Технологическая карта урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" 3 класс
Оценка 4.9

Технологическая карта урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.05.2018
Технологическая карта урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" 3 класс
Данная технологическая карта урока окружающего мира "Природные стихии в народном творчестве" разработана для учащихся 3 класса по учебнику Плешакова в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: открытие нового знания. Для данного урока создана презентация. На уроке используются различные методы и приемы обучения.
техкарта окр мир.docx

Технологическая карта урока окружающего мира

            Тема

Природные стихии в народном творчестве

Цель деятельности учителя

Сформировать представление о природных объектах живой и неживой природы.
Ввести способ изображения устройства природы, который использовали древние люди

Задачи

образовательные: познакомить детей со значением стихий в жизни человека, с  изображением их в прикладном искусстве и в  устном творчестве; познакомить детей  с таинственными знаками старинных узоров.

развивающие: развивать познавательный интерес через элементы исследования.

воспитательные: воспитывать в детях чувство ответственности, активности, уважения к традициям своего народа; выполнять миссию своей школы.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учащиеся познакомятся с тем, как в прикладном искусстве изображались воздух, солнце и вода; узнают загадки и пословицы о стихиях.

Метапредметные:

Познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, распознавание объектов, самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

регулятивные: проявлять инициативность и самостоятельность ,формулировать собственные вопросы по теме обсуждения на уроке, готовность к проблемной ситуации, самооценке и самоконтролю, организация  пространства диалога, творческой деятельности на уроке..

коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и сверстниками, проявление инициативы в словах или действиях; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Личностные: проявлять положительную мотивацию и желание выполнять учебное действие, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

Формы обучения

фронтальная, парная, индивидуальная. Методы : частично - поисковый, деятельностный.

Образовательные ресурсы

Учебник «Окружающий мир»-3 класс.  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Москва «Просвещение», 2013г, электронное приложение к учебнику.

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, учебник, электронное приложение к учебнику.

Основные понятия

Природные стихии, народное творчество, природные объекты.

 

            Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

(2 мин)

Проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем их добрыми улыбками.

-Поприветствуйте партнёра. Пожелайте друг другу успеха на уроке

 

- Каким должен быть успешный ученик?

- Верно!

 

Показывают готовность к уроку.

 

Здороваются с гостями. Улыбаются.

 

 

 

Приветствуют друг друга. Желают успеха

 

- Активным, познающим, ответственным.

К – планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимать значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Р – контролировать свои действия в подготовке к уроку.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

(5 мин)

Проверяет понимание изученной на прошлом уроке темы.

- У вас на столе карточки с заданиями.

Прочитайте предложения.

Начинает партнёр А.

1. Что называют одним из самых главных и распространённых веществ на планете Земля?

2.Назови ближайшую к Земле звезду?

3. Что называют невидимым сокровищем? 4.Назови пословицу, в которой говорится о трех природных стихиях, помогающих здоровью человека.

- Кто догадался, каким будет девиз нашего урока?

-Как вы понимаете значение этого девиза?

 

Отвечают на вопросы.

 

Объясняют значение девиза урока.

-Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!

-Солнце-это ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

-Воздух – без воздуха на Земле не было бы жизни. Он необходим для дыхания растениям, животным, человеку.

-Вода- одно из самых распространённых веществ на Земле. Любой организм постоянно расходует воду и нуждается в ёе пополнении.

Человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

К.: адекватно  использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

 

Самоопределение к деятельности

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Подводит к определению учащимися темы и цели урока. Организует фиксацию затруднений.

 

Демонстрация изделия ручной работы (полотенце с вышивкой)

1.Что вы видите?

2.Что вы думаете об этом полотенце?

3.О чём это заставляет вас задуматься?

-Да, ребята, вы правильно думаете! Молодцы!

 

-Да! Полотенце играло огромную роль в жизни человека, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости. Существовал магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило вытирание лица утром нижним краем. Это обозначало восход солнца, а вечером- верхним. Это закат солнца. А ещё сохранился обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью на вышитом полотенце.

 

- С какой из природных стихий связано полотенце?

 

-Кто догадался, какую тему мы будем изучать?

- Правильно! Молодцы!

 

-Какие слова в названии темы вызвали затруднение?

 

- Как справимся с этой проблемой?

 

 

- А вы можете разгадать знаки на вышитом полотенце?

-Какие цели поставим перед собой?

 

- Где мы можем об этом узнать?

 

Используя обучающий диалог с учителем, стараются определить тему и цель урока.

 

 

-Я думаю, что полотенце с вышитыми на нём узорами служит для украшения комнаты в избе.

- А я думаю, что полотенце служит для личной гигиены человека.

- Я задумался о том, что полотенце играет важную роль в жизни человека.

- А я задумался о том, что мы должны сохранить такие вещи. Ведь это память о наших предках.

После ответов благодарят друг друга.

 

 

 

 

Ответы детей:

- Я услышала из вашей речи, что полотенце связано с солнцем, с водой.

 

-Природные стихии в народном творчестве.

 

-  Слово стихия вызвало затруднение. Я не знаю значение этого слова.

 

- Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова

-Нет! Мы их не изучали.

-Познакомиться с природными стихиями. Узнать об особом языке старинных узоров.

- Мы узнаем об этом из учебника.

Р – осознавать, что уже известно и что предстоит усвоить.

Попределять и формулировать тему и  цель деятельности.

К – обмениваться мнениями, выражать свою точку зрения, при этом не создавать конфликтных ситуаций.

Л – проявлять интерес к предмету

Усвоение новых знаний

Работа по теме урока

(10мин)

Организует проведение исследования с помощью учебника и электронного приложения.

Работа по учебнику

страница 67

-Прочитайте 1-ый абзац.

-О каких природных стихиях говорили люди?

Посмотрим на слайд №2 (Язык древних узоров)

Прочитайте 2- ой абзац текста.

- Скажите, как люди обозначали солнце и небо.

 

-Посмотрим на слайд№3 (Солнце на стенах деревянного дома) и послушаем объяснение.

- Ребята, а вы знаете, что самую высокую точку крыши (щипец) своего дома люди украшали изображением коня, символизирующего солнце в зените. Фигура коня подчёркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах.

 

-Прочитайте 3-ий абзац текста.

- Как люди изображали грозу?

-Крест, изображённый в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали, чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара.

 

Посмотрим Слайд №4(Образ небесного огня)

Посмотрим Слайд 6и послушаем объяснение.

 

-Читаем 4-ый абзац теста.

-Назовите знаки воды, воздуха, души.

Слайд№6(Мезенская роспись)

Слайд №8 (Воздух, душа, небо)

-Посмотрим на слайд(7,8) и послушаем объяснение.

 

-Послушаем вывод  на слайде 10.

- А теперь рассмотрите фотографии на страницах 66-67. Попробуйте разгадать тайну старинных узоров.

-Что символизировал:

-Красный цвет?  Голубой? Белый?

Читают  1-й абзац текста. Отвечают на вопросы. Делают  выводы.

-Люди говорили о небесном огне, воде, воздухе.

 

 

-Люди обозначали солнце и небо знаками круга, колеса, розетки с лепестками, в образе прекрасной птицы.

Рассматривают слайд, слушают объяснение.

 

 

 

 

- Это был бог грозы. Изображали его в образе красного коня или колесо с шестью спицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Знаки воды- извилистые переплётные линии, зигзаги, каплевидные узоры. Воздух и душа-это птица.

 

 

 

 

 

Слушают вывод.

Рассматривают иллюстрации на с.66-67. Угадывают тайну старинных узоров.

 

 

- Солнце, огонь.

-Вода, воздух.

- Воздух, символ солнечного света.

Л.:  проявлять интерес к новому материалу; ценностное отношение к природному миру.

К.:  использовать речь для регуляции своего действия;

Р.:  планировать решение учебной задачи.

П.: извлекать информацию в соответствии с заданием, формулировать выводы.

 

Физкультминутка

(3мин)

Проводит физкультминутку

Выполняют физкультминутку

 

Продолжение работы по теме урока

(10мин)

Организует закрепление и практическую работу по теме в группах.

- Герой одного из известных произведенийА.С.Пушкина обращался за помощью к природным стихиям.

-Назовите это произведение.

-Кто герой сказки?

-К каким стихиям он обращался?

- Кто вспомнил отрывок из сказки?

- Разгадайте загадки:

1.Один костёр весь мир согревает.

(Солнце)

2.В небе родился, в земле схоронился.

(Дождь)

3.Шёл долговяз, в сыру землю увяз.

(Дождь)

4.Между гор, между дол бежит белый конь.(Река)

5.Маленькое, кругленькое, всему свету мило. (Солнце)

6.Девять вороных коней

Гонит гром в ночное:

мчатся кони табуном,

ходит небо ходуном.

(Грозовые тучи)

7.У меня есть буйволица:

Где ложится, там травы не родится,

Что даёшь – съедает. От воды умирает. (Огонь)

8.Не вода, не хлеб, но без него никто не проживёт.

(Воздух)

- Проверим, как вы справились с загадками.

-Молодцы!

-Ребята, подумайте, как изобразить солнце (воду, воздух).

-А теперь все вместе покажите.

-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

-Царевич Елисей.

-Обращался за помощью к Ветру.

Один из учеников читает наизусть отрывок из сказки.

-Ветер, Ветер! Ты могуч!

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

 

Разгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют вслух отгадки.

 

Изображают солнце, воду, воздух.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане;

Л.: формирование мотивов достижения и социального признания.

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Рефлексия

 

(5мин)

Актуализирует внимание на пройденном материале, побуждает к высказыванию своего мнения, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

- Пишем в центре листа «Природные стихии».

- Завершили работу. Презентация у доски.

- Поблагодарим ребят за работу!

-Прочитаем вывод на странице 69 учебника.

1.Назовите три главные стихии по древним верованиям людей (огонь, вода, воздух).

2.Какими знаками обозначались солнце и небо?

3.Назовите знаки воды.

4.Назовите знаки воздуха.

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

 

Читают вывод на странице 69.

- С глубокой древности люди считали огонь, воду, воздух главными стихиями, необходимыми для жизни на Земле. Их изображали в символической форме на украшениях дома, на утвари и орудиях труда, на одежде. Эти узоры и поэтические образы в творчестве разных народов мира имеют много общего.

Л.: самооценка на основе критериев успешности.

П.: рефлексия способов и условий действия

К.: формулирование собственного мнения, учет чужого мнения.

Р.: осознание качества усвоения

Подведение итогов урока

 

(5мин)

Побуждает к обобщению и структурированию материала, соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

-Вот и подошёл к концу наш урок.

Вы очень хорошо работали.

-С какой темой выпознакомились на уроке?

 

- Какие цели ставили в начале урока?

 

 

 

 

-Мы достигли поставленной цели?

- Кто сможет разгадать знаки на полотенце?

 

- Какие открытия сделали?

 

 

 

 

-Где пригодятся полученные знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, вы были успешными учениками?

-Оцените свою работу.

-Оценки за урок.

Домашнее задание: прочитать текст на странице 66-69, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя», выполнить  задание №1 на странице 46 в рабочей тетради.

-У вас на столе лежат «Билетики на выход». 1.Запишите на них  названия трёх главныхприродных стихий.

2. В чём были затруднения?

При выходе оставьте их на парковке.

Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

-Тема урока « Природные стихии в народном творчестве».

-Цель урока- это знакомство со значением стихий в жизни человека, с их изображением в прикладном искусстве и в устном творчестве, познакомиться с таинственными знаками старинных узоров.

- Да, мы достигли цели урока.

Объясняют знаки на полотенце.

 

-Мы открыли для себя таинственный мир знаков, которыми люди изображали три главные природные стихии: огонь, воду и воздух.

 

- Я смогу нарисовать узоры на уроке изобразительного  искусства;

 - Я смогу вышить полотенце и подарить его маме или друзьям. Так  будут передаваться наши знания другим.

- Я думаю, что и сейчас разные народы смогут понять друг друга с помощью этих символов.

-Да!  Мы были успешными учениками!

 Оценивают свою работу на уроке с помощью цветного веера.

Слушают оценки.

Записывают домашнее задание в дневник.

 

Заполняют «Билетик на выход».

 

-Раз, два, три, четыре, пять,

Мы работали на «пять»!

Л.: нравственно- этическое оценивание усваиваемого материала

Р.: сличение способа действия с заданным эталоном,

Адекватно воспринимать оценки учителя.

П.: структурирование знаний

 


 

Технологическая карта урока окружающего мира

Технологическая карта урока окружающего мира

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Что вы видите? 2.Что вы думаете об этом полотенце? 3

Что вы видите? 2.Что вы думаете об этом полотенце? 3

Организует проведение исследования с помощью учебника и электронного приложения

Организует проведение исследования с помощью учебника и электронного приложения

Что символизировал: -Красный цвет?

Что символизировал: -Красный цвет?

А теперь все вместе покажите.-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

А теперь все вместе покажите.-Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Где пригодятся полученные знания? -

Где пригодятся полученные знания? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018