Урок закрепления пройденного учебного материала помогает систематизировать и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложений, совершенствовать умения различать виды односоставных предложений, учит самостоятельно составлять предложения заданного вида и использовать их в своей речи,развивает интерес к изучению русского языка, его совершенствованию.
Урок Односоставные предложения.doc
Тема: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Цели урока:
1.Систематизировать и обобщить теоретические знания о видах односоставных
предложений.
2. Совершенствовать умения различать виды односоставных предложений,
самостоятельно составлять предложения заданного вида и использовать их в речи
3. Воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: закрепление пройденного учебного материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Оборудование: наглядноиллюстративный материал по сюжету урока, карточки с
заданиями для индивидуальной работы, сигнальные карточки, дифференцированное
учебное задание по степени сложности.
На мой взгляд, это
высказывание напоминает нам
о том, что мы должны уметь
выбирать и употреблять в речи
точные и нужные слова для
того, чтобы правильно и
хорошо говорить.
Ход урока:
1. Организационный момент.
У: Счастье в том, друзья мои, что мы говорим на
этом удивительном языке наших предков, живем в
России, где за каждым словом открывается целый
мир, а наше воображение рисует удивительные
картины. Эти картины радуют нас, заставляя
дерзать, исследовать речь окружающих людей,
внимательно вглядываться в строки книг. Каждое
слово нашей речи наполняется очень глубоким
смыслом.
Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского
(плакат): «Для всего, что существует в природе:
воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей,
лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и
трав, в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий». И сегодня на уроке
загадочное и красивое слово СТЕПЬ поможет нам
систематизировать и обобщить теоретические и
практические знания о видах односоставных
предложений.
В процессе повторения вы будете заполнять
таблицу своих достижений на уроке, результаты
которой помогут вам оценить свои знания и
умения.
Итак, откройте тетради, запишите число. 2.Лексическая пятиминутка.
У: Давайте подумаем, какой смысл имеет слово
СТЕПЬ, каково его лексическое значение? Над
этим вопросом работали наши филологи
исследователи. Вот что они выяснили:
Автор «Толкового словаря живого
великорусского языка» В.И.Даль дает
такое толкование значения слова: «СТЕПЬ
– безлесная и нередко безводная пустошь
на огромном расстоянии, пустыни. Наши
степи, на юге и на востоке, поросли
ковылем,
почитается
принадлежностью
безлесье,
незаселенный, кочевой простор».
степей;
что
и
Ученик из группы филологов
исследователей
знакомит
одноклассников с толкова
нием слова СТЕПЬ в
«Толковом словаре живого
великорусского
языка»
В.И.Даля и в «Словаре
русского языка» С.И.Ожегова.
Автор «Словаря русского языка»
С.И.Ожегов дает следующее объяснение
этого слова: «СТЕПЬ – безлесное, бедное
влагой и обычно ровное пространство с
травянистой растительностью в зоне сухого
климата».
У: Задание: Составьте и запишите в тетрадь
односоставное предложение со словом СТЕПЬ.
3. Повторение. Фронтальный опрос.
У: Какие предложения называются
односоставными?
На какие две основные группы они делятся?
Назовите виды предложения первой группы.
Односоставными называются
предложения, грамматическая
основа которых состоит из
одного главного члена.
Все предложения делятся на
две группы: с одним главным
членом – сказуемым, с одним
главным членом–подлежащим.
К первой группе относятся
определенноличные,
неопределенноличные и
безличные предложения. Мое предложение
(например: Еду и любуюсь
степью.) относится к первой
группе, так как в нем один
главный член – сказуемое. В
нем деятель не назван, но
мыслится как определенное
лицо. Это предложение
определенноличное.
Ко второй группе относятся
назывные предложения.
Мое предложение
( например: Степь с ковылем и
чабрецом.) относится ко
второй группе, так как в нем
один главный член –
подлежащее. В нем
утверждается наличие
предмета. Это назывное
предложение.
Дифференцированная работа
Кто составил предложение, которое можно
отнести к первой группе? Аргументируйте свой
ответ.
Как называются предложения второй
группы?
Кто составил предложение, которое можно
отнести ко второй группе? Аргументируйте свой
ответ.
4. Проверка знаний учащихся.
У: А теперь мы повторим и обобщим наши
знания об односоставных предложениях,
обращаясь к произведениям русских писателей и
поэтов, которых она вдохновляла и которые
отразили степь во всех ее красках через звук,
шорохи, запахи трав, удивительные пейзажи.
Перед вами лежат листочки с предложениями,
взятыми из разных произведений. Возьмите ручки
и подпишите листок. Это задание будем
выполнять по вариантам.
Задание для первого варианта – отметить
определенноличные предложения;
неопределенноличные предложения;
Задание для третьего варианта – отметить
безличные предложения;
Задание для четвертого варианта – отметить
назывные предложения.
Задание для второго варианта – отметить
1. Потом его в степи без чувств нашли. (М.Ю.Лермонтов.)
2. Мелколесье. Степь и дали.
Свел луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы. (С.Есенин.)
3. Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль. (А.К.Толстой.)
4. В степи было тихо, пасмурно, несмотря на то
что солнце поднялось. (М.С.Бубеннов.)
5. Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит. (П.А.Вяземский.)
6. Сухой овраг. Выжженная степь. (А.Н.Толстой.)
7. В степи нет грибов… (С.Аксаков)
8. Мне снятся костры в запорожской весенней
степи. (В. Луговской.)
9. Приди в такую степь ранним утром, посмотри
кругом, прислушайся к ее голосу – и ничего
лучшего на свете не захочешь, а захочешь остаться
в ней на веки вечные. (М.Д.Соколов.)
10. Голодные знойные степи…(А.Марков.)
11. От воды тянуло сыростью, терпкой горечью
гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей,
тонувших в сиреневой дымке тумана, легкий
ветерок нес еле уловимый аромат недавно
освободившейся
земли.
(М.А.Шолохов.)
изпод
снега
12. Можно было различить самый отдаленный
курган в степи. (И.Бунин.)
13. Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез. (М.Ю.Лермонтов.) У: Закончили работу? Возьмите карандаш в руки
и проверьте свои ответы, сверяя их с записью на
доске.
1в 9, 13
2в 1, 11
3в 4, 7, 12
4в 2, 5, 10
5. Работа с учебником в парах с последующей
взаимопроверкой.
У: 1вариант – выполнение упражнения 235 на
стр.99 учебника «Практика»»
2 вариант – выполнение упражнения 236 на стр.
100 учебника «Практика»
6. Творческое задание.
У: Жители степей, чтобы утолить жажду и легче
переносить жару, пьют чай. Этот чай не совсем
такой, к которому привыкли мы с вами.
Называется он – калмыцкий.
Вы должны были ознакомиться с рецептом
приготовления этого напитка. И сейчас вам
необходимо записать рецепт этого чая, используя
односоставные предложения.
7. Проверка задания:
У: Записали? Прочтите, пожалуйста.
А вы, ребята, послушайте внимательно и скажите,
в каком рецепте было использовано больше
односоставных предложений.
У: Ребята. У вас на парте карточки с цифрами
от 1 до 4. Сейчас вам еще раз один из
обучающихся прочитает рецепт по предложениям,
а вы определите их вид и поднимите карточку с
соответствующим номером.
1 определенноличное,
2 неопределенноличное,
3 безличное,
4 назывное.
Обучающиеся выполняют
задание и проводят
взаимопроверку.
Обучающиеся выполняют
задания по развитию речи
Учащиеся зачитывают записи
своих рецептов.
Работа
с
карточками.
сигнальными 8. Итоги урока
У: Итак, ребята, сегодня мы с вами повторили
все,
что вы знаете об односоставных
предложениях. Каждый из вам смог убедиться,
насколько хорошо подготовлен, какие остались
пробелы, над чем нужно еще поработать, что
повторить.
В процессе урока вы заполняли таблицы своих
достижений,
давайте проанализируем их
результаты.
Оценки за урок проводит учитель.
9. Домашнее задание:
У: Степь – назывное предложение, за которым
целый мир. И домашнее задание будет тесно
связано с этим словом. У каждого из вас на столе
листок с напечатанными заданиями. Их 3. Вам
предлагается на выбор свой уровень задания:
1. Написать миниатюру на тему «Степь» по своим
личным впечатлениям.
2.Написать начало рассказа,
используя
односоставные предложения для лаконичного
изображения места и времени действия, пейзажа,
обстановки.
3. Написать зарисовку, миниатюру, выбрав
заголовок:
а) «Путешествие по степи.»
б) «О чём я думаю, когда нахожусь в степи»
в) « Необыкновенное утро».
Желаю вам творческих успехов.
Литература:
Дифференцированные задания
в тетрадях.
1. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 59 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д.Чеснокова14е изд.,
стереотип. _ М. : Дрофа,2005. 2. В.В. Бабайцева. Русский язык Синтаксис и пунктуация. М. Просвещение,1979.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык,1984.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М. : Русский
язык,1989.
5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. –Ч.III. Синтаксис.
Пунктуация. – М. : Просвещение,1981.
6. Использован материал из произведений: К.Г. Паустовского, М.Ю. Лермонтова,
А.К. Толстого, С. Есенина, М.С. Бубеннова, П.А. Вяземского, А.Н. Толстого, С.
Аксакова, В. Луговского, М.Д. Соколова, А. Маркова, М.А. Шолохова, И. Бунина.
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Урок "Односоставные предложения" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.