Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—11 кл +1
11.11.2018
Долгова Марина Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
им Г.И.Марчука»
Грачёвского района
Название предмета Класс УМК Уровень обучения
Русский язык 6 Русский язык 6 класс
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И., Капинос, 2016 Базовый
Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному
Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.
Задачи урока:
Обучающие: 1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения; формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры, стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные цепочки. Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного словаря.
Личностные:
Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки; формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и корректированию ошибок.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Психологический настрой обучающихся на урок
Анаграмма. ЫРС (Сыр)
- Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр.
(Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет слово сырок, затем образует с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса слово сырочек.)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка проблемной ситуации
- На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных. Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся)
- Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове!
- Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные. Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Какое изобразительно-выразительное средство вы использовали в этой работе? (Сравнение)
III. Проверка домашнего задания
1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных»
2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего решения, используя тип речи – рассуждение.
3. Расскажите об уменьшительно-ласкательных суффиксах, приводя примеры.
IV. Актуализация знаний учащихся
Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная цепочка - это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим. Рассмотрим пример. В цепочке сыр<= сырок<= сырочек «сырок» является производным по отношению к «сыр», тогда как по отношению к «сырочек» оно является мотивирующим.
Он задает вопрос классу:
-Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки?
Приводит примеры: дом-домик, лес<=лесок<=лесочек.
Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.
Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря.
V. Освоение нового материала - Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова – последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм, который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к пониманию значения лексики и возможности ее усвоения.
Работа в парах или группах. § 12, упр. 112. Рассмотрите запись.
1 группа Добрый → добряк → добрячка
2 группа Гитара → гитарист → гитаристка
3 группа Вода → водяной → водянистый → водянистость
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем производящую основу свеч- от слова свеча, окончание убираем. Приложение № 1 Алгоритм
VI. Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение влево и вправо.
Применение новых знаний 1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый Приложение № 2
2.Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.
Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!
- Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3
3.Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг, чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка.
VII. Рефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников.
-Что нового открыли на уроке?
-Что удалось сделать легче всего?
-Какие трудности возникли?
-Чего вы добились?
VIII. Домашнее задание: § 12, упр. 115.
Дополнительное задание по желанию: составьте тест со словообразовательными цепочками.
Приложение № 1 Алгоритм
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки. Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы – префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: под-свеч-ник, где под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочно-суффиксальный способ словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча». Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем.
Приложение № 2
Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку А)друг→дружочек-дружок Б)слово→словесный→словеса В)небеса→небо→небесный Г)дело→деловой→деловитый
Приложение № 3
Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом образования.
Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…стут в б…льших рыб, - прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!
- Каким объявлен 2018 год? Почему?(Ответы учеников)Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок по существительному
Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять словообразовательные цепочки слов.
1.docx
Долгова Марина Константиновна,
учитель русского языка
МБОУ «Петрохерсонецкая СОШ
им Г.И.Марчука»
Грачёвского района
УМК
Уровень обучения
Русский язык 6 класс
М.М. Разумовская, С.И. Львова,
В.И., Капинос, 2016
Базовый
Название предмета
Русский язык
Клас
с
6
Тема урока: «Словообразовательные цепочки однокоренных слов»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 2
Место урока в системе уроков по теме: первый урок по теме(35), четвертый урок
по существительному
Цель урока: создание условий для тренировки умения учащихся составлять
словообразовательные цепочки слов.
Задачи урока:
Обучающие:
цепочке слов, обучение работе со словообразовательным словарем.
1) повторение сведений о словообразовательной паре и словообразовательной
Развивающие:
развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся,
связной речи; обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения;
формирование приёма умственных действий при составлении цепочки; развитие умения
сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать;
Воспитывающие: воспитание уважения друг к другу, чувства взаимопомощи, культуры,
стремления к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты:
Предметные умения
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры
Универсальные учебные действия (УУД)
Формирование умения составлять словообразовательные цепочки.
Расширение словарного запаса учащихся при использовании словообразовательного
словаря.
Личностные:
Осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её
осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; умение вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение. Познавательные: освоение умения различать словообразовательные пары и цепочки;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям.
Коммуникативные: формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при
решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих
действий; обучение наблюдению за действиями партнёра, нахождению неточностей и
корректированию ошибок.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I
Организационный момент
Психологический настрой обучающихся на урок
Анаграмма. ЫРС (Сыр)
Ребята, подберите рифму к слову урок с помощью слова сыр.
(Учащиеся отвечают. Один из учеников на доске пишет слово сыр, ставит стрелку и пишет
слово сырок, затем образует с помощью уменьшительноласкательного суффикса слово
сырочек.)
II
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся. Постановка проблемной ситуации
На прошлом уроке мы занимались словообразованием имен существительных.
Догадайтесь, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы учащихся)
Что это? (Цепочка) Обратите внимание на ударение в слове!
Мы с вами будем составлять цепочки. Золотые? Верно, словообразовательные.
Составление цепочек – занятие не только увлекательное, но и очень полезное.
Какое изобразительновыразительное средство вы использовали в этой работе?
(Сравнение)
Проверка домашнего задания
III
1. На доске составьте кластер «Способы словообразования имен существительных»
2.Выпишите один пример из домашнего упражнения, докажите правильность вашего
решения, используя тип речи – рассуждение.
3. Расскажите об уменьшительноласкательных суффиксах, приводя примеры.
IV
Актуализация знаний учащихся
Подготовленный ученик № 1 объясняет одноклассникам тему. Словообразовательная
цепочка это последовательность однокоренных слов. При этом каждый новый элемент
вытекает из предыдущего, как звенья цепочки. Каждая новая единица в
словообразовательной цепочке образует с предыдущей речевую пару и является для нее
производной. Другое слово, в свою очередь, является мотивирующим.
Рассмотрим пример. В цепочке сыр<= сырок<= сырочек «сырок» является производным по
отношению к «сыр», тогда как по отношению к «сырочек» оно является мотивирующим. Он задает вопрос классу:
Чем отличается словообразовательная пара от словообразовательной цепочки?
Приводит примеры: домдомик, лес<=лесок<=лесочек.
Подготовленный ученик № 2 знакомит одноклассников со
словообразовательным словарем, выбрав понравившиеся примеры.
Подготовленный ученик № 3 представляет материал о производной и
производящей основе, взяв примеры из словообразовательного словаря.
V
Освоение нового материала
водянистость
Для чего нужна словообразовательная цепочка? Словообразовательная цепочка слова –
последовательность возникновения новых речевых единиц. Язык – живой механизм,
который постоянно обновляется и пополняется. Поскольку большинство новых речевых
единиц в русском языке – производные, словообразование является важным ключом к
пониманию значения лексики и возможности ее усвоения.
Работа в парах или группах. § 12, упр. 112. Рассмотрите запись.
→
→
добрячка
1 группа Добрый
добряк
→
→
гитаристка
гитарист
2 группа Гитара
→
→
→
3 группа Вода
водянистый
водяной
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки.
Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо
изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно
упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы
– префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение
речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов
подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти
производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: подсвечник, где
под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочносуффиксальный способ
словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится
под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча».
Выявляем производящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем.
Приложение № 1 Алгоритм
VI Физминутка. Построимся цепочкой и пройдемся по классу, изменяя движение
→
→
→
→
→
влево и вправо.
Применение новых знаний
1.Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку
А)друг дружочекдружок
Б)слово словесный словеса
В)небеса небо небесный
Г)дело деловой деловитый
2.Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль,
вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и
составьте словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с
данным способом образования.
Приложение № 2
→
→
Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки
пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко
живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…
стут в б…льших рыб, прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек! Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников) Приложение № 3
3.Составьте по картине Васильева «Мокрый луг» текст из трех предложений со словом луг,
чтобы прослеживались в нем словообразовательные возможности русского языка.
VIIРефлексия
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всех учеников.
Что нового открыли на уроке?
Что удалось сделать легче всего?
Какие трудности возникли?
Чего вы добились?
VIII Домашнее задание: § 12, упр. 115.
Дополнительное задание по желанию: составьте тест со
словообразовательными цепочками.
Приложение № 1 Алгоритм
При ответе используйте алгоритм составления словообразовательной цепочки.
Представители групп, объясните, где производная, а где производящая основа.
Для того чтобы понимать, как составлена словообразовательная цепочка, необходимо
изучить последовательность действий. Четкое соблюдение всех пунктов значительно
упростит задачу. Поставить слово в начальную форму. Выделить все имеющиеся аффиксы
– префиксы, суффиксы и корень. Определить способ образования. Найти значение
речевого элемента (при необходимости – при помощи словаря). В ряду однокоренных слов
подобрать производящую основу со сходным значением. Например, требуется найти
производящее для слова «подсвечник». Выделяем аффиксы и корень: подсвечник, где
под – приставка, ник – суффикс, свеч – корень. Приставочносуффиксальный способ
словообразования. Определяем значение: подсвечнник – это предмет, который ставится
под свечу. Значит, производящим в данном случае будет выступать слово «свеча».
Выявляем произодящую основу свеч от слова свеча, окончание убираем.
Приложение № 2
Тест Найдите ВЕРНО выстроенную словообразовательную цепочку
А)друг дружочекдружок
Б)слово словесный словеса
→
→
→ В)небеса небо небесный
Г)дело деловой деловитый
→
→
→
→
Приложение № 3
Работа с текстом. Прочитайте текст, озаглавьте его, определите основную мысль, вставьте
пропущенные буквы и раскройте скобки, найдите однокоренные слова и составьте
словообразовательную цепочку. Сделайте вывод по употреблению слов с данным способом
образования.
Рыбы лещ и треска о своих детях (не)заботятся. Выметали икру и ушли. А ребятишки
пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. Коне…но, беспризорным (не)легко
живется… Сколько гибнет рыбёшек, сколько опас…ностей им грозит, пока они (не)выр…
стут в б…льших рыб, прямо подумать страшно! Так жалко рыбёшечек!
Каким объявлен 2017 год? Почему?(Ответы учеников)
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Разработка урока на тему ""Словообразовательные цепочки однокоренных слов" ( 6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.