Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
21.02.2017
Тема урока: «Образование слов с помощью суффиксов»
Цели урока:
- углубить представление учащихся о словообразовательной роли суффиксов в русском языке;
- развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и разбирать слова по составу;
- обогащать и расширять словарный запас учащихся;
- активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;
- развивать коммуникативные качества учащихся, учить сотрудничать между собой и с учителем, учиться помогать друг другу.
- воспитывать аккуратность и эстетику оформления письменных работ.
Образование слов с помощью суффиксов.docx
Урок русского языка
Тема урока: «Образование слов с помощью суффиксов»
Цели урока:
углубить представление учащихся о словообразовательной роли суффиксов в русском
языке;
развивать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и разбирать слова по
составу;
обогащать и расширять словарный запас учащихся;
активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развивать
внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться
обобщать и делать выводы;
развивать коммуникативные качества учащихся, учить сотрудничать между собой и с
учителем, учиться помогать друг другу.
воспитывать аккуратность и эстетику оформления письменных работ. Ход урока
1. Организационный момент
2. Минутка чистописания ( на доске записаны слова: река, кора, кит)
Определите букву, которую сегодня будем писать. Она находится в корне одного из
данных слов и обозначает глухой, парный, мягкий согласный звук.
Какая эта буква? Обоснуйте свой ответ.
Правильно. Сегодня мы пишем строчную букву «к» в узелочке и 3 наклонных.
Назовите слова с непроверяемой гласной в корне на букву «к», запишите их, поставьте
знак ударения и подчеркните непроверяемую гласную. (корова, капуста, карандаш)
Составьте предложение с одним из этих слов (устно)
3. Определение темы и цели урока. Активизация опорных знаний. (на доске карточки со
словами: корень, окончание, глагол, суффикс, приставка)
Прочитайте слова и назовите лишнее слово, обоснуйте свой ответ.
А какие из этих частей можно объединить в одну группу и почему? (приставка и
суффикс – служат для образования новых слов)
Прочитайте цепочку слов: лисичка, лисица, лисонька, лиса.
Что общего у этих слов? Чем отличаются?
А какая часть слова служит для образования новых однокоренных слов?
Как вы думаете над чем мы сегодня будем работать на уроке и чему будем учиться?
4. Работа над новым материалом.
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы, ведь суффиксы –
великие труженики. Русский язык удивительно богат словообразовательными
суффиксами, и суффиксы могут придать словам самые разные смысловые оттенки. А
какие именно, мы с вами попробуем разобраться вместе.
Сегодня на уроке мы будем исследователями.
А кто такие исследователи? Как их можно назвать подругому?
1) Послушайте стихотворение:
Ирочка, Сереженька,
Мамочка, Алешенька,
Замок, замочек, Свисток, свисточек,
Белочка, собачка,
Трудная задачка.
Что интересного заметили в этом стихотворении?
С помощью какой части слова передается в речи это ласковое отношение?
Запишем эти слова и выделим суффиксы.
Ирочка, Сереженька, замочек, задачка.
Какой можно сделать вывод?
В каких произведениях часто встречаются ласковые слова?
2) А сейчас я надела увеличительные очки и увидела:
не котаа котище, не дома домище, не большого котаа большущего, не
длинную змеюа длиннющую.
Какие суффиксы встретились в этих словах и какую роль сыграли?
3) Я взяла лимон и попробовала его. Какой он на вкус? (кислый)
А когда откусила яблоко, то оно было не очень сладкое. А какое? (кисловатое).
Горький……, синий……, широкий…..
Запишите слова и выделите суффикс.
Какую роль играют суффиксы в этих словах? (оттенок неполноты качества)
Физминутка.
Если я назову слово, которому суффикс придает увеличительное значение, то вы
поднимите руки вверх и подтянитесь, если оттенок неполноты качества – вы присядите.
Злющий, мелковатый, большущий, сладковатый, ручища, красноватый, кругловатый,
ножища, голубоватый.
А сейчас вы сами образуете новые слова при помощи суффикса – тель – от слов:
Учить …., читать …., строить …., водить ….
Какие слова у вас получились? Какую роль здесь выполняет суффикстель?
5. Закрепление материала.
Работа по учебнику. 1.С. 70 упр. 154 (устно)
2.С. 69 упр. 153 (по вариантам)
1в. выписать слова, которые обозначают маленькие предметы;
2в. выписать слова, которые обозначают большие предметы и выделить суффиксы.
Взаимопроверка.
3.С.70 упр. 155 (устно)
Для чего же служат суффиксы?
Вывод:
Такой способ образования новых слов называется суффиксальным.
6. Включение новых знаний в систему знаний.
а) Подбор однокоренных слов.
за 1 минуту вы должны подобрать однокоренные слова с разными суффиксами
Отгадайте загадки:
1в. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)
2в. Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
Самопроверка
б) Работа по развитию речи (работа в парах).
Описать положительного или отрицательного героя (по выбору) в роли которого
выступает кот. У детей на партах листочки с началом текста и опорными словами, в
которых они делают нужные им пометки.
Зачитываются несколько работ каждого варианта.
7. Рефлексия. Что сегодня мы с вами исследовали на уроке?
Что нового вы открыли для себя?
Как вы думаете, мы все узнали об этой части слова?
Какую задачу мы поставим перед собой?
А сейчас «зажгите» солнышко, если вы хорошо поработали на уроке, и вам
понравилось быть исследователями, а если есть сомнения в чемто, то покажите тучку.
Текст по теме: «Суффикс»
1. Суффикс – это
О – часть речи,
М – часть слова.
2. Суффикс служит
М – для связи слов в предложении,
О – для образования новых слов.
3. Суффикс стоит
О – перед корнем,
Л – после корня.
4. Суффикс – это
О – изменяемая часть слова,
М – неизменяемая часть слова.
5. Чтобы найти суффикс в слове надо:
О – изменить форму слова,
Д – подобрать однокоренные слова.
6. В каких из этих слов есть суффикс:
О – книга,
Е – книжный,
Ц – книжечка.
Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Разработка урока на тему "Образование слов с помощью суффиксов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.