Разработка урока на тему "Рациональное питание" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности на тему "Рациональное питание. Гигиена питания" для 5 класса. Целью урока является познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть значение питания для здоровья человека. К уроку прилагается сценка "Пищевой рацион" и тесты по пройденной теме.
Иконка файла материала рац. питание 5кл.docx
Тема урока: «Рациональное питание» 5кл Цель: познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть значение питания для здоровья человека. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с основами рационального питания, исследовать питание с точки зрения рациональности, сбалансированности по составу белков, жиров и углеводов. Развивающие: развитие логического мышления и умения анализировать рацион питания, развитие умения обобщать материал по данному вопросу, делать выводы, развитие умения работать с литературой. Воспитательные: формирование позитивного отношения к собственному здоровью.: формирование ответственности за выполнение коллективной работы. Тип урока: урок открытия новых знаний. Формирование УУД: Личностные: - Формирование понимания ценности здорового образа жизни; -Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со учебно-исследовательской сверстниками деятельности; - Определять свое место, степень участия, активности на уроке; Метапредметные: -Извлекать информацию из учебного текста; - Получать новую информацию на основе анализа иллюстративной информации; -Умение сравнивать, делать выводы; -Организовывать самостоятельную деятельность в парах, группах; - Умение договариваться, приходить к общему решению в команде Предметные: -Формирование убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни; -Знание и умение применять правила питания в жизни. Ход урока. 1. Самоопределение к деятельности Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим все ли на партах в порядке: готовы ли к работе ручки, тетрадки? Настраиваемся на рабочий лад. 2. Актуализация знаний Ребята, посмотрите, на доске записана известная пословица: процессе в«Деньги поте6рял – ничего не потерял, Время потерял – много потерял, А здоровье потерял – все потерял.» для человеку - Как вы считаете, почему так говорят? ( ответы уч-ся) Да, главное для человека – здоровье. - А давайте вспомним, что такое здоровье? (ответы уч-ся) - Здоровый образ жизни? (ответы уч-ся) - А какие составляющие здорового образа жизни вы знаете? (ответы уч-ся) - Здоровье самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм, и если мы с легкостью можем заменить испортившуюся вещь, то заменить свой заболевший организм человек не в силах. Мы должны бережно относиться к своему здоровью, постоянно заботиться, чтобы на долгие годы оставаться здоровыми. 3. Постановка учебной задачи Ребята , посмотрите на доску (на доске картинки с изображением различных продуктов питания) и попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей) . Рациональное питание (записываем в тетрадь) - А теперь давайте поставим цели урока (ставят цели) А что бы вы хотели узнать на уроке? Проблема: Как нужно питаться, чтобы прожить долго и счастливо? Проблемный вопрос: Какие питательные вещества необходимы организму для полноценного развития? (ответы) белки, жиры, углеводы, витамины… 4. Творческая и практическая деятельность по реализации поставленных целей С пищей человек получает необходимые организму питательные вещества. С помощью учебника заполните таблицу. Питательные вещества Названия Значение организма веществ Белки Служат основным строительным материалом для тела человека. Обеспечивают организм энергией, а также служат строительным В каких продуктах содержится Творог, фасоль, яйца, мясо, рыба, горох Сливочное и растительное масло, маргарин, сметана Жирыматериалом тела. Углеводы Главный поставщик энергии для тела Сахар, хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты Опрос учащихся по таблице. А для чего еще нашему организму необходимо употребление пищи? (ответы уч-ся). -Каково значение питания? Обобщаю ответы учащихся и записываю на доске: Значение питания: - источник строительного материала; - источник энергии; - сохранение физического здоровья; - сохранение умственных способностей; - сохранение эмоционального настроя; - еда – повод для общения; - еда – средство лечения от болезней; - долголетие. Отсюда мы видим, что пища затрагивает все стороны жизни человека. Учитель: Какие пищевые продукты служат источником витаминов, нам расскажет доктор Айболит и его пациенты.(сценка «Пищевой рацион») Учитель: Кроме белков, жиров ,углеводов и витаминов организму человека необходимы минеральные вещества и вода. Минеральные вещества – служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей. Вода - один из наиболее важных компонентов человеческого организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости около 2 литров. Физкульминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись (наклоны вперед, назад) Разминаем руки, плечи, Что сидеть нам было легче, Чтоб читать, писать, считать И совсем не уставать (рывки руками) Голова устала тоже,Так давайте ей поможем! Вправо, влево раз и два. Думай, думай голова (вращение головой) Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка (садятся за парты) Первичное закрепление Ребята, а сейчас мы приступим к работе в группах и выполним практическую работу. Напомню вам правила работы в группе. В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Когда один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Практическая работа Инструкция: 1. Внимательно изучите этикетки на упаковках различных продуктов. На этикетках указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. 2. Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах. 3. Результат исследования занесите в таблицу. Укажите продукты, богаты белками, жирами, углеводами. 4. Сделать вывод, какие продукты содержат белки, жиры, углеводы Состав продуктов продукт Состав % белки жиры углеводы Опрос (по одному человеку от группы) 1 группа – белки, 2 группа – жиры, 3 группа – углеводы. Ребята, в вашем возрасте человек ежедневно должен принимать с пищей 90-100 грамм белка, 90-100 грамм жира и 350-400 граммов углеводов. При этом в рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты: Белок: молоко или кисломолочные, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца. Жиры: Сливочное масло, растительное мало, сметана Углеводы: Хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.Продукты, богатые витаминами: морковь, перец, зеленый лук и др. Ребята, а все ли продукты полезны? (ответы, обсуждения по таблице) 5. Включение в систему знаний и повторение игра «Полезные и вредные продукты» (разделить продукты питания, которые вы видите на доске на две группы- полезные и вредные для здоровья. 6. Самостоятельная работа и самоповторение В вашем возрасте, для того, чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, обед, ужин, полдник. (спросить у ребят) Завтрак – 25 % , обед 50%, полдник – 10 % и ужин – 15 % от общего количества приема пищи. _ Какое питание называется правильным (рациональным) -? (ответы уч-ся) Да, когда в пище, которую мы употребляем, содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. А еще когда организм получает с пищей столько энергии, сколько тратит в течении суток. - А сейчас выполним небольшой тест, проверим, как внимательно вы работали на уроке. (раздаю тесты) _Выполнили, теперь поменялись работами и проверили друг у друга (правильные ответы на доске), поставили оценку: «5» - без ошибок, «4» - 1-2 ош,; «3» - 3-4 ош.; «2» - более4ош. Проверили, теперь поднимите руки, кто справился на «5», «4» и т.д. (комментарии учителя) 7. Домашнее задание 1. Проанализировать завтрак, обед или ужин вашей семьи: каких полезных веществ больше поглощает семья, является ли питание разнообразным, не забывают ли об употребление витаминов. 2. Нарисовать памятку или сочинить небольшое стихотворение, в каких продуктах, какие полезные вещества. Оценки. 8. Рефлексия Итак, ребята, наш разговор о питании подходит к концу. Вспомним, какие задачи ставились перед нами в начале урока (ответы уч-ся). Как вы считаете, выполнили мы эти задачи? (ответы уч-ся).И закончить наш урок мне бы хотелось словами одного известного диетолога «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезнь столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное. Будем надеяться, что и вы примените на практике все то, о чем мы с вами говорили на уроке.Приложение 1 Сценка «Пищевой рацион» Д.Айболит: Миша медленно растет, От мальчишек отстает. Что-то страшное с глазами Происходит вечерами: Не зажег на кухне свет И наткнулся на буфет. Он «куриной слепотою» Заболел у нас весною. Лоб разбил недавно в кровь. Говорят: «не ел морковь». В пище юного мужчиныПом. Айболита: Если хочешь быть спокойным 3-й пациент: Где же взять «В», в каких продуктах: Повариха: Рожь, пшеница и гречиха, 1-й пациент: Группа «А»? Да, мы согласны. Не хватает витамина. А какого- надо знать. Кто желает отвечать? Слепнуть ни к чему напрасно Ну, а где его найти, Чтобы видеть и расти? 2-й пациент: Он в масле, жирном сыре И конечно, в рыбьем жире. И в печенке, и в желтке. Он бывает в молоке. И морковь, и абрикосы Витамины в себе носят Во фруктах ягодах он есть, Я люблю их тоже есть. Стойким, собранным и ровным В рацион включай себе Пищу с витамином «В» Без него нервозным станешь, В малокровии завязнешь. Даже кожа заболит, Не поможет Айболит. В мясе, хлебе или фруктах? Есть он в каше или нет? Кто сумеет дать ответ? Может скажет повариха? Печень, дрожжи и сырок, Вкусный от яиц желток Витамины «В» имеют И отдать их нам сумеют. «В» - в наружной части злаков, Хоть он там не одинаков. Это вовсе не беда, Группа «В» там есть всегда. И полезнее мука, Темноватая слегка, Лучше б грубого помола Нам бы мельница молола. В чудной беленькой муке Не найдется группа «В» Ешьте черный хлеб и серый. Раздражаться не велит Добрый доктор Айболит. Зуб за зубом падать хочет. Сыпь на теле, синяки… Здесь страданья велики, Если зелени не будет, Витамин про нас забудет. А какой? Прошу назвать, В чем содержится сказать. П.Айболита: Дети, будьте всем примером: Д. Айболит: Десны рыхлы, кровоточат,Обращаться осторожно: 4-й пациент: Мы едим его со щами, И с плодами, овощами. Есть немного в огурце Витамин с названьем «С» Он – в капусте, и в шпинате, И в шиповнике, в томате, И в салате, в щавеле – Поищите на земле. Лук, редиска, репа, брюква, И укроп, петрушка, клюква, И лимон , и апельсин. Надо с ним, как только можно, Не держать весь день в тепле И на огненной плите, Закрывать кастрюлю плотно, «С» на холоде охотно В кислой пище поживает, Но на солнце пропадает. П.Айболита: Малышам грозит рахит, Их никто не защитит, Если не иметь в еде Витамина группы «Д». Ноги могут искривиться, Слабость общая развиться. Где взять этот витамин? Скажет кто-нибудь один. В масле сливочном и жире, «Д» находится всегда – Это вкусная еда. Очень важно, чтобы солнце Припекало бы в оконце. Летом надо загорать На природе – благодать! Солнце в кожу проникает, Витамин там возникает И, благодаря лучам, Злой рахит не страшен нам. Д.Айболит: Я прошу вас в заключенье: Оцените все значенье Пищевого рациона, Как важнейшего закона. Современный ученик, Будь он мал или велик, В пище толк обязан знать, То, что ест – все понимать. Чтобы вырасти здоровым, Энергичным и толковым, Прочь усталость и мигрень, Витамины - каждый день! 5-й пациент: В молоке и в рыбьем жире,Приложение 2 Тест Вариант 1 1. Все продукты питания могут быть поделены на группы: a. Животного и растительного происхождения; б. Минеральные и искусственные; в. Мясные и молочные; 2. Недостаточная калорийность пищи, опасна для здоровья человека, т.к. приводит: 3. Белки не выполняют функцию: а. к увеличению массы тела (веса) человека; б. К снижению работоспособности; в. К гиподинамии; А.поддержки обмена веществ; Б.защиты организма от внешней среды; В. Психологической защиты организма. 4.Источниками углеводов являются: А хлебобулочные изделия; Б.молочные продукты; В. Мясные продукты. 5. Какую роль играют витамины в развитии человека:А. Являются главным источником энергии; Б. Обеспечивают устойчивость организма к воздействию В. Являются строительным материалом. Болезнетворных организмов; 6. В каких из перечисленных ниже овощах больше всего содержится Витамина группы «А»: А. свекла; Б. картофель; В. Морковь. 2 вариант 1. Какие основные функции выполняет питание в жизни человека: постоянный А. снижает психологические и физические нагрузки; Б. Поддерживает биологическую жизнь и обеспечивает обмен веществ и энергии между организмом человека и окружающей средой; В. Осуществляет необходимое взаимодействие между духовным и физическим здоровьем. 2.Избыточная энергия, поступающая в организм с пищей, опасна для здоровья человека, так как приводит: 3.К жирам животного происхождения относятся: А. к увеличению массы тела(веса) человека; Б. к физическому утомлению; В. К гиподинамии. А.кукурузное масло; Б. сметана; В.оливковое масло; А. мозга; Б сердца; В. Костей скелета; А.печень и мышцы; Б. желудок и легкие; В. Кости. 4. Углеводы не обеспечивают работу: 5. Кладовыми углеводов в организме человека являются: 6. В каких из перечисленных ниже фруктах больше всего содержится витамина группы «С»: А. яблоко; Б. груша; В. Апельсин.