Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)
Оценка 4.7

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
19.07.2018
Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)
Тип урока: беседа, анализ эпизодов из романа. Цель: Подвести учеников к ответу на вопрос: «В чем преступление Раскольникова»? Задачи: 1.Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется. 2.Подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.Конспект урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа)
Тема урока2.docx
Класс: 10 УМК: Примерная программа общего образования по литературе и авторской программы  В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Русская литература ХIХ века» к учебнику В.И.Сахарова,  С.А.Зинина «Русская литература ХIХ века.10 класс», М., Русское слово, 2012г Уровень: базовый Тема: «Преступление Раскольникова» (2 часа) Тип урока: беседа, анализ эпизодов из романа.  Цель: Подвести учеников к  ответу на вопрос: «В чем преступление              Раскольникова»? Задачи: 1.Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен  человек за эту идею, которой он руководствуется.                2.Подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для  человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.                              Основные понятия, термины и названия: причины и цели преступления, теория  сверхчеловека, наполеонизм. Структура урока: 1. Организационный момент (2 мин). 2. Этап актуализации знаний (5 мин). 3. Этап изучения нового материала (23 мин). ­ работа с текстом; ­ пересказ текста.        4. Этап закрепления материала (8 мин).        5. Домашнее задание (2 мин). Ход урока. 1.Учитель: .На прошлом уроке мы говорили о философских взглядах Ф.М.Достоевского, о двойственности человеческой натуры, о вечной борьбе добра и зла в человеческой душе. И  неудивительно, что главному герою своего романа «Преступление и наказание»  Достоевский даёт фамилию Раскольников, намекая на тот духовный раскол, который будет сопровождать Родиона на протяжении всего действия. Почему Раскольников идёт на  убийство, что подтолкнуло его к решительному шагу?   2.  Действительно, у Раскольникова были свои личные причины совершить преступление.  Конечно, ни одна из причин не может являться оправданием убийству, которое он  совершил. Однако эти мотивы и причины могут объяснить психологическое состояние  Раскольникова перед преступлением. Скажите, какие обстоятельства подтолкнули  Раскольникова к преступлению? (Ответы учащихся).  Раскольников подслушал разговор в трактире, в котором шла речь об убийстве  старухи­процентщицы  Раскольников получил письмо матери, где говорилось о будущей свадьбе Дуни с  Лужиным и ее унижении в семье Свидригайловых   Раскольников случайно услышал, что Лизавета, сестра старухи, будет отсутствовать дома в определенное время   Комната­шкаф Раскольникова очень угнетала его и наталкивала на мрачные мысли   Раскольников разочаровался в жизни и не видел возможности честно заработать на  жизнь, чтобы выбраться из нищеты . 3. Учитель: Каковы причины преступления Раскольникова? Используя данные ниже  опорные высказывания, сформулируйте причины совершённого Раскольниковым убийства. 1) «…Знаешь, что я тебе скажу: если б только я зарезал из того, что голоден    был, ­  продолжал он, упирая в каждое слово и загадочно, но искренно смотря на неё, ­ то я бы  теперь… счастлив был! Знай ты это!» 2) «…Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… по примеру авторитета». 3) «Да и что за охота всю жизнь мимо всего проходить и от всего отвёртываться… ну, вот я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы… и сделать  всё это широко, радикально, так, чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на  новую независимую дорогу стать…» 4) «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.    ­ Это человек­то вошь!    ­ Да ведь и я знаю, что не вошь… А впрочем, я вру… давно уже вру… Это всё не то…  совсем тут другие причины!» 5) «Я вот тебе сказал давеча, что в университете себя содержать не мог. А знаешь ли ты,  что я, может, и мог?.. Да я озлился и не захотел. Именно озлился ( это слово хорошее! ). Я  тогда, как паук, к себе в угол забился». 6) «И я теперь знаю, Соня, что, кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и  властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них  и законодатель… Власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Я… я  захотел осмелиться и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!» 7) «И неужель ты думаешь, что я не знал, например, хоть того, что если уж начал я себя  спрашивать и допрашивать: имею ль я право власть иметь? – то, стало быть, уж не вошь  человек для меня…» 8) «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив  средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя  убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим благодетелем или всю жизнь, как паук,  ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно  должно было быть!» 9) «Мне другое надо было узнать… и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?  Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли  дрожащая или право имею…» 10) «…разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» 11) «Я, может, на себя ещё наклепал… может, я ещё человек, а не вошь, и поторопился  себя осудить… Я ещё поборюсь».  Ответы учащихся: Раскольников пошел на убийство не из­за нищеты и безнадежного  положения. Да, Раскольников хотел решить все свои проблемы разом ­ разбогатеть и  помочь матери с сестрой выбраться из бедности, желал помочь униженным и  оскорблённым, бедным и несчастным. Но сам Раскольников утверждает, что не из­за денег  убил. Идея наполеонизма овладела им. Он хотел проверить верность своей теории  свехчеловека. Он не хочет дожидаться счастья и нести кирпичик на его строительство. Им  овладела непомерная гордость, отрывающая человека от Бога.  Учитель: Говоря о причинах преступления Раскольникова, мы не можем не коснуться  вопроса теории Раскольникова. На чём она была основана и в чём заключалась её суть? Индивидуальное  сообщение о теории Раскольникова.   Учитель: Таким образом, сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство  старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для  себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло  борются в его душе. И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя. Обратим  внимание на то, что все его окончательные решения  имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее  становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он  никогда ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, но все это  время… А между тем, казалось бы. Весь анализ, в смысле нравственного разрешения  вопроса, был уже им окончен: казуистика его выточилась как бритва, и сам в себе он уже  не находил сознательных выражений. Но в последнем случае он просто не верил себе и  упрямо, рабски искал возражения по сторонам и ощупи, как будто кто его принуждал и  тянул к тому.»  Учитель:  Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение? Учащиеся зачитывают эпизод из ч. 1, гл. 6. Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек,  потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией,  что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский  утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека,  порабощать его сознание и волю.  Учитель:  Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?   Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы­соседи, сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел,  куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.  Учитель:   Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал  хладнокровно и собранно? Учащиеся зачитывают  из текста доказательства поведения Раскольникова во время  преступления.  Учитель: Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления.  Стихийность и в самом убийстве («…вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва  себя чувствуя,… почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов  подчёркивает стихийность действий, растерянность героя. Здесь же происходит и убийство вернувшейся домой Лизаветы. И Раскольников вопреки расчётам превращается не в  благодетеля, а во врага слабых людей.Так Достоевский, показывая несоответствие между  теоретическими решениями и практикой, подчёркивает, что невозможно «рассчитать  жизнь» теорией, жизнь сложнее «арифметически».        Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея»  привела героя к расколу с окружающими и с самим собой ) и для общества идеи, подобные  идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову:  «Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так,  пожалуй, ещё и в сто миллионов раз безобразнее бы сделали!»        Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь  людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами  людей. 4..Закрепление. Ответьте письменно на вопросы: 1) Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство? 2) В чем убеждает нас поведение героя во время убийства? 5.Домашнее задание: Подготовиться к семинарскому занятию, подготовить сообщения: 1. Поведение Раскольникова после убийства. 2. Образ Сони Мармеладовой. Ее роль в духовном возрождении Раскольникова. 3. Третий сон Раскольникова. Анализ эпизода.

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)

Разработка урока на тему: «Преступление Раскольникова» (2 часа) (10 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2018