Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)
Оценка 4.6

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
химия
8 кл
31.07.2018
Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)
Цель урока: Сформировать понятия о кислотах. Задачи: Предметные: Сформировать у обучающихся понятие о кислотах. Рассмотреть состав, название и классификацию кислот. Познакомить обучающихся с важнейшими неорганическими кислотами. Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебником, таблицей, плакатами. Личностные Формировать положительные привычки, такие как аккуратно писать, делать опыты. Метапредметные Развивать интеллект через развитие памяти (учим определения), развитие речи, учить преодолевать препятствие (предлагаю учащимся задания посильной сложности).
Урок химии в 8_кислоты.doc
Урок химии в 8­м классе по теме "Кислоты"     Цель урока: Сформировать понятия о кислотах. Задачи: Образовательные.  Сформировать у обучающихся понятие о кислотах.  Рассмотреть состав, название и классификацию кислот.  Познакомить обучающихся с важнейшими неорганическими кислотами.  Продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами.  Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с учебником, таблицей, плакатами. Воспитательные.  Формировать положительные привычки, такие как аккуратно писать, делать опыты. Развивающие.  Развивать интеллект через развитие памяти (учим определения), развитие речи, учить преодолевать  препятствие (предлагаю учащимся задания посильной сложности). Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения:  словесные,  наглядные,  практический,  объяснительно­иллюстративный (описание, беседа, практическая работа),  частично­поисковый (практические действия с последующим доказательством закономерностей),  исследовательский. Оборудование:  серная кислота (конц., разбав.),  уксусная кислота,  лимонная кислота, витаминка аскорбиновой кислоты,  гидроксид натрия (раствор),  индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин),  пробирки, лучина,  сахароза,  спиртовой градусник,  копилка с вкладышами ­ оксиды,  основания,  кислоты,  результативные листы,  сигнальные карточки,  плакаты: "окраска индикаторов в трех средах";  правильные ответы к тесту с критериями оценок;  полезные советы; формулы различных неорганических веществ;  штатив с пробирками для демонстрационных опытов. Записи на доске к началу урока: число, тема ­ кислоты,  формулы следующих кислот: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H3PO4, HNO3, H2S, HCL, H2SiO3 ;  классификация кислот:  1) 1, 2, 3 ­ основные,   2) O­содержащие, без ­ O,   3) P, H,   4) стабильные и нестабильные (можно заранее написать на плакате). На столах у обучающихся: результативные листы (двух вариантов); набор реактивов среди которых индикаторы ­ лакмус и фенолфталеин; штативы с пронумерованными пробирками: среди первых  трех обязательно д.б. щелочь, среди вторых трех ­ кислота; учебник О.С. Габриелян "Химия 8",  рабочие тетради, ручки, дневники, сигнальные карточки (разноцветные карточки с номерами 1, 2,  3). Ход урока Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Наш сегодняшний урок будет называться "копилка знаний", т.е. к нашим уже имеющимся знаниям,  мы добавим еще знания об одном классе соединений. Давайте вспомним, какие классы мы же  изучили (оксиды, основания). А как вы усвоили материал, сейчас проверим. I. Проверка домашнего задания. На столах у вас лежат результативные листы (приложение 1), подпишите их. 1. Первое задание ­ это игра "крестики­нолики", принцип игры вам известен: нужно найти и  закончить выигрышный путь, на выполнение ­ 2 минуты. 2. Следующее задание: тест по основаниям, формулы которых записаны на доске. Я диктую, а вы  пишите ответы под номером 2 в результативных листах. На доске:  а) NaOH,  б) KOH,  в) Ca(OH)2.  твердое, белое, гигроскопичное вещество. вещество, применяемое в строительстве. раствор, какого гидроксида называется известковой водой? вещество, раствор которого является реактивом на CO. другое название этого вещества включает слово едкий. вещество, применяемое в качестве добавки при производстве тугоплавкого вещества. раствор этого вещества в воде мылкий на ощупь и очень едкий. при растворении этого вещества в воде выделяется много тепла. раствор этого вещества применяют при дезинфекции деревьев. Сейчас поменялись листами, проводим взаимопроверку, правильные ответы и критерии оценок на  плакате (приложение 2), поставьте оценки друг другу. А теперь проверим, как вы умеете определять щелочи. У вас на столах в штативах по 3 больших пробирки, в одной из них гидроксид натрия, вам  предстоит узнать в какой, но сначала вспомним правила ТБ. Как определите, ответ покажите сигнальной карточкой и запишите в результативный лист. На каждой парте: 3 пробирки ­ в одной щелочь и набор реактивов, среди которых фенолфталеин.  Ребята сами определяют, в какой пробирке находится щелочь, и сигнальными карточками  показывают ответ. Учитель:  ­ Что помогло определить щелочь? (индикатор ­ фенолфталеин). ­ Есть основания, которые мы можем определить по внешнему виду? (гидроксид железа (II) ­ бурый и гидроксид меди (II) ­ голубой). ­ Ребята, вы хорошо справились с заданием. Не зря в нашей копилке лежат карточки оксиды и  основания. II. Изучение нового материала. Учитель раздает всем по аскорбиновой кислоте.  ­ Ребята попробуйте, что я вам дала (пока они пробуют) продолжаю: ­ Вы дома все едите квашеную капусту, кислые яблоки, уксус пробовали на вкус, скажите мне, что  объединяет все эти вещества? (все они кислые). Так вот из­за того, что они кислые, эти вещества  давным­давно назвали кислотами. Кислоты имеют большое значение в природе: ­ муравьи выделяют кислоту в момент опасности, это служит сигналом о нападении хищников, ­ медведи после зимней спячки избавляются от паразитов, ложась в муравейник, муравьи его,  кусая, впрыскивают кислоту; ­ молочная кислота улавливается кровососущими насекомыми, позволяя находить им жертву; ­ соляная кислота находится в наших желудках и убивает часть бактерий; ­ некоторые дикорастущие растения выделяют уксусную и масляную кислоту, которые подавляют  рост или вызывают гибель растений и др. ­ Также мы часто прибегаем к их помощи в быту ­ на плакате (приложение 5) я выписала некоторые полезные советы, после урока можете посмотреть. ­ Итак, тема нашего урока ­ кислоты. Кислот в природе очень много, а сегодня мы с вами познакомимся только с важнейшими  неорганическими кислотами, познакомимся с их строением, названиями, классификацией.  ­ Запишите тему урока и выпишите формулы в тетрадь в столбик ­ они на доске, и в параграфе 20 ­  найдите названия этих кислот.  Сейчас вслух по очереди прочитаем формулы кислот и дадим им названия. На доске: H2SO4, H2SO3, H2CO3, H3PO4, HNO3, H2S, HCL, H2SiO3. Обратите внимание, что в состав кислоты входит неметалл. ­ Подумайте, как образуются названия кислот? (к корню прибавляется суффикс Н и окончание  АЯ). Но не все кислоты называются по этому правилу. Например, кислота ­ H2SO3. ­ Что вы заметили общего во всех кислотах? (присутствие Н, он и дает кислый вкус всем  кислотам). ­ По составу это сложные вещества, почему? (т.к. состоят из нескольких элементов). ­ Кислоты состоят из двух частей: на первом месте атомы водорода, а на втором кислотный  остаток. ­ Давайте прочитаем кислотные остатки (по формулам на доске). Все эти формулы можно выразить одной общей формулой, она записана на доске, запишите ее в  тетрадь (я читаю НX К.О.X­). ­ Кислоты все разные, как и люди и их отличают по различным признакам. Записали в тетрадях ­ классификация кислот (приложение 3). ­ Обратите внимание на атомы водорода ­ что можно сказать? (разное количество). Т.е. кислоты  различаются, прежде всего, по количеству атомов водорода, от этого зависит основность кислоты.  Они могут быть ­ 1, 2, 3 основные. ­ Посмотрите на кислотные остатки, что вы можете сказать? (в одни входит кислород, а в другие  нет). Т.о они могут быть кислородсодержащие, или безкислородные. ­ По какому признаку из группы оснований, мы выделили щелочи? (по признаку растворимости).  Посмотрите в таблицу растворимости, все ли кислоты растворимы? (не все, не растворима  кремниевая кислота). Следовательно, есть кислоты растворимые и нерастворимые. ­ И последний признак скажу сама: кислоты могут быть стабильные и нестабильные, по таблице  посмотрим, какие кислоты стабильные, а какие нет.  Д.О: показываю серную кислоту ­ эту кислоту можно долго хранить и использовать после открытия ёмкости, а есть такие кислоты, которые мы не можем так использовать, например угольную  (открываю бутылку с газировкой и выходит газ), это насыщенный раствор углекислого газа. ­ А теперь поиграем в угадайку. Я загадала кислоту из тех, которые написаны на доске). Кто  смелый, к доске. (по пунктам классификации ученик задает учителю вопросы, на которые учитель отвечает ­ да, или  нет, а ученик подчеркивает ненужные формулы после каждого ответа), например: ­ Эта кислота одноосновная? (нет). ­ Эта кислота двухосновная? (да). ­ Эта кислота кислородсодержащая? (да). ­ Растворяется? (да). ­ Стабильная? (да). Осталась ­ серная кислота. Учитель:  ­ Посмотрим, что из себя представляет это вещество (показываю, как хранится концентрированная  кислота, разбавленная кислота). ­ Как она действует на органическое вещество ­ сахар, лучину (Д.О ­ приливаю конц. серную  кислоту на сахар и лучину), идет обугливание, так же будет, если попадет на кожу. А как будем  смывать? (водой, а потом слабым раствором щелочи, но вы хозяйственным мылом). ­ Ребята, как вы растворяете жидкости? (к жидкости приливаем воду), а серную кислоту  разбавляют наоборот: её наливают в воду порциями. Д.О.: разбавление серной кислоты порциями, и одновременно меряем температуру спиртовым  градусником. ­ Что произошло при растворении кислоты в воде? (выделилось тепло). Поэтому нужно правильно  разбавлять кислоту, а то при добавлении в нее воды, она начнет кипеть и может выброситься  наружу. А теперь посмотрим, как можно определять кислоты. Чем определяли щелочи? (индикаторами).  Д.О: (я показываю) в трех пробирках налита кислота, и приливаем в одну ­ лакмус, во вторую ­  метиловый оранжевый, в третью ­ фенолфталеин. Когда приливаю лакмус, то читаю стих:  Кислота и синий лакмус ­   Лакмус сразу станет красным.  Обнаружим так кислоты  В день хороший и ненастный. ­ С помощью какого индикатора можно определять кислоту, а какой их не показывает?  (фенолфталеин не показывает, определять с помощью лакмуса или метилового оранжевого). ­ У вас на столах в штативах три маленьких пробирки, определите, в какой из них находится  кислота, ответ запишите в результативный лист, помните про ТБ. Ребята определяют и показывают сигнальными карточками. ­ Мы сегодня на уроке так много говорили о кислотах, но до сих пор так и не дали им определение:  так что же такое кислота?  Ребята дают определение сами, потом находим его в учебнике, в параграфе 20, записываем в  тетради. ­ А есть еще и другое, веселое определение этим веществам:  Если видишь с водорода  Вдруг, да формула начнется,   То таких с десяток формул   Выучить тебе придется!  Вот эта видишь с кислородом,  Безкислородная вон та,  Но у них одна природа,  Все с названьем кислота! ­ Мы можем положить эту карточку (кислоты) в копилку знаний? ­ И в заключение вам предстоит выполнить небольшое задание (вешаю плакат ­ приложение 4): Сдали карточки учителю. ­ Наш урок подходит к концу, открыли дневники, записали домашнее задание ­ параграф 20,  записать и выучить формулы кислот, упражнения на с. 74 Учитель показывает образец выполнения упражнений. Каждому я положила на стол индикатор, вы дома можете определить наличие кислот и оснований в различных продуктах питания, если инд. будет синеть, значит, среда щелочная, а если краснеть ­  кислотная, результаты оформите в тетрадях. ­ Оценки за работу на уроке я выставлю, когда проверю ваши результативные листы, благодарю за  помощь.

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)

Разработка урока на тему "Кислоты" (8класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2018