Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".
Оценка 4.7

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
02.04.2017
Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".
Тема: Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Цели: 1)создать условия для развития коммуникативной (умение объяснять, находить решения, доказывать свое мнение) и социальной (толерантности) компетенций на основе изучения темы. 2)развитие толерантности и уважения к чужому мнению; -умение доказывать свою точку зрения; 3) умение работать в малых группах и самостоятельно. Предполагаемые результаты: Личностные: осознавать особую роль русского языка в многонациональном государстве; уважительно относиться к другим языкам; гордиться своим родным языком. Метапредметные: адекватное понимание информации, владение разными видами чтения, умение вести поиск, сопоставлять и сравнивать способность излагать свои мысли. Предметные результаты: иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения, осознание красоты и богатства русского языка, усвоение лингвистических терминов. Программа курса «Русский язык». 5-9 классы/ авт.-сост. Л.В.Кибарева. -3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. 80с. – (Инновационная школа) Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 272 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа). Тип урока: комбинированный Структура урока построена согласно современному подходу, и включают все этапы. На уроке организовано чередование и смена видов деятельности. На учебном занятии для отработки общеучебных и специальных умений и навыков использовалась коллективная, групповая, самостоятельная формы работы, что сказывается на познавательной активности, творчестве и самостоятельности учащихся. Коллективная, групповая формы работы способствуют формированию коммуникативной и социальной компетенций. Самостоятельная и учебная деятельность направлена на развитие у обучащюихся умений делать выбор, решать, каким будет способ учебных действий. Поставленные цели и задачи реализовывались через различные виды деятельности: через монологическую речь учеников при воспроизведении теоретического материала, через необходимость самостоятельно делать выводы, через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности. Строя свой урок мы старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:  Текстоориентированный. Работа с текстами научного и художественного стиля; монологический ответ.  Функциональный : определить роль русского языка в семье славянских языков.  Коммуникативно-деятельный : работа с текстом, решение проблемы, постановка цели, организация самостоятельной деятельности обучающихся. Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи. Метод обучения, предлагаемый на уроке, частично-поисковый. Частично-поисковый ,потому что на уроке не все знания предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют , обобщают, делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. Оборудование: ИД с заданиями, презентация, учебник, аудиафрагменты Сокращения: ИД – интерактивная доска ПР - презентацияРазработка урока : план урока с описанием .
русский язык в кругу славянских языков.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Константиновска Ростовской области УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка». Учитель русского языка и литературы Першикова Елизавета Петровна 2016 г. Тема:   Русский   язык   в   кругу   славянских   языков.   Роль старославянского языка в развитии русского языка. Цели:  1)создать   условия   для   развития   коммуникативной   (умение   объяснять, находить   решения,   доказывать   свое   мнение)   и   социальной (толерантности) компетенций на основе изучения темы.   2)развитие толерантности и уважения к чужому мнению; ­умение доказывать свою точку зрения;  3) умение работать в малых группах и самостоятельно. Предполагаемые результаты: Личностные:   осознавать   особую   роль   русского   языка   в многонациональном   государстве;   уважительно   относиться   к   другим языкам; гордиться своим родным языком. Метапредметные:   адекватное   понимание   информации,   владение разными видами чтения, умение вести поиск, сопоставлять и сравнивать способность излагать свои мысли. Предметные результаты: иметь представление о русском языке как средстве   межнационального   общения,   осознание   красоты   и   богатства русского языка, усвоение лингвистических терминов. Программа   курса   «Русский   язык».   5­9   классы/   авт.­сост. Л.В.Кибарева. ­3­е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. 80с. – (Инновационная школа) Учебник:  Русский  язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 272 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа). Тип урока: комбинированный                                          Структура   урока   построена   согласно   современному   подходу,   и включают все этапы.   На уроке организовано чередование и смена видов деятельности.   На учебном   занятии   для   отработки   общеучебных   и   специальных   умений   и навыков   использовалась   коллективная,   групповая,   самостоятельная   формы 2 работы,   что   сказывается   на   познавательной   активности,   творчестве   и самостоятельности   учащихся.   Коллективная,   групповая   формы   работы способствуют формированию коммуникативной и социальной компетенций.  Самостоятельная   и     учебная   деятельность     направлена   на   развитие   у обучащюихся   умений   делать   выбор,   решать,   каким   будет   способ   учебных действий.  Поставленные цели и задачи    реализовывались через различные виды деятельности:   через   монологическую   речь   учеников   при   воспроизведении теоретического   материала,   через   необходимость   самостоятельно   делать выводы, через различные виды заданий, которые были направлены на развитие потенциальных возможностей учащихся и их творческой самостоятельности. Строя   свой   урок   мы     старалась   реализовать   важные   для   современного урока русского языка подходы:   Текстоориентированный.   Работа   с   текстами   научного   и художественного стиля; монологический ответ.   Функциональный :  определить роль русского языка в семье славянских  Коммуникативно­деятельный   :   работа   с   текстом,  решение   проблемы,   организация   самостоятельной   деятельности языков. постановка   цели, обучающихся. Личностно­ориентированный подход  реализовывался через работу в паре, внимание к речи других людей, обучению связной речи. Метод обучения, предлагаемый  на уроке, частично­поисковый.  Частично­поисковый  ,потому что на уроке  не все  знания   предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было  добывать самостоятельно, обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие   познавательные   задачи,     анализируют   ,   обобщают,   делают выводы, тем самым формируют осознанные прочные знания. Оборудование:     ИД   с   заданиями,   презентация,   учебник, аудиафрагменты Сокращения: ИД – интерактивная доска                           ПР ­ презентация Учитель, войдя в класс, здоровается с учащимися на польском языке (джень добры 3 ­Удивлены? Поняли ли вы меня? Что я сказала? Как вы думаете, на каком языке? (польский). ­А почему же понятно? Актуализация знаний. Этап актуализации знаний. ­Вспомните, к какой группе языков относится польский? ( славянские языки). Можете ли вы назвать другие славянские языки. (называют) ­Так о чем же сегодня пойдет и уже начался разговор на нашем уроке? (о славянских языках, в том числе и о русском языке). ПР­1 (запись даты и темы в тетрадь) ­Как вы считаете, какие цели мы должны поставить перед собой, изучая эту тему? (говорят, учитель подводит итог, объявляя цели урока: ­предметный уровень: пополнить сведения о славянских языках, работать над умением пользоваться лингвистической терминологией; устанавливать связи между русским языком и другими славянскими и неславянскими языками. ­метапредметный:   работать   над   умением   сопоставлять,   сравнивать,   делать выводы, выстраивать план своих действий; умение работать с текстом. ­личностный: учиться уважительно относиться не только к русскому языку, но   и   к   другим   языкам,   понимая   важную   роль   русского   языка   (В   т.ч.   и   в межнациональном общении). Этап формирования понятий (новый материал) 4 ­ Учитель. ПР­2. Посмотрите, пожалуйста, на высказывания на слайде. Как вы их понимаете? (ученики высказываются)  ­Можно ли сказать, что слова относятся только к русскому языку? (ко всем). Ко всем языкам  разных народов нужно относиться с уважением. Территория нашего региона особенная. На Дону живут люди разных национальностей. В нашей   школе   учатся   дети   ….   (каких   национальностей?).   После   печальных событий на Украине появилось в школах много детей с Украины.  ­  Давайте   поздороваемся   по­украински  (если   есть   украинцы,  сначала здороваются они, потом все вместе –доброго ранку (доброе утро). ­А теперь по­белорусски (добры дзень) (Можно предложить детям других национальностей поздороваться на своем языке). ­ А как здороваются казаки у нас на Дону? (здорово ночевали) ­   Итак,   мы   с   вами   еще   раз   убедились,   что   русский,   украинский   и белорусский языки очень похожи. Давайте обратимся к учебнику на с.3 и прочитаем текст. (читают текст по очереди). ­ПР­3. Посмотрите на рисунок, прочитайте текст упр.1 и расскажите о группе славянских языков ­Читаем текст III на стр.6 и текст рубрики «Знаете ли вы…». Этап актуализации новых знаний. ­Давайте   проведем   эксперимент,   которым   постараемся   доказать родство славянских языков. Пр­4 ­Прослушайте, пожалуйста, кусочек сказки. Угадайте ее. 5 (звучит сказка «Репка» на украинском языке) Конечно, вы ее узнали. А как вы догадались? Ведь не на русском. А на каком? Вам помогли слова очень похожие на русские. Посмотрите на слайд. ПР­5  Назовите эти слова. Полностью ли они совпадают? ( нет, не все, могут различаться фонетикой о орфографией, но все равно очень похожи). Как вы думаете, почему? (сказываются различия, образовавшиеся после разделения древнерусского языка, но осталась и связь) ­Какой   еще   язык   входит   в   группу   восточно­славянских   языков? (белорусский) ­Послушайте   сказку   на   белорусском   языке   (звучит   сказка   «Сынок   с кулачок»). Как называется эта сказка по­русски? (мальчик­с­пальчик). ПР­6 ­Посмотрите на слайд ПР­7.  ­Выпишите в столбик слова на белорусском языке, понятные вам. Рядом запишите по­русски. Сравните. ПР­8 6 ­Что же, по­вашему, помогает славянским народам понимать хорошо друг друга? (близость языков) А как сказал Куприн о языке? (ПР­2). Сделайте вывод.   (Если   наши   языки   так   близки,   то   (близка   история   и   культура).   И конечно, мы должны беречь эту близость, дорожить ею). ­Предлагаю вам еще эксперимент Давайте составим с вами фразу на белорусском   языке   из   предложенных   мной   слов.   Пр­8.   Используем интерактивную доску. ИД – пишем сами. (Баба побачыла у вядре гароху) ­Мы   все   время   с  вами   говорим  «славянские   языки».  Как   же   с  этим понятием   соотносится   старославянский   язык?   Обратимся   к   тексту  IV  на стр.6. ­Вспомним отличительные признаки старославянских слов (распечатка на столах; читаем по очереди): Старославянские   заимствования   имеют   характерные  фонетические, приметы. словообразовательные семантические     и   К фонетическим признакам старославянизмов относятся: 1. неполногласие, т.е. сочетания ­ра­, ­ла­, ­ре­, ­ле­ между согласными на месте полногласных русских ­оро­, ­оло­, ­ере­, ­еле­, ­ело­ в составе одной   морфемы:  брада   ­   борода,   младость   ­   молодость,   чреда   ­ череда, шлем ­ шелом, млеко ­ молоко; 2. сочетания ра­, ла­ в начале слова на месте русских ро­, ло­: раб, ладья; ср. восточнославянские робить, лодка; 3. сочетание   жд   на   месте   русского   ж,   восходящие   к   единому общеславянскому   созвучию   [dj]:  одежда,   надежда,   между;   ср. восточнославянские: одежа, надежа, меж; 7 4. согласный щ на месте русского ч, также восходящие к одному и тому   ср.   дщерь; же   общеславянскому   созвучию   восточнославянские: ночь, дочь; [tj]:  нощь, 5. гласный   е   в   начале   слова   на   месте   русского   о:  елень,   един,   ср. восточнославянские: олень, один; 6. гласный е под ударением перед твердым согласным на месте русского о (ё): крест, небо; ср. крёстный, нёбо. Иные   же   старославянизмы   сохраняют   старославянские   приставки,   характерные   для   старославянского   сложную   основу, суффиксы, словообразования: 1. приставки   воз­,   из­,   низ­,   чрез­,   пре­,   пред­:  воспеть,   изгнание, ниспослать, чрезвычайный, преступить, предсказать; 2. суффиксы ­стви(е), ­ени(е), ­ани(е), ­знь, ­тв(а), ­ч(ий), ­ущ­, ­ющ­, ­ащ­, ­ящ­:  пришествие,   моление,   терзание,   казнь,   молитва,   кормчий, ведущий, знающий, кричащий, разящий; 3. сложные   основы   с   типичными   для   старославянизмов   элементами: богобоязненный, благонравие, злоумышление, суеверие, чревоугодие. Возможна   и   классификация   старославянизмов,   основанная   на   их семантико­стилистических отличиях от русских слов. 1. Большинство   старославянизмов   выделяются   книжной   окраской, торжественным,   приподнятым   звучанием:   младость,   брег,   длань, воспеть, священный, нетленный, вездесущий и под. 2. От   таких   старославянизмов   резко   отличаются   те,   которые стилистически не выделяются на фоне остальной лексики (многие из них   вытеснили   соответствующие   восточнославянские   варианты, продублировав   их   значение)   шлем,   сладкий,   работа,   влага;   ср. устаревшие древнерусские: шелом, солодкий, волога. 3. Особую группу составляют старославянизмы, употребляемые наряду с русскими   вариантами,   получившими   в   языке   иное   значение:   прах   ­ порох, предать ­ передать, глава (правительства) ­ голова, гражданин ­ горожанин и т. д. Старославянизмы второй и третьей группы не воспринимаются носителями современного русского языка как чужеродные,­ они настолько обрусели, что практически не отличаются от исконно русских слов. В отличие от таких, генетических,   старославянизмов,   слова   первой   группы   сохраняют   связь   со старославянским,   книжным   языком;   многие   из   них   в   прошлом   веке   были неотъемлемой частью поэтической лексики: перси, ланиты, уста, сладостный, глас, власы, златой, младой и под. Теперь они воспринимаются как поэтизмы, а   Г.О.     Винокур   называл   их   стилистическими   славянизмами 8 ­   Назовите     группы   отличительных   признаков   старославянского   языка. Сколько их? Теперь попробуем выполнить упр.2 стр.7. Найдем среди слов старославянские. Выпишем их. Устно и письменно подберите пары­русизмы. (выполняется на доске и в тетрадях) Волос, порох, град, сладкий, холод, гражданин, благо, храм, мороз, колос, глагол, храбрый, среда, сторона, время, борода, дорога, влага, власть, перегородка. (город,   солодкий,   горожанин,   белого­Бологое,   хоромы,   говор,   хоробрый, середина, вереница­вертеть, волога, волость) Этап контроля. ­  Мы   выявили  с  вами   связи     между   славянскими  языками.  Но  наше   Что   же   помогает   людям   других общество   многонациональное. национальностей, проживающих на территории России, понимать друг друга, общаться?  Русский язык. Давайте  подумаем, почему  именно  русский  язык стал языком межнационального общения? Делаем запись в тетрадь: Русский язык – язык межнационального общения: ­это язык великой русской литературы; ­язык передовой науки; ­язык выдающейся культуры; ­язык большого количества людей на территории государства ­Недаром многие выдающиеся деятели высоко ценили русский язык ­Обратимся к высказываниям о русском языке ПР­9.  Прочитаем   их   выразительно.   (   обращаем   внимание   Ф.Энгельс   – немецкий философ, Н.В.Гоголь – украинский и русский писатель, Проспер Мериме – французский писатель).  Запишите одно в тетрадь. Игра. «Угадай пропущенное слово»  Необходимо вспомнить и вставить пропущенное слово в известное высказывание о русском языке. Пр­10 9 Домашнее задание. Пр­11 Задание на выбор 1. Повторим орфографию стр.10 2. в каком регионе РФ вы живете?. Найдите сведения о том, какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители вашего региона? Проведите   опрос   среди   одноклассников   и   учеников   школы:   есть   ли среди   них   ребята,   которые   с   детства   говорят   не   только   на   русском языке? Какой язык для них родной? Подготовьте об этом рассказ.  Рефлексия. ПР­12 ­Что нового вы узнали на уроке о языке и о русском языке? ­Каково ваше отношение к русскому языку ­Скажите   несколько   слов   о   писателе,   который,   по­вашему,   прославил русский язык. 10

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".

Разработка урока на тему "Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017