Технологическая карта урока окружающего мира
Тема |
Природные стихии в народном творчестве |
Цель деятельности учителя |
Сформировать представление о природных
объектах живой и неживой природы. |
Задачи |
образовательные: познакомить детей со значением стихий в жизни человека, с изображением их в прикладном искусстве и в устном творчестве; познакомить детей с таинственными знаками старинных узоров. развивающие: развивать познавательный интерес через элементы исследования. воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности, активности, уважения к традициям своего народа; выполнять миссию своей школы. |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях. |
Метапредметные: Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность ,формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация пространства диалога, творческой деятельности на уроке.. коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
|
Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. |
|
Формы обучения |
фронтальная, парная, индивидуальная. Методы : частично - поисковый, деятельностный. |
Образовательные ресурсы |
Учебник «Окружающий мир»-3 класс. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Москва «Просвещение», 2013г, электронное приложение к учебнику. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер, учебник, электронное приложение к учебнику. |
Основные понятия |
Природные стихии, народное творчество, природные объекты. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент (2 мин) |
Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. -Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками. -Поприветствуйте партнёра. Пожелайте друг другу успеха на уроке
- Каким должен быть успешный ученик? - Верно!
|
Показывают готовность к уроку.
Здороваются с гостями. Улыбаются.
Приветствуют друг друга. Желают успеха
- Активным, познающим, ответственным. |
К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимать значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (5 мин) |
Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы. - У вас на столе карточки с заданиями. Прочитайте предложения. Начинает партнёр А. 1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля? 2.Назови ближайшую к Земле звезду? 3. Что называют невидимым сокровищем? 4.Назови пословицу, в которой говорится о трех природных стихиях, помогающих здоровью человека. - Кто догадался, каким будет девиз нашего урока? -Как вы понимаете значение этого девиза?
|
Отвечают на вопросы.
Объясняют значение девиза урока. -Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья! -Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. -Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку. -Вода- одно из самых распространённых веществ на Земле. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в ёе пополнении. Человеку в сутки требуется более 2 литров воды. |
К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
|
Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи (5 мин) |
Подводит к определению учащимися темы и цели урока. Организует фиксацию затруднений.
Демонстрация изделия ручной работы (полотенце с вышивкой) 1.Что вы видите? 2.Что вы думаете об этом полотенце? 3.О чём это заставляет вас задуматься? -Да, ребята, вы правильно думаете! Молодцы!
-Да! Полотенце играло огромную роль в жизни человека, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости. Существовал магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило вытирание лица утром нижним краем. Это обозначало восход солнца, а вечером- верхним. Это закат солнца. А ещё сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью на вышитом полотенце.
- С какой из природных стихий связано полотенце?
-Кто догадался, какую тему мы будем изучать? - Правильно! Молодцы!
-Какие слова в названии темы вызвали затруднение?
- Как справимся с этой проблемой?
- А вы можете разгадать знаки на вышитом полотенце? -Какие цели поставим перед собой?
- Где мы можем об этом узнать?
|
Используя обучающий диалог с учителем, стараются определить тему и цель урока.
-Я думаю, что полотенце с вышитыми на нём узорами служит для украшения комнаты в избе. - А я думаю, что полотенце служит для личной гигиены человека. - Я задумался о том, что полотенце играет важную роль в жизни человека. - А я задумался о том, что мы должны сохранить такие вещи. Ведь это память о наших предках. После ответов благодарят друг друга.
Ответы детей: - Я услышала из вашей речи, что полотенце связано с солнцем, с водой.
-Природные стихии в народном творчестве.
- Слово стихия вызвало затруднение. Я не знаю значение этого слова.
- Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова -Нет! Мы их не изучали. -Познакомиться с природными стихиями. Узнать об особом языке старинных узоров. - Мы узнаем об этом из учебника. |
Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить. П – определять и формулировать тему и цель деятельности. К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций. Л – проявлять интерес к предмету |
Усвоение новых знаний Работа по теме урока (10мин) |
Организует проведение исследования с помощью учебника и электронного приложения. Работа по учебнику страница 67 -Прочитайте 1-ый абзац. -О каких природных стихиях говорили люди? Посмотрим на слайд №2 (Язык древних узоров) Прочитайте 2- ой абзац текста. - Скажите, как люди обозначали солнце и небо.
-Посмотрим на слайд№3 (Солнце на стенах деревянного дома) и послушаем объяснение. - Ребята, а вы знаете, что самую высокую точку крыши (щипец) своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце в зените. Фигура коня подчёркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.
-Прочитайте 3-ий абзац текста. - Как люди изображали грозу? -Крест, изображённый в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали, чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара.
Посмотрим Слайд №4(Образ небесного огня) Посмотрим Слайд 6и послушаем объяснение.
-Читаем 4-ый абзац теста. -Назовите знаки воды, воздуха, души. Слайд№6(Мезенская роспись) Слайд №8 (Воздух, душа, небо) -Посмотрим на слайд(7,8) и послушаем объяснение.
-Послушаем вывод на слайде 10. - А теперь рассмотрите фотографии на страницах 66-67. Попробуйте разгадать тайну старинных узоров. -Что символизировал: -Красный цвет? Голубой? Белый? |
Читают 1-й абзац текста. Отвечают на вопросы. Делают выводы. -Люди говорили о небесном огне, воде, воздухе.
-Люди обозначали солнце и небо знаками круга, колеса, розетки с лепестками, в образе прекрасной птицы. Рассматривают слайд, слушают объяснение.
- Это был бог грозы. Изображали его в образе красного коня или колесо с шестью спицами.
- Знаки воды- извилистые переплётные линии, зигзаги, каплевидные узоры. Воздух и душа-это птица.
Слушают вывод. Рассматривают иллюстрации на с.66-67. Угадывают тайну старинных узоров.
- Солнце, огонь. -Вода, воздух. - Воздух, символ солнечного света. |
Л.: проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру. К.: использовать речь для регуляции своего действия; Р.: планировать решение учебной задачи. П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы.
|
Физкультминутка (3мин) |
Проводит физкультминутку |
Выполняют физкультминутку |
|
Продолжение работы по теме урока (10мин) |
Организует закрепление и практическую работу по теме в группах. - Герой одного из известных произведенийА.С.Пушкина обращался за помощью к природным стихиям. -Назовите это произведение. -Кто герой сказки? -К каким стихиям он обращался? - Кто вспомнил отрывок из сказки? - Разгадайте загадки: 1.Один костёр весь мир согревает. (Солнце) 2.В небе родился, в земле схоронился. (Дождь) 3.Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь) 4.Между гор, между дол бежит белый конь.(Река) 5.Маленькое, кругленькое, всему свету мило. (Солнце) 6.Девять вороных коней Гонит гром в ночное: мчатся кони табуном, ходит небо ходуном. (Грозовые тучи) 7.У меня есть буйволица: Где ложится, там травы не родится, Что даёшь – съедает. От воды умирает. (Огонь) 8.Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт. (Воздух) - Проверим, как вы справились с загадками. -Молодцы! -Ребята, подумайте, как изобразить солнце (воду, воздух). -А теперь все вместе покажите. |
-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. -Царевич Елисей. -Обращался за помощью к Ветру. Один из учеников читает наизусть отрывок из сказки. -Ветер, Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
Разгадывают загадки.
Называют вслух отгадки.
Изображают солнце, воду, воздух. |
Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане; Л.: формирование мотивов достижения и социального признания. К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. |
Рефлексия
(5мин) |
Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. - Пишем в центре листа «Природные стихии». - Завершили работу. Презентация у доски. - Поблагодарим ребят за работу! -Прочитаем вывод на странице 69 учебника. 1.Назовите три главные стихии по древним верованиям людей (огонь, вода, воздух). 2.Какими знаками обозначались солнце и небо? 3.Назовите знаки воды. 4.Назовите знаки воздуха. |
Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Читают вывод на странице 69. - С глубокой древности люди считали огонь, воду, воздух главными стихиями, необходимыми для жизни на Земле. Их изображали в символической форме на украшениях дома, на утвари и орудиях труда, на одежде. Эти узоры и поэтические образы в творчестве разных народов мира имеют много общего. |
Л.: самооценка на основе критериев успешности. П.: рефлексия способов и условий действия К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения. Р.: осознание качества усвоения |
Подведение итогов урока
(5мин) |
Побуждает к обобщению и структурированию материала, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. -Вот и подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо работали. -С какой темой выпознакомились на уроке?
- Какие цели ставили в начале урока?
-Мы достигли поставленной цели? - Кто сможет разгадать знаки на полотенце?
- Какие открытия сделали?
-Где пригодятся полученные знания?
- Ребята, как вы думаете, вы были успешными учениками? -Оцените свою работу. -Оценки за урок. Домашнее задание: прочитать текст на странице 66-69, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя», выполнить задание №1 на странице 46 в рабочей тетради. -У вас на столе лежат «Билетики на выход». 1.Запишите на них названия трёх главныхприродных стихий. 2. В чём были затруднения? При выходе оставьте их на парковке. |
Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. -Тема урока « Природные стихии в народном творчестве». -Цель урока- это знакомство со значением стихий в жизни человека, с их изображением в прикладном искусстве и в устном творчестве, познакомиться с таинственными знаками старинных узоров. - Да, мы достигли цели урока. Объясняют знаки на полотенце.
-Мы открыли для себя таинственный мир знаков, которыми люди изображали три главные природные стихии: огонь, воду и воздух.
- Я смогу нарисовать узоры на уроке изобразительного искусства; - Я смогу вышить полотенце и подарить его маме или друзьям. Так будут передаваться наши знания другим. - Я думаю, что и сейчас разные народы смогут понять друг друга с помощью этих символов. -Да! Мы были успешными учениками! Оценивают свою работу на уроке с помощью цветного веера. Слушают оценки. Записывают домашнее задание в дневник.
Заполняют «Билетик на выход».
-Раз, два, три, четыре, пять, Мы работали на «пять»! |
Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала Р.: сличение способа действия с заданным эталоном, Адекватно воспринимать оценки учителя. П.: структурирование знаний |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.