Разработка урока на тему: Состав слова. 5 класс

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 11.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока на тему: Состав слова. Основа слова и окончание.Целью урока является повторение знаний о составе слова, познакомить с ролью окончания, с однокоренными словами и формами одного того же слова. Ожидаемые результаты: А) знают алгоритм разбора слов по составу; понимают: что морфемы - значимые части слова; В) умеют: разбирать слова по составу; определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание. С) могут: анализировать и делать выводы о роли окончания и основы, различать однокоренные слова и формы одного и того же словаПрезентация по уроку: Состав слова. Основа слова и окончание.
Иконка файла материала для открытого урока.pptx

Состав слова. Основа и окончание

Цель урока: Повторить знания о составе слова, познакомить с ролью окончания, с однокоренными словами и формами одного и того же слова.

Ожидаемые результаты:
А) знает: алгоритм разбора слов по составу; понимает: что морфемы - значимые части слова;
В) умеет: разбирать слова по составу; определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
С) может: анализировать и делать выводы о роли окончания и основы, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

.

КРЕСТИКИ И НОЛИКИ
1. Корень – это главная часть предложения. (0)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (х)
3. Основа – это часть слова с окончанием. (0)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (0)
5. Изменяемая часть слова - окончание. (х)
6. Приставка- часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (х)
7. Суффикс- часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (х)
8. Слова вода и водичка – это формы одного и того же слова (0)

«Крестики и нолики»
Критерии:
0 ошибок - 3б.
1 ошибка - 2б.
2ошибки - 1б.
Больше 2-х ошибок – нужно поработать

Групповая работа «Измени слово»
1 группа: Лиса
пушистый хвост у лисы
долго выслеживал лису
наблюдал за лисой
много сказок о лисе
2 группа: Собака
Гулял с собакой
Громкий лай у собаки
Вижу перед собой собаку
Много историй о собаке
3 группа Природа
Любить природу
Рассказ о природе
Картина природы
Любоваться природой

Критерии оценивания:

1. Правильно изменили слово.(0-2 б.)
2. Верно выделили окончания в словах, которые изменили. (0-2 б.)

1 группа
Добрая девочка
Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела их добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны.
К.В. Лукашевич
Задания к тексту
Прочитайте.
Подумайте, почему текст так называется.
Определите тип текста. Обоснуйте свой ответ.

2 группа
Чем являются выделенные слова? Обозначьте в них корень. Как называются такие слова?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.


3 группа
Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд...
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
И.С.Соколов-Микитов
Задания к тексту
Прочитайте.
Озаглавьте текст. Объясните свой выбор
Составьте 2 вопроса по содержанию текста.

Мини-тест
Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет;
Е) да.
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да;
Т) нет.
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки;
К) окончания.
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да;
Н) нет.

Какое слово у нас получилось?
1. Часть, без которой слово не может существовать?
Д) суффикс;
З) корень;
О) окончание.
2. Родственные слова это:
У) слова, которые сходны по смыслу;
Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
3. Окончание служит для образования новых слов
А) нет
Е) да
4. Суффикс служит для связи слов в предложении
М) да
Т) нет
5. Корень – это:
О) общая часть родственных слов;
И) общая часть слов.
6. Разбор слова по составу надо начинать с :
С) корня;
П) приставки
К) окончания
7. Приставка служит для образования новых слов.
И) да
Н) нет

«Мини-тест»
Критерии:
1 ошибка -3 б
2 ошибки -2 б
3 ошибки - 1 б
Больше 3-х –нужно повторить

ЗНАТОКИ

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

У
М
Е
Н
И
я

З Н А Н И Я

А
К
Т
И
В
Н
О
С
Т
ь

Н А С Т Р О Е Н И Е

17- 18 баллов – «5»
14-16 баллов – «4»
11-13 баллов – «3»