Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"
Оценка 4.9

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература +1
11 кл
27.04.2019
Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"
Урок на тему "Есенин и казахская литература" разработан с целью: углубления и расширения знаний учащихся о творчестве С.Есенина; проведения сопоставительного анализа стихов русского и казахского поэтов; воспитания чувства толерантности и сопричастности к искусству слова. предназначен для 10-11 классов в школах с казахским языком обучения.
есенин и каз лит.docx
«Қазтұтынуодағының Қостанай жоғары экономикалық колледжі» Мекемесі Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»  САБАҚ ЖОСПАРЫ  ПЛАН ЗАНЯТИЯ (Урока) №_____ Пән Дисциплина: Русский язык и литература Тақырыбы Тема:  С.   Есенин.   Есенин   и   казахская   литература.   Сложносочиненные   предложения   с разделительными союзами. Сабақтың түрі Тип урока: комбинированный Сабақтың мақсаттары Цели урока Білімдік  Образовательные:  Углубить и расширить знания учащихся о творчестве С.Есенина. дамытушылық  развивающие: Провести сопоставительный анализ стихов русского и казахского поэтов; тәрбиелік воспитательные: Воспитывать чувства толерантности и сопричастности к искусству слова. Сабақтың жабдықтары  Оборудование урока  көрнекілік құралдар  наглядные пособия: портреты, эпиграф к уроку. раздаточный материал: стикеры для рефлексии, карточки, учебники. Әдебиет Литература Сабақтың мазмұны Содержание занятия Кезендері Этапы 1. Организационная часть Приветствие.  Отметка отсутствующих. «Приветствие – комплимент». Уақыт Время 1­2 мин. Сабақтың барысы Ход урока Деятельность преподавателя Опрос домашнего задания. Этап усвоения прошлой темы. Задания на карточках по теме ССП. Сообщение новой темы. Сергей Есенин – русский поэт 20 века, пишет он о любви к Родине, о родителях, о природе, о любви к  женщине, о животных. Сергей Есенин – знаменитый поэт. Задание по групам ( в виде кластера, схем,  таблицы). 1. Биография 2. Творчество 3. Личная жизнь. Любовная лирика. Вот ребята, вы уже познакомились с биографией и творческой деятельностью Сергея Есенина.  Любовь к песне и родной природе поэт пронес через всю свою жизнь. Об этой любви он не уставал  писать в своих стихах. ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ. "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине,  чувство Родины ­ основное в моем творчестве"­ писал Есенин.  Тема родины ­ одна из главных тем в творчестве С.Есенина. Этого поэта принято связывать прежде  всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал  совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал  время от времени как гость: Ой, ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. ­ А с чего начинается Родина? Родина начинается для каждого из нас с семейного очага.  Семейный очаг­это наш дом, наши родители. Для Есенина тоже любовь к Родине начинается с  любви к матери. Как звали мать поэта? /Татьяна Федоровна/ ­ Мать Сергея Есенина Татьяна Федоровна была неграмотной. Но многие стихи сына знала наизусть.  Она никогда не читала вслух, а только пела. И каждое стихотворение на свой лад. Стихотворение это написано в 1924 году, когда он был на Кавказе. Там же он написал эти стихи,  проникнутые любовью к матери. Оно касается каждого из нас. Все мы испытываем чувство вины  перед мамой. Мы обижаем, волнуем матерей, а они все прощают, ждут. Поэту известно, какие тревоги и волнения он ей доставляет, как грустит мать, как беспокоится она за  его неустроенную жизнь. Поэт стремится успокоить мать. Найдите то место, где он успокаивает мать? Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь Не такой уж горький я пропойца, Чтоб тебя, не видя, умереть. ­ Для Есенина мать­ олицетворение всего самого лучшего. Правдивости, нравственной чистоты,  верности. Мать рядом с поэтом всегда, к ней обращается за советом и помощью. Ты одна мне помощь и отрада Ты одна мне несказанный свет. Студенты слушают песню «Письмо к матери». Словарная работа: Шибко­ очень Садануть­сильно ударить Шушун­ старинная верхняя женская одежда вроде кофты, телогрейки. Сопоставление стихотворения на казахском языке: Раздача перевода Кадыра Мырзалиева «Анама хат»  9. Самостоятельная работа: ­ Напишите свой ответ «Письме к матери».  письмо Есенина от имени матери на русском языке. Большое значение имеет Есенин и в казахской литературе. Много общего в творческой биографии  Сергея Есенина и Мукагали Макатаева, талантливейшего казахского поэта. Как и произведения  Есенина, его стихи отличаются свежестью, образностью. М. Макатаев посвятил замечательное  стихотворение Есенину, в котором говорит о духовном родстве с поэтом. Прочитаем его  стихотворение «С.Есенинге» (Чтение). Запись правила. Упражнение на карточках. Д/з. Написать сообщение «Есенин и Макатаев» ЗАДАНИЕ 1 ССП с соединительными союзами В каких случаях союз И соединяет части ССП? Расставьте знаки препинания 1) Слабо гудела телеграфная проволока и на ней кое­где отдыхали ястреба. (А.Ч.) 2) По небу полуночи ангел летел и тихую песню он пел. (М.Л.) 3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли необходимое для действительной жизни. (М.Л.) 4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко и подобно ему, белел какою­то  прозрачною белизною. (Н.Г.) В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую? 1) Его почти ничего не влекло из дома ? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в  своей квартире. (И.Г.) 2) Око моё меня соблазняет ? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.) 3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта ? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.) 4) Люблю я ропот буйных вод ? и на волне звезды сиянье. (СЕ.) ЗАДАНИЕ 2 ССП с разделительными союзами Укажите предложения с пунктуационной ошибкой: 1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие  ужас зрачки. (Н.Гум.) 2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.) 3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г) 4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же...  (Л.Т.) ССП с противительными союзами ЗАДАНИЕ 1 Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы: 1) Но прошло уже воскресенье, а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.) 2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.) 3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки.  (А.Ч.) 4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том  же... (А.Ч.) 5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё  гуляли. (А.Ч.) 6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.) ЗАДАНИЕ 2 Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП: 1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.) 2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.) 3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.) 4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.) 5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.) Анама хат Қайран ана, тынысың тарылмасын, Балаң қалай сені ойлап сарылмасын? Жұпыны үйден сауылдап құйылатын Жаратқанның жарығы арылмасын. Қай­қайдағы түсе ме әлде ойыңа, Тентек ұлды жазды ғой маңдайыңа. Дейді сені жамылып желбегейін, Жиі­жиі шығады жол бойына. Елестетіп кабактың төбелесін, Көз алдыңа келе ме төбелес сұм, Опыр­топыр ішінде біреу маған, Сұғып­сұғып алғандай селебесін. Болмай кетсе, анашым хат та менен, Үрейленбе, амандық­бапта келем. Сені көрмей өлетін мен кәдімгі, Күні біткен маскүнем ақмақ емен. Мен әлі де өзіңе қорғандаймын, Қояр емес жанымды жарған қайғым, Ошағымның басына , тапал тамға, Оралсам деп тезірек армандаймын. Кеткен кезде гүл басып әр төбені, Жетем мініп сағыныш кертөбелін, Оятқандай сегіз жыл бұдан бұрын, Оятатын болма тек ерте мені. Қолжетпесті ешқашан еске салма, Жарытпады арман да төске самғап, Шаршаудайын шаршадым жүрегіммен, Тым ертерек түсті де басқа салмақ.. Қайыра алмас ескілік қарымын да, Енді айналып келмейді бәрі мұнда. Сенсің жалғыз­сүйеніш­қуанышым Сенсің жалғыз тіл жетпес жарығым да. Қай­қайдағы түсе ме әлде ойыңа, Құдай мені жазған ғой маңдайыңа, Желбегейің жамылып жиі­жиі, Шықпай­ақ қой, анашым, жол бойына. «С.ЕСЕНИНГЕ» Әй, Сергей! Сергей, Сергей, Сергей, Сергей! Түстім­ау сергелдеңге мен де сендей. Аулаққа, тым аулаққа кеттім білем, Жаны ашып, ақыл берген елге сенбей. Мен­дағы сол жақтанмын, Ауылданмын, Ауылдың ауруымен ауырғанмын. Өзіңді Мәскеу қалай қабылдаса, Алматы мені солай қабылдады. (Менің де өкіндіре өткенім көп) Атқа міндім, алысып, теппедім доп. Мен­дағы малды сүйем, итті сүйем, Інімнің маңдайынан шерткенім жоқ. Шаршағанда ширығам шарап ішіп, Саған ұқсап менің де жанады ішім. Құлағыма сыбырлап «құран» оқып, Иектейді мені де «Қара кісі». Мен де сендей, Серега, күнәдамын, Жыр азабын тартамын, тіл азабын. Туған ауыл, туған жұрт қайда барсам, Қайда барсам ­ қасымда Рязаным... Әй, Сергей! Сергей, Сергей, Сергей, Сергей! Бір ауылдан екенбіз мен де, сен де. ...Басым сынып барады, басым сынып, Жөндесем де болмайды, емдесем де. Эх, Сергей!  Сергей, Сергей, Сергей, Сергей! Так же тяжко дышится мне теперь. Далеко ушёл я, не веря тем,  Кто совет давал, кто меня жалел. Из аула я приехал, как и ты, Я болел своим аулом, как и ты. Как встречала тебя стольная Москва, Так меня просторы Алма­Аты. И в моём шкафу не один скелет, И за правду драться случалось мне, Я люблю собак, я люблю зверей И не бью животных по голове. Чтоб забыться, пил я вино и спирт, И моё нутро как твоё горит, Кто­то в чёрном, мерзкий, ужасный тип, Мне молитвы на ухо говорит. Я, Серёга, как и ты, не без греха, Так же мучаюсь я муками стиха. Где бы ни был я, куда бы я ни шёл, Всюду мне моя Рязанщина близка. Эх, Сергей, Серёга, ты мой земляк, Мы односельчане, кругла Земля... Как раскалывается голова... Починить нельзя, излечить нельзя.

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"

Разработка урока на тему "С.Есенин и казахская литература"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2019