Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)
Оценка 4.7

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
Взрослым
22.03.2018
Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)
материал
Публикация является частью публикации:
приложение 2.docx
Задание для группы 1 Приложение 2 Военные реформы. а) создание регулярной армии; б) создание военно­морского флота; в) введение рекрутской повинности; г) основание Санкт­Петербурга и Кронштадта.  Военная реформа.  Основным   содержанием   военной   реформы   было   создание   регулярной   русской армии и военно­морского флота для ведения войны с Турцией за выход в Черное море   и   со   Швецией   за   выход   в   Балтийское   море.   Армия   и   контингент   флота комплектовался на основе введенной рекрутской повинности, согласно которой крестьянские и посадские (городские) общины примерно с 20 дворов обязаны были поставить рекрута (солдата) для пожизненной службы в армии.  Было   введено   единое   вооружение:   ружья   –   мушкеты   с   ударно­кремневым замком,   пистолеты,   сабли­палаши.   Для   метания   ручных   гранат   создали специальные отряды гренадеров.  Введен   единый   военный   штандарт   –  российский   триколор   с  изображением двуглавого орла, на флоте – андреевский синий крест на белом фоне.  Была установлена  единая система обучения в армии и на флоте, открыты военные учебные заведения (навигационная, артиллерийская, инженерная школы). Для   подготовки   офицерских   кадров   служили   Семеновский   и   Преображенский полки, Морская академия.  В армии и на флоте введена иерархия чинов и званий.  1703 г. – основание и начало строительства Петербурга по особому плану. Для   защиты   Петербурга   с   моря   основана   морская   крепость   Кроншлот (Кронштадт). В 1713 г. столица России была перенесена из Москвы в Петербург.  В   целом   военные   реформы   Петра   I   оказали   положительное   влияние   на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне. Задание для группы 2 Экономические реформы. а) создание отечественной промышленности; б) развитие торговли, политика меркантилизма и протекционизма,  в) денежная реформа. Промышленность Приложение 2 С   1695   по   1725   годы   было   создано   200   мануфактур   разного   профиля,   75 металлургических заводов к середине 18 века.  Мануфактуры делились на казенные, купеческие и вотчинные. Рабочей силой на предприятиях стали приписные и посессионные (покупные с 1721 г.) крестьяне в   форме   принудительного   труда   на   мануфактурах.   Также   использовался   и вольнонаемный труд – работные люди, квалифицированные работники.  Реформы охватывали и сферу мелкотоварного производства. Для увеличения объема и качества ремесленного производства Петр I учредил Главный магистрат (ссуды,   сырье,   сбыт).   В   1722   г.   в   городах   было   введено   цеховое   устройство (контроль   за   качеством   и   количеством,   уплата   податей).   Следствием   этих особенностей являлось незаинтересованность в техническом росте, консервация феодально­крепостнических порядков.  Торговля. В   области   торговли   вводилась   монополия   на   заготовку   и   сбыт   соли   и   табака. Товарами казенной торговли также были лен, хлеб, смола, икра, сало, воск, меха, парусное полотно, железо, что значительно пополняло казну. Поощрялось создание купеческих   предприятий.   Частным   предпринимателям   на   льготных   условиях государство передавало фабрики и заводы, а также предоставляло привилегии – такие   как   монопольное   право   на   продажу   того   или   иного   товара.  Центрами торговли были Москва, Астрахань, Новгород, а также крупные ярмарки – Макарьевская, Ирбитская, Свинская.  Во   внешней   торговле   проводилась   политика   меркантилизма   (преобладание экспорта   над   импортом)   и   протекционизма   (защита   внутреннего   рынка, установление высоких таможенных пошлин на ввозимые товары).  В 1711 г. была проведена денежная реформа: чеканка серебряной и медной монеты.  Экономические преобразования Петра I носили противоречивый характер: с одной стороны была создана мощная экономическая база для победы в Северной войне и дальнейшего   развития   государства,   с   другой   стороны   –   были   существенно приостановлены   тенденции   капиталистического   развития   страны,   из­за незаинтересованности производителей в техническом улучшении предприятий. Задание для группы 3 Приложение 2 Социальные реформы.  а) слияние боярского и дворянского сословий («Указ о единонаследии»); б)   возможность   получить   дворянское   звание   через   гос.  службу   («Табель   о рангах»); в) введение подушной подати с крестьян; г) деление городского населения на гильдии по имуществу. При Петре I происходит складывание единого класса феодалов – дворянства. Этому  процессу   содействовал  «Указ   о   единонаследии» 1714  г.  Согласно   указу дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян. Теперь и дети бояр и дети дворян были обязаны получить образование и служить в армии, на флоте, на государственной службе. За это за ними сохранялось право частной собственности на землю, крепостных крестьян. Передавать земельное владение по наследству можно было только одному сыну. Часть дворян, лишенных земли, стала служить   государству   за   жалование   и   становилась   чиновниками.  Основы государственной службы были положены изданием «Табеля о рангах» в 1722 г., который определил прохождение военной и гражданской службы по 14 классам­рангам   (чинам).   Все   чины   делились   на   четыре   категории:   воинские, морские,   штатские,   придворные.   Служба   предоставляла   возможность   получить дворянское звание.  В дополнение к наследственным княжеским титулам, Петр I ввел в России и графские титулы.  Крестьянство и налоговая реформа В 1718 г. была проведена перепись всего мужского населения для составления списка налогоплательщиков («ревизские сказки», «ревизские души»). Вводилась подушная   подать  (налог   с  каждого   человека   мужского   пола  –  от   младенца   до старика)   в   виде   прямого   денежного   налога,   согласно   которому   помещичьи крестьяне платили 74 копейки в год, государственные крестьяне, посадские люди – 1 рубль 14 копеек в год. Произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян, гулящих людей, а также холопов, которые тоже стали платить подушную подать.  В 1724 г. был установлен паспортный режим. В   1720   г.   был   учрежден   Главный   магистрат,   сословный   орган   городского управления, согласно которому все жители города были разделены на гильдии, в зависимости   от   имеющегося   имущества.   В   особую   гильдию   входили   купцы   – владельцы   мануфактур   и   купцы,   занимавшиеся   внешней   торговлей,   которых освобождали от службы и налогов. Реформы в социальной сфере привели к перестройке сословий и увеличению их   обязанностей,   права   же   при   этом   увеличились   только   у   дворян. Налоговая реформа усилила налоговый гнет, что привело к восстаниям. Задание для группы 4 Приложение 2 Политические реформы.  а) создание Сената – верховного органа управления страной вместо Боярской Думы; б) создание коллегий вместо приказов; в) губернская реформа; г) упразднение патриаршества и образование Синода;  е)   провозглашение   России   империей,   утверждение   абсолютной   монархии (самодержавия). Петр I упразднил Боярскую думу и в 1711 г. учредил Правительствующий Сенат   –   верховный   орган   управления   страной,   состоящий   из   9   сановников, назначаемых   царем.   Сенату   предписывалось   разрабатывать   законы,   следить   за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Решения Сената принимались   коллегиально.   Руководство   работой   сенаторов   было   в   1722   г. поручено генерал­прокурору (П.И. Ягужинскому), которого Петр I назвал «оком государевым».   Так   в   России   зародилась   прокуратура   –   государственный   орган наблюдения за исполнением законов в стране.          Создание коллегий В  1718  –  1721   гг.   на   смену   системе   приказов   пришли   коллегии  (будущие министерства), созданные по шведскому образцу, которые подчинялись Сенату. Каждая   коллегия   ведала   определенной   отраслью   управления,   все   вопросы решались совместно (коллегиально), возглавлял ее президент, при нем был вице­ президент, несколько советников и асессоров. Всего было создано 11 коллегий: ­ коллегия чужестранных (иностранных) дел ­ воинская коллегия ­ адмиралтейская коллегия ­ штатс­коллегия (расходы государства) ­ мануфактур­коллегия (легкая промышленность) ­ вотчинная коллегия (регулирование имущественных отношений дворян) ­ духовная колегия (Синод) вместо патриаршества и другие. Губернская реформа Вместо   воеводской   администрации   была   введена   губернская   система управления   страной.   Первоначально   страна   была   разделена   на   8   губерний: Московскую,   Петербургскую,   Киевскую,   Архангелогородскую,   Смоленскую, Казанскую,   Азовскую,   Сибирскую.   Во   главе   стоял   губернатор   –   ведал   сбором налогов,   правосудием,   набором   рекрутов.   Губернии   были   разделены   на   50 провинций, во главе с воеводой, а провинции на уезды (дистрикты).  Упразднение патриаршества и образование Святейшего Синода. Крупнейшим   феодалом   (владельцем   земли)   в   России,   который   сохранил политическую самостоятельность, т.е. не подчинялся Петру, оставалась церковь. Когда   в   1700   г.   умер   патриарх   Адриан,   Петр   I   решил   не   назначать   нового патриарха. Было упразднено патриаршество, для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод, за деятельностью которого надзирал обер­ прокурор Синода (И.В. Болдин), которому подчинялась канцелярия и церковные фискалы.   Все   имущество   церкви   (финансы,   земли,   крестьяне)   передавалось   в введенье Синода. Церковь   лишалась   относительной   самостоятельности   и   превращалась   в составную   часть   государственного   бюрократического   аппарата.   Требование раскрытия тайны исповеди в интересах государства подрывала авторитет церкви в народе.  Провозглашение   России   империей, утверждение   абсолютной   монархии (самодержавия). По окончанию Северной войны со Швецией за выход в Балтийское море был подписан Ништадтский  мир 22 октября 1721 г. После подписания  мира Сенат присвоил   Петру   I   титулы   «Император»,   «Отец   Отечества»,   «Великий».  Россия становится империей.  Это означало признание претензий России на роль одного из лидеров мировой возрос).  того времени государства   политики   (авторитет   Верхом проявления абсолютизма (неограниченной власти императора) стал указ Петра о престолонаследии от 5 февраля 1722 г., согласно которому государь мог сам назначать себе преемника, а также изменять свой выбор наследника.  Воля императора стала бесспорной, были созданы законы по которым правитель мог владеть миллионами людей, распоряжаясь их жизнью, свободой, имуществом. В   России   окончательно   установилась   абсолютная   монархия   (самодержавие). Приложение 2 Задание для группы 5 Реформы в сфере культуры.  а) введение нового календаря; б) создание системы светского образования; в) внедрение западноевропейской культуры в жизнь общества.          Введение нового календаря.  Согласно указу Петра I о введении в России нового летоисчисления от 20 октября 1699 г. новый год начинался с 1 января 1700 г. по юлианскому календарю. Счет   времени   начинался   не   от   мифического   сотворения   мира,   а  от   Рождества Христова. В России появилась елка, Дед мороз, новогодние праздники. Старое летоисчисление было сохранено лишь для церкви.  Создание системы светского образования.  При Петре I впервые делается акцент на создание светской школы, проблемы образования   становятся   частью   государственной   политики.   На   смену   вере   и религиозным   ценностям   приходит   просвещение   и   рациональное   познание. Богословские   предметы   в   школе   уступили   место   естественно   ­   научным   и техническим   предметам:   математике,   астрономии,   геодезии,   фортификации, инженерному   делу. Первыми   появились   навигацкая   школа   (1701   г.),   на   базе которой в 1715 г. возникла Морская академия. Артиллерийская школа (1701 г.), медицинское   училище   (1707   г.).   Для   подготовки   кадров   в   мануфактурной промышленности   были   организованы   горнозаводские   училища.   Для   детей провинциальных  дворян, чиновников, духовенства в каждом губернском городе была открыта начальная «цифирная школа» согласно приказу Петра I 1714 г. В   1703   г.   был   издан   первый   русский   учебник   математики   «Арифметика» Леонтия   Магницкого.   В   1708   г.   вместо   церковно­славянского   был   введен гражданский   шрифт,   вместо   русских   буквенных   обозначений   цифр   –   арабские цифры. В 1705 г. была организована в Москве первая гражданская типография.  В   1702   г.   в   России   стала   издаваться   первая   печатная   газета   «Ведомости».   По инициативе Петра I в Петербурге началось создание первого в России музея – Кунсткамеры.   Огромное   значение   для   науки   имело   учреждение   в   1724   г. Петербургской Академии наук. Внедрение   западноевропейской   культуры   в   жизнь   общества. Происходила коренная ломка всех традиционных представлений о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Продолжалось вытеснение патриархального образа жизни и постепенная его замена «светскостью» и рационализмом. В 1718 г. был издан указ Петра I о проведении ассамблей   с   обязательным   присутствием   женщин.   Ассамблеи   устраивались   не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч.  Культурные преобразования в целом были весьма значительны и приблизили Россию к Европе. С другой стороны была ограничена свобода людей, а личность подчинена государству.

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)

Разработка урока на тему "Реформы Петра I" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2018