э.  Хуанхэ в Китае выносит  на берега много ила,  поэтому земли в её долине более плодородны.  Климат мягкий и  благоприятный для  земледелия. ­На какую реку похожа  Хуанхэ? Вторая река Янцзы –  менее крупная река, более  спокойная. Здесь выпадает меньше осадков, поэтому  земли менее плодородны и требуют дополнительного  работают с учебником и атласом. Готовят  ответы на вопросы. Вопросы  вывешиваются  на доску. (см.  приложение 1) Предполагаемые  ответы: ­На территории  Восточной Азии. ­Южно­Китайское,  Восточно­Китайское и  Жёлтое моря. ­Хуанхэ и Янцзы. ­Горы есть. ­Земледелием,  скотоводством,  ремеслом, торговлей. Возможны разные  варианты ответов: Нил,  Тигр и Ефрат. Во время  ответов учитель показывает  называемые  объекты на  настенной  карте, а дети –  у себя в  атласах. После проверки задания  вопросы  убираются. В ходе  повествования,  учитель  показывает  называемые  объекты на  карте. Для  лучшего  запоминания  трудные  названия рек,  племён, разные  названия  страны учитель  записывает на  доске (Хуанхэ,  Янцзы, чжоу,  Инь, Хань, орошения. ­Вспомните, как  организуется  дополнительный полив? Предки современных  китайцев жили по берегам  рек Хуанхэ, что в  переводе означает  «Жёлтая река» и Янцзы ­  «Голубая или длинная  река». В конце XI в. в  долине рек появляется  кочевой народ, который  назывался чжоу.  Кочевники смешались с  местным населением.  Мягкий климат и  благоприятные почвы  способствовали развитию  земледелия и  скотоводства. Сами  жители называли свою  страну по­разному:  Поднебесная, часто  называли по имени  правящего царского рода:  Инь, Хань, Цинь; другим  названием было  «Срединное государство –  Чжун го», т.к. китайцы  считали, что она  находится в середине  обитаемого мира. ­В долине каких рек  возникло китайское  государство? ­Почему реку Хуанхэ  называют «рекой тысячи  бедствий»? ­закрепление  первого  пункта плана (фронтальный  опрос) ­сообщение  ­Покажите на карте  территорию Китая в III в.  ­При помощи  ирригационной  системы: каналов, дамб. Цинь, Чжоу го) Предполагаемые  ответы: ­Хуанхэ и Янцзы. ­Она сильно  разливалась, затопляла  всё вокруг и меняла  своё русло. Показывают на карте. Держали коз, свиней,  лошадей, коров.  Использовали в пищу  (мясо, молоко), возили груз, пахали. Рассказ ученика. Ответы детей. учащегося до н.э. ­закрепление  этапа урока ­Рассмотрите рисунок на  с.113 и расскажите, каких  животных держали  жители, как их  использовали. ­переход к  следующему  пункту плана О том, как жили древние  китайцы, нам расскажет … (называет  учащегося). Работают с  иллюстрацией. Ребёнок  подготовлен  заранее (см.  приложение 4) ­изложение  следующего  пункта плана  (повествовате льный рассказ) ­Что вы узнали о жизни  китайцев? ­Что вам больше всего  запомнилось,  понравилось? Любое государство имеет  организованную структуру управления, иначе в  государстве царил бы  хаос. Как же управлялось  китайское государство?  Об этом я вам и расскажу  сейчас. Первым правителем Китая был Цинь Шихуанди, что  означало «первый  властелин Цинь». Он  назвал себя сыном неба, а  страну – «Поднебесной».  Империя, которой он  правил, была объединена  силой меча и власти.  ­Легко ли было управлять  таким государством? Недовольства и восстания  были частыми спутниками  правления Цинь  Шихуанди. Поэтому он  установил жёсткую  систему управления  страной. Он разделил  империю на области, во  главе которых поставил  Имя правителя  записываем на  доске. Нет. Большая  территория, разные  интересы народа,  объединены не  добровольно, а силой. ­Цинь Шихуанди. ­При помощи армии.  Территорию разделил  на области, поставил  наместников, общество  разделил на 20 разрядов и т.д. Записывают в тетрадь. Рассматривают  указанные иллюстрации. Показываем на  карте. своих людей –  наместников. С помощью  огромной армии он  контролировал жизнь  своих подданных. Все  жители были разделены на  20 разрядов согласно  возрасту, заслуг и  семейного положения.  После смерти Цинь  Шихуанди пришла  династия Хань, которая  дала имя народу. Китайцы  и сегодня считают, что они ведут своё происхождение от династии Хань.   ­Кто был первым  правителем Китая? ­Как он управлял  государством? ­Хочу обратить ваше  внимание на интересный  знак на карте. Вы  встречали его раньше? Не  встретите вы его при  изучении других  государств, т.к. это  достижение только  китайцев. Так на карте  обозначена  Великая  Китайская стена ­  оборонительное  сооружение. Этот памятник виден даже из космоса, как  утверждают космонавты.  Это мощное  оборонительное  сооружение от врага.  Посмотрите на рисунок с.  114. А ещё в 1947 г.  археологами была  обнаружена глиняная  армия императора Цинь  Шихуанди, см.  иллюстрацию с.115.  ­закрепление  пункта плана ­мотивация к  изучению  рубрики «Для  любознательн ых» и  материала  параграфа ­переход к  следующему  пункту плана ­  изложениемат ериала (повествовате льный рассказ) Записывают в тетрадь. Рассказ ученика. Ответы детей. Слова инь и ян  записываем на  доске,  вывешиваем на  доску эмблему  (см.  приложение 3)   Ученик  подготовлен  заранее (см.  приложение 4) Подробнее об этих  чудесах китайцев вы  прочитаете в п.3  параграфа 21 и в рубрике  «Для любознательных» на  с.114. У китайцев, как и у других народов, была религия. Во  что же верили древние  китайцы? Китайцы обожествляли  окружающий мир, землю,  небо, воду. Они думали,  что изначально мир был  един, а затем небо  отделилось от земли, день  – от ночи. И всё в мире  разделилось на тёмное  начало (инь) и светлое  начало (ян). Верховным  владыкой, который правил миром, был Владыка Ди.  Китайцы поклонялись  различным духам. У них  нет абсолютно злых или  абсолютно добрых духов,  нужно только уметь  общаться с ними, считали  китайцы. Духов можно  было разозлить или  задобрить. Большое  распространение в Китае  получило конфуцианство  – учение Конфуция. Что это был за человек,  чему он учил расскажет  нам …(называет ученика) ­Кто такой Конфуций? ­Чему он учил? Вначале урока я сказала,  что китайцы внесли  большой вклад в мировую  цивилизацию. Что же это  ­закрепление  этапа урока ­мотивация  следующего  пункта плана ­изучение  очередного  пункта плана (повествовани е) Учитель  поясняет о  шелкопряде,  можно показать из коллекции по биологии. Закрепление  изученного 7. ­ фронтальный опрос 8. 9.  Рефлексия. Подведение  итога.  Домашнее  задание. за вклад? Китайцы сделали очень  много открытий,  которыми мы пользуемся  до сих пор. Они изобрели  порох ещё в VII в. до н.э.  Его используют в военном  деле. Примерно к I в. до  н.э. относится изобретение бумаги, на которой мы  пишем. Китайцы  научились изготовлять  тонкий шёлк, который  получали из нитей,  вырабатываемых тутовым  шелкопрядом. Китайцы  были прекрасными  медиками. Они хорошо  знали человеческое тело и  могли излечить многие  недуги. Китайцам  принадлежит изобретение  компаса. ­С каким государством  познакомились? Покажите его на карте. ­В долинах каких рек  образовался Китай?  Покажите их на карте. ­Кто был первым  императором Китая? ­Какие открытия  принадлежат китайцам? ­Что нового вы узнали на  уроке? ­Что для вас было  наиболее интересным? Оценки за работу на  С Китаем. Показывают на карте. Янцзы и Хуанхэ.  Показывают на карте. Цинь Шихуанди. Порох, бумага, шёлк,  компас. Ответы детей. Записывают в дневник. уроке. Параграф 21, тетрадь на  печатной основе с.39  задание 7, 8. Приложение к уроку 2 Быт древних китайцев.     «Жили древние китайцы просто. Дома оставались неизменными на  протяжении тысячелетий. Бедняки строили их прямо на земле, а те, кто  побогаче, делали фундамент. Небольшие домики из дерева венчала двухскатная  крыша, обмазанная глиной, покрытая тростником или черепицей. Зажиточные  люди жили в усадьбах. В жилищах основным предметом обстановки были  плетёные циновки, на которых сидели. Еду ставили на низкие столики. Спали  китайцы на кроватях. Зимой помещение отапливалось переносной жаровней с  углями, которую ставили в угол комнаты.      Главной одеждой древних китайцев был халат. «Халат, шапка и передник,  пояс и туфли… всё указывает на установления, соответствующие разряду», ­  так выглядел, по описаниям современников, китайский чиновник. Халат  кроился особым образом из 12 кусков ткани. Зимние халаты подбивались ватой.  Штаны появились только в IV в. до н.э. и были заимствованы у соседей ­  кочевников. Вначале их носили только воины.      Древние китайцы, как мужчины, так и женщины не стригли волос. Они  сворачивали их на затылке и скрепляли шпилькой. Это нашло отражение даже в  письменности. Иероглиф «фу» ­ мужчина – обозначался как человек со  шпилькой в волосах.      Мужчины, в отличие от женщин, всегда носили шапки. Китайцы не имели  обычая снимать головной убор перед едой и в помещениях. Показаться на людях с непокрытой головой считалось крайне неприличным. Приложение к уроку  4 Конфуций. Конфуций родился в 551г. до н.э. В юности он был беден. Когда Конфуций  повзрослел, ему удалось занять должность чиновника. Он подсчитывал деньги и  количество зерна в амбарах. Он много путешествовал и побывал в разных  китайских царствах. Для Китая это было время, когда царства враждовали  между собой.      Конфуций считал, что страдания народа происходят из­за того, что забыты  принципы мудрости и благородства, присущие правителям и людям древности.  Их надо восстановить,  что и сделает жителей « Поднебесной» счастливыми.  Конфуций стал проповедовать своё учение. Он учил уважению к авторитетам,  старшим и к образованным классам. Вокруг Конфуция собирались  многочисленные слушатели и ученики. Его почитали как маленького Бога.  Вскоре Конфуция пригласили управлять делами одного из царств. Три месяца  продавцы не смели поднимать цены на товары, «на дорогах никто не подбирал  оставленного», в государстве царили мир и спокойствие. Позже Конфуций  много путешествовал, проповедуя своё учение. Учитель странствовал до 66 лет,  а потом вернулся на родину. Умер Конфуций в возрасте 72 лет. На месте его  дома был построен храм.

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)

Разработка урока на тему "Древний Китай" (история 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2018