Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Оценка 5

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—11 кл +1
11.11.2018
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Долгова Марина Константиновна, учитель русского языка МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ им Г.И.Марчука» Грачёвского района Название предмета Класс УМК Уровень обучения Русский язык 6 Русский язык 6 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов. Задачи урока: Обучающие: 1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем. Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни. Планируемые результаты: Предметные умения Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры Универсальные учебные действия (УУД) Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря. Личностные: Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок. Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I. Организационный момент Психологический настрой обучающихся на урок Анаграмма. ЫРС (Сыр) - Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр. (Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса слово сырочек.) II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемной ситуации - На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных. Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся) - Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове! - Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные. Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали в этой работе? (Сравнение) III. Проверка домашнего задания 1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных» 2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение. 3. Расскажите об уменьшительно-ласкательных суффиксах, приводя примеры. IV. Актуализация знаний учащихся Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная цепочка - это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим. Рассмотрим пример. В цепочке сыр<= сырок<= сырочек «сырок» является производным по отношению к «сыр», тогда как по отношению к «сырочек» оно является мотивирующим. Он задает вопрос классу: -Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки? Приводит примеры: дом-домик, лес<=лесок<=лесочек. Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры. Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря. V. Освоение нового материала - Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усвоения. Работа в парах или группах. § 12, упр. 112. Рассмотрите запись. 1 группа Добрый → добряк → добрячка 2 группа Гитара → гитарист → гитаристка 3 группа Вода → водяной → водянистый → водянистость При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа. Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем производящую основу свеч- от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 1 Алгоритм VI. Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение влево и вправо. Применение новых знаний 1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 2 2.Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования. Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек! - Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3 3.Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг, чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка. VII. Рефлексия Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников. -Что нового открыли на уроке? -Что удалось сделать легче всего? -Какие трудности возникли? -Чего вы добились? VIII. Домашнее задание: § 12, упр. 115. Дополнительное задание по желанию: составьте тест со словообразовательными цепочками. Приложение № 1 Алгоритм При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа. Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 2 Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 3 Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования. Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек! - Каким объявлен 2018 год? Почему?(Ответы учеников)Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.
1.docx
Долгова  Марина Константиновна, учитель русского языка МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ им Г.И.Марчука» Грачёвского района УМК Уровень обучения Русский язык 6 класс  М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый Название предмета Русский язык Клас с 6 Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов» Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2 Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый  урок по существительному Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять  словообразовательные цепочки слов. Задачи урока: Обучающие:   цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.   1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной  Развивающие:     развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся,  связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения;  формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения  сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать; Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры,  стремления к здоровому образу жизни. Планируемые результаты:  Предметные умения Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры Универсальные учебные действия (УУД) Формирование умения составлять словообразовательные цепочки.                                           Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного  словаря. Личностные:  Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать  собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её  осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя  ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки;  формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к  известным понятиям. Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих  действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и  корректированию ошибок. Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер  СОДЕРЖАНИЕ УРОКА I Организационный момент Психологический настрой обучающихся на урок Анаграмма. ЫРС (Сыр) ­ Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр. (Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно­ласкательного суффикса слово сырочек.)      II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся.  Постановка проблемной ситуации ­ На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных.  Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся) ­ Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове! ­ Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные.  Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное.  Какое изобразительно­выразительное средство вы использовали в этой работе?  (Сравнение) Проверка домашнего задания III 1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных» 2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение. 3. Расскажите об уменьшительно­ласкательных суффиксах, приводя примеры. IV Актуализация знаний учащихся     Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная  цепочка ­ это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент  вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в  словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее  производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.                                     Рассмотрим пример. В цепочке сыр<= сырок<= сырочек «сырок» является производным по отношению к «сыр», тогда как по отношению к «сырочек» оно является мотивирующим. Он задает вопрос классу: ­Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки? Приводит примеры: дом­домик, лес<=лесок<=лесочек.                 Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со  словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.                 Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и  производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря. V Освоение нового материала                                                                                  водянистость ­ Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова –  последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм,  который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых  единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к  пониманию значения лексики и возможности ее усвоения.              Работа в парах или группах.    § 12, упр. 112. Рассмотрите запись.  → →  добрячка 1 группа Добрый   добряк  → →  гитаристка  гитарист  2 группа Гитара  → → → 3 группа Вода   водянистый   водяной  При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки.  Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа. Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо  изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно  упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы  – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение  речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов  подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти  производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под­свеч­ник, где  под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно­суффиксальный способ  словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится  под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча».  Выявляем производящую основу свеч­ от слова свеча, окончание убираем.                  Приложение № 1 Алгоритм VI       Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение  → → → → → влево и вправо. Применение новых знаний                                                                                               1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку                           А)друг дружочек­дружок                                                                 Б)слово словесный словеса                                                                         В)небеса небо небесный                                                                    Г)дело деловой деловитый        2.Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль,  вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и  составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с  данным способом образования.                                                          Приложение № 2 → → Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки  пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко  живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр… стут в б…льших рыб, ­ прямо подумать страшно!  Так жалко рыбёшечек! ­ Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3 3.Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг, чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка. VIIРефлексия Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников. ­Что нового открыли на уроке? ­Что удалось сделать легче всего? ­Какие трудности возникли? ­Чего вы добились? VIII Домашнее задание: §  12, упр. 115. Дополнительное задание по желанию: составьте тест со  словообразовательными цепочками. Приложение № 1 Алгоритм При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки.  Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа. Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо  изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно  упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы  – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение  речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов  подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти  производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под­свеч­ник, где  под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно­суффиксальный способ  словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится  под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча».  Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 2 Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку                                          А)друг дружочек­дружок                                                                 Б)слово словесный словеса                                                                         → → → В)небеса небо небесный                                                                    Г)дело деловой деловитый                                                                                                           → → → → Приложение № 3 Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте  пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте  словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом  образования.                                                          Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки  пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко  живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр… стут в б…льших рыб, ­ прямо подумать страшно!  Так жалко рыбёшечек! ­ Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)

Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018