Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
01.03.2017
Тема: Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва.
Цели урока: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой; показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.
Задачи урока:
- создание представления об Отечественной войне 1812 года как испытании, потребовавшем напряжения всех народных сил для спасения Родины;
-формирование у учащихся универсальных общеучебных навыков: самостоятельно находить, анализировать и воспроизводить информацию; работать в группе.
Основная мысль урока: «В Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или её поработят армии захватчиков».
Тип урока: урок знакомства с новым материалом с использованием активных форм обучения и авторской презентации учителя по теме урока.
Методы обучения: наглядно-действенный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесно-логический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроке способствовала формированию универсальных (метапредметных) компетенций учащихся, на что ориентированы новые государственные образовательные стандарты.
Оборудование: компьютер с программным обеспечением «PowerPoint», «Inter Video Win DVD» или «Media Player Classic», «Winamp» или проигрыватель «Windows Media», колонки, проектор, экран, карта «Европа 1799-1815 гг.», медиапродукт – презентация «Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), листы с таблицей для группового заполнения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).Подробный план-конспект урока окружающего мира "Война 1812 года" для учащихся 3 класса.
Сценарий урока.docx
Этапы урока
Работа учителя на уроке
Сценарий урока
Организацион
ный момент.
Погружение в
историческую
эпоху XIX века.
II. Проверка
домашнего
задания.
Рассказы о
талантливых
людях России.
Сегодня на уроке мы продолжим
путешествие в прошлое нашей Родины.
Приготовьтесь к отправлению, потому
что мы садимся в машину времени.
Занимаем удобное положение в кресле,
спины выравниваем, кладём руки на
пульт управления.
Какой временной промежуток
выбираем?
Поможет нам попасть в атмосферу
России XIX века музыка известного
русского композитора, современника
этой эпохи М.И. Глинки.
(Звучит «Менуэт» М.И. Глинки)
Слайд №2.
Как вы понимаете слово
«современник»?
Обратимся за помощью к сайту
«Фундаментальной электронной
библиотеки», воспользовавшись
словарём Д.Н. Ушакова.
Слайд №3.
Докажите, что наша страна во все
времена была богата талантливыми
людьми. Приведите примеры.
Первая группа расскажет нам о великих
людях того временного периода, в
который мы попали на машине времени.
1 группа – XIX век.
2 группа – XVIII век.
3 группа – XVII век.
При наличии времени или уплотнении
материала, можно рассказать о великих
людях разных временных периодов.
Слайд № 4.
Работа детей
на уроке
Дети вспоминают правила
осанки, настраиваются на
нужную временную эпоху.
Дети отвечают: «XIX век».
Дети слушают музыку.
Ответы детей:
«Тот, кто живёт в одно время
с кемнибудь».
Дети выходят к доске
группами, показывают
фотографии и называют
имена талантливых людей
определённого временного
периода, рассказывая об их
заслугах.
Пример сообщения:
1. Антон Павлович
Чехов – русский писатель.
2. Михаил Иванович Глинка
– композитор, создал
национальный классический
стиль, положил начало
оперных и симфонических
форм в русской музыке.
6
3. Пётр Ильич Чайковский
– русский композитор,
продолжатель традиций
М.И.Глинки. Его музыка
обладает огромной силой
эмоционального
воздействия. III.
Актуализация
знаний.
Участие России
в войнах.
Что вам известно о личности Л.Н.
Толстого?
Лев Николаевич Толстой написал
известный роман «Война и мир».
Экранизация этого произведения нам
поможет изучить новую тему. Как вы
понимаете слово экранизация?
Слайд № 4.
Откройте учебник на стр.2627,
посмотрите на «РЕКУ ВРЕМЕНИ».
Вспомните, когда и с кем приходилось
воевать нашему государству?
На экране слайд №5.
«Россия во все времена участвовала
в войнах».
Давайте вспомним предыдущие войны
и сравним их с войной 1812 года
по нескольким позициям:
1. С какой целью Россия вступила в
войну?
2. Какая часть населения
принимала участие в военных
действиях?
3. Чем закончилась война для
России?
Задания по группам:
1я группа. Найдите в тексте темы 12
информацию о том, в каких военных
действиях принимала участие Россия в
начале XVII века.
2я группа. Найдите в тексте темы 13
информацию о том, в каких военных
действиях принимала участие Россия в
начале XVIII века.
Самостоятельная работа.
Представьте свои ответы.
Посмотрите на экран, перед вами
сводная таблица ответов.
Слайд №7.
Сегодня мы поговорим ещё об одной
войне.
Перемещаем курс нашей машины
времени в начало XIX века.
Слайд №8.
Посмотрите эпизод из фильма и дайте
ответ на вопрос «Когда началась эта
война, и кто напал на Россию?»
Эта война получила название
«Отечественная».
На экране слайд №9
IV. Постановка
проблемы.
Отличие войны
1812 года от
других войн.
Ответы детей: граф,
русский писатель.
Учащиеся работают по
учебнику и отвечают и
дают ответ: «Наше
государство воевало со
степняками кочевниками,
немецкими и шведскими
рыцарями XIII века,
монголотатарами,
поляками, шведами».
Дети предполагают свои
версии.
Получают листы с
таблицами для группового
заполнения
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Дети читают текст
учебника и заносят данные
в таблицу.
Представители команд
отвечают на заданные
вопросы.
6
Дети смотрят
1 эпизод из фильма «Война
и мир» и дают ответ: «В
1812 году на Россию напала
французская армия»
Ученики с помощью
учителя формулируют
основной вопрос (проблему) V. Работа над
новым
материалом.
Отечественная
война 1812 года
– угроза
существования
России.
Бородинская
битва.
1. Работа по
учебнику.
Выборочное
чтение. Военная
ситуация
в Европе.
2. Работа с
картой. Захват
территорий
французской
армией.
«В 1812 году Россия участвовала в
Отечественной войне».
Ни одна из предыдущих войн такого
названия не имела.
Какой вопрос у вас возникает?
Откройте учебник на стр.80
Прочитайте первый абзац и скажите,
какое поле простиралось перед Анютой
и Илюшей (героями нашего учебника).
Бородинское поле
Кому знакомо это название?
Почему она «знаменитое»?
Прочитайте второй абзац, посмотрите на
иллюстрацию.
Кто этот человек в старинном
мундире?
Читаем третий абзац.
Назовите имя правителя Франции?
Покажите на карте местоположение
страны.
Император Франции Наполеон I
Бонапарт значительно расширил
территорию империи, поставил в
зависимость от Франции большинство
стран Западной и Центральной Европы.
Посмотрите на карту «Европа 17991815
гг.», фиолетовым цветом показаны
государства, подвластные Наполеону,
покорённые им.
Какие страны были завоёваны
Наполеоном к 1812 году?
Найдите на карте эти страны.
Слайд № 10.
Какие страны не были покорены
Наполеоном?
Какие крупные страны не давали
полного мирового господства
французскому императору?
Что оберегало Англию от сильной
французской армии. Посмотрите на её
местоположение.
О чём мечтал французский
полководец?
Когда он вторгся в пределы нашего
Отечества?
Какова была его цель? (Разгромить
русскую армию, поработить Россию).
На экране слайд №11 «Наполеон».
Из трёх возможных направлений
наступления по российской территории
урока: «За какое отличие
от других войн война 1812
года получила название
«Отечественная»
Ребята читают текст
учебника отвечают на
вопрос: «Знаменитое
Бородинское поле».
Дети: «Вероятно, здесь
произошли важные
события, и теперь это поле
известно всем»
Ответ: «Это гусар»
Учащиеся читают текст,
работают с картой.
Ответ учащихся: (Италия,
Франция, Польша, Испания,
Германия, Пруссия,
Австрия).
Учащиеся выходят к доске
и показывают страны.
Ответы детей: (Англия,
Норвегия, Швеция, Дания,
Россия)
Ответы детей: «Англия,
Россия».
Дети отвечают: «Выгодное
положение. Трудно
подступиться к острову».
Дети дают ответы,
используя материал
учебника.
Ответы детей: «Москва –
столица»
6
Просмотр
видеофрагмента. 3.Император
Наполеон.
4.Михаил
Илларионович
Кутузов –
русский
полководец.
5.Характер
войны.
Наполеон выбрал Московское. Почему?
Слайд №12.
Русскую армию в то время возглавил
опытный полководец Михаил
Илларионович Кутузов. В то время ему
было 67 лет. 50 из них он провёл в
походах и сражениях.
Слайд №13
Посмотрите фрагмент и скажите об
отношении к этому человеку высшего
света общества и солдат.
Слайд №14
Видеофрагмент «Образ Кутузова».
Прочитайте первый абзац текста
учебника на странице 81.
Кто выбрал место для решающего
сражения с армией Наполеона?
Посмотрите видеофрагмент, обратите
внимание на название деревни и на
военное сооружение округлой формы.
Слайд №15
Видеофрагмент «Деревня Бородино».
Как называлась деревня?
Как шла подготовка к бою?
Что строили солдаты и крестьяне?
Найдём толкование слова «Редут».
Слайд №16
Какая задача стояла перед
Наполеоном?
Перед русским народом, который
готовился к бою?
Какой характер носила эта война для
Наполеона?
А для России?
В 5.30 26 августа началось
Бородинское сражение. Противник
стремился прорваться через русские
войска и освободить себе путь на
Москву.
Слайд №17.
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны.
Пойдём, сомкнёмся в ратном строе.
Пойдём и в ужасах войны
Друзья, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу.
Иль все падём в родных полях!
Это строки русского поэта Фёдора
Николаевича Глинки (однофамильца
Ответы детей: Его любили
солдаты. На него надеялась
вся Россия»
Ответы детей.
Просмотр
видеофрагмента.
Ответы детей: «К битве
готовились основательно. В
строительстве укреплений
принимали участие не
только солдаты, но и
крестьяне. Они носили в
тачках землю, копали
окопы, строили редуты».
Дети делают выводы.
Захватнический
Освободительны
6
Просмотр слайдов детьми. 6. Бородинское
сражение.
композитора Фёдора Ивановича Глинки)
К чему призывает автор?
Прочитайте слова М.Ю. Лермонтова и
текст на стр.82.
Каким было это сражение?
Прочитайте слова Наполеона об этой
битве.
Чем закончилось сражение, зачитайте
строки учебника.
Слайд №18.
Посмотрите видеофильм, послушайте
слова Кутузова, с каким чувством он их
произносил?
1 сентября 1812 года в деревне Фили
главнокомандующий собрал военный
совет. Кутузов произнёс исторические
слова:
«С потерей Москвы не потеряна
Россия… Но потеряв армию, мы
потеряем и Москву, и Россию…
Приказываю отступать!»
Слайд №19.
Наполеон смотрит на Москву.
И вот, армия Наполеона в Москве.
Слайд №20.
Видеофрагмент «Наполеон в Москве»
Но недолго армия стояла в Москве.
Город был пуст.
Слайд №21.
Народ боролся с врагом всеми силами.
Рассказ о партизанском движении.
Слайд №22.
Рассказ учителя.
Пока наполеон был в Москве, русская
армия совершила блистательный манёвр.
Отступив по Рязанской дороге на
восток, и стала лагерем у села Тарутино.
Кутузов блокировал возможное
продвижение французов к тульским
оружейным заводам и калужским базам
продовольствия и оружия. И тем самым
обрёк Наполеона на голодную смерть.
Чтение текста стр.83.
Кто победил в Бородинском сражении?
Принесло ли вхождение в Москву
Наполеону победу?
Каким человеком был Кутузов?
Учитель: Несмотря на то, что
Бородинское сражение не принесло
победы ни одной стороне, оно
Работа по учебнику,
ответы детей.
Чтение текста.
Просмотр
видеофрагмента.
Рассказ учащегося о
партизанском движении
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3
предварительная
подготовка к уроку).
6
Ответы детей: «Он попал в
ловушку) надломило дух непобедимой до этого
времени наполеоновской армии,
вдохнуло силы в российские войска,
показало высокий патриотизм,
неустрашимость, самоотверженность
русских солдат, офицеров и генералов.
Слайд №23 «Конец войны».
Наполеон вынужден был бежать из
Москвы.
Ответы учащихся:
Впервые Россия
сталкивалась с таким
серьёзным противником,
которому подчинилась
почти вся Европа.
Отечество оказалось на
пороге гибели.
На защиту Отечества
поднялся весь народ, армия,
горожане, крестьяне.
Ответы детей: «За какое
отличие от других войн
война 1812 года получила
название «Отечественная»?
Ученики
совещаются
в группах.
Вывод делают ребята:
В ходе войны 1812 года
решалась судьба страны,
Отечества.
Дети решают кроссворд,
вспоминая материал урока.
Ответы:
1.Отечественная.
2. Партизаны.
3. Кутузов.
4. Наполеон.
5. Бородино.
6
7.Поиск решения
проблемы
(открытие
нового знания о
войне).
Закончим нашу таблицу данными о
войне 1812 года.
Слайд №24
Сделайте вывод, чем война 1812 года
отличалась от предыдущих войн.
VI.Выражение
решения
проблемы. Итог
урока.
Давайте вернёмся к основному
вопросу нашего урока.
Что мы хотели сегодня выяснить?
Какой ответ можно дать на этот
вопрос?
Слайд №25
Перемещаемся на машине времени в
наше время. Путешествие прошло
успешно.
Откройте рабочую тетрадь на стр.37.
Решим кроссворд.
VII.Домашнее
задание.
Стр.37, №1
(дополнительное
задание)
Выполнить задание №1, стр.37
в рабочей тетради к учебнику
«Окружающий мир» Моё Отечество. На
уроке вы решили кроссворд, а дома
добавьте, к кроссворду в любом
подходящем месте какоенибудь слово,
связанное с войной 1812 года.
Найти дополнительную информацию о
событиях Отечественной войне 1812
года вы сможете на сайтах
http://www.museum.ru, http:// www
.1812.
ru. 6
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Разработка урока на тему: "Отечественная война 1812 года – угроза существования России. Бородинская битва". 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.